Документальный фильм «Умр бекатлари» был представлен публике 9 октября 2015 года в Национальной библиотеке Узбекистана. Картина снята на Республиканской киностудии научно-популярных и документальных фильмов при Национальном Агентстве «Узбеккино». Ее режиссером выступил Музаффар Эркинов.
В Год внимания и заботы о старшем поколении документалисты сняли фильм о долгожительнице Халиме-ая Каюмовой, которой исполнился 101 год. Всю жизнь Халима-ая проработала на железных дорогах. Кинолента рассказывает о ее труде и жизни.
На презентацию в библиотеке собрались сотрудники НА «Узбеккино», съемочная группа, студенты Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта и Ташкентского государственного института культуры и искусств, ученики Ташкентского железнодорожного колледжа, а также родственники Халимы-ая Каюмовой
Перед гостями презентации выступили искусствовед Бахтиёр Ёкубов, дочь Халимы Каюмовой Карима Солиева, режиссёр фильма Музаффар Эркинов и исполнитель одной из ролей Бегзод Мирзаев. Они рассказали о том, как снимался фильм, а также о других работах киностудии, приуроченных к Году внимания и заботы о старшем поколении.
8 октября 2015 года клуб-музей «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» при Российском центре науки и культуры в Ташкенте отметил день рождения Марины Цветаевой традиционным «Цветаевским костром».
В России «Цветаевские костры» зажигают с 1986 года, а в Ташкенте этот обычай появился в 2002 году, когда поэтесса Маргарита Тарсина и общественный директор клуба-музея Альбина Витольдовна Маркевич впервые собрали ценителей поэтического слова вокруг яркого пламени, символизирующего жизнь и талант Марины Цветаевой.
Вот и в этом году во дворе РЦНК собрались представители ташкентской творческой интеллигенции, филологи, журналисты, молодежь. Программу открыл Руководитель Представительства Россотрудничества в Узбекистане Виктор Шулика. Он же разжег костер вместе с артисткой театра «Лабирус» Юлией Хороховой, родившейся в один день с поэтом. Участвуя в праздничной программе, она прочла стихотворения Цветаевой. Перед гостями также выступили концертмейстер Ирина Галущенко, солистка Государственного академического большого театра оперы и балета имени А.Навои Елена Шавердова, литератор и поэт Вадим Фомичев, композитор Геннадий Арефьев и другие постоянные участники встреч «Мангалочьего дворика».
С 19 по 24 октября в Ташкенте, Нукусе и Ургенче будет идти Неделя корейской культуры Korean Week 2015. Об этом сообщает посольство Республики Корея в Узбекистане.
Программа Недели будет разнообразной и насыщенной, в нее войдут не только культурные, но и спортивные мероприятия.
В день открытия кинофестиваля, 19 октября, корейская театральная труппа продемонстрирует ташкентцам традиционное представление «самульнори».
Всю неделю, с 19 по 24 октября, продлится Фестиваль корейского кино в столице, во Дворце кино им. Алишера Навои. Здесь будут показаны фильмы «Мисс Бабуля» (19 и 24 октября), «Педант» (20 октября), «Введение в архитектуру» (21 октября), «Добро пожаловать в Донмакгол» (22 октября), «Моя любовь, моя невеста» (23 октября). Начало всех сеансов – в 18.30. Кроме того, фильм «Мисс Бабуля» будет показан в Нукусе (21 и 22 октября в Каракалпакском Государственном музыкальном театре им. Бердаха, в 17.00) и в Ургенче (22 и 23 октября в Школе музыки и искусства №1, в 17.00).
Спортивный сегмент фестиваля составят мастер-классы по футболу, которые даст бывший член национальной футбольной команды Республики Корея Сонг Чонггуг, ныне генеральный директор молодежного футбольного клуба, спортивный комментатор и почетный посол KOICA. Он будет заниматься с юными футболистами нашей страны 20 октября в Ташкенте (Федерация футбола Узбекистана, 15.00-17.00), 21 октября в Нукусе (Стадион «Турон», 15.00-17.00), а 22 октября в Ургенче (Стадион Yoshlik, 15.00-17.00).
Также организаторы привезут в Узбекистан произведения корейского традиционного прикладного искусства. Их можно будет увидеть 20 октября в Ташкенте (Национальная библиотека Узбекистана им. Алишера Навои, 14.00 – 16.00), 21 октября в Нукусе (Школа музыки и искусства №12 , 14.00 – 16.00), а 22 октября в Ургенче (Детский центр «Баркамол авлод», школа музыки и искусства №1, 14.00 – 16.00).
Кроме того, в рамках фестиваля состоится конкурс рисунков «Дружба между Кореей и Узбекистаном».
Как напоминает «Газета.uz», год назад неделя Korea-Central Asia Caravan прошла в Фергане и Андижане.
В Мемориальном парке-музее Камолиддина Бехзода Академии художеств Узбекистана проходит персональная выставка художницы Нафисы Гильмановой.
