back to top
3 C
Узбекистан
Четверг, 25 декабря, 2025

Рождение нового коллектива

0

Рождение нового коллектива, если учесть, что это симфонический оркестр да еще в таком огромном мегаполисе, как столица России, — безусловно, событие значительное в ее культурной жизни, а в наше динамичное время, когда число больших и малых коллективов впечатляет своим количеством, тем более. Но, на мой взгляд, это никогда бы не свершилось, если бы не настойчивость и полная отдача любимому делу его художественного руководителя Владимира Горбика, под управлением которого и состоялась в конце мая нынешнего года презентация Симфонического оркестра.

Рождение нового коллектива

Владимир Горбик за пультом своего коллектива

А состоялась она в рамках Отчетного концерта Хоровой школы Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в священных стенах Большого зала Московской консерватории. В тот памятный вечер «Dies irae» из Реквиема В.А. Моцарта и «Поклонимся великим тем годам» А.Пахмутовой и Н.Добронравова (солист Михаил Давыдов) органично вписались в разнообразную концертную программу. Этими опусами, как и «Да воскреснет Бог» Д. Бортнянского дирижировал Владимир Горбик, чье неустанное совершенствование мастерства, неутомимые творческие поиски, необычайная увлеченность, характеризуют его как искренне преданного музыке музыканта. Под его руками невероятно трепетное исполнение, наполненное особым светом, произвело на слушателей неизгладимое впечатление, убедив в своих серьезных профессиональных перспективах. Оркестранты, как и хористы, необыкновенно тонко чувствовали музыку, исполняя ее ярко и технически совершенно. В результате овации и многочисленные крики «браво» благодарной публики Большого зала подтвердили мнение, что родился замечательный коллектив единомышленников, который смог за три месяца своего существования обрести не только профессиональный статус, но и запланировать концертные поездки как в России, так и в США, в странах ЕС и в Австралии.

Рождение нового коллектива

Презентация оркестра в Большом зале Московской консерватории

Однако обо всем по порядку. Для начала отмечу, что в феврале нынешнего года счастливый случай свел меня с Владимиром Горбиком, когда он приехал в очередной раз в Ташкент, где прошли его детские и подростковые годы, и где начиналось его становление как музыканта. В тот вечер я вела концерт Заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Узбекистана, за пультом которого стоял маэстро Горбик, вдохновенно дирижируя бессмертными опусами Бетховена, Бизе и Чайковского. Уже тогда я поняла, что передо мной предстал человек редкой преданности искусству, полностью погруженный в скрупулезную, вдохновенную работу над качеством исполнения и добивающийся хороших результатов.

Рождение нового коллектива

За пультом Заслуженного коллектива НСО Узбекистана в Большом зале Ташкентской консерватории

После концерта Владимир Александрович, с теплом вспоминал своих потрясающих ташкентских учителей по скрипке и виолончели, фамилии которых детская память, к его большому сожалению, не сохранила. А вот педагога по фортепиано Диляру Амановну Садыкову он нашел спустя 33 года. Именно с ее легкой руки Горбик дирижировал в Ташкенте камерным оркестром «Солисты Узбекистана» на международном фестивале искусств «Золотая осень». В тот вечер он признался, что давно мечтает создать собственный симфонический коллектив. И в этом не было ничего удивительного. У моего собеседника прекрасное музыкальное образование. Он с отличием окончил дирижерско-хоровое отделение Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского (класс заслуженного работника культуры Ю.В.Бибина), затем дирижерско-хоровой факультет (доцент Ю.Ф.Радышкевич, профессор Б.Г.Тевлин) и оркестровый факультет Московской консерватории по специальности оперно-симфоническое дирижирование (класс профессора И.А.Дронова). Учился Горбик и композиции по классу профессора Р.С.Леденева. Вдобавок он лауреат двух премий международных дирижерских конкурсов. Помимо этого с 2012 успешно ведет преподавательскую деятельность в Московской консерватории. Известен Владимир Горбик и как художественный руководитель и главный дирижер хора и симфонического оркестра и соучредитель Русско-Американского Музыкального Института имени Патриарха Тихона в США (Южный Ханаан, штат Пенсильвания). И это еще не все. В течение последних лет он неоднократно работал также как приглашенный дирижер и руководитель мастер-классов в США, Канаде, Австралии и в Узбекистане. Таким образом, творческий опыт Горбика весьма показателен.

Рождение нового коллектива

Репетиция в 5-й студии ГДРЗ

Однако вернусь к мечте Владимира Александровича иметь свой собственный оркестр. В марте 2017 года она все-таки сбылась. Был объявлен набор музыкантов в новый коллектив. Желающих оказалось немало. Естественно, что при создании оркестра, Горбику весьма пригодились навыки практической работы с различными оркестрами. Он сам занимался прослушиванием кандидатов – от первого и до последнего музыканта, подавшего заявку на конкурс. В результате в состав оркестра вошло 60 человек из лучших коллективов Москвы: БСО, Госоркестра, Большого театра России, а также музыканты из Московской консерватории, Музыкальной академии Гнесиных, Академии Ипполитова-Иванова и других. Гордостью коллектива стал известный российский музыкант Иван Паисов – солист Московской филармонии и оркестра Большого театра, лауреат международных конкурсов, основатель и художественный руководитель ансамбля камерной музыки «ARS MUSICAE». Каждое выступление этого талантливого гобоиста привлекает к себе внимание критики, которые отмечают его «великолепный, чистый, благородный и неповторимый в богатстве красок звук».
Веру в успех маэстро и его музыкантов поддержали сторонники и друзья проекта, среди которых следует назвать российских продюсеров Алексея Губарева и Наталью Корзун, партнеров из США — доктора Николая Ривза, звукорежиссера и продюсера Серафима Ханища, а также солистов театра «Геликон-опера» Михаила Давыдова и Петра Морозова. Своими советами помогали коллективу и профессора факультета оперно-симфонического и хорового дирижирования Московской консерватории, а телеканал «Культура» предоставил репетиционную базу в Государственном Доме Звукозаписи Радиовещания и Телевидения (ГДРЗ), где в пятой студии полным ходом шли репетиции к предстоящему концерту. Кстати, там же была осуществлена и первая профессиональная звукозапись коллектива с известным как в России, так и за ее пределами звукорежиссером Павлом Лаврененковым.

Рождение нового коллектива

Репетиция в Большом зале Московской консерватории

Итак, музыкантов, собравшихся вместе всего за три месяца до предстоящего первого выступления перед публикой, поддерживала всеобщая вера в дирижера – Владимира Горбика. Его мягкость, интеллигентность, бесспорный профессионализм создавали ту особую атмосферу, когда работа превращается в настоящий праздник, открывая у оркестрантов, по их словам, второе дыхание. Как известно, процесс совершенствования бесконечен. Поэтому репетировали подолгу, такт за тактом, выверяя каждый штрих, каждый акцент, дабы быть ближе к замыслу композиторов. Дата первого концерта неумолимо приближалась. И, наконец, этот день наступил. Все участники нового коллектива безумно волновались, ведь им предстоял самый ответственный экзамен – дебют в самом престижном Большом зале Московской консерватории перед его взыскательной публикой.

Рождение нового коллектива

Финал презентации оркестра

И 27 мая москвичи стали свидетелями рождения нового оркестра, игру которого отличал высокий профессионализм и огромная, всепоглощающая любовь к искусству. Зал был полон, впечатление отличное, успех несомненный! Многим в тот вечер открылся новый мир — слушатели с благодарностью отметили: «Нет, не иссякли таланты в России!» Было много цветов, улыбок, поздравлений, рожденных стихией и магией исполнения. Браво оркестру, основная идея которого исполнять музыку разных эпох и стилей с обязательным озвучиванием того, что создают и современные композиторы!
Итак, давняя мечта, к которой маэстро Горбик шел более 30 лет, реализована. Впереди концертный тур по городам Сибири, США, стран ЕС и Австралии. Ведутся переговоры и о выступлениях оркестра в Ташкенте. С коллективом готовы сотрудничать и иностранные дирижеры: профессор Сиднейской консерватории Нейл Мак-Юэн, ректор и художественный руководитель Симфонического оркестра Афинской консерватории Никос Цухлос, а также главный дирижёр оркестра «Солисты Узбекистана» Анвар Раимджанов. Пожелаем новому оркестру и его искренним энтузиастам успешных концертов и новых свершений, увлекательных перспектив и творческого горения, бурных аплодисментов и верных почитателей! Пусть растет его мастерство, складывается традиция, сохраняется молодость состава!

Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото: Александр Соколов (№№1,2, 4-6)
Юрий Рутка (№3)

Открыт новый грузовой маршрут из Китая в Узбекистан

0
Открыт новый грузовой маршрут из Китая в Узбекистан

Ташкент и город Ганьчжоу, расположенный в провинции Цзянси в Восточном Китае, связал новый грузовой маршрут.

7 июня по нему отправился поезд, везущий в Узбекистан стальные катушки, одежду и бытовые товары. Дорога до Ташкента займёт у грузового состава 12 дней.

Маршрут открыт в рамках проекта грузовых железнодорожных перевозок Китай – Европа, сообщает агентство Синьхуа.

Анна Ним.

День семьи, любви и верности отметили в Ташкенте

0

В Российском центре науки и культуры 7 июля прошел праздник Дня семьи, любви и верности. Почетными гостями торжества стали семейные пары, прожившие более 30 лет вместе, прошедшие вместе, что называется, огонь и воду, и являющиеся настоящим вдохновением для подрастающего поколения.

