Мастера золотого шитья ООО «Заркон» изготовили парадный занавес для государственного театра драмы города Каттакурган.
Для этого было привлечено шестьдесят опытных золотошвей. Эскизы рисунков изготовили художницы Н.Кобилова и М.Хаетова.
Как рассказал директор ООО Р.Ходжаев, столь важный заказ здесь получают не в первый раз. Руками бухарских золотошвей выполнены занавесы Каракалпакского государственного театра имени Бердаха в Нукусе, Самаркандского государственного театра кукол, дворца искусств города Ферганы, столичного дворца культуры «Туркистон» и многих других культурных объектов Ташкента, среди которых и главный театр страны – Государственный академический Большой театр оперы и балета имени Алишера Навои.
С 10 по 14 марта в ташкентских театрах прошли «Дни открытых дверей» на тему «Ташкентский опыт по повышению эффективности театров».
Дни открытых дверей в столичных театрах организованы по инициативе и Поручению Кабинета министров Республики Узбекистан от 13 февраля 2017 года.
Государственный Академический Русский Драматический театр Узбекистана активно включился в эти мероприятия и организовал ряд благотворительных спектаклей для молодежи.
За несколько дней молодежь из более чем 10 колледжей и ВУЗов столицы смогли посмотреть спектакли «Лю…» по ранним рассказам А. Чехова, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Зойкина квартира» М. Булгакова.
Перед каждым спектаклем ветераны театра знакомили молодежь с историей создания театра и выдающимися театральными деятелями, отдавшими всю жизнь служению искусству. А уже после спектаклей молодые зрители активно участвовали в обсуждении проблем, поставленных авторами произведений.
Одним из последних спектаклей в эти дни, стала инсценировка «Иди мое творение в народ!…», премьера которой состоялась 9 февраля. Авторы Абзал Рафиков и Владимир Островский говорят, что инсценировка представляет собой пять эскизов на тему любви, предательства и верности по произведению А. Навои «Хамса».
Удивительной цельностью отличается лирика Алишера Навои, особенно его «Газели». Вершиной творчества поэта стала знаменитая «Хамса» («Пятерица»). Он создал колоссальный эпический памятник, состоящий из пяти поэм: «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Вал Искандера» и «Смятение праведных», которые и легли в основу инсценировки.
В спектакле, поставленном Бахтияром Хамидовым, задействованы артисты Абзал Рафиков, К, Пирожков, Ф. Арипов, Д. Тюменева, А. Юлдашев, Н. Рузибаев, О. Исмаилов и З. Римкулова.
«Дни открытых дверей» показали, что театр выходит на новый уровень работы со зрителем, а также понятность и доступность театрального искусства для молодежи.
Гёте-Институт Ташкент продолжает развивать проект «Новая немецкая литература». На сей раз в Узбекистан приглашена Нора Гомрингер, поэтесса швейцарско-немецкого происхождения. В апреле она посетит Фергану и Ташкент.
37-летняя поэтесса работает ведущей на радио, делает передачу «Лирическая реплика» для одного из немецких телеканалов и вместе с Юдит Киниц снимает поэтические фильмы. Она опубликовала семь сборников лирики и два сборника очерков, была награждена рядом престижных премий. С 2010 года Нора Гомрингер по поручению Федеральной земли Баварии руководит Международным Домом искусства Вилла Конкордиа в Бамберге. В будущем году ей предстоит вести профессуру поэтики в университете Клагенфурта.
5 апреля 2017 года Нора Гомрингер проведёт мастер-класс и поэтические чтения в Ферганском Государственном Университете. 6 апреля она будет читать свои стихи в Гёте-Институте Ташкент. А 7 апреля там же состоится немецко-русское поэтическое соревнование в формате poetry slam, в котором примут участие ташкентские поэты.
Белорусские журналисты интернет-портала tut.by Дмитрий Бобрик и Александр Васюкович планируют опубликовать у себя на родине статьи об Узбекистане. Для этого они совершили поездку в древний край, где ознакомились с его архитектурными достопримечательностями, культурой и бытом.
Как рассказали журналисты по приезду в Бухару, здесь они побывали на площади Мири Араб, в цитадели Арк, посетили мавзолей Саманидов, архитектурные комплексы Ляби Хауз, Чашма Аюб. «В Бухаре, куда я приехал впервые, почувствовал себя как в сказке. Архитектура этого древнего города неповторима, как и люди, здесь проживающие. Народ, сумевший сохранить в первозданном виде свое историческое наследие, достоин большого уважения», — говорит Дмитрий Бобрик.
Белорусских гостей поразила местная кухня, гостеприимство бухарцев и, как они отмечают, царящая в городе праздничная атмосфера. Все увиденное журналисты планируют отразить в своих публикациях.
В Бухарском профессиональном колледже искусств прошел смотр-конкурс «Здоровое поколение начинается с колыбели», в котором приняли участие все национальные культурные центры нашей области.
Во время конкурса представители культурных центров исполнили колыбельные песни своих народов, продемонстрировали национальные обряды и традиции, связанные с уходом за младенцем, а также различные сценические зарисовки на эту тему.
По решению жюри дипломами Международного благотворительного фонда «Согломавлодучун» в различных номинациях были отмечены русский, таджикский и азербайджанский национальные культурные центры.
Данное мероприятие, организованное областным комитетом женщин, управлением по делам культуры и спорта, а также рядом других организаций, нацелено на возрождение национальных ценностей, воспитание молодежи в духе патриотизма, уважения к обычаям и традициям наций и народностей, проживающих в Узбекистане.
