back to top
1.2 C
Узбекистан
Понедельник, 22 декабря, 2025

«Ноябрь» Вики Осадченко

0
«Ноябрь» Вики Осадченко

Очередная поэтическая пятница в ташкентском пристанище Сергея Есенина состоялась 13 ноября 2015 года. Это был счастливый день для поклонников поэзии – на вечере состоялась презентация нового поэтического сборника Вики Осадченко. Под белоснежной обложкой небольшой книжки, украшенной рдяным листом клена, — 35 новых стихотворений. Каждое — поэтическое откровение, и, «словно лист пятипалый», каждое ложится «прямо в руки» и на душу читателя.

Это пятый сборник Вики. Первая ее книга — «Пейзажная лирика» — была выпущена в 2007 году, после чего вышло еще четыре сборника: «Егоркины сказки» (2009), «Воздух» (2011). «Наяву и никогда» (2014) и очередной — книга 2015 года с лаконичным названием «Ноябрь». Как тут не вспомнить Арсения Тарковского?

Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло —
Только этого мало…

«Ноябрь» Вики Осадченко

На вечере можно было приобрести издания. Вся выручка от продаж по желанию автора передается в фонд Общества спасения бездомных животных.
Вот так любит Вика братьев наших меньших — свято и самоотверженно, до слез и душевной боли за каждого брошенного котенка или щенка, обиженную собаку. И даже своим творчеством служит обездоленным животным.
Вика Осадченко — поэт от Бога. Жизнь дала ей полной мерой таланта, красоты, внутренних сил для самореализации. А еще — исключительные по чистоте качества: скромность, доброту, человечность. И любовь. И дар создавать прекрасное, воплощая его в слове, декламации, песне и даже вышивке бисером. Она и сама предстала на вечере созданием искусства — в жестах, взгляде, интонации, захватив зал гармонией образа, в котором значим каждый штрих.

В любой стихотворной строке и любом деле, за которое берется Вика, — она вся: трепетная, чуткая, живущая не только своей судьбой , но болями природы, людей, мира, неотрывной частью которого ощущает себя.
Ее стихи хочется читать и перечитывать, перебирая бисеринки соединенных в строфы пронзительных слов и высших поэтических смыслов.

* * *
Когда все войны скомкает в одну
и правых в этих сварах не найти —
останется рвануть,
на выход все, и господи прости.

Какой мы дивный мир не сберегли.
Жгли города и рушили леса.
В золе, в пыли
теряет эхо наши голоса.

* * *
Если спросишь меня, что делаю —
я расту, как слепое дерево.

Раздвигая корнями камни,
всё в гвоздях и корявых буквах,
я тянусь за тобой руками
и вот-вот дотянусь, как будто.

Листья падают, высыхая.
Ветки падают, высыхая.
Я пока еще вертикально
опираюсь на свет и ветер,

обмирая и затихая,
чтоб расслышать, как ты ответишь.

* * *
Так, словно я прочитана вразброс,
ни в чьих глазах не став единым целым.
От рощи, что словами шелестела,
Остался лишь немеющий вопрос.

И так просторно тело в этот час
для маленькой души у темных окон,
где жизнь стоит в молчании глубоком,
до собственного смысла истончась.

На вечере, проникнутом атмосферой редкой теплоты и сердечности, выступили собратья Вики Осадченко по поэтическому цеху — Бах Ахмедов, Николай Ильин, Олеся Цай, Евгений Абдуллаев (Сухбат Афлатуни), Анна Бубнова и Фархад Юнусов, украсивший творческую встречу музыкой.

«Ноябрь» Вики Осадченко

Тамара САНАЕВА
фото автора

Заканчивается конкурс «Созлар навоси»

0
Заканчивается конкурс "Созлар навоси"

Финальный этап «Созлар навоси» — конкурса исполнителей, играющих на народных музыкальных инструментах, — идет в Государственной консерватории Узбекистана. Как пишет УзА, в последний тур соревнования попали свыше восьмидесяти молодых музыкантов.

Конкурс «Созлар навоси» организован Министерством по делам культуры и спорта в сотрудничестве с другими организациями.

В этом году в отборочных турах конкурса участвовали более семисот музыкантов. Возраст исполнителей — от 15 до 30 лет. Жюри, отбирая лучших, оценивало не только профессионализм артистов, но и их сценическую культуру, а также художественный уровень выбранных произведений.

Для участников конкурса организован научный семинар, где будут обсуждены проблемы повышения мастерства исполнения на народных музыкальных инструментах, и мастер-классы.

Анна НИМ.
Фото Елкина Шамсиддинова (УзА).

«Люди, не калечьте трамваи»!

1

Считавшийся самым тихоходным, трамвай может в недалеком будущем стать удобным и эффективным видом городского общественного транспорта.

"Люди, не калечьте трамваи"!

Совсем недавно в трамваях появились вот такие призывные плакатики. Напоминание о заблаговременном приобретении проездных карточек, призыв быть взаимовежливым. Абсолютно нормальные желания и пожелания.

На одном из плакатиков привлек внимание призыв «Пожалуйста, не калечьте салоны трамваев». В тон этому, как-то раз на 9-м маршруте пришлось увидеть бегущую строку, где говорилось, что пассажиру, увидевшему и доложившему о порче трамвайного имущества, будет предоставлен бесплатный проезд на одну поездку. Во как!

Одним словом, в обмен на то, что пассажир не будет калечить трамвай, трамвайное депо обещает комфортную и безопасную поездку.
Однако, что-то заставило в этом усомниться. Да, безусловно, техническое состояние трамвая весьма важный аргумент с точки зрения безопасности пассажира. Но только лишь дело в этом? А состояние трамвайных путей? Вот здесь-то трамвайному депо похвалиться особо нечем. А ведь это напрямую влияет на безопасность пассажирских перевозок.

Далеко за примером ходить не надо. Возьмем участок трамвайных путей, скажем, от Актепе до 26-го квартала Чиланзара, возраст которых составляет 40-50 лет. Возраст приличный и понятно, что пути изношены.
Поездка на трамвае на этом отрезке напоминает плавание на утлом суденышке, бросающего по волнам во время шторма. Вагоны в прямом смысле слова швыряет из стороны в сторону. Такое ощущение, что рельсы не имеют параллельности и находятся на разных уровнях высоты. Кажется, что трамвай вот-вот опрокинется или сойдет с рельсов.

По сути, рельсы представляют собой самую гладкую дорогу без ям и колдобин. Но становится жалко амортизаторы новых чешских трамваев, едва справляющихся с неровностями нынешних рельсовых путей.

В советские времена, когда трамвайно-троллейбусное управление было самостоятельным подразделением, по рельсам регулярно ходили путеизмерительные лаборатории, проверяющие состояние путей.

Но, троллейбусы с ташкентских дорог убрали, а трамвайное депо влилось в единую транспортно-пассажирскую систему города. И, казалось бы, ресурсов стало больше, столь необходимых для ремонта путей. Пока же, идет сокращение количества трамвайных маршрутов, этого самого экономичного и экологичного вида пассажирского транспорта, а до ремонта путей руки видимо, не доходят.

Ситуация с транспортными потоками в столице с каждым годом становится все более напряжённой. Увеличивается количество автотранспорта, организация оптимальных транспортных потоков и движения оставляет желать лучшего. Пробки становятся обыденным явлением.