День семьи, любви и верности отметили в Ташкенте

С приветственным словом ко всем присутствующим обратился руководитель РЦНК в Ташкенте Виктор Шулика, митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа РПЦ владыка Викентий.

В торжествах приняли участие члены Общественного форума историков России и Узбекистана при представительстве Россотрудничества в Узбекистане, а также представители ташкентских СМИ.

Такого рода мероприятие полезно не только для тех, кто уже достаточно лет прожили вместе, но и для тех, кто только вступают в жизнь и семейные взаимоотношения. Для вновь зарождающихся семей это большой пример любви, верности и преданности семье, каким образом необходимо поступать в семейной жизни.

Ежегодно, почетным гостям мероприятия вручаются медали «За любовь и верность», сертификаты и памятные подарки. Символом праздника считается ромашка, которая еще издревле на Руси считалась символом любви и верности.

День семьи, любви и верности отметили в Ташкенте

В этом году были отмечены 11 семейных пар, проживших вместе более 25 лет. Большим примером стала супружеская пара семейства Поповых, Вадима Николаевича и Валентины Федоровны, проживших вместе 56 лет.

Супружеская пара заслуженного артиста Узбекистана Кахрамона Абдурахимова и Фирузы Абдурахимовой, заслуженного деятеля искусств республики, брак которых длится 43 года, а также Народного артиста Узбекистана Нормумина Султанова и Диляры Ахметшиной (28 лет совместного брака) стали настоящим примером для нашей молодежи.

Азиза Мамбекова

Сносить нельзя, сохранить для потомков: Ташкент может лишиться еще одного исторического здания

33
Сносить нельзя, сохранить для потомков: Ташкент может лишиться еще одного исторического здания

Программа по комплексному развитию Мирзо Улугбекского района столицы на 2017–2019 годы, принятая в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан, уже освещалась на нашем портале и её выполнение, судя по всему, идёт полным ходом.

Район действительно превратился в многочисленные, разбросанные здесь и там, строительные площадки. Завет не ломать старого, не построив новое, оставшись в недалёком прошлом, словно заменён другим: чтобы построить новое, нужно разрушить старое. Снести, даже если оно выстояло столетие, не развалилось в землетрясение и при надлежащем ремонте и уходе может служить века, переживя новострой из стекла, бетона и легковоспламеняемых современных облицовочных материалов.

Сносить нельзя, сохранить для потомков: Ташкент может лишиться еще одного исторического здания

В том, что идеи сноса даже ценных с точки зрения градостроительства объектов витают в воздухе, и, возможно, уже занесены в планы, мы убедились, побывав на улице Ф. Ходжаева в Мирзо Улугбекском районе, где расположено одно из старейших научных учреждений республики — Институт энергетики и автоматики Академии наук Республики Узбекистан, преобразованный летом 2016 года в Научно-технический центр АО «Узбекэнерго». Привело нас туда обсуждение в социальных сетях предположения о сносе старинного здания. Желая прояснить ситуацию, отравились по указанному адресу, куда уже прибыли корреспонденты других изданий.

Сносить нельзя, сохранить для потомков: Ташкент может лишиться еще одного исторического здания

Аккурат напротив старинного здания замысловатой кирпичной кладки, в новеньком или же отремонтированном в евростиле строении за высоким металлическим ограждением, расположился некий Штаб по сносу. Да-да, фасад в фасад! Разбитые стёкла в окнах, трещины в вековых стенах и осыпающийся местами кирпичный цоколь ветерана архитектуры, весь обветшавший облик этого некогда прекрасного сооружения, отражаясь в стеклопакетах пряничного домика Штаба сноса, судя по всему, нарушал понимание о красоте градостроительства в сознании тех, кто в этом Штабе заседает.

Сносить нельзя, сохранить для потомков: Ташкент может лишиться еще одного исторического здания

Иначе, прежде чем организовывать снос непригодных к сохранению и не представляющих культурной ценности строений, который уже начат на улице Ф. Ходжаева и прилегающих к ней улочках, они приложили бы необходимые усилия и облагородили хотя бы косметическим ремонтом исторический объект с помощью современных ремонтных и реставрационных технологий. Облик столетнего ветерана зодчества, мало напоминающий действующее научное учреждение, словно говорит о каких-то иных намерениях, способных подвигнуть штабистов на действия, непредсказуемые для архитектурного облика данного столичного района.


Общественность Ташкента и зарубежная культурная общественность обеспокоены тем, что редкий образец архитектурного искусства прошлого столетия, имеющий уникальную историю и представляющий собой истинную культурную ценность, изо дня в день мозоля очи штабистов своим видом, может попасть под снос, тогда как при хозяйском разумении его следует капитально отреставрировать и использовать на благо народа.

Сносить нельзя, сохранить для потомков: Ташкент может лишиться еще одного исторического здания

Совершим небольшой экскурс в историю. Век с небольшим назад в центре европейской части Ташкента находились два детских приюта: Александровский — на Гоголевском бульваре напротив Ремесленного училища, и Кауфманский — на участке земли от угла Хивинской улицы до Пушкинской. Ежегодно около 100 детей, в основном, подкидыши, нуждались в попечении, и приюты были переполнены. Приют Кауфмана имел земельный участок, прилегающий к селу Никольское (ныне улица Ф.Ходжаева). Летом 1912 года был создан специальный Комитет по планированию строительства на этом участке нового здания приюта, рассчитанного на 100 питомцев. 22 сентября 1913 года провели закладку здания, и 13 декабря 1916 года Ташкентский Кауфманский детский приют вступил в действие. Стоит напомнить, что труд всех членов Комитета по постройке нового здания, строительство которого было осуществлено по проекту выдающихся инженеров-архитекторов В.С. Гейцельмана и Н.Н. Ботвинкина, тоже включённых в Комитет, был безвозмездным – он стал своего рода благотворительным взносом в пользу сирот.

После памятных событий октября 1917 года Кауфманский приют был закрыт, но уже в 1918 году в нём организовали опытно-трудовую школу-коммуну для детей сирот, директором которой вплоть до её закрытия в 1931 году был педагог от бога — Всеволод Фёдорович Лубенцов, получивший впоследствии звание «Заслуженный учитель Узбекистана». В школе воспитывались и учились русские, узбеки, казахи, туркмены, украинцы, армяне и дети других национальностей, здесь действовало ученическое самоуправление, работал драмкружок, был создан свой оркестр, издавалась газета. В числе выпускников коммуны — выдающиеся учёные, медики, художники, прославившие своим трудом республику.

Сносить нельзя, сохранить для потомков: Ташкент может лишиться еще одного исторического здания

У одного из боковых входов на стенах до сих пор можно рассмотреть фрески, сохранившиеся с 20 — 30-х годов прошлого столетия. Вокруг строения высятся вековые чинары. Словом, само здание — достопримечательность Ташкента, и при вопросе «сносить — не сносить» можно говорить лишь о сохранении этого памятника старины для потомков.

В 1940 году была создана Академия наук Узбекистана с рядом академических учреждений. С началом Великой Отечественной войны при содействии эвакуированных в Ташкент ученых Ленинградского политехнического института на базе энергетического отдела Института водохозяйственных проблем, входившего в АН Узбекистана, был создан Энергетический институт, преобразованный затем в Институт энергетики и автоматики, который успешно занимался разработкой научных проблем и координацией исследований в области энергетики.

Сносить нельзя, сохранить для потомков: Ташкент может лишиться еще одного исторического здания

В год своего 75-летия, то есть в 2016 году, как было сказано выше, институт вновь претерпел преобразование, а теперь, как мы убедились, покидает обжитое за десятки лет здание, оставив здесь испытательные энергетические полигоны и некогда принадлежавшую ему территорию. Сносу подлежат все близлежащие частные дома, и некоторые жители не соглашаются на предложенные им взамен варианты для переселения.

Сносить нельзя, сохранить для потомков: Ташкент может лишиться еще одного исторического здания

Реорганизация и переезд института на новые площади, хочется верить, не подразумевает обязательного уничтожения редкого по красоте строения, которое он занимал в течение 75 лет.

Сносить нельзя, сохранить для потомков: Ташкент может лишиться еще одного исторического здания

Непонятно также, что будет с научной библиотекой института: книги в стопках выгружают прямо из окон, выломав решётки, и складывают на улице, благо, пока нет дождей. Возможно, литературу списали. — кто же ценные труды стал бы выбрасывать под небо?

Здание, как мы убедились, имеет славную историю и, будучи капитально отремонтированным, может послужить в будущем благим целям. В районе, который на основе Программы по комплексному развитию Мирзо Улугбекского района планируется застроить новыми многоэтажными домами, нет центра детского творчества. В здании, которое столько лет в прошлом служило воспитанию и образованию детей, можно открыть творческие кружки и спортивные секции. И как было бы замечательно, если бы они были бесплатными. Неужто иссякли на нашей земле благотворители и нет учреждений и организаций, которые могли бы субсидировать ремонт здания старинной постройки и содержание центра детского творчества? Да и государство могло бы таким образом позаботиться о подрастающем поколении, к тому же, на деле показав, как нужно беречь и сохранять историческую память города.

Ходят легенды, что на этом месте планируется разбить парк . Так почему бы на территории парка не открыть центр для развития детей – в старинном, располагающем к воспитанию эстетического вкуса строении, теплом зимой и прохладном летом? Главное, не дать стереть с ташкентской земли достояние зодчества, сохранить его и не делать из здания, построенного некогда на благотворительных началах, объекта коммерческой выгоды.