На открытии выставки, по сообщению УзА, выступили председатель Академии художеств Узбекистана А.Нуриддинов, ректор Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода Х.Аминов и другие.
Нафиса Гильманова является доцентом Ташкентского архитектурно-строительного института. Она награждена специальным дипломом Академии художеств Узбекистана «За цикл произведений в жанре натюрморта, мастерски выполненных в современном духе». Два года назад художница была названа Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан «Автором лучшего учебника и учебной литературы года». Принимала участие в международных выставках, часть работ Н.Гильмановой находятся в коллекциях зарубежных музеев.
Фольклорная группа «Поздний сбор» из Чехии даст концерты в Бухаре, Хиве и Ташкенте. Также в программу турне входит посещение Таджикистана. Поездка состоится при поддержке Министерства иностранных дел Чешской республики и Посольства Чешской республики в Ташкенте.
Напомним, что «Поздний сбор» уже выступал перед узбекистанцами год назад. В этот раз состав группы несколько изменился – в него приглашен музыкант из Словакии.
Цимбальная музыка группы включает в себя песни и мелодии Карпат, объединяя фольклор Венгрии, Польши, Словакии и Чехии.
11 и 12 октября «Поздний сбор» проведет в Таджикистане, а 13 октября 2015 года прибудет в нашу страну. Программа выступлений будет очень насыщенной. 13 октября в 18.00 группа выступит в Ляби Хауз в Бухаре, 14 октября в такое же время даст концерт в Хиве. 15 октября в 11.00 «Поздний сбор» проведет мастер-класс для хивинских музыкантов, после чего отправится в Ташкент.
16 октября в столице в Посольстве Чешской республики в 11.00 состоится пресс-конференция группы, в15.00 — мастер-класс в Эстрадно-цирковой школе, в19.00 часов – встреча с чешской и словацкой общественностью.
17 октября «Поздний сбор» в 11.00 даст мастер-класс в Государственной консерватории, в 16.00 выступит там же в Малом зале. В этот же день в 19.00 музыкантам предстоит выступление в рамках концерта индийской группы
18 октября в11.00 чешские гости сыграют в детском доме № 1 «Мурувват», а в 18.00 встретятся со спонсором
19 октября в11.00 им предстоит мастер-класс в Государственном институте искусства и культуры, а в 18.30 – финальное выступление на официальном (государственном) приёме Чешской республики
Восемьдесят работ фотографа Канако Сато будут представлены на выставке «Подводный мир Японии», которая пройдет в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана.
Выставка будет идти с 10 по 21 октября 2015 года. Ее организаторами выступили Посольство Японии в Узбекистане, Японский институт фото-индустрии и Международный караван-сарай культуры. Вход на церемонию открытия свободный.
Канако Сато известна у себя на родине как фотограф-фрилансер и лектор в Фотошколе Canon в Токио. Специализируется на подводных снимках, передавая яркую красоту обитателей моря. Регулярно выставляет и публикует свои работы.
Среди последних ее проектов наибольшее внимание привлекла серия «Калейдоскоп» — завораживающие симметричные узоры, созданные на основе фотографий рыб и морских растений. Как объясняет Канако Сато, на эту идею ее вдохновили отражения на поверхности воды. Ей хотелось передать гармонию природы и принцип цикличности жизни, создав из обычной фотографии нечто вроде мандалы – сакральный объект, выражающий красоту и тайну океана.
Сделав исходную фотографию, Канако Сато многократно отражает ее в горизонтальной или вертикальной плоскости, пока не получит завершенный «калейдоскопичный» узор.
Есть в ее портфолио и более традиционные снимки морского дна.
В работе Канако Сато использует специальное оборудование, в том числе разные виды вспышек. Сочетая их с уловленным солнечным светом, она добивается высокой яркости и контрастности снимка, подчеркивая игру света и тени.
Анна НИМ. Использованы снимки из портфолио Канако Сато.
6 октября 2015 года в Республиканском специализированном музыкальном академическом лицее имени Успенского в столице состоялся концерт «Песни из кино». Он был проведен представительством Россотрудничества в Республике Узбекистан в честь 90-летия народной дипломатии, 70-летия Великой победы, а также Года культуры в России.
Вспомнить мелодии любимых фильмов гостям концерта помогли как известные эстрадные исполнители, так и начинающие артисты, выступившие с песнями и танцами. Программу вечера украсили лауреаты международных конкурсов, актеры театра и кино, певцы и музыканты Георгий Дмитриев, Фарангис Шамсиева, Максим Фадеев, Анжелика Хмельницкая, Камилла Максудходжаева. Живым исполнением порадовали ученики РСМАЛ им Успенского, «Унисон скрипачей» и ансамбль «Меros». Азиз Тойчиев исполнил на саксофоне попурри из музыки к комедиям. Партии фортепиано прозвучали в исполнении Руслана Волкова и Диляры Ахметшиной.
