Команда Вооруженных Сил Республики Узбекистан в первый раз приняла участие в Чемпионате дружественных армий государств-участников СНГ «Командирские старты».
Соревнования проходили в Москве с 18 по 20 апреля. В течение трех дней 30 лучших командиров Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Узбекистана соревновались в легкой атлетике и в многоборье. В программе турнира — два командных вида спорта и четыре личные дисциплины в трёх возрастных группах.
Первое место соревнований по сумме общекомандного зачета заняла команда Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако узбекистанские военные сумели достойно выступить на чемпионате. В эстафете и четырехборье отечественная команда завоевала «серебро», а в общекомандном зачете получила второе место.
Тройку лидеров соревнований замыкает команда Вооруженных Сил Республики Беларусь.
В ближайшие годы количество надземных путепроводов в Ташкенте резко увеличится. Об этом сообщил на брифинге, прошедшем вчера, начальник Управления безопасности дорожного движения столицы Барат Маменов.
Три транспортные развязки, построенные в столице за последние годы, уже решили проблему дорожных пробок на сложных участках ташкентских автотрасс. Сейчас строится еще один новый путепровод, призванный «разгрузить» проблемный перекресток проспекта Бунёдкор и улицы Чопоната. В целом практика строительства надземных путепроводов в Ташкенте оправдала себя, сообщил Маменов.
Исходя из этого, УБДД выступило с предложением построить в городе еще 22 транспортные развязки. Где именно они будут находиться, пока не сообщается. Однако глава ведомства пообещал, что уже в скором времени планы строительства будут обнародованы.
Дмитрий Янов-Яновский — один из тех современных композиторов Узбекистана, творчество которого хорошо известно далеко за пределами страны. Его знают не только как автора музыки, но и как человека, неутомимой деятельностью которого можно только восхищаться. Достаточно вспомнить, что он был основателем и художественным руководителем Международного фестиваля современной музыки «Ильхом – ХХ», который был ярчайшим событием музыкальной жизни нашей республики в 1996 – 2006 годах.
Обладатель всевозможных наград и премий, среди которых победы на конкурсе молодых композиторов в Москве, на Международном конкурсе духовной музыки во Фрибурге (Швейцария), на конкурсе композиторов «Alea – III» в Бостоне (США), на кинофестивале в Нанте (Франция) и многих других, композитор, тем не менее, поражает скромностью и душевной тактичностью. Сегодня, крупные международные фестивали современной музыки Европы и Америки с большим интересом включают в свои программы его произведения. Несмотря на плотный творческий график, мы смогли встретиться с Дмитрием Янов-Яновским и задать вопросы о проблемах композиторского творчества, о новых творческих замыслах и многом другом.
– Дмитрий Феликсович, в конце ушедшего года вы побывали в Америке. Это была творческая поездка?
Действительно, она была связана с работой над крупным проектом «Қирқ қиз», задуманным как мультимедийный спектакль по мотивам сказания о сорока девушках. Я думаю, многие знакомы с этой легендой, которая бытует в различных интерпретациях на территории всей Центральной Азии. Интересно, что единственный перевод на русский язык был сделан выдающимся поэтом Арсением Тарковским.
Задачей авторов проекта было создать поэтическую притчу о прошлом современными средствами. Прежде всего были отобраны девушки – певицы и исполнительницы на народных инструментах со всех республик Центральной Азии. Режиссер Саодат Исмаилова создала видео-ряд, а моей задачей было объединить все музыкальные номера в единое целое. В проекте также принимает участие известный узбекистанский ударник и дирижер Алибек Кабдурахманов, чья партия и стала объединяющим стержнем. Для меня было очень важно, чтобы наш проект не превратился в концерт народной музыки, а был именно притчей, единой композицией. Я стремился создать атмосферу, пространство, поэтому в музыке много чисто сонорных эффектов, используются различные типы вокальной техники: шепот, речитация, вокализ, магнитофонная запись, а также нетрадиционные приемы игры на ударных и народных инструментах, в результате чего фольклорная основа приобретает дополнительный объем, своего рода «народная музыка в 3-D формате». В этом плане звучание приближается не столько к реальной народной традиции, сколько — к современному языку авангардной музыки.
Репетиции спектакля сначала проходили в Америке, а в феврале у нас в Узбекистане. Впереди намечен премьерный тур по городам Америки, Франции и другим странам. Таким образом, в течение пяти лет участники спектакля «Қирқ қиз» будут гастролировать с ним по всему миру.
