Как сообщается на сайте АО «Узпахтаэкспорт», Международная финансовая корпорация (одна из групп Всемирного банка) запускает новую программу в Узбекистане по модернизации хлопковой промышленности. В ее рамках будет оказана всесторонняя поддержка и содействие фермерам страны в повышении эффективности производства хлопка-сырца.
В качестве пилотного проекта, отмечено в информации, МФК начнет с внедрения устойчивой производственной практики и системы непрерывного совершенствования в 12 фермерских хозяйствах Ферганской и Джизакской областей. В будущем, программа будет расширена до 3000 ферм, с дальнейшим внедрением по всей стране.
По словам регионального руководителя Международной финансовой корпорации по Центральной Азии Моаззама Мекана, качество узбекского хлопка признано на международном рынке. «Внедряя устойчивые принципы производства хлопка, МФК поможет решить проблемы, связанные с риском принудительного труда, поддерживать инвестиции в этот сектор и позволит производителям получить доступ к ценным экспортным рынкам. Это будет способствовать модернизации сельскохозяйственного сектора, созданию рабочих мест и дальнейшему укреплению экономического роста по всей стране».
Международная финансовая корпорация намерена сотрудничать с холдинговой компанией «Узпахтасаноатэкспорт», Министерством сельского и водного хозяйства, Ассоциацией фермеров, Федерацией профсоюзов, Международной организацией труда, а также СП ООО «Indorama Kokand Textile». Проект будет реализован при финансовой поддержке венгерского EXIM банка, долгосрочного донорского партнера МФК.
Узбекистан стал членом МФК в 1993 году. С 1996 года МФК инвестировала в Узбекистан $144,7 млн, в том числе $12,9 млн для поддержки 28 проектов частного сектора в финансовой отрасли, агробизнесе и пищевой промышленности.
Узбекско-российское совместное предприятие «Андижанкабель» приняло решение не выплачивать вознаграждение членам наблюдательного совета за 2016 год.
Как отмечено в сообщении компании, «в целях повышения финансовой устойчивости предприятия, для снижения величины расходных статей бюджета предприятия, а также принимая во внимание личные заявления членов наблюдательного совета установить размер вознаграждения избранным членам наблюдательного совета общества с даты проведения общего собрания акционеров и до окончания срока полномочий избранного состава наблюдательного совета в размере 0 (ноль) сумов в месяц».
По данным компании, в состав наблюдательного совета входят жители Самары Лариса Никифорова (председатель), Людмила Глухова, Татьяна Кузнецова.
Как сообщалось ранее, завод «Андижанкабель», специализирующийся на производстве кабельной продукции, функционирует в Узбекистане с 1982 г. Производство кабелей и проводов расположено в промышленном городе Ханабад Андижанской области и размещено на площади 35 гектаров.
2000-й год ознаменовался для завода приходом крупного иностранного инвестора в лице российской компании ОАО «Фариаль» (г. Самара). Им был приобретен контрольный пакет акций завода и в результате этого постановлением Кабинета Министров Узбекистана завод «Андижанкабель» был преобразован в «предприятие с иностранными инвестициями».
Производство кабеля на совместном предприятии ведется на современном оборудовании производства Nokia (Финляндия), SKET Verseilmaschinenbau GmbH (Германия), UDAW (Германия), Nextrom (Финляндия), Maillefer SA (Швейцария) и Wiedenbach Apparatebau GmbH (Германия). Российские инвестиции позволили приобрести новое современное оборудование, модернизировать и запустить существующие производственные мощности.
Спустя 11 лет, в 2011 году акции СП АО «Андижанкабель» выкупило ЗАО «Самарская кабельная компания». В рамках программы мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015-2019 годы, «Андижанкабель» и «Самарская кабельная компания» реализуютдва инвестиционных проекта общей стоимостью $7,2 млн.
Первый связан с освоением производства автопроводов для итальянского автомобильного концерна FIAT. Общий объем инвестиций оценивается на уровне $4,2 млн., из которых $800 тыс. — вклад Самарской кабельной компании, $1,7 млн. – самого предприятия и еще $1,7 млн. – кредиты банков. Согласно проектной документации, ежегодно на предприятии будет выпускаться до 60 тыс. км автопроводов.
Второй проект стоимостью $3 млн связан с расширением производства импортозамещающих материалов и комплектующих и освоением нового ассортиментного ряда. Источники финансирования — собственные средства предприятия ($1,2 млн), столько же – кредиты банков и $0,6 – вклад российского инвестора.
С 30 марта по 30 апреля в республике в третий раз будет проходить Международный фестиваль джаза. Праздник, посвящённый Международному дню джаза, состоится не только в Ташкенте, но и в Самарканде, Бухаре и Коканде.
В этом году организаторы обещают любителям джаза особенно насыщенную фестивальную программу. Кроме того, они намерены пригласить большее число зарубежных музыкантов, чем раньше, что позволит представить всю богатую палитру джазовых направлений и стилей. Участников фестиваля ожидают концерты и джем-сейшены, мастер-классы и творческие встречи с известными музыкантами.
30 апреля было официально провозглашено ЮНЕСКО Международным днем джаза в ноябре 2011 года, и с тех пор этот праздник широко отмечается по всей планете, в том числе и в нашей стране.
Фестиваль проводится Государственной консерваторией Узбекистана, Эстрадно-симфоническим оркестром Узбекистана им. Батыра Закирова и Театром «Ильхом»/проектом «Ильхом Джаз Клуб», при поддержке посольств Германии, Индии, Индонезии, Латвии, Турции, Швейцарии и Чехии в Узбекистане и при участии исполнителей из Эстонии, а также при поддержке Министерства культуры Республики Узбекистан, под эгидой Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане.
«Хурватан» («Свободная Родина»)- так называется сборник избранных произведений известного поэта и писателя Нуруллоха Остона, недавно опубликованный издательством «Аkademnashr».
Нуруллох Остон (Нурулло Остонов) является членом Союза писателей Узбекистана с 1991 года. За прошедшие более сорока лет творчества, им опубликован ряд сборников со стихами для детей, юмористическими и сатирическими рассказами. В сборник «Хурватан» вошли лирические стихи, мухаммасы, газели, поэма и сказки для детей.
Произведения Н.Остона, написанные до независимости, полны патриотических чувств и призыва бороться за свободу и независимость. Произведения, написанные после обретения Узбекистаном суверенитета под руководством Первого Президента республики Ислама Каримова, призывают беречь Родину как зеницу ока, хранить и приумножать богатое наследие наших великих предков, духовные и материальные ценности нашего народа, воспевают красоту человеческой души, любовь, весну, вместе с тем наполнены решимостью бороться с недостатками, имеющимися в обществе и повседневной жизни людей.
Необходимо отметить, что на Востоке испокон веков одной из основных форм стихосложения являлись газели. А самые талантливые авторы сочиняли мухаммасы на газели великих поэтов. В творчестве Нуруллоха Остона также значительное место принадлежит газелям, кроме того он написал ряд мухаммасов на стихи великих поэтов Алишера Навои, Абдурахмана Джами, Захириддина Мухаммада Бабура. Тематика его лирики и прозы обширна, он интернационалист, относящийся с большим уважением к национальным и общечеловеческим ценностям. Например, в сборнике «Хурватан», есть стихи, посвященные Санкт-Петербургу, Петродворцу, Александру Пушкину, Сергею Есенину, Владимиру Высоцкому. Н.Остон в течение ряда лет плодотворно работал в Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальном информационном агентстве Узбекистана, Ташкентском областном управлении печати и информации. С 2014 года он возглавляет отдел культуры и духовности газеты «Узбекистон овози».