И если раньше трамвай считался тихоходным видом пассажирского транспорта, то сейчас, чтобы попасть из одной точки города в другую, зачастую, на трамвае это можно сделать быстрее, поскольку двигаясь по своей колее, он избегает автомобильные пробки.

Похоже, пассажиры интуитивно это почувствовали, трамваи стали больше заполняться людьми, и можно предположить их популярность, а, следовательно, и нагрузка, наверняка возрастет. В этом случае вопросы безопасности станут еще острее.
Конечно же, приятно ехать с комфортом в исправном вагоне, и призыв депо к бережному отношению к салонам вагонов вполне понятен.

Но, и пассажир вправе обратиться к депо со встречным призывом: «Пожалуйста, отремонтируйте трамвайные пути… Пока не было беды… Ведь от этого зависит наша безопасность»!

Максад ДЖАНГИРОВ, фото автора

Конкурс в РЦНК

0
Конкурс в РЦНК

Завершился конкурс «Мое представление о России», проводимый Российским центром науки и культуры в Ташкенте. 10 ноября 2015 года в РЦНК были оглашены его результаты.

В конкурсе участвовали видео-работы студентов, курсантов и волонтеров РЦНК. Снятые ими ролики должны были выражать представление автора об истории и сегодняшнем дне России, ее культуре.

Конкурс в РЦНК

Почетными гостями финала конкурса стали ветеран Великой Отечественной войны, участник парада на Красной площади в Москве Владимир Петрович Яшкин, поэты, авторы стихотворений на исторические темы Юрий Николаевич Девяткин и Игорь Викторович Рындин, руководитель Исторического клуба при РЦНК в Ташкенте Василий Костецкий, член-корреспондент Российской академии педагогических и социальных наук Давлятбек Саъдуллаев. Пришли на мероприятие и курсанты РЦНК в Ташкенте, участники заседаний Исторического клуба, представители общественности.

Лауреаты конкурса были награждены дипломами и подарками, которые им вручил руководитель Представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан Виктор Шулика.

Конкурс в РЦНК

В программу мероприятия вошли демонстрация роликов победителей, показ короткометражных фильмов об истории России и Дне народного единства, чтение стихотворений. Перед гостями выступил ветеран В.П.Яшкин, рассказавший о своей биографии и участии в Великой Отечественной войне. Мощным финалом стало исполнение песни «День победы», подхваченной молодежью, которая стоя аплодировала ветеранам.

Конкурс в РЦНК

Конкурс стал наглядной демонстрацией интереса узбекистанцев к России, к ее прошлому и сегодняшней жизни.

Анна НИМ.

Кажется и впрямь побежали

0
Кажется и впрямь побежали

Сирийские правительственные войска прорвали длившуюся почти три года блокаду военного аэродрома Кувейрис на севере провинции Алеппо. Reuters называет это крупнейшим успехом армии Асада с момента начала российских бомбардировок, которые призваны поддержать наступление.

Боевики «Исламского государства» на протяжении долгого времени пытались взять под свой контроль аэродром. Защитой территории занимались более тысячи солдат сирийской армии и курсантов военных училищ.

О возвращении базы ВВС Кувейрис сообщило государственное ТВ Сирии. Репортер вышел в прямой эфир с базы, эмоционально выступив на фоне распевавших победные песни солдат: «Мы, герои Кувейриса, отмечаем эту победу с нашими братьями… Мы посвящаем эту победу президенту Башару Асаду и обещаем, что продолжим битву до освобождения всей Сирии. Мы не склонимся перед Даеш (арабское название «Исламского государства»)». В эфире показали грузовики с десятками солдат, заезжающие на территорию базы.

Источник Reuters в военных кругах утверждает, что во время операции были освобождены сотни находившихся в плену у террористов сирийских солдат. Телевидение показало, как освобожденные по телефонам звонят родным.

Государственное ТВ также сообщило о том, что Асад поздравил главу авиабазы генерала Монтера Замана, отметив стойкость и бесстрашие его солдат, а также военных, возглавлявших штурм.

Источник РИА «Новости» сообщал, что блокаду удалось прорвать после освобождения поселения Шейх-Ахмад, находящегося в двух километрах от Кувейриса. Ранее ТАСС сообщало, что Шейх-Ахмад сирийские войска освободили в прошлую субботу при поддержке российской авиации. По данным «Сирийского совета по надзору за правами человека», в штурме авиабазы также участвовали иранские и ливанские части.

Reuters отмечает, что этот успех контрастирует с обычными донесениями о боях на севере Сирии, где повстанцам и террористам удалось взять под контроль значительные территории, отвоеванные у правительственной армии. В России руководителем военных операций ИГ в этом районе называли уроженца Грузии Тархана Батирашвили, который грозился отомстить России за агрессию 2008 года. Госдеп США назначил награду за его голову и готов выплатить до 5 млн долларов.

Военная кампания РФ в Сирии началась 30 сентября. 3 ноября представитель российского Генштаба Андрей Картаполов, подводя промежуточные итоги, сообщил, что с момента начала кампании был нанесен 1631 авиаудар и уничтожено 2084 объекта ИГ и другой запрещенной в России организации — «Фронт ан-Нусра», местного отделения «Аль-Каиды». По его словам, российские военные самолеты разрушили 287 центров управления террористов, 155 складов боеприпасов и топлива, 52 тренировочных лагеря боевиков, 40 заводов по производству ракет и мин. Провинция Алеппо регулярно фигурирует в отчетах Минобороны об уничтоженных целях террористов.

Источник

«INFOLIB-2015»

1
«INFOLIB-2015»

С 9 по 13 ноября 2015 года в Узбекистане проходит IV Национальная информационно-библиотечная неделя «INFOLIB-2015». Подробности о ее программе были сообщены на пресс-конференции, состоявшейся в Национальной библиотеке Узбекистана.

Мероприятие проводится в соответствии с распоряжением Кабинета Министров № 56-ф от 11 февраля 2015 года и утвержденного им «Плана международных научных и научно-технических конференций, проводимых в Республике Узбекистан на 2015 год». Ее организатор — Национальная библиотека Узбекистана в сотрудничестве с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Как рассказал заместитель директора Национальной библиотеки Узбекистана А.Ишматов, в числе крупных проектов недели «INFOLIB – 2015» можно назвать Бетгеровские чтения на тему «Роль информационно-библиотечных учреждений в формировании информационной культуры и медиа-грамотности пользователей», республиканский этап конкурса «Лучший специалист информационно-библиотечного учреждения-2015». Помимо этого, в программе – серия презентаций книг и фильмов, творческие встречи с деятелями культуры и искусства, викторины для учащихся.

Заместитель директора Национальной библиотеки Узбекистана У. Тешабаева сообщила, что новинками «INFOLIB – 2015» станут тренинги по медиа-грамотности и информационной культуре для специалистов информационно-библиотечных учреждений, выставка раритетных грампластинок, предоставленных музыкальным фондом Национальной библиотеки, выставка зарубежной литературы Фундаментальной библиотеки Академии наук Узбекистана, открытые просмотры новой литературы, проводимые в библиотеке. Также состоятся презентации общественных, молодежных, международных и социальных организаций, тренинги и мастер-классы по традиционным ремёслам, тематические экскурсии по Национальной библиотеке.