– Вы много раз были в Америке. Чем вам запомнилось первое посещение этой страны?
Впервые я побывал там, когда мне было 30 лет. Известные американские музыканты – струнный ансамбль «Kronos Quartet» и певица Дон Апшоу — исполняли в Линкольн-центре два моих сочинения: «Lacrymosa» и «Chang – music 4». Исполнение было просто замечательным, музыканты – фантастические.
Мне нравится Америка, но я также люблю Италию, Францию, Бельгию и, конечно, Узбекистан. Но я никогда не сравниваю образ жизни там и здесь, везде есть свои достижения, достоинства и свои проблемы. Признаюсь, ни в одну страну я не ездил туристом. Все мои поездки были связаны исключительно с моей работой. Возможно, это выглядит кокетством, но постоянные перелеты, гостиницы очень изматывают. Помню, когда вышла запись диска «Kronos Quartet» с моей музыкой, я в течение одной недели побывал с исполнителями в десяти городах Америки. Для меня это было очень сложно физически, так как работать в таких условиях невозможно.
– Не секрет, что ваша музыка нашла «своего» слушателя в основном на Западе и в Америке, а не на Родине. Как вы думаете, почему?
– Действительно, моя музыка звучит в Узбекистане нечасто. Но дело не в моей музыке, а в том, что современная музыка вообще редко исполняется в нашей стране, поэтому у широкого слушателя и нет никакого интереса к тому, что создают современные узбекские композиторы. К примеру, я написал «Chang – music 5» — камерное произведение для чанга и струнного квартета, но не для наших музыкантов, а по заказу «Kronos Quartet». Они специально приобрели чанг, на котором я сам и играл. О чем это говорит? О том, что у западных музыкантов есть интерес к современной музыке, к культурам других народов, и они пытаются найти синтез различных музыкальных явлений. У нас пока этого нет. Нужно еще много сделать в этом направлении для развития интереса к современной музыке у нашей аудитории. Причем это касается не только Узбекистана, но и очень многих государств бывшего Союза. Взять, например, Россию, где происходит то же самое. Правда, получше дела обстоят в Прибалтике, Грузии и Азербайджане. Это большая проблема, которой необходимо заниматься.
– А какие условия, на ваш взгляд, государство должно создать для развития искусства?
– Мне кажется, государство должно выделять молодых талантливых людей и способствовать их росту. Должен же быть создан какой-то стимул, поднимающий статус профессии композитора. Это может быть система конкурсов или заказов. Допустим, энное число композиторов пишет музыку для нового ансамбля, у которого пока еще нет своего репертуара. Прекрасный пример в этом смысле – камерный оркестр «Туркистан», весь репертуар которого был создан специально для него. Помимо этого, развитие искусства в стране зависит от качества образования в консерватории. Я думаю, что государство должно руководствоваться потребностями действующих оркестров и театров. У нас уже возник дефицит трубачей, альтистов, валторнистов. Но почему вместо этих специальностей каждый год набираются 50 пианистов, 20 композиторов и музыковедов? Тоже самое происходит на вокальной кафедре. Там учатся сплошные сопрано и тенора. А кто будет заботиться о том, чтобы в стране были хорошие меццо-сопрано и басы? Кто-то же должен думать о том, что, например, будет завтра в театре имени Алишера Навои или в Национальном симфоническом оркестре?!
– Дмитрий Феликсович, вернемся к вашей музыке — вы всегда согласны с ее интерпретацией?
– Нет, не всегда. Однажды, например, в Париже играли мое произведение «Lacrymosa» не шесть минут, как это было задумано, а минут двенадцать. Я, думал, что умру во время этого исполнения (смеется). Было еще несколько подобных случаев, которые, естественно, не могут не огорчать. Однако, в целом, мне очень повезло с исполнителями моей музыки. Среди них — певица Дон Апшоу, виолончелист Йо-Йо Ма (США), клавесинистка Элизабет Хойнацка (Франция), ударник Герт Соренсен (Дания), «Kronos Quartet» (США), «Arditti Quartet» (Англия), ансамбль «Xenia» (Италия), Чикагский симфонический оркестр и многие другие замечательные музыканты, которые зачастую исполняли мою музыку даже лучше, чем она была написана.
– Что требуется для понимания современной музыки?