В качестве ведущих программы выступили актер театра и кино Руслан Ларин вместе с поэтом и журналистом Мариной Храмовой.
Отдельно нужно упомянуть о почетном госте концерта — Заслуженном артисте Узбекистана Рустаме Сагдуллаеве, известного своими актерскими и режиссерскими работами, и в первую очередь – игрой в картине «В бой идут одни «старики». В его исполнении прозвучали авторские песни, которые войдут в следующие фильмы Р.Сагдуллаева. Артист произнес благодарственную речь и преподнес Представительству Россотрудничества памятный подарок.
На концерте побывали сотрудники Посольства Российской Федерации в Республике Узбекистан, представители национальных культурных центров и общественных организаций столицы, творческая интеллигенция, соотечественники, студенты и представители прессы.
Областные этапы Фестиваля детского творчества «Камалак юлдузлари-2015» будут идти в регионах Узбекистана с 12 по 23 октября. Соревноваться за выход в республиканский этап станут дети от 6 до 14 лет.
Фестиваль организован ОДМ «Камолот», Министерством народного образования Республики Узбекистан, Детской организацией «Камалак» и Центром молодежных инициатив.
Среди номинаций «Камалак юлдузлари» — игра на музыкальных инструментах, вокал, танец, изобразительное, прикладное и литературное творчество. В жюри фестиваля входят профессионалы, представляющие все эти области искусства.
Лучшие из конкурсантов будут награждены сертификатами, дипломами и призами, а также смогут рассчитывать на поддержку в своей деятельности от организаторов фестиваля.
С 1 по 4 октября 2015 года в столице Республики Татарстан, Казани, проходил XI Международный фестиваль тюркской поэзии. На него собрались более ста поэтов, представляющих тюркские народы Узбекистана, России, Турции, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Ирана, Ирака и других стран.
Организатором фестиваля стал Союз писателей Турции и Татарстана.
Премию имени башкирского поэта Рами Гарипова получил наш земляк, Фахриёр (Фахриддин Низамов). Остальные две премии фестиваля достались конкурсантам из Крыма и Турции.
Фахриёр (Фахриддин Низамов) известен как поэт и переводчик. Он родился в 1963 г. в кишлаке Сангиджуман Самаркандской области, сейчас живет в Ташкенте. Окончил факультет узбекской филологии Самаркандского университета им. Алишера Навои. Выпустил три книги стихов, а также публицистический сборник «Традиция обновления». Печатается в узбекистанских и зарубежных изданиях.
В Узбекистане создается карта, включающая в себя все памятники культурного и архитектурного наследия страны. О работе над ней рассказал председатель «Узбектуризма» Фаррух Ризаев.
Как сообщает Sputnik, на карту уже нанесено около десяти тысяч объектов, созданных в разные периоды истории Узбекистана. В работе находится еще около тысячи, так что карта пока не завершена.
Проект, собравший воедино все исторические и культурные ценности республики, будет полезен как для ученых, так и для туристов, интересующихся Узбекистаном.
Нужно отметить, что наша страна находится на девятом месте в мире по количеству исторических памятников и курортов. Здесь сохранилось более семи тысяч объектов архитектуры и искусства, относящихся к разным векам и культурам. При этом часть из них внесена в Список мирового наследия ЮНЕСКО.
Узбекская национально-культурная автономия проведет вечер джаза. 24 октября в Москве в Измайловском Кремле будет выступать группа SATO из Ферганы.
На концерт, по сообщению Sputnik, приглашены общественные деятели, политики и представители прессы, а также члены узбекской диаспоры Москвы.
Группа SATO – одно из наиболее ярких явлений узбекского джаза. Созданная в 1974 году в Фергане, она практически с самого начала была ориентирована на сочетание джазовых и национальных мотивов. Обладая хорошим знанием классического зарубежного джаза, музыканты в то же время были знакомы и с узбекскими, татарскими народными мелодиями. Их слияние позволило SATO создать свой узнаваемый стиль. На протяжении нескольких десятилетий группа занимала ведущее место в джазовом направлении. Она известна ценителям джаза как в Узбекистане, так и за рубежом.
По каналу «Euronews» покажут три передачи о Самарканде, Бухаре и Термезе. Они пройдут в рамках программы «Uzbekistan Life». Об этом сообщило ИА «Жахон».
Для съемки сюжетов в нашей стране с 5 по 14 октября будут работать корреспондент «Euronews» Катарина Каун и оператор Фабиан Вельтер. Они посетят древние города нашей страны, где подготовят материалы об исторических памятниках Узбекистана и его туристической сфере.
Передачи пройдут в эфире «Euronews» на тринадцати языках.
Инициатива этого медиа-проекта принадлежит Национальной компании «Узбектуризм» в сотрудничестве с телеканалом «Euronews».
Зрители канала, вещание которого охватывает 155 стран мира, уже обратили внимание на короткий ролик о туристических городах Узбекистана, идущий на «Euronews» с начала осени. Также канал освещал проведение фестиваля «Шарк тароналари».