Победителям смотра-конкурса вручены дипломы и памятные подарки. Впрочем, вниманием и подарками в этот день были отмечены все участники.
Известный бухарский фольклорный коллектив «Мавриги» в эти дни готовит новую концертную программу, посвященную всенародному весеннему празднику Навруз.
Как рассказал руководитель ансамбля, заслуженный артист Республики Узбекистан Нишонжон Атамурадов, сейчас коллектив занят репетициями и созданием новых костюмов.
Отметим, на днях ансамбль вернулся с гастролей из Туркменистана. Зрителями концертной программы стали жители города Фараб, которые стали свидетелями проявляемого в нашей стране уважения к памяти великих предков, что позволило возродить такое музыкальное искусство, как мавриги. Каждый концерт ансамбля – это настоящий праздник. К нему уже успели приобщиться зрители в Бельгии, Голландии, Катаре, Омане, Малайзии и других странах, где с момента создания ансамбля успел побывать с гастролями коллектив. Руководитель ансамбля уверен, что творческий поиск музыкантов обязательно придется по душе любителям народного фольклора.
Специалисты Джандарского дорожно-строительного предприятия «Жондор туман йулхужалигипудраттамирлашкорхонаси» приступили к асфальтированию участка дороги, где еще в начале марта городской пейзаж украшала последняя зеленая аллея Бухары.
Как рассказал прораб предприятия Бекзод Шомуродов , это будет дорога с односторонним движением протяженностью 400 метров. Она соединит улицы И.Каримова и Навои по направлению от бывшего кинотеатра «Бахор», через школу №2, между стадионом «Бухоро» и областным хокимиятом.
По данным областного управления архитектуры и строительства, в перспективе изменится и улица имени Хамзы, которая станет двухсторонней и позволит снизить нагрузку на центральную автодорогу, пролегающую вдоль рынка «Дилькушо» (Крытый рынок), за счет ее соединения с улицей М. Икбола в районе гостиницы «Зарафшан».
В целях реализации этого дорожно-строительного проекта вырублена и часть рощи у здания областной администрации, невзирая на то, что после введения в эксплуатацию этой дороги, стадион будет окружать не зеленая зона, а плотная транспортная развязка.
Действия градостроителей вызвали неоднозначную реакцию участников бухарских групп в социальных сетях. Одни согласны с мнением, что это наиболее подходящий вариант для разгрузки центральной автомагистрали, другие – глубоко сожалеют об исчезнувшем месте в городе, где можно было укрыться от палящего солнца в летний зной. Третьи – выражают опасения, что этот участок дороги, после введения его в эксплуатацию, может повлиять на безопасность учеников расположенной здесь общеобразовательной школы №2.
Не согласен с этим проектом и архитектор Зоиршо Клычев, который считает аксиомой то, что вокруг стадиона должна быть зеленая парковая зона. В интервью нашему сайту он выразил уверенность в том, что разгрузить центральную улицу можно было не жертвуя зелеными насаждениями, которые в природно-климатических условиях Бухары – на вес золота. Стоило всего лишь следовать генплану, открыть закрытые участки центральных дорог и согласовать проект со специалистами специализированного института градостроительства, где работают настоящие профессионалы.
— Эта аллея была предусмотрена изначально, еще примерно в 50-х годах, когда строился стадион, — комментирует ситуацию Клычев. – Такого рода спортивные объекты должны иметь вокруг себя зону рекреации, то есть пешеходную зону, где зрители, перед посещением или во время спортивных мероприятий, могли бы отдыхать в зеленом пространстве. Площадь, где проходили парады и демонстрации, со временем потеряла свою актуальность, но аллея не утратила свою функцию – зеленой границы между жилыми домами, транспортным шумом, спортом и отдыхом. Теперь ее нет, к сожалению.
Стоит отметить, что в последнее время проблемы с движением действительно становятся все серьезней. Из-за все более растущего числа автомобилей, что, безусловно, свидетельствует и о растущем благосостоянии населения, на некоторых участках дорог часто возникают настоящие пробки, до недавнего времени несвойственные Бухаре.
Решить транспортные проблемы Бухары призвал и Президент страны Шавкат Мирзиёев во время своего визита в область 10-11 марта текущего года, поручив построить малую кольцевую дорогу, способную связать воедино все исторические памятники города. Однако, учитывая рвение градостроителей, можно предположить, что в городе падет еще ни одно дерево. Утешает лишь обещание областного комитета по охране природы взамен утраченных деревьев высадить в разы больше.
Каждый человек на земле хоть раз в жизни, наверное, задумывался над этим извечным вопросом. Как пройти свой путь, чтобы оказаться в мире вечного блаженства? Какими качествами нужно обладать? Что можно делать, а чего нельзя?
Ответы на эти вопросы, скорее всего, получил тот, кто побывал холодным февральским вечером в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана, где состоялась мировая премьера оперы «Дорога в рай» узбекского композитора Нурали Эркаева. Написана она по одноименной поэме нашего великого современника, Народного поэта Узбекистана, Героя республики Абдуллы Арипова. Ее исполнение было представлено в концертном варианте Молодежным Симфоническим Оркестром и Молодежным Хором Узбекистана (художественный руководитель Ю.Хуснутдинова) под управлением заслуженного артиста республики Камолиддина Уринбаева. Солистами выступили лауреат Государственной премии «Нихол» Фарход Камбаров, заслуженные артисты республики Маъсума Болтабоева и Женисбек Пиязов, солисты ГАБТа имени Алишера Навои Рахим Мирзакамалов и Бегзод Давронов. После успешной премьеры оперы нам удалось поговорить с ее автором о творчестве, о любви и о смысле жизни:
— Нурали, расскажите, пожалуйста, с чего началась ваша музыкальная карьера? Ведь, насколько мне известно, о композиторском творчестве вы и не помышляли?