Предлагаем вашему вниманию, некоторые из его стихотворений в переводе на русский язык. Под впечатлением от хранящейся в Русском музее знаменитой картины Репина «Бурлаки на Волге», он написал такие философские строки:
БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ
Нет искры мятежа в глазах – Их плечи болью сдавлены: Приближается группа бурлаков, Еле идя, толкая друг друга…
Меня все время мучает единственный вопрос: Неужели весь мир – один корабль, И мы при нем только бурлаки?..
Он воспевает любовь, представительниц прекрасной половины человечества и весну: ЖЕНЩИНА И ВЕСНА
Ты похожа на гурию из рая, Глаза твои словно звезды сияют. Слова твои сыплются как розы, Ты пришла или весна?
Всю зиму я испытывал стужу, Устал я от нее совсем. Меня очаровал чудесный смех, Смеялась ты или весна?
Сады все вдруг зацвели, Бутоны там и тут: повсюду. Мои уши слышат шепот о любви, Шепчет ветер или ты – весна?
Ты пришла, и мир проснулся весь, Легкий ветерок струится. Поля и горы все в цвету, Ты – цветник или весна?
Прозрачны стали лунные ночи, Улицы наполнились светом. Все исполнились любви, Ты влюблена или весна?
Ты как ангел, ты как бабочка, Ты то стрелы, то как тетива. Ты как халим, то как сумаляк, Любимая, это ты или весна?
Как еще тебя воспеть, О, давшая мне жизнь и надежду? Свидание с тобой покончило с разлукой, Ты прекрасна или же весна?
Твоя краса выше всех сравнений, Ты гурия, пришедшая из рая. Ты пришла – в цветах весь мир, Ты – волшебница или весна?
Ты прекрасна, я весь очарован, Твои глаза меня пленили. Никак не могу понять: Очаровала ты или весна?
Н. Остон пишет на злобу дня, о горестях людей, чужой беде, мимо которой невозможно пройти равнодушно.
РЕПОРТАЖ ИЗ ДОМА ПРЕСТАРЕЛЫХ
…В сердцах у них невысказанная боль. У кого-то трое детей, У кого-то – двое.
У них всегда есть о чем поговорить: О старости, радикулите, ревматизме. Но никто здесь не ведет речь О самой главной боли сердца.
Никто не вспоминает про войну, И беды, что она им принесла. Это, оказывается, еще не все: Судьба вновь испытывает их терпение.
Как ребенок, в полночь, Они рыдают беззвучно, наедине с собой. Старики живут, тоскуя О дорогих для них внучатах.
А внуки с каждым днем взрослеют. И со временем, пойми: Вырастивших их родителей Отправят также в этот дом они!
Министерство финансов Узбекистана разработало законопроект по внесению изменений и дополнений в Закон «Об аудиторской деятельности», который обсуждается на ЕПИГУ.
В обсуждаемом документе, в частности, предложено часть первую статьи 7 закона дополнить абзацем следующего содержания:
информировать руководителя хозяйствующего субъекта о ставших известными аудиторской организации случаях коррупционных правонарушений, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев.
Если руководитель хозяйствующего субъекта не принимает надлежащих мер по рассмотрению указанной информации, аудиторская организация должна проинформировать об этом соответствующие государственные органы, непосредственно осуществляющие деятельность по противодействию коррупции.
Обоснованием необходимости принятия проекта назван, в частности, пункт 30 Государственной программы по противодействию коррупции на 2017-2018 годы, утвержденной постановлением Президента Узбекистана 2 февраля 2017 года.
Согласно действующему законодательству, аудиторские фирмы в Узбекистане могут быть созданы в форме малых предприятий, обществ с ограниченной ответственностью и других организационно-правовых форм, за исключением акционерных обществ открытого типа. По данным Министерства финансов, в 2016 году в Узбекистане насчитывалось 101 аудиторская организация и 616 аудиторов. В 2014 году — соответственно 104 аудиторских организаций и 674 аудитора.
Анализ данных реестра показывает, что в 2016 году 62,4% аудиторских организаций работало в городе Ташкенте ( в 2014 году – 58,7%). Свыше 71,4% из них работают на рынке более 10 лет.
17,8% аудиторских организаций и 22,7% аудиторов участвуют в международных сетях. Почти две трети аудиторов Узбекистана составляют мужчины. В 2016 году, по официальным данным, объем оказанных аудиторских услуг в республике превысил 60,3 млрд. сумов.
Марусечка — это Маруся. Моя первая няня. А звала я ее исключительно Марусечкой.
Так получилось, что в детсад я не ходила. Сначала я думала, что меня не принимают, потому что семья была полной. Потом решила, что у мамы просто времени не было устраивать меня в садик. И только сейчас, садясь писать рассказ про Марусечку, сообразила: а кому было отводить-приводить? Положим, я была человеком самостоятельным и вполне могла сама дойти, тогда все доходили. Но дело в том, что сестра упархивала в институт и возвращалась поздно — свои дела, студенческие. Мама работала через день, следовательно, на следующее утро после работы спала допоздна, так как возвращалась далеко за полночь. Оставшееся от сна время нужно было употребить на приготовление обеда, хождение на базар, уборку и так далее.
Папу я вообще видела редко. Как почти все папы нашего двора, он пропадал на одном из рудников: Сулюкта, Ленгер, Кзыл-кия…. Приезжали они редко. Ну, время было такое, горные инженеры занимались своим делом, а не штаны просиживали в конторах. В садик ходили только Лора Осадчук и Тома Корсунская. У Ванды и Милы мамы сидели дома, тетя Дуся следила и за Олей.
Сестра и так мне простить не могла, что пришлось год просидеть со мной (не знаю по какой причине) из-за чего она закончила школу на год позже. На нее надежда была плохая.
Не знаю, откуда появилась Маруся. Знаю только, что она была из Донецка: видимо это и было основным фактором в решении мамы взять ее к нам. Мое первое впечатление: я лежу, почему-то, в большой комнате, именуемой «кухня», и смотрю на желтые стены и цветной бордюр поверху. Мне так тоскливо, что я громко плачу. Надо мной склоняется доброе лицо, губы бормочут что-то утешительное. Я мигом успокаиваюсь.
Маруся была некрасивой. Нос картошкой, высокие скулы. Но доброта и милота заменяла ей модельную внешность. А врожденная интеллигентность делала ее просто неотразимой.
Сейчас, вспоминая все, я понимаю, что она во многом заменила мне то, что недодавала мама, в силу полнейшей занятости и необходимости заботиться о двух детях при вечно отсутствующем муже. Работа у нее была тяжелая, ответственная, я бы сказала, для тех времен, даже опасная — стоит только почитать ее личное дело, где она, как ревизионный корректор, отчитывалась по поводу допущенной ее подчиненной ошибки — не хотела бы я оказаться на месте подчиненной.
Ей действительно было не до меня. Тепло и любовь в детстве я получала от Маруси. Маруся всегда была рядом.
Это она придумала играть в еду. Я совершенно ничего не ела, как многие дети. Вот она делала из картошки с мясом кораблики, из макарон — ветряные мельницы, и рассказывала, как все это поместится у меня во рту. Я ловилась на удочку, всё это поедала, все были довольны… Позже, через много лет, я вспомнила об этих играх и применила метод к собственному сыну, который часами мог сидеть с полупрожеванной едой за щеками. Как хомяк. Знаете, помогло.
Это Маруся учила меня чистить картошку. Такими специальными, принятыми в нашем доме самодельными картофелечистками. Их покупали на Алайском. Иногда картошка попадалась старая, дряблая, и тогда Маруся чистила ее обыкновенным ножом, который мне в руки не давали. Это она, когда все дети нашего двора собирали листья и пекли картофель, заботливо очищала мне картофелину. Года два тогда мне было… Это она вела меня за руку в фотолабораторию Александра Васильевича Княжевского, где тот фотографировал нас с газетой «Правда»….