Японские и узбекистанские специалисты со 2 по 17 октября проводят в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы мастер-классы «Археология и реставрация в Узбекистане».
Эти занятия, за последние годы ставшие традиционными, организованы при содействии Академии художеств Узбекистана, Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы, Отдела искусства и культуры Японского фонда Хироко Цука, Японского фонда международного сотрудничества (Japan Foundation), Посольства Японии в Республике Узбекистан, Фонда изучения культурного наследия и искусства (Япония) и Государственного музея истории Узбекистана. Они предназначены для педагогов, студентов и учащихся высших и средних специализированных учебных заведений, специалистов музеев и научных институтов.
Мастер-классы ведут профессор Университета Комадзава, др. Хироаки Фурушо, реставратор Университета Тайшо — Надока Фурушо, директор Отдела культурного планирования Национального музея Токио, проф. Иноуэ Ёичи и профессор по реставрации и консервации Университета Сибер — Аоки Шигео (Токио), узбекистанские археологи — с.н.с. МКСК, др. Сергей Савчук-Курбанов и зав.музейным отделом МКСК Константин Шейко, археолог-нумизмат Алексей Горин и реставратор Акмаль Ульмасов – научные сотрудники НИИ искусствознания АН РУз, зам. директора по науке Государственного музея истории Узбекистана АН РУз Атабек Арипджанов.
Также в программу входят практические занятия по гончарному делу, которые ведет керамист Шамсуддин Шерназаров.
Теоретическая часть мастер-классов включает в себя сведения о базовых методиках проведения археологических работ, способах сохранения находок, информацию по истории нумизматики Узбекистана. Практика же будет касаться получения навыков детального описания объектов и артефактов, знакомства с тонкостями изготовления керамики, методами консервации, реставрации и вычерчивания изделий.
7 и 8 октября 2015 года южнокорейская театральная труппа «Хэбома» покажет в Молодежном театре Узбекистана спектакль Pound it, Macbeth! по мотивам драмы Шекспира.
Сеульские актеры уже привозили этот спектакль в столицу около года назад. Нужно отметить, что он произвел неоднозначное и даже шокирующее впечатление на ташкентскую публику, непривычную к столь вольной трактовке классики. Актеры выступают в старинных корейских костюмах, сопровождая действие игрой на традиционных барабанах. Сочетание английской драмы и корейских театральных традиций вполне способно привести зрителя в состояние культурного шока. Однако яркая и экспрессивная феерия, создаваемая на сцене артистами «Хэбома», однозначно произвела незабываемое впечатление на ташкентцев.
Теперь же театралы, пропустившие экзотический спектакль в прошлом году, получили еще один шанс расширить свой кругозор. Также, помимо выступлений, актеры «Хэбома» дадут два мастер-класса для своих молодых коллег из Узбекистана.
1 октября 2015 года клуб-музей «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» собрал гостей на праздник «У Есенина день рождения». В уютном дворике Российского центра науки и культуры в Ташкенте 120-летний юбилей поэта отметили литературно-музыкальным вечером.
О жизни и творчестве Сергея Есенина рассказали руководитель клуба-музея, поэт и искусствовед Альбина Маркевич и первый директор Музея Есенина в Ташкенте Вадим Николюк.
В программу вошли стихотворения поэта и написанные на них романсы. Коллектив «Авива» станцевал «Хорезмский танец», напомнив о любви Есенина к Туркестану. А русские мотивы его творчества зазвучали в народных песнях «Я на горку шла…» и «Лапти», исполненных лауреатом международного фестиваля «Русская песня» Луизой Болдеско. Свои романсы на стихи Есенина спел Геннадий Арефьев.
Стихи Есенина прозвучали не только по-русски, но и по-узбекски. Жавохир Эргашев исполнил стихотворение «Голубая да веселая страна» в переводе народного поэта Узбекистана Эркина Вахидова.
На литературный вечер собрались любители русской поэзии, творческая общественность Ташкента, преподаватели и учащиеся, представители прессы.
1 октября 2015 года Российский центр науки и культуры в Ташкенте отметил День учителя и наставника. На торжество собрались преподаватели, педагоги-русисты, студенты, курсанты и волонтеры РЦНК.
Праздник открыл руководитель Российского центра науки и культуры в Ташкенте Виктор Шулика. Вслед за ним учителей поздравили с праздником доктор исторических наук, профессор, выпускник МГУ К.Т. Ирназаров и доктор филологических наук, профессор Национального университета Узбекистана им. М. Улугбека А.Г. Шереметьева.
Перед гостями выступили танцевальные ансамбли «Мери Кидс» и «Жемчужина». Для них звучали песни «Мой добрый учитель» и «Помни меня». Курсанты РЦНК внесли свой вклад в праздник юмористической импровизацией под названием «Учение – свет!».