— Да, действительно, получив двенадцатилетнее музыкальное образование, я хотел заняться бизнесом (смеется)… А началось все достаточно «традиционно». С первого класса родители отдали меня учиться в Республиканский Специализированный Музыкальный Академический Лицей имени Рейнгольда Глиэра на отделение академического фортепиано. Не прижившись там, я вскоре оказался на факультете эстрадного фортепиано в классе замечательного педагога, композитора Энмарка Салихова. Но и это не заинтересовало меня на должном уровне. Признаться, я был большим лентяем и часто прогуливал занятия. Педагоги уже не знали, как со мной справляться, а я с ужасом думал, как буду сдавать экзамены. Но вот я закончил лицей, так и «не подружившись с музыкой», однако дорога все-таки привела меня в стены Государственной консерватории Узбекистана. Родители решили отдать меня на композиторский факультет. Главным педагогом здесь для меня стала Абдуллаева Ойдин Атомурадовна — замечательный композитор и человек, профессор кафедры «Композиции и инструментовки». Она буквально заставляла меня заниматься, хотела, чтобы я стал действительно достойным музыкантом. За время консерваторского обучения я участвовал в различных конкурсах, концертах, конференциях, начал писать произведения для различных инструментов и составов, в том числе и для ансамбля современной музыки «Омнибус». И вот теперь я жить не могу без творчества. Ойдин Атомурадовне я обязан всеми своими достижениями и успехами. Если бы не она, композитором бы я не стал.
— Вы упомянули, что участвовали в различных конкурсах. Скажите, пожалуйста, а какой из конкурсов Вы считаете действительно Вашим достижением?
— Думаю, достижением стало первое место на международном конкурсе молодых композиторов «Маэстро», который проходил в Украине в 2012 году. Весьма интересны и сложны были условия данного конкурса. За неделю до его начала нам была отправлена известная тема 24 каприса Паганини, на основе которой нужно было сочинить цикл вариаций. Сложность заключалась в том, что на данную тему уже существуют известные опусы Рахманинова, Брамса, Лютославского и главное, нужно было создать не копировку, не слепок, не бледную копию музыки того же, например, Рахманинова, а проявить новаторство, показать свой индивидуальный стиль.
— И ваш стиль был оценен по достоинству. Цикл вариаций – достаточно крупный жанр. Скажите, пожалуйста, а какими еще жанрами представлено Ваше творчество?
— Можно сказать, что я тяготею к крупным жанрам. В моем музыкальном багаже имеется «Концерт для фортепиано с оркестром», «Фантазия для духового оркестра», «Узбекское каприччио для симфонического оркестра». Последние два произведения, к сожалению, так и не прозвучали на концертной сцене, так как пока еще существуют проблемы с реализацией композиторского творчества. Не следует забывать о том, что дальнейшая жизнь твоего произведения сегодня во многом зависит от инструментовки, то есть от того, насколько удобно и легко написаны партии инструментов. В этом я убедился на собственном опыте. Помимо вышеперечисленных произведений я давно мечтал о создании оперы.
— И написали оперу-ораторию «Дорога в рай» по поэме Абдуллы Арипова. Расскажите поподробнее об истории возникновения данного опуса.
— Опера была написана в прошлом 2016 году, когда я заканчивал обучение в магистратуре. Поступив, я уже тогда решил, что хочу создать крупное, масштабное не только по размерам, но и по глубине воздействия произведение. И возник резонный вопрос по поводу сюжета. Это реальная проблема в наше время: найти подходящий сюжет, потом найти либреттиста, который смог бы грамотно составить либретто для будущего произведения. К сожалению, профессия либреттиста сегодня уже не считается профессией, тогда как история хранит память о выдающихся либреттистах Лоренцо да Понте, Пьетро Метастазио, Эмануэля Шиканедера, Франческо Пьяве, которые высоко ценились как специалисты. Однако сегодня об этом забыли и очень жаль. В итоге либретто пришлось писать самому. Что касается самого сюжета, то о поэме «Дорога к раю» я узнал от своего друга, который посоветовал мне ее прочитать. Это произведение нашего узбекского писателя Абдуллы Арипова действительно выдающееся, и оно, как говорится, на века. Размышления о философском смысле добра и зла, о Рае и Аде, о земных грехах и об их искуплении, о любви и красоте ставят эту поэму в один ряд с великими творениями Данте, Гете, Томаса Манна.
— Скажите, а наш великий современник знал о Вашем творческом замысле?
— Да, мне выпало счастье лично познакомиться с Абдуллой Ариповым. И он был очень рад моему желанию написать оперу на его сюжет. Рад потому, что сам считал «Дорогу к раю» одним из лучших своих произведений. Мы с ним подолгу беседовали, и эти беседы стали для меня откровением. Он делился со мной своими ценными, глубокими мыслями о творчестве, о жизни, о вечном. Знаете, он был действительно уникальным человеком — широко образованным, мудрым и очень хорошим. Я очень сожалею, что он так и не увидел постановки своего детища. Когда мы планировали с Камолиддином Уринбаевым концертное исполнение оперы, то, естественно, пригласили Абдуллу Арипова, но в ноябре прошлого года он, к сожалению, ушел от нас. Уверен, его дорога ведет только в рай.