Сносить нельзя, сохранить для потомков: Ташкент может лишиться еще одного исторического здания

Пока же, на основе кратких, документально ничем не подтверждённых бесед с причастным к Штабу сноса и непредставившимся журналистам человеком, складывается впечатление, что старинному зданию всё же может грозить снос. У журналистов и блогеров, прибывших для сбора информации, записали фамилии и контактные номера, настоятельно запрещали им проводить фотосъемку на улице Ф. Ходжаева, давали противоречивые рекомендации обратиться то в Штаб сноса, к которому не подпускала охрана, то в хокимият.

По рекомендации всё того же безымянного предствителя Штаба сноса я отправилась в хокимият. Естественно, в субботий вечер никого из нужных людей там не оказалось. Как порекомендовал сотрудник, поливавший двор, со всеми вопросами нужно обращаться в понедельник после 10 утра. И с гордостью показал на прилегающую к хокимияту территорию, где на месте снесённых домов строятся новые объекты.

Ну что же, вероятно, журналисты столичных изданий придут в понедельник, 10 июля, к руководству хокимията, и им покажут планы реконструкции района, расскажут об объектах, подлежащих сносу, объяснят, какая судьба может ожидать архитектурную достопримечательность Ташкента, которая по свой значимости давно должна быть внесена в реестр охраняемых государством. А если по какому-то недоразумению не внесена, то это не поздно сделать, пригласив экспертов.

Думаем, разговор об исторической достопримечательности и её сохранении на карте города будет продолжен, и городские власти учтут пожелания встревоженной общественности.

Тамара Санаева
Фото и видео автора

В столице построят деловой центр «Ташкент-Сити» (видео)

4
В столице построят деловой центр "Ташкент-Сити" (видео)

В центре Ташкента, по соседству со станцией метро «Пахтакор», планируется построить современный деловой центр «Ташкент-Сити».

В столице построят деловой центр "Ташкент-Сити" (видео)

Концепцию центра опубликовало на своей странице в соцсети Facebook государственное унитарное предприятие «ТошкентбошпланЛИТИ». Помимо плана и эскизов комплекса, здесь представлен и видеоролик, демонстрирующий вид будущего центра в дневное и вечернее время.


Комплекс центра сочетает в себе черты европейской и восточной архитектуры. Все входящие в него здания облицованы зеркальным стеклом. В центре располагается круглое здание технопарка, к которому ведёт прогулочная аллея с фонтанами. В остальных строениях должны разместиться бизнес-центры, культурный центр, торговый комплекс и рестораны.

В столице построят деловой центр "Ташкент-Сити" (видео)

В столице построят деловой центр "Ташкент-Сити" (видео)

В столице построят деловой центр "Ташкент-Сити" (видео)

Анна Ним.

Запущен туристический портал на восьми языках

0
Запущен туристический портал на восьми языках

После обновления начал работу государственный туристический портал uzbekistan.travel.

Сайт, курируемый Госкомтуризма, ставит перед собой задачу предоставить посетителю все необходимые сведения об Узбекистане. Он будет работать на восьми языках: русском, английском, немецком, итальянском, испанском, китайском, французском и корейском. Однако часть из них пока находится в разработке.

Как сообщает пресс-служба «Узбектуризма», портал предоставляет информацию о правилах въезда в страну и получения визы, о сотовых операторах и службах такси. На нём можно узнать, какие виды туризма существуют в стране, а также получить сведения о достопримечательностях и развлечениях.

Кроме справочной информации, портал публикует развёрнутые статьи, рассказывающие о достопримечательностях Узбекистана, его искусстве и культуре. В разделе «Новости» можно найти информацию о туристических событиях, проходящих в разных городах страны.

Сайт продолжает развиваться, публикуя новую информацию и расширяя свой функционал.

Анна Ним.

ПОСВЯЩЕНИЕ ФАЙНБЕРГУ

1
ПОСВЯЩЕНИЕ ФАЙНБЕРГУ

Небольшое стихотворение, посвященное народному поэту Узбекистана Александру Файнбергу, написал недавно поэт Николай Ерёмин из далёкого от наших тёплых краёв сибирского города Красноярска.

ПАМЯТИ ПОЭТА АЛЕКСАНДРА ФАЙНБЕРГА
Под сурдинку
Или под шарманку,
Добротою укрощая злость,
Вывернуть всю душу
Наизнанку
Файнбергу недаром удалось…

До сих пор она как бы случайно
Плачет —
То призывно,
То прощально…

Немного о поэте и человеке — Николае Ерёмине. Родился в городе Свободном, что в Амурской области, потом семья переехала в Красноярск. Четырнадцатилетним подростком стал редактором машинописного школьного журнала «Юность».
Начал публиковаться в газете «Красноярский комсомолец». После школы пошел работать на завод, продолжая писать стихи. Поступил в педагогический, но увлекся медициной и заново сдал вступительные экзамены — в Красноярский мединститут. В студенческие годы продолжал заниматься творчеством, публиковался в местной печати, коллективных сборниках, исполнял песни на свои стихи в кругу бардов, участвовал в VI краевом совещании молодых писателей «Дивногорская весна» (1970).

ПОСВЯЩЕНИЕ ФАЙНБЕРГУ

Открытие фестиваля в Большом зале Дома учёных. Новосибирс, 1968.

Николай Ерёмин участник легендарного фестиваля бардовской песни 1968 года в Новосибирском Академгородке, ему довелось выступать вместе с А. Галичем, Ю. Кукиным, А. Дольским.
Работая врачом, он продолжал литературные занятия и руководил литературным объединением «Родник» при районной газете.
Опубликовав первый сборник стихов («Качели», Красноярск, 1972), поступил на заочное отделение литературного института им. М. Горького в Москве, где его наставниками были Роберт Рождественский, Владимир Цыбин. Окончив институт, издал книги «Жить да жить» (1979 ), «Солнечные акварели» (1980 ) и в 1981 году был принят в Союз писателей СССР.
Спустя два года решил полностью посвятить жизнь творчеству. Издал книги «Земные заботы» (1983), «Я не устану жить» (1985), «Музыка – жизнь» (1986), «Всё к лучшему» (1990), «Внушение на расстоянии» (1992), «Кутежи» (1994), «И радость, и печаль» (1995), «Земное и небесное» (1996), «Навсегда и обо всём» (1997); в 1998 году — «Кончерто гроссо», «Театр одного актёра», «Самоцветы».

Н. Ерёмин лауреат премий «Хинган» и «Нефритовый Будда», победитель конкурса «День поэзии Литературного института — 2011» в номинации «Классическая Лира», дипломант конкурса «Песенное слово» им. Н.А.Некрасова. Критики отмечают, что его стихам присущи «ясность, прозрачность слога, лирическая исповедальность, готовность откликаться на всё происходящее в мире». Тронули его сердце судьба и творчество узбекистанского поэта Файнберга. Интересно, что на многие стихи Ерёмина, как и на файнберговские, написаны песни.

ПОСВЯЩЕНИЕ ФАЙНБЕРГУ

Поэт и прозаик Николай Ерёмин

Приведу несколько строк из стихов красноярского поэта, найденных в интернете. Написаны они в 2011 году.

СТИХИ
Стихи – это снова, всегда и везде
Последнее слово на Страшном суде.

ПУТЬ-ДОРОГА
Хлеб, вино да путь-дорога
Меж началом и концом…
Всех нас ждёт идея Бога
С человеческим лицом.

***
Музыка
Требует выхода…
Снова
От вдоха до выдоха,
Боже,
Как трудно дышать!
Только
Не надо мешать…

Со временем, обратился поэт и к прозе; читатели хорошо приняли цикл его рассказов «Мифы про Абаканск» (1998), книги «Компромат» (2001) и «Харакири» (2003). В новом веке выпустил в свет Собрание сочинений в 6 томах и новые поэтические книги: «Идея фикс», «Лунная ночь», «Поэт в законе», «Гусляр», «О тебе и обо мне», «На склоне лет», «Тайны творчества», «Бубен шамана», «От и до», «Кто виноват?», «Владыка слов», «Гора любви», «В сторону вечности», «Папа русский», «Тень бабочки и мотылька», «Поэзия как волшебство», «Смирительная рубашка», «Подковы для Пегаса», «Сибирский сибарит», «Эхо любви, или Старик без моря» «Доктор поэтических наук», «Игра в дуду и в русскую рулетку», «Поэтическое убежище», «Енисей впадает в Волгу», «Смысл жизни».

Человек активной жизненной позиции, Ерёмин горячо откликается на события современности, помогает, как делал это и Файнберг, становлению молодых авторов — предваряет вступительными статьями их публикации. А еще является составителем и редактором книжной серии «Новинки сибирской поэзии».

Приятно было узнать о духовной близости сибирского литератора любимому нами народному поэту Узбекистана и узнать еще одно имя в современной русской литературе.

Тамара Санаева
Фото из интернета

В Мингбулаке китайцы начали бурение нефтяных скважин

0

В Наманганской области в среду приступили к осуществлению проекта доразведки и разработки нефтяного месторождения Мингбулакского района. Данный проект осуществляется совместно с китайскими партнёрами и носит важный стратегический характер.