Программа проведения IV Информационно-библиотечной недели
“INFOLIB-2015”

9 ноября
9:00 Регистрация участников
10:00 — 11:00 Выступление Национального симфонического оркестра Узбекистана
Торжественное открытие IV Информационно-библиотечной недели.
11:00 — 14:00 Бетгеровские чтения – 2015. Роль информационно-библиотечных учреждений в формировании информационной культуры и медиа-грамотности пользователей.
14:00 — 15:30 Презентация художественного перевода книги Алишера Навои «Пятерица изумлений». Авторы — академик Азиз Каюмов и профессор Динара Азимова
16:00 — 17:30 Презентация проекта “Мукаддима” (“Начало”) кандидата искусствоведческих наук Нигоры Каримовой

10 ноября
10:00 — 16:30 Конкурс «Лучший специалист информационно-библиотечного учреждения» (республиканский этап, 1 день)
11:00 — 13:00 Тренинг по автоматизированной информационно-библиотечной системе КАДАТА (организатор – компания BePro)
17:00 — 18:30 Музыкальный вечер (организаторы — Государственная консерватория и Посольство Италия в Узбекистане)

11 ноября

10:00 — 14:00 Конкурс «Лучший специалист информационно-библиотечного учреждения» (республиканский этап, 2 день)
14:00 — 15:30 Встреча с народным поэтом Узбекистана Хуршидом Давроном на тему «Юрак, суйла абадиятдан»
12:00 — 13:30 Литературная викторина для учащихся общеобразовательных школ города Ташкента
14:30 — 15:30 Музыкальная викторина для учащихся музыкальных колледжей и лицеев города Ташкента
15:00 — 16:30 Мастер-класс по информационной культуре и медиа-грамотности для школьников начальных классов
15:30 — 16:00 Подведение итогов конкурса детского рисунка на тему: «Мы любим книгу!» (совместно с Русским культурным центром)
16:00 — 17:00 Музыкальные выступления Центра «Баркамол авлод»

12 ноября

10:00 – 11:00 Образование в США: информация о грантах на обучение в вузах США (организатор – Посольство США в Узбекистане)
10:00 – 11:00 Международный тест на знание английского языка IELTS: практические советы (организатор – Британский совет)
11:00 — 12:00 Наиболее распространённые ошибки при изучении английского языка (организатор – Посольство США в Узбекистане)
11:00 — 12:30 Творческая встреча с художником Алишером Аликуловым
11:00 — 12:00 Образование в Великобритании: информация о вузах и системе обучения (организатор – Британский совет)
12:00 — 13:00 Тренинг по развитию навыков письма и написанию эссе (организатор – Посольство США в Узбекистане)
14:00 — 15:00 Практические советы по изучению немецкого языка (организатор — Институт Гете в Ташкенте)
15:00 — 16:00 Международный тест на знание корейского языка TOPIC и конкурс (организатор – Посольство Республики Корея в Узбекистане)
15:00 – 16:30 Творческая встреча с редколлегией журнала «Жахон адабиёти»
16:00 – 17:30 Творческий вечер с победителями международных музыкальных конкурсов Сардором Милано и Сабиной Мустаевой

13 ноября

10:00 — 11:00 Семинар-тренинг по национальному прикладному искусству
12:00 — 13:30 Мастер-класс «Наккошлик» (Художественная резьба)
14:00 — 15:30 Мастер-класс «Гиламдузлик» (Ковроделие)
14:00 — 15:30 Творческая встреча с народным артистом Узбекистана Теша Муминовым
14:00 — 15:30 Мастер-класс «Каштачилик» (Вышивание)
14:00 — 16:00 Презентация книги азербайджанского писателя Юнуса Огуза «Жена шаха и колдун»
16:00 — 17:00 Выступление национальных культурных центров
17:00 — 17:30 Закрытие Недели

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
• Проведение лотереи при регистрации для новых пользователей библиотеки.
• Ярмарка новой литературы от издательств Узбекистана.
• Выставка в музее Национальной библиотеки Узбекистана, посвящённая 145-летию библиотеки.
• Выставка зарубежной литературы Фундаментальной библиотеки Академии наук Узбекистана.
• Выставка национальной одежды из хан-атласа дома-мод KINAL FASHION HOUSE.
• Выставка раритетных грампластинок из музыкального фонда Национальной библиотеки Узбекистана.
• Проведение тематических экскурсий по библиотеке.
• Открытый доступ «Новые ресурсы 2015».
• Показ документальных и художественных фильмов.
• Демонстрация видеороликов, освещающих деятельность Национальной библиотеки Узбекистана.

Анна НИМ.

Германия снимет фильм об Узбекистане

0
Германия снимет фильм об Узбекистане

Германская кинокомпания «Magna Mana Production/Minework Film» планирует снять документальный фильм, посвященный нашей стране. Об этом сообщила Национальная ассоциация электронных СМИ, в офисе которой недавно состоялось совещание со специалистами германской стороны по поводу будущего фильма.

Сценарий кинокартины уже намечен. В фильме будут освещены памятники культуры и архитектуры нашей страны, а также люди, оставившие след в истории Узбекистана. Помимо прошлого, проект расскажет и о настоящем. Часть фильма будет посвящена сегодняшнему дню нашей страны.

Концепцию киноленты создала Кэтлен Гёбель, уже известная узбекистанцам. Крупный специалист по культуре восточных народов, тюрколог, К.Гёбель в 2013 году выступала в роли одного из координаторов фотовыставки о культуре и архитектуре нашей республики. Мероприятие было проведено посольством Германии в Узбекистане.
Как сообщает НАЭСМИ, ранее в Узбекистане уже реализовывались подобные проекты. До этого Национальная ассоциация электронных СМИ участвовала в съемках фильма «Узбекистан — жемчужина песков», который вышел в прошлом году. Картина была снята российской телекомпанией «Мастерская». На сегодняшний день сотрудничество с компанией продолжается, и в работе – еще один документальный фильм, подробностей о котором пока не сообщается.

Анна НИМ.

Пройдет Неделя молодежи

0
Пройдет Неделя молодежи

С 16 по 22 ноября в нашей стране будет проходить Неделя молодежи, которая охватит разные сферы культуры и искусства. Проект, проходящий под девизом «Завтрашний день, будущее — за нами!» объединит талантливых и активных представителей молодежи, обладателей государственных наград и именных стипендий. В нем также будут задействованы деятели науки, культуры и искусств, специалисты кино и моды, журналисты.

По сообщению ИА «Жахон», в числе организаторов Недели — Министерство по делам культуры и спорта, ОДМ «Камолот», Фонд Президента «Истеъдод», Академия художеств, Национальное агентство «Узбеккино».

Сфера киноискусства на Неделе молодежи будет представлена фестивалем короткометражных фильмов «PROlogue», в котором участвуют как начинающие кинорежиссеры, так и опытные мастера. В рамках фестиваля состоятся мастер-классы с участием иностранных экспертов, выставка и показ фильмов молодых авторов.

Еще один тщательно готовящийся проект — Фестиваль моды и дизайна. Начинающие артисты примут участие в Фестивале студенческих театральных студий, представив свои спектакли и посетив мастер-классы.

По инициативе Фонда Президента «Истеъдод» будет проведена научно-практическая конференция «XXI век — век интеллектуального поколения».