Знаменитый романтик Виктор Гюго ещё в середине 19 века дал такое точное, не допускающее разночтений определение войне и миру. Через столетие уже всё разумное человечество в лице Организации Объединённых Наций осознанно пришло к такому же категорическому выводу, но для этого понадобилось испытать ужасы двух страшных мировых войн.
Дорогой ценой приходит к людям прозрение, хотя опять же люди, а не звери и не безмозглые роботы продолжают вести и даже усиливают бесчисленные войны и по сей день в различных уголках нашей израненной планеты. Только зачинщиков этих боен не хочется называть людьми, настолько антигуманны и бесчеловечны их преступные деяния. Но никакими эмоциональными всплесками не уйти от правды – эти жестокие особи также принадлежат к роду людскому, по биологической классификации они есть «гомо сапиенс». Какое надругательство над понятием «разумный», какой парадокс! – но мало ли их вообще в далёкой от совершенства земной юдоли?
И тем не менее войнам, особенно массовым, я уже не говорю мирового масштаба, носящим характер всеохватной пандемии, нет оправдания!
Уместно ли так говорить, зная, что и нашему народу – практически всему! – пришлось принимать участие в войне, к тому же – самой жестокой, кровавой и разорительной? Не поддаюсь ли я очень модным сейчас сугубо пацифистским, оторванным от реальной жизни лозунгам и призывам? Ни в коем случае! Участие в справедливой войне не только простительно, но и обязательно, даже высоконравственно для любого народа. Только вот с дефинициями надо разобраться. Обращусь опять к незаинтересованному авторитету – французскому просветителю XVIII века Шарлю Монтескье. На его взгляд, «существуют только два вида справедливых войн: когда люди сражаются, чтобы отразить нападение врага, или, когда идут на помощь союзнику, находящемуся в опасности».
Звучит весьма актуально, с учётом последних событий на Ближнем Востоке, не правда ли? Да и угрозы, исходящие из соседнего к нам Афганистана, напоминают нам о злободневности этих размышлений. Продолжим их в расчёте на молодых людей, да и на родителей юношей, которым сегодня или завтра предстоит выполнить свой гражданский и патриотический долг – отслужить в рядах Вооружённых Сил страны. – Не слишком ли мы поддались эйфорическому ожиданию всеобщего мира и взаимопонимания между государствами, которые должны были настать после кажущегося окончания конфронтации в период общепризнанной холодной войны между великими державами?
Почему разумному человечеству, неоднократно испытавшему неимоверно горький опыт, так и не удаётся «перековать мечи на орала»? Почему даже после Второй мировой войны не было года, чтобы где-то не велись какие-то локальные или региональные войны, успешно собирающие свой смертный урожай? Почему, наконец, продолжаются попытки развязывания военных действий со стороны определённых сил против нашего миролюбивого государства?
Вопросы эти очень непростые, и я в данном случае не берусь на них ответить. И хотя наша восточная мудрость гласит:
«Избирают путь войны Только те, кто неумны»,
приходится признать, что не только недостаток ума, но и другие коварные факторы сказываются на развязывании кровопролитных войн на земле.
Так или иначе, но сами суровые реалии жизни убеждают нас в справедливости (во всяком случае, в наших условиях) знаменитого изречения итальянского писателя и политического деятеля Никколо Макиавелли, жившего на рубеже XV-XVI веков: «Кто хочет жить в мире, то должен готовиться к войне». Сделаем поправку: «… тот должен быть способен отстоять этот мир, в том числе и военными методами». Практика показывает, что эта рекомендация дана навеки, ибо, поскольку есть и, к великому сожалению, будут конфликтные ситуации между различными государствами, религиями и культурами, будут и войны, будут попытки решать разногласия военными, силовыми методами. Грустный вывод…
Мне вспоминаются последние слова фильма «Огненные барабаны» («Битва 3-х королей») коопродукции «Узбекфильма», марокканских, итальянских, испанских и российских кинематографистов конца 80-годов прошлого столетия: «Война никогда не бывает последней». Когда мы с замечательным марокканским режиссёром Сухейль Бен-Барка (один из лауреатов московского кинофестиваля за фильм «Амок») обсуждали его сценарий, то я решительно воспротивился такой концовке – «Что за пессимизм? Надо завершить словами: «Мы верим, когда-нибудь будет последняя война и наступит долгожданный мир на этой грешной земле!». Мудрый, более старший по возрасту Сухейль не стал со мной спорить, а просто сказал, что не возражает, если в нашем варианте на русском языке прозвучат мои слова, но категорически настаивает, чтобы в зарубежных вариантах был полностью сохранён его текст. На том и порешили. Я, продолжающий (наивно!) верить в светлые идеалы будущего человечества, был доволен.
Бен-Барка совместно с нашим со постановщиком Учкуном Назаровым приступил к съёмкам своей грандиозной картины. (Экранный вариант её был в трёх сериях, а телевизионный – в пяти. По времени выпуск картины совпал с развалом Союза и другими революционными преобразованиями, и поэтому остался у нас почти незамеченным.)