В Мингбулаке китайцы начали бурение нефтяных скважин

Это совершенно новая страница в истории добычи нефти в Мингбулаке. В рамках соглашения между Национальной холдинговой компанией «Узбекнефтегаз» и китайской Национальной нефтегазовой корпорацией CNPC было создано совместное предприятие «Мингбулакнефть», которая теперь осуществляет работы по эффективной геологоразведке и разработке месторождения.

– Скважина М15 – ключевой проект для обеих сторон. Вместе с тем бурение скважин на данном месторождении учитывая большую глубину (а это 6000 метров и более), аномально высокого пластового давления и пластовой температуры, а также сложности геологического строения коллекторов требует привлечения самых современных инженерных решений, – поясняет первый заместитель генерального директора СП ООО «Мингбулокнефть» Иброхим Бойкобилов.

Это ещё и один из крупнейших проектов в сфере энергетического сотрудничества между Республикой Узбекистан и Китайской народной республикой, который осуществляется в рамках исторической стратегии «Один пояс – один путь».

– Здесь одно из самых сложных месторождений во всей Центральной Азии. Мы будем изучать глубину более 6 тысяч метров. А это требует особого подхода и высокого профессионализма. Вместе с нашими здесь трудятся и местные специалисты, которые имеют большой опыт, высоко квалифицированы и прилагают все усилия для продвижения проекта. Мы уверены, что в намеченный срок осуществим всю необходимую работу, поскольку располагаем оптимальными условиями труда и современной техникой. Сотрудничество и тёплые отношения между руководителями наших стран сыграли в этом решающую роль, – отмечает заместитель директора CNPC Чен Леи (КНР).

В рамках проекта будет осуществлена масштабная работа и по созданию соответствующей инфраструктуры, которая будет включать строительство жилых домов и дорог, что приведет к созданию более 130 новых рабочих мест. А это повысит благосостояние семей, местная молодёжь будет иметь дополнительный стимул и возможность раскрыть свой потенциал, попробовать себя в совершенно новой отрасли.

Проект рассчитан до 2035 года. И уже в текущем году для его реализации будет освоено 15 миллионов долларов из общей суммы 255,3 миллионов долларов.

Игорь РЕШЕТНИКОВ,
г. Наманган.

Национальная библиотека Узбекистана отмечает 20-летие «Гарри Поттера»

0
Национальная библиотека Узбекистана отмечает 20-летие «Гарри Поттера»

В Национальной библиотеке Узбекистана имени А.Навои проходит фото-книжная выставка, посвящённая юбилею выхода в свет книги «Гарри Поттер и философский камень» британской писательницы Джоан Роулинг.

Экспозицию под названием «20 лет вашей любимой книге» можно увидеть в фойе третьего этажа. Здесь собрана вся серия книг о Гарри Потере на русском и английском языках. Всего же романы Джоан Роулинг переведены на 73 языка.

Книги о Гарри Потере стали настоящим прорывом в детской литературе – благодаря им впервые за долгий срок дети стали увлекаться чтением, а не компьютерными играми, напоминает пресс-служба библиотеки.

Анна Ним.

GM Uzbekistan начнёт продажу автомобилей в онлайн-режиме

0
GM Uzbekistan начнёт продажу автомобилей в онлайн-режиме

Уже в конце октября компания GM Uzbekistan намерена представить своим клиентам Единый портал продаж и послепродажного обслуживания UzAvto Friend. К декабрю должна заработать и мобильная версия портала.

Об этом сообщил на пресс-конференции, прошедшей в Ташкенте, директор Дирекции планирования и координации компании Алишер Камилов.

Для покупки автомобиля через портал клиентам необходимо будет зарегистрироваться. В личном кабинете они смогут выбрать модель автомобиля, цвет и модификацию. Там же будут представлены машины, уже имеющиеся в наличии.

Оформление заказа и договора также будет проходить в режиме онлайн. Единственная стадия заказа, для которой клиенту придётся выйти из дома – это оплата автомобиля в банке. Договорам будут присваиваться уникальный идентификационный номер и штрих-код.

Нужно отметить, что новая система существенно уменьшит роль дилеров в работе компании. После того, как портал UzAvto Friend начнёт полноценно функционировать, работа дилеров сведётся к выдаче готовых автомобилей и их гарантийному обслуживанию.

Анна Ним.

В Узбекистане снова появятся частные нотариусы

0
В Узбекистане снова появятся частные нотариусы

Уже до конца этого года может быть принят проект постановления о разрешении деятельности негосударственных, внебюджетных нотариусов. Об этом было сообщено на сегодняшней пресс-конференции, посвященной итогам проведённого социологического опроса «Нотариальные конторы должны работать во благо народа».

Исполнительный директор Центра «Стратегия развития» Акмаль Бурханов озвучил результаты социологического опроса «Нотариальные конторы должны работать во благо народа», проведённого на официальном сайте Центра.

1 104 узбекистанца, представляющие все регионы страны, ответили на вопросы о работе нотариальных контор. Причём почти треть опрошенных сообщила, что прибегали к услугам нотариусов за последний месяц.

64,9% респондентов сообщили, что были свидетелями незаконных действий со стороны работников нотариальных контор. 678 человек жалуются, что с них запросили больше, чем было указано в прейскуранте. 788 гражданам пришлось долго ожидать нотариального заверения.

За оптимизацию требуемых документов и создание единой базы данных высказался 771 респондент, за пересмотр системы платежей и её прозрачность – 691, за увеличение количества контор за счет частных нотариусов – 588.

Заместитель министра юстиции А.Усманов сообщил, что для выявления незаконных действий нотариусов было проведено 312 рейдов. По их итогам 5 нотариусов уволены, на 27 заведены уголовные дела, к 67 применены дисциплинарные взыскания. Также он напомнил, что в нотариальных конторах и в банках вывешены прейскуранты с указанием точных размеров госпошлин.

На сегодняшний день в стране насчитывается 541 нотариальная контора, где работают 747 нотариусов, сообщает norma.uz.

Анна Ним.

Агентство по интеллектуальной собственности Узбекистана поделилось тонкостями своей работы

0

В Национальном пресс-центре Узбекистана состоялась плановая встреча с журналистами, организованная Агентством по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан.

Агентство по интеллектуальной собственности Узбекистана поделилось тонкостями своей работы

Во время конференции Генеральный директор АИС РУз Алишер Файзуллаев ознакомил представителей СМИ с деятельностью Агентства, положением дел в области правовой охраны, существующими проблемами и перспективами развития ИС в Республике.
Встреча была организована в рамках проводимых реформ, предусмотренных в принятой Президентом программе по реализации Стратегии действий в 2017-2021 годах.

Генеральный директор Агентства подчеркнул, что в процессе формирования правильного отношения к интеллектуальной собственности и правовой культуры в сфере охраны ИС должны участвовать как работники Агентства, так и представители СМИ. Алишер Файзуллаев отметил важность донесения до общественности сути патентной системы, функций Агентства в этой сфере, норм законодательства, а также смысла и ценности интеллектуальной собственности как таковой.

Представители Агентства пояснили журналистам, какие именно объекты ИС могут быть под охраной, а какие нет. Говоря об основных функциях АИС Республики Узбекистан, можно выделить следующие:

• приём и регистрация заявки;
• проведение государственной экспертизы по различным объектам ИС;
• внесение в гос. реестр сведений об охране;
• публикация;
• выдача охранного документа;
• осуществление пропаганды и обучения (#RespectIP);
• внедрение ИКТ в работу.

А. Файзуллаев также отметил, что для взаимодействия с населением на основе активного внедрения ИКТ и в целях повышения эффективности Агентством был разработан проект «Интеллектуал мулк» – система подачи заявок онлайн.

В ходе встречи Алишер Файзуллаев рассказал о совместных семинарах и встречах, проводимых с представителями Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и сотрудничестве АИС с Антимонопольным комитетом, которое осуществляется в целях охраны изобретений, товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности.

Особое внимание Алишер Файзуллаев уделил международным конвенциям, договорам и соглашениям в сфере ИС, участником которых является Республика Узбекистан, уже имеющейся нормативно-правовой базе РУз.

Для создания дополнительных удобств заявителям при обращении в Агентство, в ведомстве создана виртуальная приемная генерального директора, доступная по ссылке: http://qabul.ima.uz/virtual/ru. Кроме того, в социальной сети Facebook теперь есть и официальная страница, доступ к которой можно получить по ссылке: https://www.facebook.com/intellectualproperty.uz/.

Выдержит ли Узбекистан «шоковую терапию»

13

ЦБ: в скором времени государственный курс сравняется с рыночным . Продажа банками иностранной валюты юридическим лицам по рыночному курсу — шаг на пути к либерализации валютного режима в Узбекистане. Об этом в рамках сессии Международного пресс-клуба заявил представитель Центробанка Зафар Азимов.

Выдержит ли Узбекистан «шоковую терапию»

По его словам, действительно, после принятия Постановления Кабмина от 30 июня отечественные банки начали продавать валюту по рыночному (черному) курсу, и это стало важным шагом в либерализации валютного режима. В дальнейшем и физические лица будут приобретать валюту исключительно в банках и их отделениях.

«Безусловно, этот вопрос интересует население. Я не могу вам сказать, когда конкретно это произойдет. Но мы постепенно идем к этому, и, думаю, случится это в скором будущем», — прокомментировал Азимов.

Таким образом, представитель Центробанка имел ввиду, что в скором времени государственный курс и рыночный сравняются. И все желающие, физические или юридические лица, смогут свободно приобрести иностранную валюту.