Кроме того, в мероприятия Недели молодежи включены финалы конкурсов веселых и находчивых и «Тафаккур синовлари» среди студентов вузов Узбекистана и церемония награждения лауреатов конкурса видеороликов «Янги нигох».

Финальным аккордом Недели молодежи станет гала-концерт, на котором также выступят молодые артисты.

Анна НИМ.

Война идет в Европу

0
Война идет в Европу

350 английских ученых подписали воззвание об академическом бойкоте Израиля. Нет, не навсегда, конечно, а пока Израиль «оккупирует палестинские земли». Палестина, если верить английской версии истории, существовала всегда. Названия Эрец Кнаан или Эрец Исраэль считаются ныне некорректными. Так вот, когда оккупация от моря до Иордана прекратится, перекратится и бойкот. А британские ученые будут успешно развивать сотрудничество с выдающимися химиками, физиками и математиками из университетов в Рамалле, Шхеме и Хевроне.

К ним и сейчас стройными рядами десятками тысяч идут будущие гении нанотехнологий, требуя предоставить им бесплатное жилье, интернет, еду и женщин.

Ничего нового и удивительного в позиции европейских интеллектуалов нет. Они всегда благоговели перед грубой силой. Ромен Роллан и Анри Барбюс славили Сталина, закрывая глаза на кровавый террор. В Италии фашизмом восхищались Габриэль Д’Аннунцио, Луиджи Пиранделло, Джиованни Джентиле и Томазо Маринетти. В Германии нацизм приняли Мартин Хайдеггер, Карл Шмидт, Готфрид Бенн, Эрнст Юнгер, Вильгельм Фюртвенгер, Герберт фон Караян, Луи Фердинанд Селин.

После Нюренбергского процесса антисемитские страсти поутихли, но как только новый, удобный предлог был найден, левая интеллектуальная элита сбросила маску за ненадобностью. «Расисты», «оккупанты», «убийцы детей», «агрессоры», «вонючки», «военные преступники», «фашисты» – это все об Израиле и евреях Израиля.

Чтобы заслужить одобрение левых европейских интеллектуалов, израильтянам нужно совершить национальное самоубийство. Похоже, однако, что в яму, заботливо вырытую для Израиля, Европа шагнула сама. Миллионы мусульманских мигрантов захватывают Европу без единого выстрела, и будущее Европы предсказать трудно.

Журналист Памелла Геллер предполагает, что Европа находится на грани гражданской войны. Ей вторит доктор Дэвис, профессор Стэнфорда и автор книги «Дом войны: исламский джихад против всего мира».

«Если европейский политический истеблишмент будет и дальше удерживать власть и проводить нынешнюю политику, то ислам будет создавать и утверждать свое политическое присутствие в Европе, что приведет к исламскому восстанию и европейской реакции помимо принятых политических каналов», – считает доктор Дэвис. По его мнению, мирным путем этот кризис возможно решить с помощью создания «эффективного антиисламского движения».

Впрочем, ситуация в Европе уже сейчас выходит из-под контроля. Австрийцы запасаются оружием, а разведка предостерегает от неминуемых терактов в Англии.

Между тем, европейские правительства борются с собственным населением и открывают границы для сотен тысяч воинов джихада.

По мнению Дэвиса, если правительства европейских стран не смогут остановить эту оккупационную армию, возникнут народные движения сопротивления.

«Они будут действовать вопреки своим правительствам, что, вероятно, приведет к широкому гражданскому неповиновению правительствам. Мы видели это в странах коммунистического блока в Восточной Европе в 1989-91 годах, и это приведет к масштабному насилию».

Диана Вест, автор книги «Смерть взрослого: Как Америка остановила развитие, обрушив западную цивилизацию», считает, что подлинными врагами европейцев являются их правительства.

«Эти правительства отказались от выполнения своей основной обязанности, охраны интересов, религии, культуры, законов, безопасности и территории собственных народов. Всего, за исключением «мультикультурализма». Ради глобализма они готовы отказаться от суверенитета и железной рукой «насадить многообразие». По ее утверждению, правительства Германии и Швеции топчут собственный народ.

Диана Вест не предвидит серьезного сопротивления исламизации, так как государства обладают достаточно мощным аппаратом подавления и принуждения. «Я опасаюсь, – говорит она, – что капитуляция станет распространенной реакцией, так как уже сейчас во многих странах нашли приют и разрастаются новые исламские блоки». Даже несмотря на то, что немцев изгоняют из домов ради «беженцев», население смирится.

По мнению Памеллы Геллер, европейские элиты уже сделали любое сопротивление, любой протест незаконными.

Закрытые исламские общины, живущие по своим законам, куда боятся заходить полицейские, стали в Европе реальностью. Местное население из этих районов бежит, и проблема заключается в политической природе самого ислама, так как эта религия видит свою миссию в завоевании новых земель для Аллаха и подчинении всех стран и народов юридическим, религиозным и социальным нормам ислама.

Пока посильное сопротивление наступлению ислама оказывают Венгрия и другие восточноевропейские страны, хотя премьера Венгрии Виктора Орбана европейские коллеги называют ксенофобом, расистом и диктатором.

По мере того, как политические и интеллектуальные элиты будут готовить свои народы к капитуляции перед исламом, уровень антисемитизма будет только увеличиваться.

Уже теперь, к сожалению, Канада вступила на этот же скользкий путь самоуничтожения, проголосовав за либералов. Напрасно консерваторы во главе со Стивеном Харпером доказывали, что они борются с угрозой вторжения «Исламского государства»: мобилизованная левая пресса называла его фашистом и ксенофобом. Вновь избранный премьер-министр Джастин Трюдо обещал распахнуть границы Канады перед наплывом «беженцев».

Такая же судьба уготована Америке. Саудовский принц Алауид бин Талал обещал выделить 32 миллиарда долларов на исламизацию США. Саудовцы уже потратили на это дело десятки миллиардов долларов. 80% всех американскихъ мечетей содержится на саудовские деньги. Деньги будет получать не только левая пресса, но и всевозможные исламские организации вроде CAIR, которые с пользой тратят средства на борьбу с «исламофобией».

Викиликс начала публикацию полумиллиона документов из саудовского МИДа и была вынуждена признать: «Прессу контролируют не евреи, а Саудовская Аравия. Она покупает лояльность прессы по всему миру».

Деньги саудовский принц собирается передавать через фонд Билла и Мелинды Гейтс для «продвижения культурного понимания».

Принц Бин-Талал уже обещал миллионы долларов «Мусульманскому братству» и другим организациям такого рода для исламизации Америки и распространения шариата во всех странах Запада.

Источник

Увидеть Париж и победить

0
Увидеть Париж и победить

Юные артисты из Дурмени и Коканда покорили парижскую сцену, участвуя в XXIV Международном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Париж, я люблю тебя!». Он состоялся в столице Франции 31 октября в рамках проекта «Салют Талантов».

На фестиваль съехались 150 начинающих музыкантов, певцов и танцоров из России, Бельгии, Латвии, Армении, Белоруссии и Узбекистана. От нашей страны в нем принимали участие ученики Детской музыкальной школы искусств №2 поселка Дурмень и ДМШ №7 города Коканда, которые привезли на родину семи наград.

В младшей возрастной категории в номинации «Инструментальное творчество. Классическое. Фортепиано. Соло» победила Хафиза Тагирова. В средней возрастной категории награды получили Шохрух Бахтиеров и Мадинабону Дехконова.

