Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Тревожный «первый звонок»: почему за пробелы в системе образования должны отвечать дети?

Тревожный «первый звонок»: почему за пробелы в системе образования должны отвечать дети?

2 сентября. Один из самых волнительных, долгожданных дней для первоклассников и их родных. Малыши задолго до первой торжественной линейки перебирают ручки и карандаши, листают пока еще чистые и гладкие листы в школьных тетрадях, примеряют новенькие ранцы. Родители готовят для будущих школьников белые рубашки, отутюживают брючки и юбочки, а дети с замиранием сердца ждут того дня, когда гордо, с букетом цветов для первой учительницы, пройдут в класс и сядут за парты.

Тревожный «первый звонок»: почему за пробелы в системе образования должны отвечать дети?


Уже с середины месяца начинаются приготовления к школе. Эта подготовка – волнительная, праздничная и очень радостная. Однако в этом году праздник для многих первоклашек Ташкента и их родителей омрачен неизвестностью, граничащей с паникой – до начала учебного года осталось меньше месяца, а тысячи девчонок и мальчишек еще даже не знают, в первый класс какой школы они пойдут.

Это «экспериментальные» дети, попадающие под регламент так называемой «дополнительной квоты», для которых, согласно Постановлению Кабинета министров от «Об утверждении Административного регламента оказания государственных услуг по приему детей в государственные средние общеобразовательные учебные заведения» от 7 июня 2019 года, была установлена плата в размере минимум 10 МРЗП за поступление в выбранную школу.

Напомним…

Документ вызвал широкий общественный резонанс, и множество тревожных и негативных комментариев родителей.
21 июня текущего года стартовал прием документов по основной квоте, а «дополнительные дети» остались за бортом и в подвешенном состоянии. Министр народного образования Шерзод Шерматов заявил, что плата за поступление в первый класс в этом году взиматься не будет. А 20 июля вышел проект постановления правительства с рядом новых изменений в регламент оказания госуслуг по приему детей в государственные школы.

Документ предлагает включить в дополнительную квоту:

1) детей граждан, проживающих по постоянной прописке на микроучастке школы, которым до 1 сентября исполнится 6 лет;

2) детей педагогов и сотрудников школы;

3) детей, достигших школьного возраста, где учатся их брат или сестра;

4) детей военнослужащих, проживающих на микроучастке школы.

То есть, если изменения будут утверждены, родители не будут иметь возможности устроить своих детей в школы вне микроучастка за одноразовую плату. Обсуждение проекта постановления должно было завершиться 5 августа 2019 года.

Что происходит сейчас?

Центры государственных услуг переполнены недоумевающими, паникующими родителями детей, чьи дети, по стечению обстоятельств, не попали под определение основной квоты. У них – множество вопросов к Министерству народного образования и хокимияту. И эти вопросы обоснованы.

Тревожный «первый звонок»: почему за пробелы в системе образования должны отвечать дети?


Родители не могут начать полноценно готовиться к сборам ребенка в первый класс. Их тревожное, нервное состояние в разы увеличивает уровень стресса и будущих первоклашек, для которых так важен и волнителен новый этап их жизни.

И дети, и родители, узнав о грядущих изменениях в системе, с середины июня находятся в состоянии неопределенности, и не выезжают из города, дежуря у Центров госуслуг и ожидая начала приема по дополнительной квоте. По факту, детей лишили летнего отдыха и возможности набраться сил перед столь ответственным шагом во взрослую жизнь.

Что же пошло не так, или вопросы, волнующие родителей

МНО неоднократно отмечало, что новая система направлена на обеспечение открытого и без коррупционного механизма приема детей в первый класс общеобразовательных школ.

Почему же такой благородный и правильный посыл не встретил одобрения со стороны населения столицы? Почему люди продолжают писать гневные письма в Районо, Гуно и МНО? Что беспокоит родителей будущих первоклашек и вынуждает их ежедневно обивать пороги центров госуслуг?

Приходится признать, что в новой системе приема детей в первый класс есть ряд критических и существенных недоработок.

Первое, и самое главное – подобные эксперименты не проводятся за три месяца до начала учебного года. Образование - это стратегически важное направление, от которого зависит развитие страны в целом, и все решения, принимаемые в этой сфере, должны быть максимально взвешенными, продуманными и выверенными.

На протяжении года родители готовили ребенка к школе. Большая часть посещала подготовительные занятия при школах, в которые планировали устроить ребенка. «Под занавес», в начале лета выясняется, что порядок приема в первый класс кардинально меняется. Результат – дезориентированные, мало информированные, озлобленные люди, стоящие перед дилеммой – то ли собрать деньги на покупку одежды, ранцев и канцелярских принадлежностей, то ли копить сумму для оплаты пошлины за дополнительную квоту.