Сравнивание государственного и черного курса валют означает, что национальная валюта «сум» будет в свободном плавании. Однако, непонятно, какое будет регулирование – государственное или рыночное.

Введение единого курса валют это положительное решение правительства, хотя оно приведет к некоторому удорожанию государственных услуг, а вслед за ними подтянутся и коммерческие структуры.

По сути, это элемент так называемой «шоковой терапии», которую прошли многие страны на пути к рыночным отношениям. Но, Узбекистан давно уже живущий по «черному» курсу готов к этому, и как кажется, этот процесс пройдет для него безболезненно.

Евгения Грандэ, Максад Джангиров

В Самарканде отметили 90-летие профессора Абрамова.

0

В Самаркандском государственном университете торжественно отметили 90-летие доктора исторических наук, профессора Манаше Мишоэловича Абрамова. По этому случаю состоялось заседание ученого совета исторического факультета. Вся сознательная жизнь ученого и педагога была связана именно с СамГУ и истфаком.

В Самарканде отметили 90-летие профессора Абрамова.

Ученики и соратники покойного профессора Абрамова добрыми словами вспоминали его имя, говорили о заслугах ученого перед исторической наукой Узбекистана, а также о его педагогических и лекторских способностях.

В 1946 году, после завершения учебы на истфаке СамГУ, М.Абрамов был направлен учителем средней школы в город Шахрисабз. Здесь он написал свою первую научную работу «Архитектурно-исторические памятники города Шахрисабза эпохи Темура и темуридов». С этим своим исследованием он был принят в аспирантуру СамГУ.

В 1958 году М.Абрамов под руководством известного востоковеда, ученика академика Бартольда профессора Ивана Умнякова защитил кандидатскую диссертацию. В последующие годы, М.Абрамов проявляя свою многогранную способность, посвятил себя всестороннему изучению истории народов Узбекистана.

Профессор Абрамов автор ряда книг по истории, культуре, литературе, в том числе таких, как «История Самарканда в XVI – середине XIX века», «Культурная жизнь Самарканда в XVI веке», «Бухарские евреи в Самарканде», «Улугбек и благоустройство городов Узбекистана (Самарканд, Бухара, Гиждуван, Шахрисабз)», «Гузары Самарканда», «Кладбища Самарканда». Отдельную книгу он посвятил литературе бухарских евреев с конца IX до начала XX века.

Его подход к исследованию избранной темы отличаются широтой и фундаментальностью. Это можно увидеть на примере докторской диссертации М.Абрамова на тему «Социально-экономическая и культурная жизнь Самарканда в XVI-первой половине XIX вв. Развитие и связи» (1989).

В Самарканде отметили 90-летие профессора Абрамова.

Диссертационная работа М.Абрамова была высоко оценена специалистами. Так, академик Галина Пугаченкова писала: «Говоря об исторической топографии Самарканда, он, с одной стороны, широко использовал данные письменных источников, чему способствует знание им восточных языков, и, с другой, привлекает данные многолетнего натурального обследования города, где знает любой уголок. Собранный и включенный в диссертацию материал о самаркандских махаллях – это неоценимый вклад в познание градостроительной истории Самарканда».

Свою монографию «Бухарские евреи в Самарканде (1843-1917 гг.)», ученый посвятил 150-летию «маҳаллаи яҳудиён» – квартала бухарских евреев. Издавать эту книгу была давняя мечта профессора М.Абрамова. Наконец, в 1993 году мечта ученого была реализована в жизнь. Он говорил, что благодаря государственной независимости Узбекистана его многолетний труд вышел из печати. По этому поводу газета «Шофар», издаваемая Культурным центром бухарских евреев Самарканда, с гордостью писала: «Среди ученых-историков нашего народа он, пожалуй, самая колоритная фигура. Сейчас в Средней Азии нет человека, который бы так хорошо знал историю еврейства в Центральной Азии».

Профессор М.Абрамов был также большим знатоком и любителем литературы и поэзии. Символично, что его последние работы были посвящены именно поэзии. В 1997 году он издал «Антологию литературы бухарских евреев», а в 1998 – книжку своих стихов.

Следует отметить, что профессор М.Абрамов всегда исследовал малоизученные («Из истории производства самаркандской бумаги», «История Самарканда в его микротопонимах») или не совсем популярные с точки зрения советской идеологии темы («Кладбища Самарканда», «Гузары Самарканда»).

Научную деятельность профессор М.Абрамов сочетал с учебно-воспитательной и общественной работой. Он в течение 22 лет был заместителем декана истфака по учебной работе. С 1982 года до ухода на пенсию в 1998 году Манаше Мишоэлович возглавлял кафедру истории народов Узбекистана. Не зря целое поколение самаркандских историков по праву считают его своим наставником.

Принимал участие в научных международных форумах, в том числе в конгрессе востоковедов (Москва, 1960), конференции по истории, археологии и культуре Центральной Азии в кушанскую эпоху (Душанбе, 1968), симпозиуме, посвященном культуре еврейского народа (Иерусалим, 1992). Активно участвовал в общественной жизни и являлся членами обществ «Знание», охраны памятников культуры Узбекистана, географов республики. Выступал с лекциями в учебных заведениях и трудовых коллективах города Самарканда и всей области. Долгое время был членом топонимической комиссии при Самаркандском городском хокимияте. Властные структуры прислушивались к его мнению при переименовании улиц и махаллей города.

Можно много рассказать и о человеческих качествах профессора М.Абрамова. Он был скромным, доброжелательным и отзывчивым человеком. Всегда был готов идти на помощь другим.

Заслуга Манаше Мишоэловича Абрамова достойно оценена правительством Узбекистана. Он в 1994 году был награжден медалью «Шухрат», а в 1998 году – орденом «Дустлик».

В Самарканде отметили 90-летие профессора Абрамова.

Обо всем этом рассказали в своих выступлениях на ученом совете истфака профессора Мавлон Джуракулов, Илхом Саидов, Зиёдулла Мукумов, доцент Нона Аванесова, старший преподаватель Садулло Шарипов и другие. Все это хорошо. Прекрасно, что почтили память достойного человека. Однако…

Возникает вопрос: почему в таком узком кругу отметили юбилей профессора М.Абрамова? Хотя бы в масштабе города надо было проводить соответствующее мероприятие. Тем более, что он сделал немало для своего города, которого так любил. По всей области, даже за ее пределами живет и работает много его учеников. Ученый и педагог был достоин большего. Разве не так?!

Тошпулат Рахматуллаев
Фото автора

25 этнических кыргызов могут получить квоты от правительства КР на обучение в ВУЗах Кыргызстана

0

У этнических кыргызов, проживающих за рубежом, в том числе и в Узбекистане, есть возможность получения правительственных квот для обучения в высших учебных заведениях Кыргызстана.

25 этнических кыргызов могут получить квоты от правительства КР на обучение в ВУЗах Кыргызстана

Это блиц-интервью получилось совершенно случайно. Дело в том, что 4 июля текущего года случилось важное событие в отношениях Кыргызстана и Узбекистана. Впервые за многие годы открылось авиасообщение с Иссык-Кулем. Решение об этом было принято на высоком уровне.

Для участия в церемонии по этому поводу, в аэропорт Тамчи прибыла правительственная делегация из Узбекистана. Согласно дипломатическому протоколу, аналогичная делегация встречала коллег из Узбекистана.

Среди членов кыргызской делегации оказался хорошо знакомый узбекским журналистам Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в Узбекистане Данияр Сыдыков.

В ожидании прилета самолета из Ташкента завязалась непринужденная беседа, где была затронута тема образования в Кыргызстане. Выяснилось, что правительство республики предоставляет возможности молодым кыргызам, проживающих за рубежом, обучаться в высших учебных заведениях страны.

В преддверие вступительных экзаменов, тема показалась актуальной и интересной. Корреспондент NUZ.UZ задал пару вопросов, касающейся этой темы и предлагает вниманию читателей блиц-интервью посла Кыргызской республики Данияра Сыдыкова в Узбекистане, состоявшимся на аэродромном поле в Тамчи.

Каким образом реализуется Правительством Кыргызской Республики программа по обучению для этнических кыргызов, проживающих в зарубежных государствах?

25 этнических кыргызов могут получить квоты от правительства КР на обучение в ВУЗах Кыргызстана
-Вопросы обеспечения прав и свобод этнических кыргызов, проживающих в зарубежных государствах, в сфере образования и культуры
являются одним из основных приоритетов политики Кыргызской Республики.
В целях наиболее полной реализации задач по оказанию поддержки соотечественникам, проживающим в зарубежных государствах, в обеспечении их прав и свобод на получение образования и сохранение национально-культурной самобытности в 2003 году был принят Указ Президента Кыргызской Республики «О мерах по оказанию поддержки в вопросах образования и национальной культуры соотечественникам, проживающим в зарубежных странах».

В соответствии с данным указом Правительство Кыргызской Республики на ежегодной основе при разработке ежегодных планов приема студентов в высшие учебные заведения страны предусматривает выделение бюджетных квот для обучения, приезжающих на учебу из зарубежных государств этнических кыргызов.

Не исключение и этнические кыргызы, проживающие на территории Узбекистана. Ежегодно Посольством проводится соответствующая работа по оказанию содействия и проведения тестирования для приема абитуриентов из числа этнических кыргызов в ВУЗы КР.
Как правило, настоящая работа заключается в доведении информации о выделенных университетами квотных мест для обучения в ВУЗах Кыргызстана на бюджетной основе через кыргызские культурные центры в Узбекистане, сбору всех необходимых для поступления документов и проведения экзаменов совместно с Министерством образования и науки Кыргызской Республики.