— Нурали, создавая этот опус, какого эффекта в музыкальном отношении вы хотели достичь?
— Я стремился к простоте и доступности музыкального изложения. Я пытался создать музыку для народа. Признаться, для меня, как композитора, важно было, чтобы мою музыку потом пели, чтобы мелодии запоминались и сразу ложились на слух.
— «Дорога к раю» была исполнена Молодежным Симфоническим Оркестром под управлением заслуженного артиста республики Камолиддина Уринбаева. Расскажите, как проходили репетиции?
— Вы знаете, работа с маэстро и его оркестром – одно удовольствие. Сегодня проблема многих молодых дирижеров, кроме Камолиддина Уринбаева и Азиза Шохакимова, состоит в том, что они совершенно не работают над интерпретацией. Они занимаются в основном «математикой» – считают ритм, то есть просто держат ритмическую сетку. А ведь интерпретация – основополагающее качество дирижера, которой нужно заниматься. Сидя на репетициях, я наблюдал за молодым маэстро. Он поразительно чувствует темп, работает над фразировкой, над штрихами, над динамикой, над драматургией. После такой тщательной работы оркестранты начинают вникать в суть произведения и начинают любить и слушать каждую его ноту. Думаю,именно поэтому премьера оперы прошла просто замечательно.
— А что Вы скажете по поводу солистов? Устроила ли Вас их интерпретация Ваших героев?
— Безусловно, есть как плюсы, так и минусы. Кому-то не хватило времени, кому-то усидчивости, а кому-то опыта, но в целомя доволен. Очень приятно было работать с тенором Бегзодом Давроновым — главным персонажем оперы, с сопрано Маъсумой Болтабоевой. Прекрасные актерские данные показал бас Женисбек Пиязов. Особенно я восхищен талантом баритона — Рахима Мирзакамалова.
— Итак, прозвучало концертное исполнение Вашей оперы. Скажите, планируется ли ее постановка на сцене оперного театра?
— Да, конечно. В настоящее время ведутся переговоры о постановке «Дороги к раю» за рубежом, в Кувейте. Запланирована и ее телевизионная версия на одном из каналов республиканского телевидения. Но мне бы очень хотелось увидеть свою оперу на сцене нашего оперного театра имени Алишера Навои. — А как вы думаете, какова она — дорога к раю?
— Через любовь и верность.
Несколько интересных фактов из жизни Нурали Эркаева:
• Автор пишет свою музыку только в стенах консерватории. • В декабре прошлого года у молодого композитора родился первенец. • При написании музыки он использует не компьютерные нотные программы, а только нотную бумагу и карандаш.
Государственный налоговый комитет Узбекистана разработал проект постановления Министров Республики Узбекистан по внесению изменений в действующее законодательство по развитию расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, который обсуждается на ЕПИГУ.
Вводимые изменения и дополнения связаны с запретом на искусственное завышение или снижение цен на реализуемые товары в зависимости от формы расчетов наличными денежными средствами или по пластиковым карточкам.
В обсуждаемом документе, в частности, предложено предоставить право сотрудникам налоговой службы и Департамента по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генпрокуратуре осуществлять, по согласованию с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов, краткосрочные оперативные проверки соблюдения правил торговли и сдачи наличной выручки в оптовой и розничной торговле, общественном питании и сфере платных услуг.
При этом проверки по вопросам искусственного завышения или снижения цен в зависимости от формы оплаты наличными или по пластиковым карточкам, использования контрольно-кассовых машин, расчетных терминалов, а также выдачи талонов и чеков, своевременной и в полном объеме инкассации наличной выручки, в соответствии с установленным порядком, проводятся налоговой службой без специального разрешения Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов.
Как следует из постановления Президента Узбекистана от 15 февраля 2017 года, для субъектов предпринимательства в сфере розничной торговли завышение или снижение цены в зависимости от формы расчетов «налом» или «пластиком» влекут наложение штрафа в размере 30 минимальных заработных плат.
В Узбекистан прибывает 15 марта делегация Европейского банка реконструкции и развития /ЕБРР/ во главе с президентом Сумой Чакрабарти. Об этом сообщила пресс-служба МИД Узбекистана.
Цель визита — обсуждение состояния и перспектив развития сотрудничества между Узбекистаном и ЕБРР.
Узбекистан присоединился к ЕБРР в 1992 году. Банк реализовал в республике около 55 проектов в различных сферах на сумму почти 900 млн евро.
Торговый оборот Узбекистана и Татарстана в 2016 году составил более $ 50 миллионов. Такие цифры прозвучали сегодня в казанском Кремле во время встречи президента Татарстана Рустама Минниханова с хокимом Самаркандской области Узбекистана Химматом Окбутаевым.
Делегация Самаркандской области так же посетила особую экономическую зону «Алабуга». Гостей сопровождал вице-премьер Правительства РТ Василь Шайхразиев.
Во время посещения «Алабуги» гостям была представлена презентация ОЭЗ, после чего самаркандцы посетили завод компании KASTAMONU. Генеральный директор предприятия Али Кылыч провел для делегации экскурсию по одному из самых крупных заводов особой экономической зоны.
После «Алабуги» делегация Самаркандской области отправилась в Набережные Челны, после чего встретятся с Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым.