В средней возрастной категории номинации «Инструментальное творчество. Народное. Дойра. Соло» на первое место вышел Шерзодбек Йулдашев.

В средней возрастной категории номинации «Хореографическое творчество. Народный танец. Соло» лучшей была признана Мадина Курбанбекова, а в младшей — Шахноза Баратова. Она же была награждена специальным дипломом фестиваля как «Самый артистичный участник».

Впереди у победителей — участие в VI Суперфинале проекта «Салют Талантов», который завершит фестивальный сезон 2015-2016 в Санкт-Петербурге.

Анна НИМ.

Вышел трейлер «Oyqiz ertagi»

0
Вышел трейлер «Oyqiz ertagi»

«Узбекфильм» порадовал узбекистанских зрителей трейлером к фильму «Oyqiz ertagi» («Сказка о луноликой девушке»), который, вполне вероятно, станет самой ожидаемой премьерой за последние время.

Фильм, съемки которого начались в прошлом году, имеет сложный сюжет со всеми необходимыми атрибутами сказочной истории – любовью, отвагой и верностью. Режиссером «Oyqiz ertagi» стал Акбар Бектурдиев, а в главных ролях задействованы Юлдуз Ражабова, Йигитали Мамажонов, Маъруф Отажонов и Хайрулла Саъдиев. В команде фильма также много молодежи.

Как сообщает «Узбекфильм», этот проект будет самым высокобюджетным за всю историю узбекского кино.

Трейлер доступен для просмотра на YouTube по адресу https://youtu.be/P7N6LiFVGpc

Анна НИМ.

Шараф Рашидов – мгновения жизни

8

Исполнилось 98 лет со дня рождения нашего выдающегося соотечественника Шарафа Рашидовича Рашидова, почти четверть века, руководившего республикой.

Шараф Рашидов – мгновения жизни

В те непростые годы, когда в управлении страной во всех сферах царил жесточайший диктат центра, этому руководителю удалось в полной мере обеспечить развитие республики, сохранив при этом наши вековые традиции и обычаи.
Сегодня, в день его рождения, отдавая дань его светлой памяти, мы вспоминаем его благие деяния и публикуем несколько фотографий разного периода его жизни. Все снимки публикуются впервые.

Шараф Рашидов – мгновения жизни

Выпускник ускоренных курсов по подготовке младших командиров Фрунзенского пехотного училища. Завтра на передовую, ноябрь 1941 года. Участие в декабре 1941 года в битве под Москвой, Северо-Западный фронт, Волховский фронт и тяжелое ранение в левую руку в конце 1942 года, долгое излечение в Свердловском эвакогоспитале, и наконец, демобилизация в 1943 году. Всё это – впереди.

Шараф Рашидов – мгновения жизни

Рашидов Ш.Р. в центре, слева трижды Герой Социалистического Труда, бессменный председатель колхоза Хамрокул Турсункулов, справа — председатель Президиума Верховного Совета СССР К.Е.Ворошилов, во время рабочей поездки в Узбекистан, конец 50-х годов прошлого века.

Шараф Рашидов – мгновения жизни

Рашидов Ш.Р. c супругой Хурсанд Гафуровной и сыном Ильхомом в редкие часы совместного пребывания.

Шараф Рашидов – мгновения жизни

В начале 60-х годов прошлого века началось освоение богатств долины Зеравшана. На карьере Мурунтау с выдающимся организатором урановой и золоторудной промышленности, первым директором Навоийского комбината, Героем Социалистического Труда Зарапом Петросовичем Зарапетяном. Впоследствии, в апреле 1980 года, за создание в стране эффективной горнорудной отрасли в песках Кызылкумов, Ш.Р.Рашидов вместе с легендарным министром Средмаша Ефимом Павловичем Славским был удостоен Ленинской премии, высшей награды того времени, заметим, по разделу «науки и техника».

Шараф Рашидов – мгновения жизни

20 лет на посту 1 секретаря ЦК КП Узбекистана 1979 г.

Шараф Рашидов – мгновения жизни

На субботнике в Сергели, совместно с аппаратом ЦК партии.

Шараф Рашидов – мгновения жизни

В гостях у школьников, 1 сентября 1970 г.

Шараф Рашидов – мгновения жизни

У освоителей Каршинской степи, 70-е годы ХХ века.

Шараф Рашидов – мгновения жизни

Последние годы жизни. На одном из мероприятий в театре оперы и балета имени Алишера Навои. Начало 80-х годов прошлого века.

Рахимжон СУЛТАНОВ (Все фотографии из личного архива).

Книга о композиторе

0
Книга о композиторе

Торжественная презентация книги «Феликс Янов-Яновский» прошла в Союзе композиторов Узбекистана. Автором монографии, посвященной творчеству композитора и педагога, является музыковед Эльвира Абдуллаева.

В честь выхода книги в концертном зале творческого союза состоялся вечер, на который собрались композиторы, преподаватели и студенты Государственной консерватории Узбекистана. Участниками было сказано немало теплых слов в адрес Ф. Янов-Яновского, который более полувека отдал творческой и преподавательской деятельности. Он автор самых разнообразных музыкальных произведений, от эстрадных песен до опер и симфоний.

Монография Э.Абдуллаевой может быть интересна не только музыковедам, но и широкой категории читателей. Книга сопровождается диском, содержащим музыку композитора. Издание выпущено при поддержке Швейцарского бюро по развитию и сотрудничеству.

Анна НИМ.
Фото Раили Ханиповой, KULTURA.UZ.

В жанре «компьюфо»

0
В жанре «компьюфо»

5 ноября в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы откроется выставка художника Владимира Бурмакина. Экспозиция носит название «МИР ЗАЗЕРКАЛЬЯ-77» – компьюфо – компьютер, живопись, фотографика».

Цифра «77» в названии выставки намекает на возраст художника, родившегося 9 января 1938 года. А заявленные жанры показывают, что и сейчас Владимир Иванович Бурмакин открыт для творческих экспериментов и продолжает осваивать новые сферы искусства.

Лауреат Государственной премии Республики Узбекистан (2011), действительный член Академии Художеств Узбекистана (c 1997) и Заслуженный деятель искусств Узбекистана (1981), Владимир Бурмакин по сей день занимается преподаванием, совмещая его с творчеством. Он много лет работал на ответственных должностях в Академии Художеств и Союзе художников Узбекистана, награжден орденом «Фидокорона Хизматлари учун» («За доблестный труд») и Золотой медалью Академии художеств Узбекистана.

Его рельефы, мозаики и росписи можно увидеть на ряде зданий Ташкента, а картины хранятся как в государственных собраниях страны, так и в зарубежных музеях, галереях и частных коллекциях.

Вход на церемонию открытия выставки свободный, начало в 17.00.

Анна НИМ.

Конференция бахши

0
Конференция бахши

Научно-практическая конференция «Место искусства народных сказителей бахши в нематериальной культуре» состоялась в городе Карши. Ее организовали областное управление по делам культуры и спорта, а также областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы в рамках исполнения Государственной программы сохранения, пропаганды и использования объектов нематериального культурного наследия на 2010-2020 годы.

Как сообщает газета «Новости Кашкадарьи», участники конференции предложили основать творческий союз поэтов-бахши Кашкадарьи, предназначенный для сохранения и популяризации этого старинного искусства. Работая в традиции «мастер – ученик», народные сказители смогут передать свои умения будущим поколениям.