Это Марусечка помогала мне застегнуть непослушный лифчик с резинками. Это Марусечка заставляла меня умываться и чистить зубы. Это Марусечка завязывала мне белые банты на кудряшках. Это Марусечка учила меня петь песни. И я старательно выводила: «Эх тачанка-растопчанка» — по молодости лет слова «ростовчанка» я не понимала., а «растопчанка» — от слова топать — очень даже понятно. Это Марусечка рассказывала мне вместо сказок истории «как у нас на рУднике»… Это Марусечка купала меня в корыте.
Как сейчас помню, все девчонки и я с Марусей сидим в траве, на склоне, ведущем к железным воротам. Девчонки дразнят меня, смеются, а Маруся их ругает, и заступается за меня. Маруся была мне не просто няней — любимой Марусечкой.
Все няни, которые были потом — я их запомнила, конечно, но по именам не помню. Просто они были. Нет, они не били меня. Не ругали. Обе были равнодушны ко мне, я это понимала и ничего не требовала. Они отрабатывали деньги и только. Я подчинялась и только. Все няни жили у нас. Я воспринимала это, как должное.
Мне было года три, когда Маруся уехала на родину. В Донецк. На рУдник. Они с мамой долго переписывались. Маруся вышла замуж, прислала нам фотографию, она и бравый хлопец. У нее родился сын. Потом еще сын.
Я ждала писем от Марусечки и требовала, чтобы мама писала то, что я ей диктую. Она писала, потому что Маруся в каждом письме неизменно спрашивала про меня.
Мне в этом году семьдесят два. Из них я по крайней мере, семьдесят один помню и люблю Марусечку. Кто знает, может она жива? Дай-то Бог….
30 марта в Международном бизнес-центре состоится концерт игры на дутаре, посвящённый празднику Навруз.
Концерт организован Узбекско-Японским центром. В числе артистов будут как граждане Японии, так и наши соотечественники, ученики курсов игры на дутаре, действующих при центре. Вместе с ними народные и классические мелодии исполнит ансамбль дутаристок «Истикболлик кизлари» под руководством доцента кафедры народных инструментов Государственной Консерватории Узбекистана Рузиби Ходжаевой.
Концерт начнётся в 18.30. Вход на него бесплатный, однако требуется предварительная регистрация по тел (998-71) 120-73-94/95.
В Национальном музее Республики Казахстан в городе Астане открылась выставка «Современное искусство Узбекистана». Она организована Посольством Республики Узбекистан и Академией художеств нашей страны.
Известные художники Узбекистана представили казахстанской публике более шестидесяти картин. Все они отражают развитие современной узбекистанской живописи, которая основывается на традициях национального искусства. Однако в полотнах наших современников можно увидеть следы влияния европейского постмодернизма, а также «узбекского авангарда» — искусства 20-30-х годов прошлого века.
Как сообщает МИА «Казинформ», церемонию открытия выставки посетили представители Посольства Республики Узбекистан и Академии художеств Узбекистана, а также известные общественные деятели Казахстана.
Известный мастер Усто Умар Хаятов Умар и ученица Мухсина Хаитбаева (1944)
Фотографии передовиков ведущего золотошвейного производства Узбекистана неплохо передают атмосферу военных лет. Старики, женщины, дети. Лозунг на стене: «Смерть немецким захватчикам!». Спартанские, с грубыми буржуйками условия работы. Девчонки и мальчишки, работающие, очевидно, во внешкольное время. И совсем молодые стахановки (так называли в советское время передовиков труда).
Промышленными артелями в советское время назывались, напомним, кооперации кустарей-одиночек со всяческими льготами, но государственным влиянием. Созданная в конце 20-х годов Артель имени М.В.Молотова в Бухаре до и после войны была самой знаменитой в своей сфере в СССР, и стала для маленького города в какой-то мере градообразующим предприятием.
Какова была основная продукция артели? Этот ассортимент и в военное время ограничивался предметами пролетарского быта – ковры, панно, занавесы для театров всего Союза, головные уборы для братских тюбетеечных республик, чапаны для посещавших Москву и Ташкент высоких зарубежных гостей и многое другое.
Стахановка обучает искусству вышивки тюбетеек (точный год устанавливается)
Во время войны работницы артели сумели быстро овладеть мужскими профессиями. Они взяли к себе на уплотнение чужие семьи, проявляли удивительную заботу о семьях эвакуированных. Шефствовали над несколькими школами, помогая им в ежегодном ремонте. Оказывали помощь колхозам в сборе сельскохозяйственных культур. Проводили воскресники, вырученные средства от которых пошли на строительство танковой колонны «Комсомолец Узбекистана».
Надо сказать, что мастера («зардузы») были не просто исполнителями – они должны были постоянно заниматься созданием новых композиций, составлением орнамента, организацией резки, готовиться к различным, в том числе и международным выставкам. Такой работник и в составе, так сказать, социалистического предприятия был в полном смысле этого слова Художником.
Мастерская по изготовлению тюбетеек; Шаджон Сабирова (слева) и стахановка Саида Касымова за работой (1943)
Свобода творчества позволяла чиновникам от идеологии и сыска причислять Художников от золотого шитья к антисоциальным элементам.
В воспоминаниях академика Д.Лихачева (кстати, выходца из старинного рода золотошвеев) есть строки о пребывании в сталинских ссылках не говоривших по-русски, интеллигентного вида бухарцев. «Из окон… мы видели, как изнеженные восточные люди в шелковых халатах и шелковых сапогах на высоких каблуках что-то делали. Вскоре все эти «басмачи», как их именовало начальство, вымерли, не выдержав ни холода, ни работы». Такие вот были людские трагедии.
Известно, что первым зардузом, первым учителем в этом ремесле, незримым духовным наставником – «пиром» — считался Пророк Иосиф. Кого-то Иосиф поднимал до высот человеческой славы, а кому-то способствовал, по известным только ему причинам, безвременному вознесению в мир иной. Древнее искусство, благодаря высокому покровительству, пережило войны и другие невзгоды, и удачно вошло в нашу современность.
В субботу, 25 марта, делегация деловых кругов Наманганской области во главе с хокимом (главой администрации) области Хайрулло Бозаровым отправляется на Урал для обсуждения вопросов сотрудничества двух регионов России и нашей области. В течение недели она посетит крупнейшие города Урала – Челябинск и Екатеринбург. Об этом сообщает информационная служба областного хокимията.
Поездка осуществляется в рамках налаживания прямых контактов областей Узбекистана и России. Так, крупные предприятия нашей области – ООО «Наманган момик сочиклари» и ООО «Нафис текс гроуп» – планируют создание торговых домов в обоих городах, а ООО «Мухаммадий текстиль» – подписание договоров с промышленными предприятиями Урала по поставке им спецодежды для всех сезонов.
Делегация везет с собой и другие планы, цель которых – увеличить взаимный товарооборот, дать толчок совместным бизнес-проектам как в пищевой и текстильной индустрии, так и в тяжелой промышленности.
Например, есть предложение создать на базе АО «Наманганмаш», выпускающего задвижки, совместное предприятие с участием предприятий Челябинской и Свердловской областей и наладить выпуск этих арматур на основе российских технологий.
На сегодняшний день в России функционируют 24 торговых дома, созданных при участии наманганских предприятий. За последние три года внешнеторговый оборот между Наманганской областью и Российской Федерацией составил 232,4 млн. долларов: экспорт в Россию – 126,7 млн. долларов, а импорт – 105,8 млн. долларов. Только в 2016 году из Наманганской области экспортировано около 100 тысяч тонн плодоовощной продукции.
Объем привлеченных иностранных инвестиций и кредитов в Наманганскую область по итогам 2016 года составил 220,3 млн. долларов, из них 48,9 млн. долларов – прямые иностранные инвестиции. Действуют 67 предприятий с участием иностранного капитала, в том числе открыто 11 совместных предприятий с участием инвесторов из России.