Ребята, изъявившие желание обучаться в Кыргызской Республики должны подготовить необходимый пакет документов, прием которых осуществляется Посольством Кыргызской Республики. После чего формируется список и направляется в Министерство образования и науки Кыргызской Республики. После сдачи всех документов, в установленном порядке, ребята сдают экзамены.

Какова роль посольства Кыргызстана в Узбекистане в этой программе и проводится ли соответствующая работа в новом учебном году? Если да, то сколько квотных мест и какие специальности предлагает Правительство Кыргызской Республики на 2017-2018 учебный год?

-Посольство является связующим звеном между абитуриентами, МИДом Узбекистана, Правительством КР и уже объявило о начале приема документов для участия во вступительных испытаниях для поступления в ВУЗы Кыргызстана для этнических кыргызов, проживающих в Узбекистане. Через Министерство иностранных дел Республики Узбекистан направлены соответствующие письма в Кыргызские культурные центры Узбекистана с информацией об университетах и специальностях, а также сроках предоставления документов.

В текущем году Правительством Кыргызской Республики выделено 25 квотных мест. В числе ВУЗов, готовых принять абитуриентов, этнических кыргызов, проживающих в Узбекистане Кыргызский Национальный Университет им. Ж. Баласагына, Кыргызский Государственный Университет им. И. Арабаева, Кыргызская Государственная Медицинская Академия, Кыргызский Государственный Технический Университет им. И.Разакова, Кыргызская Национальная Консерватория, Ошский Государственный Университет.

Молодые люди, желающие обучаться в Кыргызстане могут подготовить и сдать соответствующие документы в Посольство Кыргызской Республики не позднее 20 июля 2017 года. Со всеми интересующими вопросами можно также обратиться в Посольство, ответственные сотрудники подробно дадут разъяснение о порядке приема и сдачи документов. С перечнем необходимых документов можно также ознакомиться в Посольстве.

М. ДЖАНГИРОВ

Хочешь больше радости, Не забудь про пряности!

1
Хочешь больше радости,  Не забудь про пряности!

На протяжении многих тысячелетий пряности верно служат человеку. Они не только улучшают нашу пищу, но и занимают достойное место в арсенале лечебных средств. А чтобы правильно, со знанием дела и пользой употреблять пряности, надо хорошо знать их свойства.

В русском языке слово «пряный» означает острый, пахучий, приятный на вкус , в противоположность пресному и приторному. Пряности сообщают аромат в сочетании с характерным привкусом, особенно при нагревании. Это сочетание и создает своеобразный плотный аромат, который мы называем пряным.

Что же еще отличает пряности от приправ и других веществ, которыми сдабривается пища? Пряности не применяют в значительных количествах, как приправы, например, барбарис, слива, айва, гранат. Они не могут служить самостоятельными блюдами, как, к примеру, томатная паста или болгарский перец, которые можно есть с хлебом. Пряности употребляются как добавки, необходимые для придания пище определенного акцента. Попытки увеличить количество пряностей ведут к резкому изменению пищи, к появлению вместо приятного желаемого аромата — резкой, неприятной горечи. Кроме того, пряности обладают способностью подавлять бактерии гниения и тем самым способствуют более длительному сохранению пищи для консервирования.

Подавляющее большинство пряностей обладают способностью активизировать вывод шлаков из организма. Большинство пряностей применяются в медицине как лекарственные вещества, действующие на физиологический и психологический настрой нашего организма, способствуя полноценному усвоению пищи.

Большинство специй пришло к нам с Юго-Восточной Азии, именно оттуда караваны шли по Великому Шелковому Пути с мешками разных пряностей, которые дорожали к прибытию на место и стоили как мешок драгоценных камней.

Хочешь больше радости,  Не забудь про пряности!

Сейчас специи могут позволить себе все, и европейцы, и азиаты. После массового культивирования специи лишились своей основной тайны — «на вес золота». Но даже копеечный пакетик со специей в пересчете на килограмм стоит недешево.

Можем ли мы, живя в Узбекистане представить себе приготовление какого-либо блюда без специй? Конечно же нет, нет, и нет!

Для каждой хозяйки или повара – свой особый набор, проверенный веками, семейными традициями и собственным вкусом. Почему мы любим специи и пряности? Почему без них вкус традиционных блюд теряет свою привлекательность, колорит и неповторимость?

Не думаю, что дело только в возбуждении аппетита. Ведь любая специя растёт из земли, то есть это природный, натуральный продукт, который может повлиять и на наше с вами здоровье!

Давайте немного присмотримся и познакомимся поближе с теми пряностями, которые можно назвать самыми распространенными в нашей стране.

Среди самых простых вкусовых добавок – обычная высушенная зелень. Сушить и употреблять зелень во многие блюда меня научила свекровь, и я теперь всегда пользуюсь заготовленной с осени кинзой, укропом, петрушкой, райхоном. Удивительное качество этих трав в том, что в сушёном виде они выдают усиленный вкус и аромат. Это факт!

Конечно же, всем известно, что королевой специй в Узбекистане является ЗИРА! А знаете ли вы какая интересная у неё история? Для начала посмотрите, как она цветёт.

Хочешь больше радости,  Не забудь про пряности!

Как вы думаете, зира, кумин и тмин — одно и то же? В чем отличие между ними? Действительно, внешне растения очень похожи, как и пряности, которые из них делают. Все растения включены в семейство Зонтичных. Однако, между ними имеются и различия, как во вкусе специй, так и в запахе. Путаница привела к тому, что для многих производителей специй зира и кумин — одно и то же. Есть такая очень авторитетная книга — «Большая кулинарная книга специй», именно она поможет нам разобраться.

Начнем с названий. Зиру по-другому называют кмином, кумин – черной зирой, ажгоном, каммуном. У этих специй разные названия и на других языках.

Зира считается однолетним растением, тмин – двухлетним, а кумин – многолетним. Цветки и высота растений тоже отличаются.

Но самое главное их семена, то есть именно то, что мы с вами употребляем в пищу, наслаждаясь специфическим вкусом и ароматом.

Семена зиры коричневого или серо-зеленого цвета. Форма семян прямая или немного дугообразная. Семена кумина темного коричневого цвета. По форме узкие и изогнутые полумесяцем. Семена тмина коричневого цвета, тоже имеют изогнутую форму в виде серпа.

И представьте себе, что даже среди зиры различают две разновидности: кирманская зира — чёрного цвета, мелкая, остро-ароматная, и персидская зира — желтоватого цвета, тоже ароматная.

Это растение ещё и медонос, с которого пчелы в больших количествах собирают нектар.

Хочешь больше радости,  Не забудь про пряности!

Ну вот, хоть немного разобрались.

Куда же попадает наша зира? Однозначно, в плов, в машкичири, в манты и самсу, в маринад мяса для шашлыков. Говорят, что её добавляют даже в корм животным!

Чтобы правильно выбрать зиру в супермаркете, обязательно проверьте герметичность упаковки. При покупке пряности на развес обратите внимание на отсутствие сторонних примесей, запах семян должен быть исключительно приятным. Каждое из семечек должно быть целостным и неповрежденным, а запах зерен тмина усиливается, если размять их между пальцами. Обратите также внимание на то, что зира не хранится долго, иначе она приобретает горьковатый привкус. Вот почему не спешите приобретать ее сразу в большом количестве.

Безусловно, кроме зиры есть огромное множество наших любимых и очень популярных пряностей, которыми мы всегда пользуемся. Невозможно сразу перечислить их названия, описание и достоинства в применении. Мир специй насыщен и очень богат! И современная кулинария также как и кондитерское производство уже никак не могут обойтись без тех или иных пряностей. Многие их них могут успешно пользоваться спросом, как при выпечке, так и в приготовлении мясных блюд. Например, имбирь. Знаете ли вы, какое это полезное и удивительное растение? Это не просто приправа или специя. Имбирь обладает характерным запахом и имеет свойство противоядия. Его острый вкус и свойства помогают бороться с микроорганизмами, повышают иммунитет, благотворно влияют на пищеварение.

Хочешь больше радости,  Не забудь про пряности!

Таким же универсальным является и кориандр – семена кинзы, незаменимая пряность при готовке маринадов. В качестве приправы используются как семена, так и зеленые листья. Эту приправу можно добавлять к блюдам в большом объеме. Кориандр хорошо сочетается с мясом, рыбой, сыром. А также эту пряность можно использовать в выпечке, например, для бородинского хлеба.

Я, кстати, очень люблю салат с тонко нарезанными помидорами, раздавленным зубчиком чеснока и мелко нарезанной кинзой. Это очень вкусно!

Хочешь больше радости,  Не забудь про пряности!

Ко многим специям мы привыкли настолько, что без них не обходится ни одно мясное блюдо, включая супы и закуски.

Это и лавровый лист с душистым перцем. Это вообще перец разного вида и категории остроты, который употребляется в «живом» и сушеном виде. Это барбарис – лекарственная специя, противоядие, добавляет кислинку к супам и мясным блюдам. Чернушка дамасская (седана), масло из которой «излечивает от всего, кроме смерти», согласно хадису. Ею украшает лепешки, самсу, пирожки, что придает им восхитительный аромат.

А вот ещё и шафран. Невесомые язычки цветов, собираемые вручную, продающиеся граммами — единственная пряность, которую можно пересчитать на вес золота до сих пор.