Также на конференции были презентованы первые книги стотомника «Памятники узбекского народного творчества», подготовленных сотрудниками Института языка и литературы имени Алишера Навои Академии наук Узбекистана. Тома, вышедшие в издательско-полиграфическом творческом доме имени Гафура Гуляма, включают в себя дастаны «Алпомиш» и «Юсуф и Ахмад».

Были исполнены фрагменты дастанов и «терма», представленные как известными бахши, так и начинающими.

Анна НИМ.
Фото С.НАРЗИЕВА.

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

1
«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

2 ноября в Ташкенте открылся новый книжный магазин «Китоб олами». Его адрес — проспект Мустакиллик, 6. Магазин выгодно расположен в центре города, недалеко от метро и в непосредственной близости от одной из центральных трасс. Есть у него и собственная автостоянка. Как было заявлено в прессе, «Китоб олами» стал крупнейшим книжным магазином на территории Средней Азии. Поэтому его открытие привлекло немало книголюбов, заинтересовавшихся этим событием.

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

Если театр начинается с вешалки, то «Китоб олами» — еще на подходе к нему. Внимание пешеходов привлекает огромный рекламный экран, расположенный рядом с витриной, украшенной цитатой из речи президента.

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

Боковая витрина, оформленная необычной спиральной «полкой», намекает на интересные дизайнерские решения, которые ждут посетителя внутри. Радует, что строители позаботились о мамочках с колясками и инвалидах – вход в магазин снабжен пандусом.

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

Фойе, украшенное большими стеклянными витринами с подарочными изданиями, выглядит весьма торжественно.

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

В нем размещены четыре экрана, рекламирующие ассортимент магазина. Прямо напротив входа – касса, уже загруженная работой.

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

Основной книжный зал расположен справа от входа, уровнем ниже. Сразу бросается в глаза приятное оформление, продуманное и разнообразное освещение. Лампы, кроме того, играют и декоративную роль. Радует наличие разнообразных диванчиков, пуфиков и скамеечек, украшающих интерьер и дающих посетителю возможность отдохнуть от долгого блуждания между книжных полок.

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

Впрочем, в книжном магазине, как известно, важнее не оформление, а содержание. Оно в «Китоб олами» весьма богатое, хотя, наверное, любому книжному магазину есть куда развиваться, и улучшать ассортимент нужно постоянно.

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

Здесь представлена разнообразная продукция узбекистанских издательств: детская, художественная, справочная литература. Много богато оформленных подарочных изданий, книг для студентов и школьников.

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

Дополняют ассортимент российские издания, также весьма разнообразные, хотя художественная литература все же представлена недостаточно обширно.

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

Порадовал замеченный на полках магазина сборник Александра Файнберга (которому именно в этот день, 2 ноября, могло бы исполниться 76 лет). Почему-то в продажу попал только первый том из его двухтомника, но, по словам консультантов, второй том скоро поступит со склада.

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

Отдельный стол в книжном зале отведен под диски.

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

В конце зала, за книжными шкафами, находится отдел канцтоваров.

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

Дальше – вход в отдел детской литературы: пестрые книжки, удобные для детей низкие столики и много игрушек. В целом отдел оставляет очень яркое, позитивное впечатление.

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

Сверху вдоль главного зала тянется галерея, куда также можно попасть из фойе. Здесь представлены в основном подарочные издания.

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

Вся левая часть магазина отведена под кафе. Разбитое на несколько зон, оно радует продуманным и стильным оформлением.

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

Можно поздравить ташкентцев с открытием этого современного и богатого магазина – здесь однозначно есть на что посмотреть. Будем надеяться, что администрация «Китоб олами» не остановится на достигнутом и сделает его настоящим центром культуры столицы, благо, все возможности для этого уже есть. Было бы желание.

«Китоб олами»: современный взгляд на книготорговлю

Анна НИМ.
Фото автора.

2 ноября – день рождения А.Файнберга

2
2 ноября – день рождения А.Файнберга

Готовя подборку ко дню рождения Александра Файнберга, мы долго не могли решить, из каких стихотворений ее составить. Может быть, стоит обратиться к теме осени? Александр Аркадьевич посвятил немало строк своему любимому времени года. Или же собрать стихи о поэзии, о творчестве? Ведь это было самым главным, именно талант поэта и определял личность Файнберга и для нас, и для него самого. Сколько можно было бы привести его точных, тонких, чеканных определений сущности поэзии и поэта…

Но задача, бывшая соблазнительно простой, обернулась невыполнимой. Вдруг оказалось, что подобную подборку невозможно представить. Файнберг, пишущий о природе? Файнберг, говорящий о поэзии? Конечно! Но как обойтись без его юмора, иной раз на грани эпиграммы? Как не включить в список любовную лирику? Или «военные» стихи – их можно пересчитать по пальцам, но каждый неминуемо и незабываемо бьет прямо в сердце. А есть еще горькая и ироничная файнберговская философия, и чувство ответственности за все, что творится на планете, и любовь к родной земле, к городу под ярко-синим, беспечальным небом…

Все это – должно быть. Иначе не получится настоящего Файнберга. А он был именно настоящим. И в жизни, и в стихах.

Вика ОСАДЧЕНКО.
Фотография из семейного архива предоставлена И.Г.Коваль.

Александр Файнберг

* * *
Детство разворачивает грани.
Самокат летит из-под ноги.
Жестяная дудочка играет.
Серебрится шарик из фольги.

И от них нам никуда не деться.
Ввысь рванешь ли, упадешь на дно,
что тут скажешь? Детство – это детство.
Никогда не кончится оно.

Даже там, пред гробовой доскою
сквозь года и горечи обид
стеклышки поют в калейдоскопе.
Жестяная дудочка звучит.

* * *
Я с весны уж на кладбище не был.
Вдруг увидел, ступив за порог,
что не снег это падает с неба,
а единственный мамин платок.

Не явилось бы это виденье.
Но ноябрь стоит на дворе.
День рожденья. Ну да, день рожденья.
День рожденья ее в ноябре.

* * *
Мне жаль того, кто все от жизни брал.
Несчастный раб успеха и везенья,
не зная сердцем ни потерь, ни ран,
глухим слепцом он покидает землю.

Но счастлив тот, кто отдал все, что есть,
кому дано, пройдя свой путь суровый,
перестрадав и отлюбив, прочесть
огнями звезд начертанное Слово.

ТРЫН-ТРАВА

Вступая смолоду в права,
шальною силой обладая,
повсюду, с виду золотая,
цветет отрава – трын-трава.

Кровь лося мажет рукава.
И подбородок – как булыга.
– Что? Красная? Какая книга?
Я не читатель. Трын-трава.

В стихах расставлены слова.
Столбцы стихов приятны глазу.
Но пару строк прочтешь и сразу –
куда деваться? – трын-трава.

Она на пустоши любой
произрастает неизменно.
Любовь покинула? Мгновенно
звонит торговка трын-травой.

Вы, озверев от тесноты,
на сцену прете под фанфары.
Но что вам дарят, юбиляры?
Цветы?..

А ты, большая голова?
Своей бригадою ударной
понавтыкал в тайге радары.
Что дальше? На траве дрова?