Второе. Большая доля недовольств родителей связана с неверным, по их мнению, делением на микроучастки. Хокимияты регулярно пересматривают их, однако, совершается это лишь для галочки, поскольку из года в год все остается без изменений. В микроучасток школы иногда попадают улицы и дома, расположенные далеко от школы, и не попадают те, что находятся в двух шагах. Необходимо внимательно и серьезно пересмотреть вопрос разделения на микроучастки, поскольку часто малышам приходится переходить оживленные трассы, сложные участки дороги. Случаев, когда через дорогу расположена школа, а по микроучастку дети относятся к той, до которой несколько остановок необходимо идти/ехать – огромное количество.

Третье. Экстренное, поспешное, привязанное к постановлению открытие русских классов в школах по микроучастку. Наспех набранные учителя, по принципу «лишь бы могли преподавать на русском», быстро сформированные один-два первых класса в узбекоязычных школах… О каком качестве образования в этом случае идет речь? Даже если родители отдадут детей в такой класс, по окончании начальной школы им придется прервать процесс обучения и перевести ребенка в другое общеобразовательное учреждение, поскольку в узбекских школах нет русскоязычных учителей-предметников. А это – дополнительный стресс для ребенка и его родственников и очередные бюрократические проволочки.

Четвертое. Предложенные в последнем проекте постановления правительства четыре категории детей для дополнительной квоты – само по себе несправедливое и обидное разделение на тех, кто имеет право на получение качественного образования и тех, кому такой шанс не выпал. Тебе можно выбрать школу, а тебе – нет. Чем дети, к примеру, сотрудников школ лучше ребенка, проживающего в непосредственной близости, но не относящегося по микроучастку к этой школе?

Люди говорят…

Корреспондент NUZ.Uz побеседовал с родителями, и узнал их мнение о сложившейся ситуации.

Елена, мама будущего первоклассника:

Вот уже несколько месяцев мы пребываем в непреходящем шоке… Школьная форма есть, а школы нет. Ничего неизвестно о дополнительных квотах, в единых окнах – полный бардак, никто не отвечает на многочисленные вопросы родителей. Вчера даже национальную гвардию пришлось вызывать, чтобы успокоить гневных, недоумевающих людей. Почему нам не дают право выбора?
В школе по нашему микроучастку работают молодые, неопытные педагоги, которым я не могу доверить ребенка, поскольку начальное образование – это основа основ, и от него зависит будущее наших детей.


Сергей, отец будущего первоклассника:

Выбранная нами школа не относится к нам по микроучастку, но территориально ближе той, к которой мы прикреплены. Это школа, в которой преподавание ведется на русском языке с 1 и по 11 класс. Очень важный момент – непрерывность обучения ребенка.

По микроучастку мы относимся к национальной школе. Я говорил с директором, которая очень неуверенно сказала, что в этом году будет открыт русский класс, если наберется необходимое количество детей. Она добавила, что, в крайнем случае, в школе есть педагог, способный преподавать на русском языке. Но мне кажется, что русскоязычным этого будет недостаточно.

В чем смысл всех нововведений? Дети, относящиеся к школе по микроучастку, в любом случае были бы приняты. В какой-то мере я положительно оцениваю эти реформы. Но тогда определите четкие даты подачи заявлений по основной и дополнительной квотам. Дайте возможность попасть в выбранную школу детям по дополнительной квоте, если школа может их принять. Пусть это будет в порядке живой очереди, или по каким-либо другим критериям.

Эти изменения необходимо адаптировать ко следующему учебному году. Подготовить учителей, без спешки открыть классы с русским языком обучения.

Сейчас мы находимся в состоянии неопределенности, и тревожное, нервное состояние родителей отражается на детях, их психике.


Ольга, мама будущей первоклассницы:

Чисто узбекская школа, и в этом году там открыли один русский класс. Я говорила с директором – этот класс уже переполнен. На просьбу дать справку или письмо, что школа не может принять ребенка, директор ответила отказом, объяснив, что такие справки они не выдают.
На вопрос о том, что будет через четыре года, и укомплектована ли школа учителями-предметниками, преподающими на русском языке, директор просто развела руками.


Вместо послесловия

Согласно Статье 41 Конституции Республики Узбекистан, государство гарантирует получение бесплатно общего образования. Происходящие преобразования касаются государственных школ. Постановление Кабинета министров от 7.06.2019 г. № 469 разделило общеобразовательные школы города на плохие и хорошие, популярные и непопулярные, тем самым признав, что в системе образования страны существуют огромные проблемы. И расплачиваться за ошибки и недоработки чиновников приходится нашим детям.