Хочешь больше радости,  Не забудь про пряности!

Про каждую специю можно долго говорить, описывая её неповторимый вкус и аромат. Я например, очень полюбила чабер. Он же узбекский джамбул. Очень ароматная перечная трава, оказывает расслабляющее действие. Специя чабер содержит витамины и минеральные вещества. Его хорошо использовать при сочетании с перцем, это усиливает его аромат.

Моя подруга научила меня делать прекрасный соус с добавлением такой травы, соединив её с разведённым кефиром и сюзьмой.

Хочешь больше радости,  Не забудь про пряности!

У нас в Ташкенте пряности можно купить на любом базаре, но самый большой выбор на базаре Эски Джува, Чорсу. Под огромным куполом на втором этаже бесчисленные прилавки со специями из разных районов Узбекистана, Индии, Китая, Эмиратов. Тут можно найти все. Пожалуй, нет такой пряности, которую тут было бы невозможно купить. Огромное удовольствие ходить по базару и разглядывать разноцветные горы с самым разнообразным запахом, спрашивать о названиях, выслушивать истории о специях, и, конечно же, покупать в пакетиках крохотными рюмочками всего понемногу.

И наверняка туристы, посетившие нашу страну, возвратившись домой после путешествия и развернув пакетик со зирой, с удовольствием вновь вдохнут её неповторимый ароматный запах и вспомнят об Узбекистане!

Хочешь больше радости,  Не забудь про пряности!

Приятного аппетита!

Белла ФЕЛЬДМАН.

«Аксакал»

0
«Аксакал»

Как начиналась исторически та территория, которую ныне мы зовем столицей нашей страны? В конце прошлого века отечественными исследователями впервые были обнаружены свидетельства, позволившие определить «возраст» Ташкента как не менее чем двухтысячелетний. Благодаря же новым исследованиям, проводившимся уже в нынешнем тысячелетии под руководством известного ученого-археолога М.И. Филанович, были обнаружены убедительные доказательства, которые дают основания «прибавить» городу еще двести лет. Началось же археологическое изучение истории нашего города в конце XIX века. Позже эти исследования оказались связаны с именем выдающегося ученого М.Е. Массона, с 1936 года возглавлявшего кафедру археологии Среднеазиатского государственного университета. Новый виток археологическое изучение территории Ташкента получило после 1966 года: сопряжено это со знаменитым ташкентским землетрясением, которое разрушило большую часть города, открыв нижние слои почвы, хранившие множество артефактов – немых свидетелей истории. Тогда по инициативе Института истории и археологии и было начато углубленное изучение города, с целью выявить и спасти от разрушения бесценные археологические свидетельства и находки. Благодаря многолетним усилиям ученых мы и можем сегодня воссоздать более чем двухтысячелетнюю историю нашего города с археологической точки зрения. Ведь дать информацию о ранней истории Ташкента могут только сведения,«отнятые» у земли, письменных же источников до нас дошло слишком мало, чтобы судить по ним о прошлом города в полной мере.

Как же складывался на этой территории город?

В нашем регионе жизнь, как известно, в огромной степени зависит от воды, близости к рекам: с ними связано развитие земледелия, то есть первейшее условие обитания людей и роста населения. Существование Ташкентского оазиса издавна определяли Сырдарья в ее среднем течении и притоки этой великой реки – Чирчик и Ахангаран. История появления здесь первобытного человека (в районе современного Каракамыша) насчитывает 40 тысяч лет.

Упоминание самого топонима Чач, от которого впоследствии произошло современное название Ташкента, встречается в середине III века нашей эры: до гор Чача простирались владения сасанидского царя Шапура I, – так гласит обнаруженная в Иране наскальная надпись. Свидетельством того, что на территории современной столицы Узбекистана в древности существовало государство, стали и расшифрованные надписи первой половины III века нашей эры (или чуть раньше) на плитах городища Культобе в Казахстане. Благодаря им ученые смогли сделать ряд выводов о том, что на территории Чача и в его окрестностях обитали земледельцы, которые, стремясь оградить себя от кочевников и защитить свои земли, возводили укрепленные крепости, создав государство, название которого мы также узнаем из надписей городища Культобе – Чачанап («община, народ, страна Чача»).

Еще одно древнейшее городище Сырдарьинского оазиса – Канка – обнаружено в современном Аккурганском районе Ташкентской области. Возникновение его относится к концу IV века до нашей эры. Здесь сохранились остатки крепости-цитадели, которые строили только в городских поселениях. Возможно, что эти остатки правомерно соотнести с расположением первой столицы государства Кангюй, упоминание о котором встречается в некоторых китайских хрониках. Однако это был не Ташкент.

Где же зародилась наша столица? Раньше древнейшим поселением городского типа на этой территории считали городище Мингурик, в районе современного Северного вокзала. Это развалины древнего города с крепостью, который упоминается в исторических источниках как Чач, начало его формирования отсчитывается с I века нашей эры. Таким образом, датировать его возраст можно цифрой около двух тысяч лет. Мингурик и был определен как «прародитель» Ташкента. Однако раскопки, ведущиеся в конце прошлого века на другом древнем городище, Шаштепа, расположенном в южной части нынешнего Ташкента, давали основания предполагать, что оно может оказаться старше. Но подтверждение этого гипотезы предстояло получить лишь через полтора десятилетия, в 2000–2002 годах, что и позволяет считать Ташкент убеленным сединами «аксакалом», достигшим 2200 лет.

История Шаштепа восходит к IX–VII векам до нашей эры – эпохе бронзы. В этот период благодаря благоприятным природным условиям вдоль среднего течения реки Ахангаран, где ныне находится Ташморе, возникли поселения носителей бургулюкской культуры, которых и можно назвать первыми «ташкентцами». Такие поселения, одно из которых открыто и на Шаштепа, состояли в основном из небольших овальных землянок. Предметы, которые обнаружили в полуземляночных жилищах бургулюкцев археологи: серпы, керамическая посуда – миски, котлы с круглым дном, – позволяют сделать вывод о том, что местные жители выращивали зерновые культуры (ячмень, пшеницу), делали ткани из луба, шерсти, кенафа. Бургулюкская культура сегодня хорошо изучена.

VII–VI века до нашей эры стали временем опустения этих поселений, причины которого до сих пор неизвестны. Затем, в III веке до нашей эры, здесь появились кочевники. Свидетельством их пребывания на Шаштепа остался некрополь, место для которого было выбрано не случайно: погребения номадов традиционно устраивались в курганах, поэтому и здесь некрополь сооружен на возвышенности. Местом для могил служили заброшенные землянки бургулюкцев. Умершего погребали вместе с предметами и утварью, которые могли понадобиться ему в «загробной жизни»: посудой, бронзовыми зеркалами, даже пищей.

Установлено, что издревле существовали контакты кочевников с земледельцами, селившимися в зоне оазисов, в том числе вокруг Сырдарьи. Известны относящиеся к IV–II векам до нашей эры поселения городского типа (Чирикрабат, Бабишмулла), принадлежащие так называемой чирикрабатской культуре. Это уже более сложные постройки, среди которых даже есть дворцовое сооружение в Бабишмулле, возведенное в традициях зодчества Древнего Востока. На территории нынешнего Каракалпакстана сохранились также памятники чирикрабатской погребальной архитектуры – мавзолеи, возведенные из сырцового кирпича и отделанные деревянными балками.

«Иссякнуть» этой культуре было суждено в III веке до нашей эры. Причиной ее упадка стал период засух, иссушивший русла дельты Сырдарьи, безжалостно губивший посевы, что в конце концов привело к запустению городов. Обитавшее в них население уходит на поиски новых территорий. Такими территориями со II века до нашей эры стали земли по правому берегу Сырдарьи. Здесь и были обнаружены следы пребывания носителей культур Приаралья. Их постройки, найденные в ходе раскопок на Шаштепа, свидетельствуют об определенных навыках градостроительства: сооружения возведены в характерной форме «крестовины» – крестообразной планировки, вписанной в круг (зороастрийский символ).Одна из таких уникальных построек из сырцового кирпича и пахсовой глины, возведенная на месте бывшего некрополя кочевников, относится ко второму веку до нашей эры, являясь древнейшим архитектурным сооружением на территории современного Ташкента. Здание, скорее всего, было культовым, судя по обнаруженным в нем находкам: череп, сосуд, кости птицы и крупного рогатого скота – видимо, остатки захороненной вместе с покойником пищи; а также алтарь. Многие характерные черты этого сооружения присущи древневосточному зодчеству, из чего можно сделать вывод, что создатели подобных построек, владея навыками градостроительной культуры, способствовали ее развитию здесь, что впоследствии и привело к формированию города на территории будущей столицы Узбекистана.

Дилором Нурмухамедова.

До новых встреч, ГАБТ имени Навои!

0
До новых встреч, ГАБТ имени Навои!

«Вечер классической хореографии и узбекского национального танца» — такой программой в Государственном академическом театре оперы и балета имени Навои закрыли очередной, 87 сезон.

Первое отделение вечера открыл ансамбль национального танца «Тумор», образованный в 2011 году под руководтсвом Чарос Джурабаевой. С 2017 года коллектив включили в состав ГАБТ им А.Навои как национальный молодой балет, и он участвует в танцевальных сценах национального репертуара.

«Тумор» исполняет узбекские национальные танцы и танцы народов мира, постановщиками которых являются Ч. Джурабаева и заслуженная артистка Узбекистана и Каракалпакстана Н. Назарова.