Сказал мой критик: – Ты жесток.
Настойку выставил на столик.
Но вот умора – и в настойке
ее прелестный лепесток.

Возьму охотничьих собак.
Ружье возьму – и на раздолье.
К озерам.
          Лесом.
                  Через поле.
С травинкой сладкою в зубах.

* * *
Сыграем утренний подъем.
И дверцу синюю рванем.
Оттуда вылетит надежда,
что будет почта наша днем.

За полдень скатится денек.
А в ящике опять намек,
что надо ждать последней почты,
тем паче, вечер недалек.

Стекла с вином вечерний звон.
Нас наведет на думы он
о том, что на исходе века
пропал куда-то почтальон.

Но все ж я не грущу о том.
Надежда бережет мой дом.
Не зря веселые снежинки
в ночи кружатся за окном.

Открою форточку. Из тьмы
влетит бодрящий дух зимы.
Все точно. Завтра почта будет.

Но будем ли на свете мы?

ДИАЛОГ

– С утра пропала ты куда?
Скажи хоть по секрету.

– Оттуда я пошла туда.
Там отдала я это.

– Послушай, пчелка от труда,
ответь, я счастлив буду,
что – это? И куда – туда?
Где – там? Откель – оттуда?

– Там – это там. Туда – туда.
Оттуда есть оттуда.
А это – это. Вот беда!
Какой же ты зануда.

* * *
    
           Юрию Кружилину

Давай-ка, друг,
              в один из дней
не запряжем своих коней.
Не то забота, что работа,
а то забота, что за ней.

Давай,
      пока не грянул гром,
войдем с тобой в невечный дом.
Лучок нарежем на селедку,
вино по рюмкам разольем.

Нам будет весело двоим.
Смеясь, врагов поматерим,
что ценят в нас не то, что ценно,
а то, что ценно только им.

Пусть им назло меж нами лад.
Шумит над крышей листопад.
В застолье мы и не заметим,
что за окном пропал закат.

Давай,
       не помня бед своих,
в годах побродим молодых,
друзей отчаливших помянем,
а после выпьем за живых.

Хоть не зело нам повезло,
да не растрачено тепло.
Луна зацепится за фортку.
Двенадцать пропоет стекло.

Пускай не кончится вино.
а с ним селедка заодно.
Все обойдется. Жизнь прекрасна,
когда в ночи горит окно.

* * *
Славно быть веселым балагуром.
Только знала б ты, как по ночам
давним шрамом меченые губы
именем твоим кровоточат.

Я шепчу его своим высотам.
Может быть, в твои пустые сны
через годы зов мой донесется
эхом, отраженным от луны.

* * *
Что кричишь ты, блудный сын?
Раб своей высокой роли,
ты нелеп, как муэдзин,
что вопит на небоскребе.
Пусть оно тебе дано –
к званью горло запасное,
но хоть лопни – все равно
ты не властен надо мною.

Так умолкни хоть на миг.
Стань собой по доброй воле.
Ты услышишь, как арык
пробегает через дворик.
Мир, где начал ты с нуля,
без тебя на том же месте.
На поля сквозь тополя
льется тихий полумесяц.

Там за речкою пустырь.
Он кончается садами.
Там который год чигирь
о душе твоей рыдает.
Тихо. Чуешь, как в ночи
от стогов райхоном пахнет?
Что? Не чуешь?.. О, аллах мой!
Ну тогда опять кричи.

* * *
Веселый задира
идет из трактира.
Луч солнца на шпаге
                    и брызги вина.
Братва озорная,
                как вы – я не знаю,
но я бы отправился
                   в те времена.

Порою вечерней
вошел бы в харчевню.
Карьера – химера,
                  а чин – ерунда.
Я кружкою грянул бы
в стол деревянный:
– Хозяин! Вина и закуски сюда.

Четыре бочонка,
три свина копченых.
Да две деревенских красотки
                          с боков.
Звени, мандолина!
Хозяин, перину!
Вот это, скажу я вам, вечер богов.
Вкусив от услады,
я сел на осла бы,
довольный снаружи
                   и счастлив нутром.
Наверно, тогда бы
мне очень пошла бы
шикарная шляпа
                с павлиньим пером.
Пошла бы, ей-богу,
под шляпой дорога
да шпага,
         что пузо пробьет подлецу.
Смеяться над снобом
тогда бы пошло бы.
А впрочем,
           все это и нынче к лицу.

* * *
Над глубокими морями
звезды в небе высоки.
Лист
    с неровными краями,
сохрани мои стихи.

Не для чтенья без запинки.
Строки жизни –
               для души.
Как в тайге живут тропинки,
как в озерах – камыши.

Каждый стих
             лесной поляне,
птице, облаку сродни.
Лист с неровными краями,
сохрани их, сохрани.

Не потомкам на закланье,
не для ропота молвы.
Как улыбку,
           как дыханье
ветра, моря и листвы.

* * *
– Наше время для нас, — говорят мне девчонка и парень.
– Мы – не вы. Мы другие. Мы новые песни споем.
Хоть романтики ваши не все еще напрочь пропали,
наше время для нас. Ну а вы доживайте свое.

– Да, пропали романтики. Время списало в утиль их.
Только жизнь вам отдав, голосуют они все равно
за стрелу Робин Гуда, за шутку смертельную Тиля,
за летящую шпагу и грозный порыв Сирано.

* * *
Любовь сперва нам кажется легка.
Потом штормит волна, и крепнут горы.
И на прощанье поцелуй наш горек
и камня крепче: — Милый мой, пока.

Пока, моя любимая. Пока.
Отпели, отгуляли наши встречи.
Еще не вечер?.. Вот он – этот вечер.
Высок был день. Жаль, ночка глубока.

* * *
Поля России иль каньоны Штатов –
все шатко, моя милая, все шатко.

И цвет индонезийских островов,
и Африка, и мощь британских львов.

Что будет с ними и что будет с нами,
когда рванут последние цунами?

Да ничего, родная. Ничего.
Соленый ветер остудит чело.

Лишь волны мирового океана
вздохнут нам: – Александр…
                                   Марина…
                                             Анна…

* * *
Ты, звеня монетками небрежно,
хитрую со мной завел игру.
На моих с обеих светит решка.
На твоих – с обеих по орлу.

Ты всегда показывал мне кукиш,
полагая, что восходишь в рай.
Забирай монетки, забирай.
Посмотрю я, что на них ты купишь.

* * *
Не статьи, а трюк за трюком.
Слушай, критик, дай ответ –
если хряк строфою хрюкнул,
значит, хряк уже поэт?

Во открытье! Но прости мне,
ты чужой присвоил сан.
Брось перо. А хворостину
принесу тебе я сам.

* * *
Не ценой ли слезы
мы красиво поем?
Не от зуба ль гюрзы
шрам на сердце моем?

Не от злых ли костров
бьется пламя строки?
Не от свиста ль ветров
на душе сквозняки?

Или песнь хороша
от златого вина?
Или смерть не страшна,
потому что одна?

Иль на звездном плато
скрыта наша руда?
Не ответит никто.
Ни за что. Никогда.

РИМ

О, этот диалог! Он свят и вечен.
Она обнажена. А он – разутый.
Он, проиграв свой бой: – Еще не вечер.
Она, обняв его: – Еще не утро.

* * *
Здесь и просторно, и высоко.
И к чайхане на берегу
сбегают мазанки поселка
и замирают на бегу.