Министерство внутренних дел западной немецкой земли Нижняя Саксония 14 марта распустило и запретило объединение «Немецкоязычный исламский центр Хильдесхайма». Об этом пишет Deutsche Welle.
По информации издания, более 350 сотрудников правоохранительных органов утром 14 марта провели обыски в восьми квартирах и в мечети. «Мы уничтожили рассадник радикального салафизма в Германии», – цитирует издание председателя нижнесаксонского МВД Бориса Писториуса. По его словам, меры «направлены не против многих мусульман, мирно живущих у нас, а против ослепленных фанатиков, которые поддерживают такие террористические организации, как «Исламское государство».
Следователи установили, что исламский центр был базой, где осуществлялась вербовка и идеологическая обработка мусульман для вступления в ряды боевиков ИГИЛ в Сирии и Ираке.
В Хильдесхайме был замечен и берлинский террорист Анис Амри, который в декабре 2016 года совершил нападение на рождественский рынок в немецкой столице, в результате чего погибли 11 человек.
Национальный институт памяти Польши обратился в суд города Люблин с просьбой выдать ордер на арест уроженца Украины Михаэля Каркоца, которого Варшава считает бывшим командующим дивизии СС. Если просьба будет удовлетворена, Польша будет добиваться экстрадиции Каркоца, которому в настоящее время уже исполнилось 98 лет, из США, сообщил агентству AP прокурор Роберт Яницкий.
«Прокурор в Люблине намерен направить ходатайство в органы юстиции США с просьбой передать подозреваемого … в Польшу», — приводит агентство сообщение польского института.
Яницкий добавил, что возраст подозреваемого в данном случае не является помехой для его привлечения к суду. Если польский суд признает его виновным, бывший эсэсовец отправится в тюрьму.
Впервые о Каркоце сообщило в 2013 году агентство AP. Журналисты установили, что во время Второй мировой войны он командовал Украинским легионом самообороны под руководством СС. Данное подразделение занималось установлением контроля над польскими деревнями в районе Люблина: жгло дома, убивало мирных жителей, в том числе женщин и детей.
Позднее участники легиона вошли в состав дивизии СС «Галичина», передает Радио «Польша». По данным польского Института памяти, с марта 1945 года Каркоц был офицером этой дивизии (официальное название: 14-я ваффен-гренадерская дивизия Войск СС «Галиция»).
Родные Каркоца его участие в военных преступлениях отрицают. Сын Каркоца назвал информацию, обнародованную журналистами, «необоснованной клеветой». Члены семьи также утверждают, что Каркоц страдает болезнью Альцгеймера. В 2015 году Германия отложила собственное расследование Каркоца, признав его непригодным для суда.
Между тем власти Польши провели проверку подлинности подписи Михаэля Каркоца. Роберт Яницкий заявил, что доказательства, собранные за годы расследования, подтверждают «на 100%» тот факт, что Каркоц служил в подразделении СС и был причастен к уничтожению польских деревень.
Кто из нас не слышал это выражение? Это значит – не доказывай давно уже известные истины, не пытайся открыть заново то, что открыто задолго до тебя. Между тем, всем нам привычное и знакомое сооружение на двух (иногда трех) колесах, с рулем и педалями, на которое принято ссылаться как на самое простое и незамысловатое из изобретений, когда-то ведь действительно было придумано впервые. И открыло, можно сказать, новую эру в способах передвижения посредством безгужевого транспорта.
«Трудно было человеку десять тысяч лет назад: Он пешком ходил в аптеку, на работу, в зоосад… Он не знал велосипеда, слепо верил в чудеса, – Потому что не изведал всех достоинств колеса!..»
О велосипеде, о его истории и людях, которые его создавали, и пойдет сегодня речь.
Поведать обо всех изобретателях велосипеда довольно трудно, поскольку их было много и жили они в разных странах и в разное время. Но попробуем вкратце изложить то, что донесла до нас история.
Утверждают, что шесть столетий тому назад великий итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи нарисовал эскиз почти современного велосипеда с двумя одинаковыми по размеру колесами. Но это была лишь идея, выраженная на бумаге. Вполне реальным же предком велосипеда можно считать грубый деревянный самокат, появившийся в Европе в начале ХIХ столетия. Впрочем, это был даже не самокат, а «бегунок», так его тогда называли. Человек сидел на раме, которая катилась на двух колесах, и попеременно отталкивался от земли ногами, как бы бежал, благодаря чему «бегунок» двигался по дороге. Руля у него не было. Чтобы его повернуть, нужно было наклонить в сторону. Часто при этом сидящий верхом на «бегунке» человек терял равновесие и падал на бок вместе со своим транспортным средством. Это устройство изготавливалось тогда из дерева. В начале 1800 года на Урале русский крепостной мастеровой Ефим Артамонов построил железный самокат, на котором самостоятельно приехал в Москву на коронацию царя Александра I. К сожалению, о его жизни нам известно очень мало. Немного больше сведений дошло о немецком изобретателе Карле фон Драйзе, который через тринадцать лет после Артамонова усовершенствовал самокат, сделав его управляемым. Так появился первый велосипедный руль. Но и этот прародитель велосипеда был слишком тяжелым, ведь он тоже изготавливался из дерева и имел колеса как у телеги. А ехать приходилось, как и прежде, – отталкиваясь от земли ногами.