Свыше 140 предприятий и субъектов области осуществляют экспортную деятельность, более 70 видов продукции реализуются в 45 стран мира. С каждым годом расширяется география экспорта. Только за 2016 год освоены 15 новых рынков в таких странах, как Дания, Швейцария, Испания, Франция, Италия, Турция, Мальта, Латвия, Индия, Иран, Ирак, и ряде других.
Отметим, что Госпрограммой развития промышленного потенциала области на 2016 – 2019 годы, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан за № 2439 от 24 ноября 2015 года, реализуются 342 проекта, предполагается освоить около 5,1 млрд. долларов инвестиций. Также предусмотрена реализация 51 инвестиционных проекта по переработке сельхозпродукции на общую сумму 93 млн. долларов. В результате к 2020 году объем переработки плодоовощной продукции увеличится в два раза.
В соответствии с национальным законодательством обеих стран – Узбекистана и России – есть все возможности сотрудничества в экономике и торговли, туризма, сельского хозяйства, здравоохранения, культуры и спорта, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, следуя принципам равноправия, взаимного уважения и взаимной выгоды, считает хоким Наманганской области Хайрулло Бозаров.
Именно таким девизом, в преддверие празднования Навруза, вдохновила себя компания INTERSOK разместив огромный макет пачки сока «Сочная долина» в торгово-развлекательном центре O’zbegim города Андижана.
Размер макета поистине огромен и составляет в высоту 7 метров. Но креативщики компании INTERSOK на этом не остановились, и дополнили композицию ещё тремя макетами пачек любимого сока «Сочная долина», как бы парящих в воздухе. Высота каждой такой пачки по 2 метра. Получилось весьма монументально и лаконично. Это именно тот случай, когда можно сказать что «Красоты много не бывает».
Не удивительно, что макет таких размеров притягивает внимание гостей торгово-развлекательного центра, которые с радостью фотографируются на его фоне, создавая яркие, выразительные и «сочные» селфи.
Вот такой, необычный и красочный подарок в преддверии празднования Навруза, преподнесла компания INTERSOK жителям Ферганской долины. Макет столь огромных размеров был представлен в Узбекистане впервые. И действительно, соков и нектаров «Сочная Долина» много не бывает, а счастье должно быть видно сразу.
Навруз является поистине самым долгожданным праздником нашего многонационального народа, воплощающим в себе его многовековые традиции, добрые помыслы и устремления. Жители Бухары стали его отмечать еще накануне. Широкомасштабные праздничные мероприятия начались в понедельник. На Площади фонтанов, центральном парке культуры и отдыха, у цитадели Арк и архитектурного ансамбля Ляби Хауз прошли всенародные гулянья…
Многолюдно в эти дни было на каждой подготовленной площадке. Молодежь, молодые семьи с детьми, почтенные аксакалы с внуками пришли на праздник в традиционных праздничных нарядах. Праздничный дух царил повсюду, делая Навруз поистине всенародным праздником.
— Навруз символизирует пробуждение природы, — говорит жительница Бухары Марзия Исламова. – Сегодняшний теплый весенний день, как нельзя лучше иллюстрирует эту неразрывную связь. Очень рада, что у нас в городе это событие отмечается именно таким образом, когда действительно праздничным духом объединяются все жители и гости нашего древнего края.
В подготовке народных гуляний приняли участие учащиеся общеобразовательных школ города, профессиональных колледжей и академических лицеев, студенты высших учебных заведений. Были организованы своеобразные павильоны, где они представили традиционные блюда, наряды, изделия народного творчества и многое другое, без чего не может обойтись встреча Навруза.
— Наше государство является многонациональной страной, где в дружбе и согласии проживают люди более 130 национальностей, — говорит председатель таджикского культурного центра Хайринисо Ишанкулова. – В этом празднике участвуют и все национальные культурные центры, действующие в нашей области. Мы представляем концертные программы, свои традиции. Этот день для нас особенный, потому что празднуется как-то по-новому. Пусть Навруз приносит всем нам счастье и мирное небо над головой.
Действительно, Навруз является всеобъединяющим праздником. Его отмечают все жители Бухары независимо от национальности, взаимообогащая культуру его празднования.
— Мы очень большая, дружная семья и такие праздники еще больше нас объединяют и сплачивают, — говорит председатель русского культурного центра Наталья Хрусталева-Чопанашвили. — В эти дни на каждой улице нашего города жители готовят традиционные блюда, просыпается природа. Все это настраивает на удивительный лад и хочется радоваться жизни. Представители нашего центра к этому мероприятию испекли блины, пироги, организовали выставку и концертную программу, где продемонстрируем свою культуру и творчество. И, конечно же, будем поздравлять друг друга с праздником.
Народные гуляния продолжились национальными играми, конкурсами, состязаниями, выступлениями творческих коллективов и мастеров искусств области.
В Узбекистане изменена трасса строящейся железнодорожной линии с направления Навои – Канимех – Мискен на направление Бухара – Мискен. Об этом говорится в постановлении Президента Узбекистана от 13 марта 2017 года.
Как отмечается в документе, со строительством нового пути силами АО «Узбекистонтемирйуллари» новый туристский маршрут объединит в единое транспортное направление города Ташкент, Самарканд, Бухару и Хиву.
Протяженность строящегося железнодорожного пути от Бухары до Каракалпакстана составит 354,2 км (в первоначальном проекте — 396,9 км). Отмечено, в частности, что компенсация за отселение граждан будет производиться за счет собственных средств АО «Узбекистонтемирйуллари».
По утверждению экспертов, после обретения независимости Узбекистан переформатировал пространственный каркас страны, сформировал новые транспортные магистрали. Тем самым была снижена зависимость республики от транспортных коридоров в северном направлении, обеспечивая выход на новые рынки.
Новые железные дороги по маршрутам «Навои – Учкудук – Султануиздаг – Нукус» и «Ташгузар – Байсун – Кумкурган» сформировали меридианную ось «северо-запад — юго-запад Узбекистана». Этот транспортный коридор накладывается на широтные (восток-запад) транспортные магистрали «Андижан – Ташкент – Самарканд – Бухара». Их ключевым фрагментом стало строительство автомагистрали через перевал Камчик, обеспечившее бесперебойное автосообщение между Ферганской долиной и остальной частью страны.
Реализуемые в настоящее время проекты — логическое продолжение политики по стягиванию пространственного каркаса страны. За 2000-2012 гг. протяженность железных дорог в Узбекистане увеличилась с 3471,5 км до 4191,8 км. В настоящее время, по данным АО «Узбекистонтемирйуллари», эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет 6500 км (в 2015 году- 4201,1 км). Количество работающих в железнодорожной компании увеличилось до 75 тысяч человек (в 2015 году — 70 тысяч человек).
Стол — единственное место, за которым мы не скучаем с первой же минуты! Так однажды с пылу с жару воскликнул знаменитый французский кулинар и писатель Жан Ансельм Брилья –Саварен .
Встречать праздник за французским столом мне пока не доводилось. Но, полагаю, что он вряд ли по щедрости затмит нарядный узбекский дастархан, накрытый в честь главного праздника весны Навруза!
В отличие от других торжеств обязательными украшениями этого веселого восточного застолья по традиции являются «семь шинов»: шароб- вино, шир- молоко, ширини — сладости, шакар — сахар, шарбат- шербет, шам- свеча и шона- гребень.
Все они символизируют возрождение, радость жизни, чистоту, довольство, прохладу и отдых. Так же на стол в это время ставят свечу в знак света, солнца и огня.
Ведь не зря и Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (Авиценна), выдающийся среднеазиатский врач, ученый, философ и поэт написал, что-
В компании приятной честь по чести Есть следует в уютном чистом месте. Тому на пользу мой совет пойдет, Кто ест и пьет достойно, в свой черед.