Я решил поведать читателям эту своеобразную философскую историю. для того, чтобы подчеркнуть: мир ещё не созрел для всеохватного счастливого будущего, преступления ещё возможны, а посему «ухо надо держать востро!»
Ташкентский музей Сергея Есенина отметил 120-летие поэта литературным вечером, состоявшимся в пятницу, 2 октября 2015 года. В программу вошли чтение стихов, беседы о творчестве классика и показ фильма.
Открыл вечер старший научный сотрудник музея Борис Голендер, совершивший краткий экскурс в историю. Ташкенту есть чем гордиться: наш «есенинский дом» стал вторым по счету после музея в Константиново, открытого в 1969 году. Идея создать его появилась в 1975-м, во время празднования 80-летия поэта. У истоков музея стояли художник Вадим Николюк, позднее ставший его первым директором, Сергей Зинин, в то время декан филологического факультета ТашГУ, и Альбина Маркевич, искусствовед и педагог.
В 1981 году в столице появился Музей Есенина – тогда он занимал другое помещение. А позже экспозиция переехала в здание бывшей библиотеки Л.Толстого, где музей и существует по сей день.
— Удивительное совпадение, — сказал Борис Анатольевич, — шесть лет Есенин стремился в Ташкент, прежде чем попасть сюда, и шесть лет мы добивались открытия музея. Он создан по инициативе «снизу», чем мы очень гордимся. За год музей посещают пять тысяч человек – и это при том, что размеры помещения не позволяют одновременно принимать больше тридцати посетителей.
Не существует точных доказательств того, что Есенин когда-либо бывал в этом одноэтажном здании, построенном еще в XIX веке. Однако Б. Голендер заверил публику, что это вполне возможно.
— Все знают песню «Крутится, вертится шарф голубой» со словами «Где эта улица, где этот дом». А это и есть наш дом! Стихи написал ташкентский поэт Валентин Иванович Вольпин, друг Есенина. Посвящены они возлюбленной Вольпина, которая как раз и жила здесь. И Есенин мог бывать у нее в гостях…
Прав ли Борис Анатольевич в своих предположениях – неизвестно, однако красоту этой версии невозможно не оценить. Нужно отметить и тот вполне достоверный факт, что В. Вольпин стал первым биографом поэта, издав в 1926 году «Памятку о Сергее Есенине».
Есенин провел в Ташкенте только три недели, но наш город занял прочное место в его жизни. И в силу еще одного совпадения сюда в 1941 году была эвакуирована дочь поэта, Татьяна Сергеевна. Здесь она и прожила всю жизнь, на узбекской земле родились внуки и правнуки Есенина.
Но об этом речь шла уже в фильме, показанном на вечере. Техническое оснащение музея недавно пополнилось новым широкоформатным монитором, который и был впервые задействован в юбилейной программе. Публика увидела документальный фильм «Я хочу под твое бирюзовое небо» режиссера Э. Давыдова. Картина посвящена приезду Есенина в Ташкент, его встречам с поэтом А. Ширяевцем, выступлениям, поездке в Самарканд. Рассказывается в ней и о создании музея. В фильме звучат песни на стихи Есенина и переводы Эркина Вахидова.
Поэт и филолог Николай Ильин выступил с небольшим, но очень интересным исследованием народного и официального восприятия наследия Сергея Есенина, а также вопроса философии его поэзии.
Заключительную часть вечера поделили между собой ташкентские поэты, читавшие стихи классика. Перед зрителями выступили основатели музея Альбина Маркевич и Вадим Николюк, а также Гуарик Богдасарова, Олег Бордовский, Алексей Гвардин, Татьяна Попова, Алексей Кирдянов, Раиса Крапаней, Фархад Юнусов, Анна Бубнова и Бах Ахмедов.
Майкл Горовиц – аналитик израильской консалтинговой фирмы Levantine Group, специализирующейся на вопросах безопасности в странах Ближнего Востока и северной Африки. Многие авторитетные западные СМИ публикуют информацию о событиях в ближневосточном регионе, в том числе в Сирии, со ссылкой на материалы, предоставляемые Levantine Group.
Ниже приводится интервью М. Горовица одному из израильских интернет-порталов.
— На какие источники вы опираетесь при анализе ситуации?
— Все это открытые источники, на 90% источники в социальных сетях. Люди, размещающие эту информацию, находятся в самой Сирии – это в основном политические активисты или люди, называющие себя журналистами, которые тем не менее принадлежат к одной из сторон конфликта. Я не думаю, что в Сирии сейчас найдется хоть один беспристрастный обозреватель, но это не значит, что нельзя доверять никакой информации. Это значит, что информацию нужно постоянно проверять и сопоставлять. Например, на севере Сирии есть один источник, который регулярно выкладывает в сеть записи налетов ВВС Асада на населенные пункты. Мы почти наверняка знаем, что этот человек является либо членом «Аль-Каиды», либо сочувствующим, поскольку он неоднократно передавал информацию с позиций боевиков «Аль-Каиды». Но его информация почти всегда подтверждается официальными сирийскими источниками и другими неофициальными ресурсами. При этом нельзя забывать, что это человек «Аль-Каиды», и публикует он, скорее всего, только то, что не может помешать «Аль-Каиде». В сети, конечно, появляется множество «фейков». Но не стоит думать, что число людей, эти «фейки» публикующих, бесконечно. Когда материал оказывается ложным, на этом источнике ставится крест.