Корень решения проблем кроется в подготовке квалифицированных педагогов, поскольку вопрос «кадрового голода», как выясняется, сейчас занимает первую строчку в рейтинге наболевших проблем сферы.

Вполне логично и понятно желание родителей – дать своему ребенку качественное образование. И не их вина, что государство не может обеспечить его абсолютно во всех школах столицы.

Анна Гриценко.
Комментарии
Aziza
Я полностью согласна с автором. Сколько боли и переживания мы перенесли за эти три месяца. Я мама будущего первоклассника, и я не знаю в какую школу мы пойдем. Год учились в нулевке, оплачивали ежемесячно чтобы попасть в эту школу и к той учительнице кому мы ходили, но увы нас ставать перед фактом. Эти депутаты бездари которые не знают и не уважают конституцию РУз, как они вообще ведут работы, неужели они остаются без наказаны, а страдаем мы наши дети. Не продумав обстоятельства мучают народ. Уже не знают откуда деньги с грести и до школ дошли. У них у всех виллы за городом, машины крутые под жопой, наверно и собака в золотой цепи. А им все мало. Добивают народ. Мы не растем а деградируем.
Тимур
Называется добро пожаловать в Узбекистан. Как всегда, все через одно место. Кому то в голову пришла мысля и решил воплотить даже не думая...
Диля
Мы так же находимся в подвешенном состоянии. На квартале только узбекская школа. Что делать дальше не знаю
Елена
Я вообще поражена тому, что происходит в нашем государстве??? Такое чувство, что мы живем как ОАЭ!! Новостные агентства периодическ с таким удовольствием сообщают: стало известно, сколько будут теперь штрафы? Сколько будет стоить тонировка? Сколько будет стоить повышенная плата за ВСЕ!! При этом з/ п повышается на 10%( это с тем, что больше млн.у нас мало кто получает!!) А цены растут с более удручающей прогрессией!! Такое яувство, что людям денег девать некуда!! Уяителям министр образования до 1000$ обещал повысить аж к 30-му году, когда коробка спичек будет стоить 10тыс.сум!! Нет, чтобы деньги вкладывать в стимулирование учителей, они никак не могут успокоиться, чтобы что-нибудь уже и от первоклашек не поиметь!!! Смысл?? Усталый нищий учитель так и останется усталым, злым и нищим.. А куда же пойдут полученные средства?? Какой-то театр абсурда!!! Как будто в приоритетных школах учителям больше платят!!
Сократ
Уже 6 августа. Информации о порядке проведения набора в 1 класс тоже нет. Вместо решения одной проблемы, создали тысячу и одну проблему. Шесть этапов сдачи ребенка в первый класс. Это порождает коррупцию. Господа чиновники подумайте, что Вы делаете. Вы сами создаете почву для коррупционной составляющей
Наталья
Огромное спасибо за статью, лаконично изложено все о чем наболело у многих родителей первоклашек. Дай Бог, чтобы в МНО прислушались к доводам разума.
Мила
Наш министр образования пусть и имеет отличное образование, но в самой сфере образования опыта ноль. То с формой мусолили мусолили в итоге опять непонятно что, то с новым законом сырым и непродуманным за три месяца до учебы. Сколько искусственно вызванных скандалов из-за неразберихи в законе. Такое чувство, что он озабочен только престижными и элитными школами, а других более простых для него не существует? И как решить и кто решает какая школа простая, а какая нет. Тут многие возмущались, но все равно потом согласились об оплате по квоте. А почему? Это забота государства дать возможность студентам выучится и получить педобразование достойное наших детей, которые в дальнейшем будут поднимать и другие школы. Сама проживаю на участке с национальной школой где открыли первые классы, но все равно пойду на другой участок с "смешанной" школой. Если не возьмут, то значит нарушают права моего ребенка учится бесплатно и где хочет. Не так ли?
Я не пойму в чем проблема? Идите в школы по своей махалле.
Зачем ставить вот так акцент на каких то выборочных школах?
Ну а если позволяет карман- вперед и с песней в частную школу!
Зачем из мухи слона раздавать???
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Пенсионный фонд объяснил, что должны сделать пенсионеры, чтобы продолжить получать пенсию на карту или перевести ее в наличные деньги

Когда Ташкент переведут в «красную» зону (опрос)

В штабе по борьбе с коронавирусом объяснили, почему Ташкент не переведен в "красную" зону

Несколько городов Ташкентской области переведены в "красную зону"

expo
Похожие статьи
Теги
Анна Гриценко