Прошли века, но до сих пор никто так и не опроверг справедливых размышлений двух мудрых граждан Востока и Запада о еде и напитках. Однако в наш техногенный век человечество сохранило слабость к деликатесам благодаря специальным кулинарным приспособлениям и изысканной посуде, в которых они сначала тщательно готовятся, а затем подаются на радость гостям.
Великолепные блюда узбекской кухни по-прежнему вызывают большой интерес во всем цивилизованном мире. Но, справедливости ради стоит отметить, что происходит это не только благодаря отзывам многочисленных туристов, посетившим нашу страну, но и некоторым находчивым землякам, которые перебираясь на жительство в заморские страны, взяли с собой чугунные казаны, шашлычницы и касканы (мантышницы) в комплекте с рецептами известных узбекских ошпазов.
В этом меня недавно убедил и мой друг-однокашник Джахангир, недавно вернувшийся из городка на берегу океана. Рассказывая о своем дальнем вояже, он заметил, что его интеллигентные родственники отнюдь не просчитались. -Потому что, в чужих краях наши дипломы о высшем образовании им еще предстояло нострифицировать, — заметил он, — а это,как оказалось не каждому по плечу.
Далее выяснилось, что смекалка и навыки, приобретенные в ходе изучения новой профессии, помогли его племянникам, среди которых оказались педагоги, инженеры и юристы, выстоять в суровых условиях капиталистического труда и даже открыть собственные чайханы и ресторанчики национальной кухни.
А как же конкуренция…
— Ваҳиманинг кўзи катта – (У страха глаза велики), — заметил мой друг. Уверен, что конкуренция способствует успеху в любом начинании. Нынче многих американцев в их скромные заведения привлекает не только аромат пряных приправ, но и оригинальный интерьер, созданный талантливыми дизайнерами — выходцами из Центрально-Азиатского региона. -Именно с их легкой руки небольшие помещения, украшенные яркими сюзане, декоративным оружием, предметами из дерева и латуни, напольными керамическими вазами и кувшинами, приобрели своеобразный колорит и уют. — С годами даже образовался постоянный круг посетителей, желающих вечерней порой отведать разнообразные национальные яства под восточные мотивы. Но особую привлекательность эксклюзивным пунктам питания придают узбекские повара, владеющие своим благодатным ремеслом.
-Так, на виду у многочисленных гостей они, виртуозно орудуя незамысловатой кухонной атрибутикой, умудряются быстро и красиво приготовить на заказ разнообразные восточные яства, а затем с уважением подать заказ на специальной керамической посуде, от которой невозможно глаз отвести.
-У меня дома такой нет, — с сожалением сказал Джахангир, — мы все больше обычными тарелками из Ирана и Поднебесной пользуемся.
Удивительно, — подумала я, — надо же было известному научному работнику выехать за рубеж, чтобы по достоинству оценить кулинарию родной земли.
Однако его «трогательное» внимание к узбекской кухонной утвари и столовой посуде меня очень заинтересовали. И в моей памяти тот час же возникли эпизоды, связанные с некоторыми местными кухонными артефактами.
Каков казан, таков и плов- — так гласит народная пословица. Я не даром вспомнила именно про казаны, выставленные однажды по весне на зеленой травке у подножия здания — дворца Государственного музея прикладного искусства республики.
Было заметно, что перед демонстрацией эту первозданную старину никто не начищал до блеска… Но именно эта неброская ориентальная экзотичность привлекала взоры молодых туристов-англичан.
Быстренько водрузив на головы нарядные тюбетейки, купленные в одном из местных магазинчиков, они под весенними солнечными лучами беспрерывно щелкали затворами своих дорогих фотокамер в ожидании … плова. И все из-за легенды, повествующей о том, что рецепт плова в стародавние времена составил великий Абу али Ибн Сино (Авиценна).
Ведь настоящий узбекский плов сам по себе является знатным кулинарным явлением. И по признанию всемирных специалистов, пожалуй, это одно из тех редких блюд, ингредиенты которого в процессе приготовления проходят три стадии: жарки, варки и запаривания в чудодейственном казане.
Однако «показательное выступление» ошпазов по ряду объективных причин в «музейном меню» не было предусмотрено, так как в этих музейных артефактах, по словам вежливых сотрудников, давненько никто не готовил.
Услышав неблагоприятный verdict, я искренне пожалела уставших и проголодавшихся туристов, которым еще предстояло добираться до нужного пункта питания. А ведь так хотелось по-студенчески воскликнуть: айда ко мне домой, ребята!
Но скромные пиршества моего детства остались в далеком прошлом, как и наш видавший виды казан, который тогда периодически радовал вкусным пловом моих домочадцев и соседей, обитавших в большом общем дворе недалеко от самого знаменитого городского сквера.
Не смогла я их пригласить и на далекую хумсанскую дачу, где несколько десятилетий назад мой хлебосольный отец с коллегами под кронами столетних орешен лихо готовили из свежей горной баранины два удивительных блюда — шашлык и плов.
Разузнав на прощанье, где в нашем мегаполисе можно приобрести старинную национальную посуду и казаны, молодежь села в автобус и отправилась на обед, пообещав, что непременно найдет и увезет в свой туманный Альбион заветный чугунный сувенир .
Я не стала разубеждать в тщетности их усилий. Хотя точно знала, что подобное мероприятие не приведет к успеху. — Ведь в наши дни совершенно нереально найти национальную посуду, отмеченную многовековой историей на столичном «блошином» (янгиабадском) рынке. Однако некоторые местные и приезжие коллекционеры-оптимисты порой часами методично обследуют все его закоулки, надеясь на персональную удачу.
Истоки старины глубокой
Про старинную домашнюю утварь, виденную ранее, я на днях решила разузнать у сотрудников самого занимательного столичного Музея. Но опытный экскурсовод Саера Усманова лишь пожала плечами — такой оригинальный пейзаж с древними казанами она не припомнит, хотя и работает в этом оазисе культуры несколько лет.
— Наверно, в тот день был какой-то праздник, — задумчиво произнесла девушка. А в последнее время на газон возле здания ничего не выставляется.
— В наши дни, -продолжила Саера,- украшением фасада этого роскошного дворца служат деревца, бассейн с прозрачной голубоватой водой, да резные деревянные колонны. Все это вкупе создает неповторимую ауру.
Более семи тысяч образцов прикладного искусства, собранные в запасниках музея, периодически демонстрируются в экспозициях. Среди них есть и казаны, и касканы (специальные кастрюли со съемными решетками) для приготовления национальных узбекских блюд (манты и ханумы), готовящихся исключительно на пару.
Хорошо забытое старое
Современным мастерам — керамистам приятно, что их посуда наравне с фарфором и фаянсом вновь обрела своих почитателей. Но, как определить, на чем сейчас, следуя традициям, нужно подавать все жареное, пареное, вареное или десерты?
Этот вопрос пришелся по вкусу моему экскурсоводу, и она повела меня в один из залов, в котором на специальных горизонтальных и вертикальных витринах демонстрируются разнообразные керамические изделия. При этом отметив ,что старинной керамической посуды в музее нет. В основном все предметы родом из прошлого века.
Однако музейные экспонаты, даже не обогащенные элементами орнаментальной росписи, поражают специалистов и экскурсантов полетом фантазии былых мастеров, неповторимыми формами и красотой линий.
Предваряя свой рассказ о керамической посуде ХХ- ХХI веков, Саера рассказала, что по выводам археологов, уже в позднем палеолите люди использовали чаши и сосуды, изготовленные из камня и кости для вымачивания некоторых продуктов, для приготовления и хранения готовой пищи.Однако трудозатраты на их производство и проблемы с транспортировкой делали их менее доступными и удобными по сравнению с удешевленной керамикой.
Чем отличаются керамические наборы?