— Вы можете назвать источники, которые считаете надежными? Например, большинство западных СМИ все время ссылается на базирующуюся в Лондоне организацию под названием Syrian Observatory for Human Rights. Государственное российское телевидение 1 октября в сюжете о боевых действиях в Сирии утверждало, что SOHR – это один человек, еще недавно торговавший кебабами в Лондоне, не имеющий надежных источников в Сирии.
— У SOHR есть на территории Сирии несколько сотен человек, которые постоянно передают информацию в лондонский центр, откуда она распространяется по всем крупным информационным агентствам. По моему опыту, они почти всегда дают точные данные о боях и обстрелах, однако при этом почти всегда значительно завышают число жертв.
Мой главный источник информации – Twitter сирийских журналистов, а также таких организаций, как «Гражданская оборона Сирии» (Syria Civil Defence). Это волонтерская сеть, которая в том числе поставляет информацию из «горячих мест». Я также слежу за аккаунтами таких исламистских группировок, как «Армия ислама» (Army of Islam). Теперь источниками информации, а точнее подтверждений информации, стали российские МИД и Минобороны.
— Как именно вы проверяете информацию? Предположим, информацию о бомбардировке того или иного участка Сирии теми или иными силами. 30 сентября, буквально сразу после авиаудара, нанесенного по району Хомса, западные СМИ и большинство израильских аналитиков, в том числе ваше агентство, заявили, что удар был нанесен российскими самолетами и нанесен не по позициям ИГ.
— Во-первых, мы неплохо представляем себе географию и ландшафт Сирии. Как правило, мы также знаем, где находится тот или иной источник. Кроме того, большая часть информации действительно находится в открытых источниках, просто надо уметь ее извлекать. Мы не работаем в одиночку. У нас есть люди, хорошо знающие арабский. Сам я служил в пресс-службе ЦАХАЛа и разбираюсь в том, как ведется информационная война и как проверяются на подлинность материалы.
Что касается событий 30 сентября, то в сети немедленно появились видео бомбардировок в районе городов Хомс, Хама и Идлиб. Эти города расположены в районах, где нет и не было позиций ИГ. Это уже давно и доподлинно известно. Также известно, что эти районы в основном контролируются Сирийской свободной армией, поддерживаемой США. Кроме того, там базируется радикальная группировка «Джейш аль-Фатх», связанная с «Аль-Каидой». По моим оценкам, также подтвержденным Пентагоном, целью налета являлись именно эти подразделения, а никак не «Исламское государство».
Отмечу, что мы не знаем, кто пилотировал самолеты, поскольку на вооружении ВВС Асада российские самолеты были задолго до того, как Москва официально объявила о военной операции. Когда в сети появилась запись переговоров, которые ведут по-русски совершавшие налет пилоты, я был склонен предполагать, что это «фейк». Но, учитывая все данные и заявления российских официальных источников, я бы предположил, что запись подлинная.
— Тогда почему, по вашему мнению, российская авиация нанесла удар по позициям «дружественной» США сирийской оппозиции, а не по позициям ИГ, как утверждает Москва?
— Повторюсь – бомбили не только позиции Сирийской свободной армии, но и, скорее всего, позиции «Аль-Каиды». Но я не думаю, что есть сомнения в том, какую цель преследуют русские, и это отнюдь не уничтожение «Исламского государства». Москве нужно сохранить свою единственную базу ВМФ на Ближнем Востоке и удержать у власти Башара Асада. Поэтому, естественно, она будет уничтожать врагов Асада, кем бы они ни были. Кстати, я думаю, что, в отличие от США, Путину удастся в конечном итоге «навести порядок» в Сирии. Я сейчас не оцениваю качество этого порядка, просто считаю, что у русских действительно есть шанс прекратить войну.
— Каким образом?
— Объявив о своем вмешательстве в сирийский конфликт, Путин фактически провозгласил, что Асад останется у власти. Если раньше, когда велись какие-то переговоры, «на столе» всегда был вариант смещения Асада, то теперь это исключено. Американцы, на мой взгляд, упустили свой шанс привести к власти в Сирии умеренную оппозицию, причем упустили давно. Их страх, и вполне оправданный, что их оружие попадет к террористам, а также их желание добиться мирного решения конфликта привели к тому, что Путин решит все гораздо более радикально. Хорошенько потрепав противников Асада, он усадит их вместе с американцами за стол переговоров, и тем придется разрулить ситуацию, не смещая Асада. Но прекращение гражданской войны в Сирии необязательно будет означать уничтожение террористов ИГ и других исламистов.