До новых встреч, ГАБТ имени Навои!

Признаться, было неожиданно увидеть на сцене театра оперы и балета выступление национального ансамбля, но публика рукоплескала каждому танцу: «Сегох», «Муножот», «Баҳор уффори», «Тассано», «Шўх қизлар», «Хоразм лазгаси». Красочные костюмы и яркие восточные красавицы покорят любого, тем более, неискушенного в классике узбекского танца человека. Но знатоки ценят в узбекском танце не столько блеск парчи и скорость вращений, сколько тонкость в выражении чувств с помощью особых движений рук и сдержанной мимики, понятных посвященным в символику народного танца. Да и танец «Шўх қизлар» под зажигательную народную мелодию «Андижанча», исполненный девушками, несколько удивил — обычно его исполняют мужчины.

Не совсем удачным показалось использование в концерте фонограммы — в первом отделении оркестровая яма пустовала даже при исполнении хореографических номеров. Неуютно было и без ведущего — у большей части зала не было на руках программок, так что действие на сцене напоминало немой фильм, да еще и без живого звука.

До новых встреч, ГАБТ имени Навои!

Второе отделении вечера порадовало премьерой — одноактным балетом «Франческа да Римини» на музыку Чайковского. Первый показ состоялся 25 июня, так что мало кто из публики, пришедший в театр 30 июня, успел посмотреть этот балетный спектакль, некогда сочинённый великим русским композитором по мотивам «Божественной комедии» Данте (либретто Л.Таланкиной).

До новых встреч, ГАБТ имени Навои!

«Франческа да Римини» на сцене театра имени Навои впервые была поставлена в 1965 году Акбаром Муминовым, в то время выпускником ГИТИСа, ныне прославленным мэтром танца, заслуженным деятелем искусств Узбекистана. Балет имел огромный успех, в нём танцевали легендарные примы ГАБТа, и вот, спустя более полувека постановку в авторской версии А.Муминова перенес на сцену главный балетмейстер, заслуженный артист Узбекистана Шавкат Турсунов. Репетитором выступила народная артистка Узбекистана Гули Хамраева.

Захватывает музыка симфонической фантазии П.И. Чайковского, так гармонично воплощенная в хореографии. Композитор рисует пугающую картину погружения в Ад, где ждут душу невыносимые муки за грехи земные. Вихрем проносятся по оркестру пассажи, потрясая силой звучания.

До новых встреч, ГАБТ имени Навои!

И вдруг возникает голос кларнета, который проникновенно рассказывает историю любви Франчески и Паоло. Но музыка не ведёт к блаженству, в кульминации она выражает трагический крах надежд и расплату за преступное, с точки зрения общества, счастье.

До новых встреч, ГАБТ имени Навои!

И всё же любовь сильнее смерти, она способна длиться дольше самого времени, воплощенная в бессмертных творениях искусства.

Историю трагичной любви блистательно раскрыли на сцене в премьерных спектаклях Ольга Сабирова и Надира Хамраева (Франческа), Дониер Хасманов и Улугбек Олимов (Паоло), Замир Фазлутов и Бекзод Акимбаев (Джотто).

Премьерные показы прошли триумфально. Наверное, оценить их — дело балетных театроведов, публика же одарила артистов бурными овациями и цветами.
— Постановка для меня не нова, — говорит музыкальный руководитель и дирижёр, народная артистка Узбекистана Дильбар Абдурахманова. — Полвека назад я дирижировала «Франческу…» в Каире и Александрии.» И рада её возврату в репертуар.

На вопрос, почему в этом вечер объединили классику и национальные танцы, Дильбар Гулямовна ответила, что главный балетмейстер театра решил дать возможность показать своё искусство как можно большему числу молодых артистов. Потому кроме спектакля в первом отделении вечера представили своё творчество ансамбль «Тумор» и артисты классического балета. У них одна alma mater и один общий дом — театр имени Алишера Навои, который артистам предстоит прославлять в совместном творчестве.

Тамара Санаева
На фото: солисты ГАБТ Надира Хамраева и Улугбек Олимов; ансамбль «Тумор»

Создан Общественный совет по новейшей истории Узбекистана

1
Создан Общественный совет по новейшей истории Узбекистана

Для того, чтобы повысить эффективность исследования новейшей истории нашей страны и её преподавания, при Академии наук постановлением Президента создан Общественный совет по новейшей истории Узбекистана.

Перед советом поставлено несколько основных задач. Это недопущение односторонних подходов и догматизма в оценке прошлого и настоящего узбекского народа, углублённое изучение «узбекской модели» формирования правового государства и гражданского общества.

Также совет будет заниматься подготовкой, изданием и мониторингом научной, учебной и учебно-методической литературы, следить за качеством учебных программ по новейшей истории Узбекистана. При этом Совет будет сотрудничать с крупнейшими зарубежными исследовательскими учреждениями, занимающимися новейшей историей.

Совет имеет право издавать специализированные бюллетени по вопросам, относящимся к сфере его деятельности. Заседания Совета будут проводиться не реже одного раза в квартал, сообщает Norma.uz.

Анна Ним.

Новая картина самаркандского художника «Пришествие Имама аль-Бухари в село Хартанг»

0

В Самарканде состоялась презентация новой картины художника Ахмада Умарова «Пришествие Имама аль-Бухари в село Хартанг». По этому случаю в Международном культурном центре «Эл мероси» собрались коллеги художника, его ученики, многочисленные почитатели искусства и представители общественности города.

Новая картина самаркандского художника «Пришествие Имама аль-Бухари в село Хартанг»

А.Умаров и на этот раз обратился к исторической теме. Картина размеров 200Х300 см посвящена реальному событию. Об этом на церемонии, посвященной презентации нового произведения художника, подробно рассказал профессор Юсуф Абдуллаев.

Он вначале сделал небольшой экскурс в 9 век, когда жил и творил Имама аль-Бухари, рассказал о его заслугах, которые признаны во всем исламском мире. Главная из них заключается в том, что он из 600 тысяч хадисов известных ему самому, после многолетнего титанического труда выбрал 7275 и отнес их в число достоверных.

Отметим, что хадис – изречение, одобрение, образ или действие пророка Мухаммада, сумма которых образует Сунну, являющаяся второй по важности после Корана основы вероучения Ислама, и пользуется в исламском мире непререкаемым авторитетом.

Новая картина самаркандского художника «Пришествие Имама аль-Бухари в село Хартанг»

«В склоне лет Имам аль-Бухари решил вернуться на родину. Его встретили с большими почестями», –подчеркнул Ю.Абдуллаев и рассказал о последних месяцах жизни нашего великого соотечественника. Вот эта история, которая легла на основе картины А.Умарова.

Однажды правитель Бухары эмир Халид бин Ахмад аз-Зухали послал к Имаму аль-Бухари человека, чтобы тот передал ему следующее: «Доставь ко мне «Аль-джами», «Ат-тарих» и другие твои книги, чтобы я услышал то, что в них написано, от тебя». На это аль-Бухари дал его посланцу такой ответ: «Поистине, я не унижаю знание и не доставляю его к дверям людей, а если ты нуждаешься в чём-либо из этого, то сам приди либо в мою мечеть, либо ко мне домой».

Эмир Бухары выдвинул позже другое требование. Он потребовал от Имама прийти во дворец и обучать царевичей. На это аль-Бухари ответил: «Не знание идет к человеку, а человек должен идти к знаниям». После этого жизнь великого богослова стала невыносимой, и он решил покинуть Бухару, родной город, к которому стремился всю жизнь.

Он отправился в Самарканд. Когда его небольшой караван приблизился к городу, он узнал, что местный правитель, опасаясь гнева эмира Бухары, решил не пускать его в Самарканд. Тогда Имам аль-Бухари свернул с большой дороги и вступил в село Хартанг. Он остался здесь жить, но вскоре, в конце августа 870 года умер.

Новая картина самаркандского художника «Пришествие Имама аль-Бухари в село Хартанг»

Момент вступления Имама Бухари в село Хартанг нашел своего отражения в картине А.Умарова. На церемонии, посвященной презентации картины А.Умарова было отмечено, что каждое его новое произведение становится событием в культурной жизни Самарканда. Новое полотно художника – это его третья крупная работа за последние три года. В 2014 году он представил на суд почитателей своего таланта эпическую картину «Правитель Самарканда Ялангтуш Баходир на строительстве медресе Шердор», а два года спустя – триптих «Жизнь».

Академик Академии художеств Узбекистана Худайберди Хакбердиев, заслуженный деятель искусства Узбекистана Эхсон Мухамадиев, председатель творческого объединения художников Самаркандской области Ягуда Алиева, театральный художник Николай Султанов, бывший главный архитектор города Самарканда Хабиб Каюмов, житель села Хартанг поэт Зиядулла Нурматов и другие в своем выступлении подчеркнули самобытность мастерства А.Умарова. Было отмечено, что такие картины, как «Пришествие Имама аль-Бухари в село Хартанг» могут быть плодом творчества одаренных художников, хорошо знающие историю.

Бывший хоким Сиабского района Фаррух Хашимов провел параллель между новой картиной А.Умарова и картиной русского художника Александра Иванова «Явление Христа народу». Он выразил уверенность, что работа А.Умарова служит катализатором для молодежи изучать историю.

Тошпулат Рахматуллаев
Фото автора

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,150ПодписчикиПодписаться