-Если внимательнее приглядеться, то разница очевидна, — отметила Саера. На витринах музея керамическая посуда представлена двумя видами: обожженной неполивной терракотой и поливной глазурованной керамикой. В минувшем веке конкуренция между художниками-керамистами сыграла определенную роль, направив их усилия на обретение индивидуальной выразительной стилистики и пластики.
Крупнейшими центрами гончарного производства издавна являются Мадр и Багат в Хорезмской, Гиждуван в Бухарской, Риштан в Ферганской областях. Прославились своими высокохудожественными изделиями устозы Ташкента, Коканда, Андижана, Намангана, Карши, Денау и других городов.
Переходя от витрины к витрине, Саера рассказывала, что в каждом регионе определенное влияние на мастеров оказывали не только археологические находки и особенности исторического формирования изделий, но и окружающая среда. Кроме того, внутри керамической отрасли сложилось разделение труда и определились цветовые предпочтения.
Каким же цветам отдают предпочтение мастера?
— Однообразия нет, — заметила девушка. С учетом некоторых особенностей, керамисты Ферганской долины и Хорезма, в основном, используют щелочную глазурь ишкор. Поэтому в их работах доминирует сине-бело-зеленый колорит, так как под этой глазурью разлагаются желто-красные цвета, а вот зеленый и синий дают множество ярких и нежных оттенков.
Зато в Ташкенте, Самарканде и Бухаре предпочтение отдается свинцовой глазури. В результате керамическая роспись мастеров из этих районов поражает пылающей желто-красно-коричневой цветовой гаммой с необычными живописными оттенками. А вот работы гиждуванцев легко определить по коричневой, белой, желтой, зеленой и красноватой гаммой цветов.
Самаркандские гончарные изделия на вид отличаются глубокой формой и вертикальными бортами, а вот хорезмские — формой, стилем, цветовой гаммой и орнаментами, уходящими своими корнями в античную эпоху.
Накануне народного праздника Навруз, я поинтересовалась у Саеры, а есть ли предметы, украшающие все дастарханы страны?
-Конечно есть. В наши дни во всех регионах используются традиционные плоские блюда — ляганы. На них принято подавать плов, шашлык, домламу, нарын, манты, чучвару и жареную рыбу. Для жидких блюд — шурпы, маставы, лагмана, машхурды и шавли — используются разновеликие косы.
Кроме того, в арсенале домовитых узбекских хозяек имеются чаши-пиалы сферической формы, вазы, куза (кувшины) для вина, кумыса, айрана и соков, а для сладостей — специальные вазочки — кандоны и шинидоны.
Все эти изделия своими размерами и изысканными формами хорошо вписываются в быт наших современников. Поэтому их охотно приобретают и многочисленные туристы из ближнего и дальнего зарубежья.
Прощаясь с гостеприимными сотрудниками Музея прикладного искусства, я еще раз вспомнила мудрого Жана Ансельма Брилья – Саварена, который в своей всемирно известной книге о еде и здоровье «Физиология вкуса» заметил:
«Раз мы осуждены на то, чтоб есть, то будем есть хорошо…».
Мне же, под впечатлением удивительных музейных экспонатов, хочется добавить- и только на замечательной посуде, достойно украшающей наш дастархан и в будни и праздники.
Дорогие друзья! Пользуясь случаем, хочу всех вас поздравить с праздником Весны, Любви и Добрых Надежд – с НАВРУЗОМ! Хочу всем вам пожелать всегда хранить в душе такой праздничный настрой, потому что именно это придаст вам и здоровья, и благополучия, и молодости!
Этот замечательный весенний праздник имеет не только прекрасные традиции красивого застолья. Бренд нашего праздника – СУМАЛЯК. Удивительная особенность этого вкусного лакомства- объединять людей в не простом, но столь увлекательном приготовлении . Сумаляк или Суманак (перс. سمنو; тадж. Сумалак / Суманак; узб. Sumalak; азерб. Səməni) — праздничное блюдо иранских и тюркских народов. В основном распространён среди персов, пуштунов, таджиков, азербайджанцев ,каракалпаков и узбеков. Готовится из пророщённых зёрен пшеницы, как правило, в период празднования весеннего праздника Навруз.
В древности сумаляк в качестве ритуального блюда готовили перед началом весенних посевных работ. Проросшие зёрна пшеницы, перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле с добавлением муки в течение 20—24 часов. Туда также добавляются небольшого размера камни, которые, естественно, в пищу не употребляются. Они используются для уменьшения риска подгорания сумаляка на дне казана. Также существует поверье, что если такой камень попадется вам во время еды, то надо загадать сокровенное желание и оно обязательно сбудется! Считается, что сумаляк нужно готовить с песнопениями, танцами и шутливыми, весёлыми припевками. После охлаждения блюдо подаётся к столу. Также считается, что это блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.
Процесс приготовления сумаляка — интересный ритуал, во время которого не только готовится обрядовое лакомство, но и воспитывается чувство взаимопомощи и единства. Традиционно в это время начиналась закладка в почву зерен пшеницы, часть из которых люди приберегали для приготовления главного блюда Навруза -сумаляка. И каждая семья вкладывала свою долю в общий котел, принося горсть проросших зерен туда, где люди вместе готовили сумаляк.
Перемолов и отжав проросшие зерна пшеницы, получают белую жидкость, которая впоследствии будет смешана в кипящем масле с мукой. Но до того как налить масло в казан, на дно кладут небольшие камешки, собирать которые традиционно поручают детям. Камни не позволят подгореть сумаляку, а также создадут оптимальный температурный режим. Впрочем, у них есть еще и мистическое назначение. Так, человек, которому попал при раздаче сумаляка камешек из котла, может загадать желание и оставить этот камень как талисман.
В процессе приготовления сумаляк необходимо непрестанно помешивать большой шумовкой, напоминающей лопату. Как правило, этим занимаются женщины, но мужчинам также не возбраняется прикоснуться к действу. Основное условие состоит в том, что, мешая сумаляк, человек должен освобождаться от недобрых мыслей. Мешать вязкую массу на протяжении 24 часов довольно трудно, поэтому в приготовлении блюда участвует довольно большое количество человек, сменяющих друг друга у котла. Этим и объясняется традиция готовить сумаляк всей махаллей или улицей.
Помимо обычая класть в казан камешки, есть еще несколько, делающих этот процесс веселым и увлекательным. Один из них заключается в толковании рисунка, образующегося под крышкой казана на поверхности сумаляка после того, как огонь гасится, и он в одиночестве дозревает. Каким бы ни был рисунок, его толкуют обычно в позитивном ключе.
И в наши дни сохранился обычай раздавать соседям и знакомым сумаляк сразу после его приготовления. Существует также поверье, что если за сезон попробовать сумаляк из семи котлов, обретешь счастье. А тот факт, что осуществить это удается большинству людей, говорит о том, что люди продолжают, как и прежде, охотно делиться с ближним тем, что у них есть — делиться счастьем жить, видеть своих близких, радоваться новой весне и Нагрузку (Новому дню).
На сегодняшний день доподлинно не известно, когда и кем было впервые приготовлено это удивительное ритуальное блюдо, основой для которого служат проращенные зерна пшеницы. Тем не менее, каждый год в двадцатых числах марта во всех районах Узбекистана можно наблюдать огромных размеров котлы, вокруг которых весь день и всю ночь не смолкают звуки веселья и танцев — это «Сумаляк сайли» («Праздник сумаляка»), который призывает людей к дружбе, братству и сотрудничеству.
Доподлинно неизвестно кем и когда был придуман сумаляк, однако по свету ходят множество легенд, которые повествую о том, что данное блюдо возникло по чистой случайности, в связи с наступлением голода или резких заморозков, которые не позволили проросшей пшенице достичь стадии своей окончательной зрелости. Одна из самых распространенных легенд такова. Многодетная мать хотела накормить своих голодных детей. Но ничего, кроме пшеницы, у нее не было. И она положила в казан горсть пшеницы, добавила камни, чтобы казалось, что еды будет много, залила все это водой и попросила детей подождать. Детвора уснула… А наутро в казане они обнаружили сладкую коричневатую кашицу, которая не только спасла семью от голода, но и придала им сил. С тех пор сумалак готовят каждый год на протяжении вот уже тысячи лет. У каждой семьи есть свой рецепт приготовления этого блюда, который передается из поколения в поколение.