Значительный шаг в развитии конструкции велосипеда в Англии в 1836 году сделал рабочий-медник Дальзель. После долгих экспериментов он придумал для своего велосипеда педали. Фабрики, выпускающие игрушки, использовав его изобретение, начали выпускать детские велосипеды, к которым для устойчивости добавляли третье колесо. Но металла в то время было еще очень мало, и велосипеды оставались деревянными. Железные же появились лишь в 1865 году во Франции. Создали их каретный мастер Пьер Мишо и механик Лальмак. Рама выковывалась из железного бруса, а колеса, хотя и были еще деревянными, обтягивались металлическим ободом. Педали находились на оси переднего колеса. Немилосердная тряска и большое напряжение сил ожидали любителей «прокатиться», за что этот велосипед и получил нелестное прозвание «костотряс». Тем не менее, изготовление велосипедов было запущено в производство, их стали выпускать на заводах, и инженеры постоянно совершенствовали их конструкцию. «Отцом» велосипедной индустрии считают англичанина Джеймса Старлея.
Однако развивать скорость на таком велосипеде было трудно, так как колесо крутилось вместе с педалями. И тогда стали делать переднее колесо больше, потом еще больше, чуть ли не в рост человека, правда, садиться на него стало не очень удобно. Высокие тоненькие спицы и человек, взгромоздившийся на огромное колесо, напоминали паука на длинных тонких ногах. Так и осталась эта веломашина в памяти потомков под названием «паук»…
Однако же, как выяснилось, велосипед с такими колесами – большим передним и совсем маленьким задним – развивал более высокую скорость, чем прежние модели. Это подтвердили необычные соревнования, организованные в Москве: верховые наездники состязались с велосипедистами. И, всем на удивление, велосипедисты одержали победу!
«Солнце на спицах, синева над головой, Ветер нам в лица обгоняет шар земной!.. Ветры и весны, убегающие вдаль, – Сядешь – и просто нажимаешь на педаль!..»
Первые Олимпийские игры нового времени, проходившие в1896 году в Греции, уже включали в себя сразу несколько видов гонок на велосипедах и были одним из наиболее популярных состязаний.
Суеверные люди, никогда не видевшие других средств передвижения, кроме лошади и верблюда, и пораженные видом и скоростью странного сооружения, считали, что в велосипеде заключена «нечистая сила», а человек, управляющий им, продал душу дьяволу. Прохожие не могли понять, почему человек, сидящий на колесе с тонкими спицами и нажимающий на педали, едет с такой невероятной скоростью. А объяснение было совсем простым: шагая, человек тратит три четверти своей энергии на движение вверх и лишь одну четверть – на то, чтобы двигаться вперед. Велосипед же позволяет основную часть энергии затрачивать на продольное перемещение. Поэтому-то он и движется так быстро.
Откуда же взялось само слово «велосипед», такое обыденное и привычное для нас? Название это образовалось из двух латинских слов:«велос»– быстрый и «педос» – ноги. В результате получилось «велосипед», или буквально – «быстрые ноги». (Любопытное сообщение появилось в одной из московских газет в 1897 году. Репортер, извещая читателей о предстоящей велосипедной гонке, с издевкой писал: «35 пар ног завертятся во славу спорта, 70 человеческих пяток засверкают одновременно…»)
Со временем появились резиновые шины, легкие колеса с проволочными спицами и рама из стальных труб. А англичанин Коупер в 1869 году впервые использовал для велосипеда шариковые подшипники. Ход велосипеда стал намного мягче, и популярность этого средства передвижения сразу возросла.
Велосипед в привычном для нас виде – с колесами одинаковой высоты, длинной рамой и цепной передачей на заднюю ось – появился в Англии в 1884 году, а год спустя шотландский врач Джон Данлоп изобрел надувные шины. Он же придумал вентиль с резиновой трубочкой, пропускающей воздух в одну сторону. Втулку со свободным ходом изобрел французский инженер Моро в 1897 году. После этого отпала необходимость постоянно крутить педали. При езде с горки, например, велосипедист мог остановить педали и немного отдохнуть…
Более столетия прошло с тех пор, а велосипед остался почти неизменным. Правда, он был дополнен некоторыми устройствами и деталями: появились тормоза, генератор и фара, правильнее сказать фонарь, для езды в ночное время и даже переключатель скоростей, используемый на спортивных велосипедах.
Любопытна, кстати, история происхождения слова «фара». В III веке до нашей эры по приказу царя Египта Птолемея на острове Фарос, который располагался недалеко от города Александрия, был построен маяк. Его высота достигала 160 метров, а на верху постоянно горел больший костер. Для поддержания огня внутри маяка была устроена специальная дорожка, по которой на ослике подвозили топливо. Маяк исправно служил мореплавателям полторы тысячи лет и разрушился лишь несколько веков назад из-за случившегося здесь землетрясения. Фаросский маяк был настолько популярен, что слово «фара» стало ассоциироваться с осветительными приборами и закрепилось в нашем сознании до сих пор.
Сегодня сотни тысяч людей ежедневно используют велосипеды для деловых поездок и дальних путешествий, для развлечения и укрепления здоровья… Особенно популярны велосипеды у детей и подростков. И когда этим легким и удобным транспортным средством пользуются правильно, соблюдая соответствующие правила движения, – велосипед способен стать незаменимым помощником.
«…А теперь на белом свете все куда-то колесят: Едут взрослые и дети на работу, в зоосад, Едут в баню и в аптеку, едут к теще на обед… Что же будет с человеком через десять тысяч лет?!..»