Представьте, что я с вами буду говорить очень красивыми фразами, но на неизвестном для вас языке. Как бы я ни изощрялся в выражениях, для вас это будет просто набор слов. Либо вы должны понимать язык, и ту красоту, которую этот язык несет, либо вы его не понимаете и, естественно, не воспринимаете. То же самое и с музыкой, особенно с современной. Как мне кажется, музыка, даже самая сложная, скорее всего, требует не подготовки, а открытости восприятия и слушательского опыта. К примеру, на западе нет такого разделения, когда одна часть публики ходит условно на Пьера Булеза, а другая на Элтона Джона. Их одинаково интересует и классическая, и современная, и эстрадная, и народная музыка, потому что в каждом направлении они находят для себя что-то интересное и важное. А у нас сегодня, когда все решается нажатием одной кнопки «поиск» в интернете, интереса к современной музыке практически нет. Помню, София Губайдулина рассказывала мне, что когда Эдисон Денисов стал выезжать за границу, он стал привозить оттуда «запрещенные» партитуры Луиджи Ноно или того же Пьера Булеза. Они ночами изучали эти партитуры, потому что у них был живой интерес к этой музыке.
– Вы упомянули о вашем общении с выдающимися музыкантами 60-х годов прошлого столетия Софией Губайдулиной и Эдисоном Денисовым. Расскажите, пожалуйста, подробнее о встречах с ними. [b]
– Во-первых, это потрясающие люди. В отличие от многих «важных» официозных композиторов, они любили чужую музыку, что встречается довольно редко в творческой среде. Помню, как лет с пятнадцати я начал ездить в Москву и показывать свои первые сочинения как Денисову, так и Губайдулиной. Их деликатные замечания и комментарии были очень ценны для меня. Однажды Денисов, зная, что я должен к нему приехать, приготовил мне в подарок одну из партитур Луиджи Ноно. Возможно, сейчас это выглядит смешно, но тогда это был самый дорогой для меня подарок. Денисов вообще был уникальным человеком. Любой известный композитор из бывшего Союза, которого вы можете назвать, обязан своим появлением на Западе именно Эдисону Васильевичу. Он познакомил Запад с партитурами Софии Губайдулиной, Альфреда Шнитке, Арво Пярта, Гия Канчели и многих других. С Софией Асгатовной я до сих пор поддерживаю связь, восхищаясь ею как гениальным музыкантом и потрясающим человеком.
[b]– Как вам известно, эволюцию творчества любого деятеля искусства принято делить на определенные этапы. Думаю, вы в этом плане не являетесь исключением, не так ли?
– На мой взгляд, подобное деление происходит естественнее, когда композитор уходит из жизни. В любом случае последний этап будет завершающим периодом (смеется). На самом деле, эти этапы обозначить не так-то легко. К примеру, творчество Арво Пярта очень сложно разделить на те или иные периоды (кроме, пожалуй, раннего), так как по стилю одно произведение от другого мало чем отличается. Это связано во многом с тем, что в композиторском творчестве действует система заказов. И заказчик музыки хочет слышать в новом произведении то, что уже ранее слышал. Помню, как в недалеком прошлом музыканты «Kronos Quartet» заказали мне (одно за другим) пять произведений, каждый раз объясняя, что хотят услышать опус в стиле ранее написанного «Presentiment», но теперь уже — для квартета. И таких заказов было несколько.
Окидывая взглядом прошлое, я понимаю, что сегодня уже не согласился бы на подобное предложение, ведь гораздо интереснее создавать каждый раз что-то новое, а не в стиле старого. Этим потрясающим качеством отличается Лучано Берио, музыку которого из творчества многих выдающихся композиторов я ценю больше всего.
Как мне кажется, проблема многих композиторов заключается в том, что когда ты находишь что-то свое, особенное, очень трудно потом от этого отойти, и продолжать новые поиски. Сергей Беринский говорил, что для композитора не столько важно найти свое «лицо», сколько не цепляться за него. Так вот у Берио каждое новое сочинение – это новые открытия, новые уникальные задачи, и «новые правила игры». Для меня лично ближе путь Берио, когда каждое сочинение – это новый звуковой мир, каждый раз заново созданный и который невозможно повторить.
36-летний хакер из Ташкента на протяжении года обкрадывал владельцев банковских счетов, переводя деньги на свои конверсионные карты. В общей сложности он присвоил 89 400 долларов.