Чайханщик горд самим собою.
Постиг он звездные миры.
Восходит в небо голубое
зеленый свет от пиалы.

Собака дремлет под навесом.
И с вечной думой о земном,
присев на корточки, невестка
разводит дым под казаном.

Здесь те же ниши, те же плошки.
И в центре низкого стола
ложится свежая лепешка.
Она по-прежнему кругла.

Все моей памяти знакомо.
В снегу вершины. Этот быт.
Калитка. Дворик. Номер дома.
Лишь номер века позабыт.

* * *
Что мне твой Нотр-Дам? Что мне твой Колизей,
если падает снег на могилы друзей?

Что, красотка, бассейн? Что мне твой лимузин,
если не с кем зайти в угловой магазин?

Что мне сотовый твой в ресторанном дыму,
если некому больше звонить по нему?

Меж крестов я пройду по январскому льду.
С плит холодных я веником снег обмету.

Ты, подруга, езжай. Ты меня не жалей.
Я пешком добреду до берлоги своей.

До двора, где у джипов толпится с утра
с деловитыми лицами рвань-детвора.

Где на голых деревьях собор воронья,
Где берлога — и та уж почти не моя.

* * *
Прет жасмин по загородным дачам.
Треплет куртку майский ветерок.
Выпала мне главная удача –
никогда я не был одинок.

Никогда не добывал я славу.
Мне, ей-богу, это не с руки.
Я смеюсь, в котел бросая лавры,
годные кому-то на венки.

Нравится мне жить обыкновенно.
Весел дом. Не предали друзья.
Все прощая, остается верной
женщина красивая моя.

Что с того, коль отзвенев струною,
сгину я у века не в цене?
Есть кому склониться надо мною.
Есть кому заплакать обо мне.

* * *
За семью печатями
семь моих печалей.

За печатью первою
                   из картона с ниткою –
дворик сада детского с голубой калиткой.

За второй – стеклянною –
                        ветер плещет флагами
на линейке утренней в пионерском лагере.

С третьей – из дюраля –
                        юность распечатана.
Машет первая любовь сквозь снежок нечаянный.

За четвертой, за железной –
                          ночь, весна, тревога.
Шаг чеканят сапоги лунною дорогой.

А за пятой, медною,
                   нынче мною вскрытою –
твердь земли и небеса, даль ширококрылая.
За шестой, серебряной –
                       старость умудренная.
Над калиткой вербная веточка зеленая.

Сад. Окно. Старик седой.
                        Вот и день кончается.
Что там, что там за седьмой
золотой печатью?

ПОЭЗИЯ

Как нереальна музыка твоя!
Людей не слышит и богов не молит.
Как будто ветер странствует над морем,
вздымая паруса без корабля.

Зачем зовут меня твои моря?
Я – сын земных береговых развалин.
Я груб. Я недостоин. Я реален.
За что ж она мне – музыка твоя?

1941

Поет войну седая медь.
Подковы лупят в мостовую.
Сомкнуло время жизнь и смерть
в нерасторжимом поцелуе.

Умолкло даже воронье.
Любимая да не обманет.
Но машет варежка ее
уже вдали, уже в тумане.

Ломается осенний лед.
И вздох прощальный геликона
упасть на землю не дает
платку, летящему с балкона.

* * *
По белым сумеркам
                  в дыму костров осенних
пойду туда,
           где край Луны рассыпал
на иней трав опилки золотые.
И лунная дорога зазвенит
под сапогами юного солдата.
И он увидит, восходя по ней,
как звезды путь ему предначертали
не строить храмов на чужой крови,
с друзьями пить веселое вино,
любить прекрасных женщин на Земле,
писать стихи
            меж двух великих войн.

Дни израильского кино

0
Дни израильского кино

Вслед за Ташкентом, Самаркандом и Бухарой Дни израильского кино состоятся еще в двух городах страны – в Фергане и Навои. Организаторами их проведения стали Посольство Израиля и «Узбеккино».

13-15 ноября показы современных израильских фильмов пройдут в Фергане, в кинотеатре им. Алишера Навои, с торжественным открытием мероприятия в ферганском Театрально-концертном дворце 12 ноября.

19-21 ноября Дни израильского кино состоятся в Навои, в кинотеатре «Узбекистан».

В программу показа вошли два документальных фильма («Учитель Ирена» и «Кладбищенский клуб») и три художественных («Люби и танцуй», «Звезда Шломи», «Размер имеет значение»).

Анна НИМ.

Посвящается Бродскому…

0
Посвящается Бродскому…

Иосифа Бродского в Ташкенте не просто помнят, а помнят наизусть. Это продемонстрировал вечер «Иосиф Бродский: от «тунеядца» до Нобелевского лауреата», прошедший в столичном Book Cafе.

Инициатива проведения вечера и воплощение идеи в жизнь принадлежат поэту Михаилу Гару и публицисту и редактору Лейле Шахназаровой (к слову, постоянному автору «Новостей Узбекистана») при участии администрации Book Cafе. Надо сказать, что к задаче ведущие подошли творчески, уведя вечер от привычного формата поэтических чтений. Конечно, без обзора биографии поэта обойтись было невозможно, но живая подача информации и показ фотографий на большом экране оставили яркое впечатление.

Удачным решением было изобразить «в лицах» отрывок из знаменитого судебного процесса над Бродским. И Гар, и Лейла Шахназарова полностью вошли в роли, продемонстрировав актерские способности, которые стали для публики настоящим сюрпризом.

Посвящается Бродскому…

Кстати, о публике. Зал Book Cafе не так уж велик, и он был не просто забит до отказа – части зрителей пришлось стоять в дверях. Что, тем не менее, не повлияло на их решимость посмотреть программу до конца. А в финале вечера зрители подхватили эстафету у ведущих – присутствовавшие на вечере поэты и ценители Бродского еще долго читали стихи.

Собравшиеся единодушно признали, что вечер удался, и это дает надежду на то, что Book Cafе станет еще одной «поэтической» площадкой Ташкента. По словам Бориса Бабаева, уже не за горами новый проект, подготовленный той же творческой группой. Следующий вечер, как он рассказал собравшимся, будет посвящен Анне Ахматовой.

Анна НИМ.
Фото Раисы КРАПАНЕЙ.

55 картин к юбилею

0
55 картин к юбилею

В Государственном музее искусств Узбекистана открылась выставка Ортикали Козокова «Ярких традиций напевы». Она приурочена к 55-летнему юбилею художника.

Картин на выставке тоже представлено 55. Одну из них, на тему борьбы кураш, автор на открытии экспозиции передал в дар музею.

55 картин к юбилею

В церемонии открытия выставки принял участие председатель Академии художеств Узбекистана Акмаль Нуриддинов, а также художники, искусствоведы и представители прессы.

Как сообщает KULTURA.UZ, Ортикали Козоков занимается не только живописью, но и преподаванием, работая в Национальном институте художеств и дизайна имени К.Бехзода. Кроме того, он автор идеи и ведущий телепередачи «Муйкалам мужизалари». Награжден золотой медалью Академии художеств Узбекистана, рядом международных премий, дипломов и сертификатов. Участвовал в ста вернисажах международного и республиканского значения, не раз проводил персональные выставки.

Анна НИМ.
Фото Гайрата Шукурова.

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,120ПодписчикиПодписаться