Считается, что сумаляк придает организму человека заряд бодрости и прилив энергии, и это неслучайно, ведь в его состав входят проросшие зерна пшеницы, они очень питательны и обладают полезными свойствами. Испокон века их использовали в качестве основного средства во время профилактики авитаминоза. Дело в том, что в процессе роста пшеницы, в ядре зерна образуются особые ферменты, способствующие расщеплению питательных веществ, содержащихся в нем, что, безусловно, помогает легкой усвояемости употребляемого продукта. Растворимая клетчатка пшеницы поддерживает оптимальный баланс микрофлоры желудочно-кишечного тракта, благодаря чему происходит вывод токсин из организма. Помимо всего перечисленного, клетчатка замедляет процесс усвоения организмом углеводов и липидов, а это значит, что она помогает бороться с проблемой лишнего веса. В целом, пшеница укрепляет иммунитет, создавая защитный барьер против инфекции, благотворно влияет на нервную систему и нормализует работу сердца и сосудов.
Праздничные дни Навруза – прекрасный повод погулять по улицам и паркам вместе с семьёй, друзьями и любимыми людьми. В эти дни со всех концов слышаться поздравления, музыка. Все идут на народные гулянья, где можно потанцевать, послушать выступления разных артистов ,и ,конечно же, полакомиться разными угощениями. Но самый вкусный и любимый всеми СУМАЛАК всегда будет радостным напоминанием о начале жизни и пробуждении природы от зимней спячки. Всегда очень впечатляет ежегодная подготовка и прекрасное проведение праздника Навруз разными национальными общинами . И когда говорят о дружбе народов, о мире и согласии, о сплочении и взаимопонимании, то именно в такие дни эти чувствуешь это как никогда И присутствуя на таких мероприятиях , понимаешь какова сила духа такого праздника.
«В день равноденствия люди выходят на улицу, веселятся, едят некое кушанье, изготовленное из просяной муки, масла и сахара, — пишет ученый-энциклопедист Бируни (X-XI вв.). — Никто в этот день не работает, а если кто посадит дерево, оно будет давать червивые плоды. В этот день природа буйствует, происходит прилив морей и прибавление подземных сил».
И ещё говорят, что сварить сумалак — означает пройти через своего рода очищение, приносящее в дальнейшем удачу. А удача нужна всем!
С праздником Навруз! Приятного аппетита и вкусного СУМАЛЯКА!
Американский музыкант Чак Берри, которого называют отцом рок-н-ролла, скончался в своем доме в штате Миссури в возрасте 90 лет. Его фирменное четырехтактовое гитарное вступление и острые тексты песен отражали бунтарский дух его юности, пришедшейся на 1950-е годы.
Он был одним из небольшого числа музыкантов, которые оторвали «чернокожий» ритм-энд-блюз от его корней и сделали его частью «белого» мейнстрима, оказав огромное влияние на последующие поколения рок-музыкантов, причем таких как Beatles, Rolling Stones и Beach Boys.
Однако, несмотря на ошеломительный успех, Берри испытывал финансовые проблемы из-за халатности собственных менеджеров и зачастую вступал в конфликт с законом.
Чарльз Эдвард Андерсон Берри родился в семье представителей среднего класса в городе Сен-Луис, штат Миссури, 18 октября 1926 года.
Еще подростком он начал исполнять музыку на школьных концертах, однако его среднее образование внезапно было прервано после того, как он был осужден за вооруженное ограбление и провел три года в исправительном заведении для несовершеннолетних.
Чак Берри на сцене в 1960-ые
Дело пошло
После освобождения он стал работать парикмахером, а по вечерам играл в трио с Эдди Хардингом (ударные) и Джонни Джонсоном (клавишные), оставшимся ближайшим сподвижником Берри на протяжении всей жизни.
Берри подражал таким монстрам блюза, как Мадди Уотерс и Ти-Боун Уокер, но много слушал и «белой» кантри-музыки, а также традиционных западных мелодий, при этом его певческий стиль, скорее, напоминал чистый, ясный баритон Нэта Кинга Коула.
В 1972 году в лондонском аэропорту Хитроу с женой Теметтой, которая прожила с ним всю жизнь
«Моя музыка простая. Каждый может сесть, посмотреть на набор закорючек и произвести звуки этой музыки», — сказал как-то сам Берри.
Он стал записываться в 1955 году на студии легендарной в те годы звукозаписывающей фирмы Chess в Чикаго, и именно там вышел его первый сингл Maybellene, ставший одним из первых хитов рок-н-ролла.
За этим быстро последовали и другие, нацеленные прежде всего на подростков — Roll Over Beethoven, Sweet Little Sixteen, Carol и, конечно, Johnny B. Goode; при этом его музыка вышла за пределы темнокожей аудитории — что зачастую не удавалось его многочисленным коллегам, — и стала популярной у белых тинейджеров, жаждавших послушать чего-то новенького.
«Я исполняю песни, которые они хотят услышать, — говорил он. — Они, таким образом, получают то, что хотели».
Его фирменная походочка
Рок-н-ролл=Чак Берри
Чак Берри сыграл в нескольких музыкальных фильмах, таких как вышедшие в 1957 году Rock, Rock, Rock и Mr Rock and Roll, а также Go Johnny Go 1959 года и «Джаз в летний день» 1960-го.
В 1962 году он был обвинен в перевозке из штата в штат «с аморальными намерениями» несовершеннолетней девочки, оказавшейся 14-летней проституткой из Техаса, которую, как заявил Берри, он привез в свой ночной клуб в Сент-Луисе на работу гардеробщицей.
После того, как он дал ей отставку, она пожаловалась в полицию. Во время слушаний выступление судьи было признано настолько расистским, что процесс был в результате объявлен недействительным.
Музыкант все-таки получил обвинительный приговор на последовавшим за этим втором судебном заседании и два года тюремного заключения, а когда вышел на свободу, то в Британии как раз началось повальное увлечение ритм-энд-блюзом, и его песни стало исполнять новое поколение музыкантов — Beatles и Rolling Stones.
«Если вы захотите дать рок-н-роллу имя, то можно его назвать «Чак Берри»», — бросил как-то ставшую знаменитой фразу Джон Леннон.
На сцене с Китом Ричардсом из Rolling Stones
Слава — во что бы то ни стало
За этим последовали вполне успешные турне и новые хиты — No Particular Place to Go и Memphis Tennessee, а также ставшая суперхитом в Британии выдающаяся из привычного ряда My Ding-a-Ling, наполненная различными намеками и двусмысленностями.
Он много выступал, развлекая аудиторию не только не своими гитарными соло, но и «утиной походкой» в полуприсядку по сцене.
С Брюсом Спрингстином в сентябре 1995 года
В обычной жизни он мог быть довольно трудным, ершистым человеком, что нашло свое отражение в вышедшем в 1987 году фильме «Hail! Hail! Rock\’n\’Roll» о турне с аккомпанирующей группой, организованном давним фанатом Берри Китом Ричардсом из Rolling Stones.
В том же году Берри опубликовал вполне откровенную автобиографию, написанную им самим.
У него всю жизнь были проблемы с деньгами: он всегда требовал оплату наличными до выступления, а в 1979-м году отсидел 100 дней в тюрьме за уклонение от уплаты налогов.
В 1988 году против него было выдвинуто новое обвинение — на этот раз от женщины, заявившей, что музыкант ударил ее в лицо. Дело было улажено до суда.