30 сентября, в преддверии Дня учителя и наставника, в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы состоялась юбилейная выставка «Чудеса кисти», посвященная 80-летию Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами.
В этот вечер благодарные ученики пришли на выставку поздравить и сказать «спасибо» своим дорогим педагогам: Куртжемилю Сайраму, Абдусаломову Нозимхудже, Абдурахмонову Гафуру, Халилову Руслану, Ариповой Нодире, которые представляли в этот праздничный день свои картины.
Счастливые учителя, одаренные цветами и вниманием студентов, рассказывали об истории родного университета, созданного еще в 1938 году. Университет по праву гордится своими выпускниками, многие из которых заняли достойное место в истории нашей страны: Хамид Гулям, Зульфия, Саид Ахмад, Шукрулло, Шухрат и другие.
После торжественной части гости смогли ознакомиться с выставкой картин, написанных маслом и акварельными красками: «Натюрморт с ракушкой», «В мастерской», «Бухара. Мавзолей Самонидов», «Гранат», «Янис», «Две девушки», «Задний двор». Все работы душевно и тонко рассказывают о красоте нашей страны, её природе и, конечно же, людях.
Горные пейзажи, цветущие яблоневые сады, натюрморты и портреты узбекистанцев удивляют своей колоритностью, искренностью и правдивостью. Дольше всего я задержалась у портрета художника на фоне природы. Подпись под картиной — «Янис Панаетович», и веяло от образа добротой и теплом.
Знакомство с картинами самого Мастера невольно вызвало желание познакомиться с Янисом Панаетовичем, спросить его о творчестве, учениках, благо возможность взять интервью помогает удовлетворить мое любопытство.
О Янисе Салпинкиди можно говорить долго и так же долго поражаться его талантам — он профессор кафедры художественно-графического факультета Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами, искусствовед, художник, член Академии художеств Узбекистана, заслуженно награжденный в 2005 орденом «Дустлик». В прошлом году юбиляр отметил свое семидесятилетие и до сих пор удивляет своими новыми художественными работами. Творит мастер у себя на даче, в горах, где последние годы проводит практически все свое время.
— Добрый вечер, Янис Панаетович. Во-первых, спасибо большое, что разрешили взять интервью для нашей газеты, во-вторых, не могу удержаться от восхищения, которое испытала от ваших картин на выставке в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы. Обратила также внимание на галерею интересно написанных ваших портретов.
— Кому посчастливилось писать с вас картины?
— Эту серию портретов писали мои ученики Анна Иванова и Фазлиддин Бердиев. О том, что я выставил их работы на выставку, они даже не подозревают – это был их подарок мне, а сегодня самое время познакомить с работами моих учеников гостей праздника.
— Вы известный учитель, устоз для нескольких поколений узбекских художников из экспериментальной студии «Поиск» и из педагогического университета. Что для вас значит звание Учитель, Мастер?
— Когда я начинал писать картины, к сожалению, мне мало кто помогал. Поэтому, когда почувствовал, что могу делиться своими знаниями, умением владеть кистью и красками, принял твердое решение: буду помогать молодым учиться художественному ремеслу. Сегодня с уверенностью могу сказать, что педагог — это своего рода актер, который воспитывает с помощью художественных образов, а как наставник — помогает своим ученикам овладеть мастерством. Ребята отвечали взаимностью. Иногда, чтобы не терять время на дорогу, ночевали у меня дома. Учиться и учиться – это главный девиз жизни для многих моих учеников.
— Сегодня на выставке гости восхищались вашими пейзажами. Что значит для вас красота нашей природы?
— Последние годы я провожу все свое время на даче в горах и стараюсь перенести на холст красоту окружающего меня мира. Насколько хорошо это получается – судить публике.
А вот раньше мне больше нравилось писать портреты. Жаль, что на последней выставке моих работ в этом жанре не так много.
— Конечно же, вам запомнилась ваша первая работа, которой вы гордились. Как она называется?
— Первую серьезную картину «Зима» я написал уже немолодым человеком, мне уже тогда стукнуло 23 года (смеется). В моем возрасте художники уже принимали участие в многочисленных выставках, считали себя настоящими мастерами.
— В 23 года вы написали свою первую серьезную картину, как она повлияла на дальнейшую судьбу Яниса Салпинкиди?
— Я поступил на художественно-графический факультет ТГПИ им. Низами, после его окончания уехал на два года в Ленинград. В городе на Неве учился в аспирантуре в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Потом была долгая, упорная и кропотливая работа, результатом которой стали серии картин, некоторые из них сегодня выставлены в музеях Греции, Нью-Йорка, России, а совсем недавно появились и в Германии».
— Можете ли вы в двух словах рассказать, в чем секрет истинного художника?
— Думаю, что нет. Но все же попытаюсь. Настоящий художник пишет свои чувства. Помогают ему постоянная жажда знаний, ненасытность, мечта и маленькая капелька таланта.