Очередной концерт, проводимый в рамках благотворительной акции «Дети – детям», будет посвящён празднованию Навруза. Он состоится в РСМАЛ им.В.А.Успенского 15 марта 2017 года в 17.00.
В программе вечера под названием «NAVRUZ KELDI YURTIMGA» – выступления учеников лицея, в том числе и лауреатов республиканских и международных конкурсов. Юные музыканты исполнят произведения узбекских и зарубежных композиторов.
Обычно все средства от продажи билетов передаются на покупку дорогостоящих лекарств для детей, находящихся на лечении в НИИ гематологии. На этот раз сбор от концерта будет направлен на лечение трехлетней Ясмины, старшие сестры которой учатся в РСМАЛ им.В.А.Успенского.
Итальянский дизайнер Маурицио Пекораро представил на Миланской Неделе моды новую коллекцию, в которой использованы мотивы традиционных восточных ковров.
Знаменитый дизайнер и основатель бренда Maurizio Pecoraro посетил нашу страну в ноябре прошлого года, приняв участие в 3-й Ташкентской Неделе моды. Своеобразным итогом этой поездки стала представленная в Милане коллекция 2017 года, обыгрывающая тему орнамента и фактуры ковров Центральной Азии. Модели, представляющие новые работы дизайнера, вышли на подиум, застеленный настоящим узбекским ковром.
Главным источником вдохновения Маурицио Пекораро стали работы азербайджанского скульптора Фаига Ахмеда, работающего с коврами, сообщает Uzbekistan Fashion. Текстура и узоры восточных ковров использованы в коллекции в поясах, подкладах шляп и верхней одежде. Картину дополняют меховые аксессуары, броская обувь и техника «пэчворк», использованная во многих изделиях.
Теперь бесплатный интернет будет доступен для жителей столицы не только в общественном транспорте, но и на автобусных остановках.
16 марта на большой автобусной остановке у Алайского базара, ранее оснащенной зарядными устройствами для смартфонов и дозаторами антисептического геля для рук, появится еще и бесплатный беспроводной интернет. В 11 утра состоится торжественное открытие первой столичной остановки с wi-fi.
Стоит отметить, что спонсором в данном случае выступила фармацевтическая компания Bravo Pharma.
В Шанхае (Китай) появился памятник поэту и мыслителю Алишеру Навои. Скульптура украсила парк Университета Шанхая.
Памятник открыт в честь 25-летия установления дипломатических отношений между Китаем и Узбекистаном. Его высота — 3,6 метра, вес – порядка трёх тонн. Как сообщает Shanghai Daily, скульптура стоит на постаменте высотой 1,8 метра.
Автор памятника – покойный узбекистанский скульптор Равшан Миртаджиев. Его скульптурные портреты Алишера Навои можно увидеть в Москве, Токио, Баку, Вашингтоне. Однако закончить памятник для Университета Шанхая скульптор уже не успел. Работу завершил его китайский коллега Е Цин (Ye Qing).
В церемонии открытия памятника приняли участие члены Академии Художеств Узбекистана.
Мне иногда снятся сны, где подвал моего дома оказывается настолько большим, что вмещает в себя несколько этажей, сотни комнат, десятки переходов. Эти сны являются самыми завораживающими и глубокими. В них я всякий раз выхожу на новый уровень. Остаюсь там некоторое время и двигаюсь дальше.
На концерте «Омнибус» (Лаборатория Артема Кима «Театр+Музыка») произошло, примерно, тоже самое. _____________________________________________
В самом начале вышел прекрасный Артем Ким (Художественный руководитель ансамбля «Омнибус») и предупредил, что их музыка является лишь дверью к образам, которые таятся в нашем подсознании. Я бы добавила, не дверью, а дверьми, так как у меня поочередно открывались совершенно разные двери и окна, а временами вообще проваливался пол.
Рядом с Артемом стоял не менее прекрасный молодой человек. Если бы меня попросили описать его парой слов, я бы сказала – невероятно красив. В прекрасном черном костюме. Волосы аккуратно уложены. Ангельская улыбка и две милые ямочки на щеках. Да это просто парень с обложки! Но когда начался концерт, красивый парень превратился в блистательного виртуоза дирижера Руслана Бекмаева.
Стоило ему повернуться к нам спиной, как его руки стали двигаться в абсолютно геометрической последовательности. Он вычерчивал такие углы, какие мне с трудом давались в школе при помощи линейки. Руслан был тем, кто посредством прямых и их пересечений руководил всем музыкальным процессом. Я периодически задавалась вопросом, кто кого ведет, кто кем управляет, дирижёр оркестром, или наоборот. Настолько всё было взаимосвязано, что мне виделись эти ниточки, натянутые между струнными, духовыми и ударными инструментами. Раз – и зазвучали скрипки, два – вступил контрабас. Три – гобой уже в строю. Все на равных. Каждый сам за себя. Но это единый механизм.
На концерте были представлены десять композиций десяти студентов Консерватории Пибоди (США). Все они написаны не в классическом тривиальном стиле. Какая-то композиция построена на микрохроматике, какая-то начинается и продолжается на одной ноте. Разве на одной ноте может звучать смешанный ансамбль? Может. Причем так, что ты тоже попадаешь в эту ноту. Ты видишь её в бесконечном продолжении. Ты погружаешься в неё. И уже внутри тебе открываются смыслы, видятся образы, мелькают мысли. Это как сидеть в ракете, которая запущена на Марс и летит с бешенной скоростью. Ты тоже летишь. Жутко жмуришься. Ведь ты совершенно неподготовленный космонавт, чтобы тебя отправляли в подобное путешествие. Потом тебя начинает меньше трясти, образов тоже становится меньше. И ты погружаешься в пустоту. В пустоту и наполненность одного звука.