А два года спустя на него заявили в полицию несколько женщин, после того как в женском туалете принадлежащего ему ресторана в Миссури были обнаружены скрытые камеры.
На концерте в Чили в 2013 году: в 87 лет Чак Берри все еще выступал перед публикой
Он также получил условный срок за хранение марихуаны.
Несмотря на преклонный возраст и различные неурядицы, он продолжал выступать и в 2008 году в 82 года объездил всю Европу с концертами.
Сам музыкант объяснял свой успех очень просто: «Меня очень удивляет, когда я слышу, как кто-то говорит: «Я хочу найти себя, понять, кто я», потому что я всегда знал, кто я, что я буду знаменитым во что бы то ни стало».
Завтра, как и каждый год на исходе первого весеннего месяца, города и кишлаки нашей страны проснутся на рассвете от громкого пения карнаев. Взметнувшись к небу, певучие трубы ликующе возвестят о том, что на узбекскую землю вновь пришел радостный праздник – Навруз! Праздник восточного Нового года, пробуждения природы, праздник любви, добра, единения, торжества культурных и исторических традиций народа.
Навруз – самый почитаемый, самый яркий праздник в Центральной Азии. И – один из древнейших, ведь этот весенний праздник народы Передней, Средней и Восточной Азии отмечают уже много тысячелетий. Обычно к 21 марта, когда празднуется восточный Новый год, уже стаивают снега у подножия гор, пробиваются подснежники, благоухают нежные фиалки… Весна полностью вступает в свои права, и люди встречают Навруз – «новый день» – со светлой радостью и надеждой.
На территории Узбекистана на Навруз издревле устраивались большие народные гулянья, праздничные базары, скачки, собачьи и петушиные бои. Накануне праздника, до восхода утренней звезды, надлежит завершить все домашние хлопоты: приготовление еды, тщательную уборку жилья, украшение комнат цветущими ветками… Перед праздником надо обязательно перестирать одежду, особенно детскую, ведь дети более всего подвержены сглазу, а вода смоет всю опасную, как сказали бы мы сегодня, информацию. Также следует обязательно получить в этот день благословение старших, родителей, наставников.
Обряды, совершаемые в Навруз, были призваны задобрить силы природы и духов предков, чтобы в наступающем году людям сопутствовало благополучие. Считалось, что лучше всего дарить друг другу сладости, цветы, благовония: приятный запах привлекает добрых духов.
И сегодня, как на протяжении веков и тысячелетий, Навруз отмечается в каждой семье, в каждом доме как самый желанный, радостный, прекрасный и светлый день, олицетворяющий собой весну, чистые помыслы и доброту нашего народа. И к приходу этого желанного праздника начинают готовиться загодя: чистят, моют, ремонтируют, строят, украшают. Всем миром выходят на хашар, высаживают на улицах, в парках и скверах сотни молодых саженцев, разбивают цветочные клумбы. Выводятся на поля посевная техника, прокладывается первая борозда. В красочный наряд убираются все города и села страны. А какие яркие и изобильные дастарханы накрываются в каждой семье, в каждой махалле! Чего только не попробуешь здесь – ароматный плов и сочный шашлык, хасып и нарын, манты и богурсаки, молодую зелень, сладости, фрукты. Но главное, конечно, падишах наврузовского дастархана – сумаляк!
Согласно поверью, многое в первый день Навруза зависит от прихода в дом раннего гостя: хорошо, если первый гость нового года добр, кроток, умен, благочестив, а самое главное – имеет «счастливую ногу», т.е. приносит удачу. Существует и такое красивое поверье: с человека, попавшего под первый после Навруза дождь, смываются все грехи…
В отличие от европейского Нового года, Навруз празднуют днем. Главный день праздника – первый, 21 марта. Выбрано оно не случайно. В этот день весеннего равноденствия прекращались войны и, по легенде, даже змеи переворачивались в своих подземных норах…
В Навруз все прощают друг другу долги, былые обиды, забывая о вражде, скрепляя примирение улыбкой и чистосердечным рукопожатием. На улицах дают представления артисты, звучат шутки, собирают зрителей и болельщиков состязания острословов, выступают масхарабозы, звенят веселые песни… Доныне у нас сохранились многие обычаи Навруза: угощать друг друга сладостями – «чтобы жизнь была сладкой», дарить цветы – чтобы все были красивыми, кропить землю водой и обливать друг друга – чтобы выдался хороший урожай…
Миновал первый день Навруза – и у сельчан начинаются полевые работы. Право проведения первой борозды принадлежит старейшему, самому уважаемому из аксакалов. Ведь светлый, прекрасный Навруз – праздник народа-труженика. Недаром бытует в народе поговорка: «Пусть каждый наш день будет Наврузом»…
Звенит, кипит, ликует Навруз – праздник молодости, веселья, творчества. Демонстрируют свое искусство певцы, музыканты, танцоры, танцует нарядная молодежь. Детвора устраивает конкурсы рисунков на асфальте, запускает в весеннее небо шары и бумажные змеи…
Не один день будет царить на нашей земле праздник восточного Нового года, праздник обновления жизни. Ассалом, Навруз! Заходи в каждый дом, неси на нашу землю свет, добро, мир!
Приволжский окружной военный суд в Самаре признал гражданина 33-летнего Узбекистана Холматова виновным в публичных призывах к террористической и экстремистской деятельности.
Среди обвинения Холматова в приверженности к экстремистской религиозной идеологии, но и вымогательство 2 млн. рублей у коммерсанта.
Сотрудники УФСБ РФ по Республике Тыва установили, что Холматов размещал на своей страничке «ВКонтакте» материалы, оправдывающие деятельность ДАИШ, и призывал мусульман к участию в террористической организации.
Деньги он вымогал для того, чтобы с их помощью выехать в Сирию и стать боевиком ДАИШ.
За вымогательство гражданин Узбекистана получил 7 лет и 2 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Еще почти два года Приволжским окружным судом г. Самары ему назначено за публикации в социальной сети.
В общей сложности преступник получил 9 лет колонии строгого режима.
В иракском Мосуле уничтожена группа иностранных наемников ДАИШ во главе с россиянином, сообщил newsru.com.
Удар был нанесен в районе рынка Шаарин в западном Мосуле.
По представленным разведкой данным, россиянин Абдул-Карим (Абу Самир) ар-Руси командовал одним из формирований ДАИШ под названием «батальон Рарек ибн Зияд». Вместе с ним были уничтожены другие террористы: француз сирийского происхождения, два марокканца, турок и британец алжирского происхождения. Их имена приводит Iraqi News.
Как напоминает «Интерфакс», иракская армия при поддержке курдских ополченцев и возглавляемой США международной коалиции с октября прошлого года проводит операцию по освобождению второго по величине города страны Мосула от боевиков ДАИШ.
В январе войскам удалось полностью очистить от террористов восточные кварталы города, и с февраля они ведут бои в западной части.
Подразделения иракской армии и ополченцы вплотную подошли к соборной мечети 12 века ан-Нури в старом городе. Эксперты говорят, что ее освобождение будет иметь важное символическое значение, поскольку именно в этой мечети главарь ДАИШ Абу Бакр аль-Багдади объявил 29 июня 2014 года о создании в Мосуле своего «халифата».
В Казани во второй раз проходит Конкурс красоты и таланта «Краса Узбекистана». Финал конкурса состоится в Доме Дружбы народов Татарстана 20 марта 2017 года, накануне праздника Навруз.
За звание «Краса Узбекистана-2017» соревнуются узбекские девушки, живущие в Татарстане. Отборочные туры выявили семь победительниц, которые попали в финал. Красавица, признанная победительницей, получит возможность принять участие в Международном студенческом конкурсе красоты и таланта «Жемчужина мира-2017».
Конкурс проводят Национально-культурная автономия узбеков РТ и региональная общественная организация «Молодежь из Республики Узбекистан в РТ».