А то, что при помощи смычка можно издавать не только звуки, но и ветер, шорохи, шуршания листьев, это ты узнаешь чуть позже. Когда начинается другая композиция. Композиция леса и гор, воды и трав, птиц и дождя.
Алибек Кабдурахманов был многоруким Шивой, который создавал мистические и загадочные звуки. Его игра на кротали, помпейские тарелки, (Произведение «Penumbra» (Полутень)) была подобна танцу. Можно ли разгадать этот инструмент, я не знаю. Но, возможно, что при помощи него можно разгадать себя.
Лемара Якубова, София Левченко, Ольга Калюжина, Джамшид Убайдуллаев, Музаффар Расулходжаев (Струнный квинтет), Равшан Тухтамишев (Чанг) Батыр Досимбетов (Най), Джахонгир Шукуров (Танбур/Сато), Сухроб Назимов (Гобой) при помощи 3-х видов инструментов: струнные, духовые и перкуссионные исполняли хоральные вариации, которые, казалось бы, не могут существовать при таком составе. Но они звучали, имели танцевальный ритм, пульсацию и смысл.
_____________________________________________
На одной ноте может строиться симфония. На одном дыхании может быть воспринят и прочувствован концерт. Но ни одно слово не может передать красоту звучания музыкального инструмента. Инструменты говорят не словами, их язык имеет другую природу. Я услышала, о чем они говорили, поняла и даже ответила.
Речь идёт о яркой творческой личности, коим является Джасур Ильхамович Исхаков –известный узбекский сценарист, театральный драматург, кинорежиссер.
Родился он в 1947 году в г. Ташкенте в интеллигентной образованной семье. В 1971 году он окончил режиссерский факультет Ташкентского театрально-художественного института им. А. Островского, а в 1975 году — сценарное отделение Высших курсов при Госкино СССР.
Вернувшись в Ташкент, он сразу же включился в активный кинопроцесс. работая над созданием документальных и мультипликационных фильмов, которых в общей сложности он отснял более тридцати как документалист, и одиннадцать как аниматор. Решающую роль в его становлении как сценариста, а затем постановщика художественных лент сыграло творческое сближение с одним из самых видных кинорежиссёров Узбекистана Эльёром Ишмухамедовым и замечательным сценаристом Одильшой Агишевым. В содружестве с ними он принял участие в создании таких знаковых фильмов, как «Прощай, зелень лета», «Шок», «С любовью и болью». Помимо этого, по сценариям Д. Исхакова поставлены художественные фильмы «Ясные ключи», «В стремнине бешеной реки». «Взлет разрешается». Самостоятельно как режиссёр по своим сценариям он поставил также картины «Останься!..», «Проклятие золотого коня», «Охота для настоящих мужчин», «Приключения в стране Чатранга», «День истины».
Но его страстная творческая натура не позволила ограничиваться лишь этими направлениями — он писал сюжеты для сатирических киножурналов «Наштар и «Зумраша», в его творческом активе несколько театральных пьес, поставленных в театрах Ташкента: «Продается на слом», «Мардикор», «Пончики для Анжи», «Буталок», «Азбука для маленьких пешеходов». Джасур увлечённо пишет рассказы и эссе, которых набирается более двадцати. Печатается в журналах «BELLA TERRA», «Звезда Востока», «Хумо» и других изданиях.
Можно сказать, что он состоялся и как прозаик – его рассказ «Восьмой раунд с Робертом Тейлором» получил 1-е место Международного конкурса «Литературная Вена». (2011год), он награждён специальным дипломом Ассоциации русскоговорящих авторов в Австралии и Новой Зеландии. В 2016 году рассказы Д. Исхакова «Дирижёр» и «Голубка» включены в сборник «Издательство АСТ» Санкт-Петербурга. Определённую известность получили также его рассказы «Мотоциклист и ливень», «Стол, как у Льва Толстого», «Крыса», «Из цикла «Парк Тельмана»: «Мясо по-гречески», «Пушкин», «Новогоднее такси», новелла — «История, рассказанная устами спасённых детей».
Постоянная увлечённость, заряженность на поиски новых тем и героев, активная общественная деятельность способствовали растущей значимости и популярности Д.Исхакова в кинематографической и общехудожественной среде нашей республики. Недаром он является Лауреатом Государственной премии Узбекистана и обладателем других почётных знаков признания. А в последние годы он стал ещё более широко известен и за пределами своей страны – подтверждением этому явились показы по российским телеканалов его документальных картин, посвящённых судьбам детей, эвакуированных во время Великой Отечественной войны в Узбекистан, а также теме участия всех советских республик в ликвидации последствий Ташкентского землетрясения 1966 года.
Говоря о жизни Джасура Ильхамовича никак нельзя обойти роль его талантливой супруги – Мастуры Исхаковой, которая не только стала счастливой матерью их детей, но и поистине «добрым гением» и соучастником его разностороннего творчества. Именно поэтому все, кто лично знаком с этой удивительно гармоничной семьёй, по праву считают их людьми счастливыми и состоявшимися.
В эти солнечные мартовские дни, когда родственники, друзья и широкая общественность отмечают круглый юбилей Джасура Исхакова, хочется искренне пожелать ему здоровья, творческих успехов и долгого пребывания в атмосфере неувядаемого счастья.