Своей хакерской деятельностью старший программист ООО «Фидо бизнес» И.Мухаметханов занимался с января по ноябрь 2017 года. В данный момент он задержан до выяснения обстоятельств, сообщает пресс-служба МВД Узбекистана.
На футбольном матче 7-го тура Суперлиги в Намангане между командами «Навбахор» и «Бунедкор» болельщики получили подарки от Президента Шавката Мирзиёева.
Зрителям, пришедшим на Центральный стадион Намангана, были вручены 22 000 футболок. Кроме того, в этот день на стадионе начали работать пункты продажи еды и спортивных товаров.
Как мы писали ранее, Ассоциация футбола Узбекистана и Профессиональная футбольная лига поставили задачу сделать посещение матчей удобным и привлекательным для болельщиков. При этом инфраструктура стадионов должна быть рассчитана не только на взрослых, но и на детей.
К выполнению этого распоряжения уже приступил спортивный комплекс «Ешлик» в городе Навои, сообщила пресс-служба АФУ. 20 апреля здесь прошла игра между клубами «Кызылкум» и «Нефтчи». В этот день на стадионе были открыты аттракционы и развлечения для детей, организованные при участии местных предпринимателей.
Видеозапись, выложенная в Интернет, стала причиной увольнения преподавательницы Ургенчского профессионального автодорожного колледжа.
На записи видно, как женщина в течение нескольких минут кричит на ученика и бьет его по голове туфлей. Всё это происходит в классе, на глазах у других учащихся.
Как сообщили в Центре среднего специального, профессионального образования МВССО Узбекистана, расследование этого случая уже произведено. Выяснилось, что «героиней» видеозаписи стала преподавательница биологии З. Нафасова. Инцидент произошел в Ургенчском профессиональном автодорожном колледже 11 апреля.
Преподавательница, проработавшая в колледже 10 лет, уволена, а материалы дела переданы в прокуратуру. Другие сотрудники колледжа предупреждены об административной и уголовной ответственности за превышение своих полномочий.
Любопытно, что комментаторы этого случая разделились на два лагеря. Если одни сочувствуют подростку, то другие полагают, что ученик вывел преподавательницу из себя вызывающим поведением. Многие пользователи высказали версии о том, что подросток, возможно, «вёл себя по-хамски» или «пытался сорвать урок». Также комментаторы считают, что родителям следует уделять воспитанию детей больше внимания, а не перекладывать ответственность на учителя. Значительная часть аудитории считает телесные наказания приемлемым методом поддержания порядка в классе.
16 мая в 19.00 в столичном Дворце международных форумов «Узбекистан» будет представлен мультимедийный проект. Зрители увидят знаменитый фильм Чарли Чаплина «Огни большого города» в сопровождении живой музыки Национального филармонического оркестра России.
Управлять оркестром будет его художественный руководитель и главный дирижер Владимир Спиваков.
Проект впервые был продемонстрирован публике в 2009 году на V Московском фестивале «Владимир Спиваков приглашает…» Его показ в Ташкенте организован Министерством культуры Узбекистана при содействии мецената Алишера Усманова.
Немой фильм «Огни большого города» был снят Чарли Чаплиным в 1931 году, уже после наступления эры звукового кино. Именно в нем Чаплин впервые выступил в качестве композитора, написав музыку для фильма. Оркестровкой и аранжировкой занимались Артур Джонстон и Альфред Ньюман, однако Чаплин активно участвовал в этом процессе, внося свои коррективы. Музыка изначально предназначалась для исполнения оркестром, поскольку в 30-х годах в США существовала практика показа фильмов в сопровождении полноценных музыкальных коллективов.
Партитура «Огней большого города» была реконструирована для концертного исполнения американским дирижером Тимоти Броком в 2004 году.
Мультимедийный проект демонстрировался публике как в России, так и за рубежом, везде вызывая горячий отклик зрителей.
29-летний помощник хокима Хорезма Умурбек Атаназаров был задержан сотрудниками Службы государственной безопасности по Хорезмской области во время получения взятки.
19 апреля двое граждан передали Атаназарову 8 000 долларов за помощь в трудоустройстве в Южной Корее. Как выяснилось в ходе дознания, ранее помощник хокима получил от 12-ти граждан, также желавших отправиться на заработки, 22 тысяч 400 долларов.
«Поскольку я работал помощником хокима Кошкупырского района по вопросам границы, люди ко мне обращались и верили, что я помогу им поехать на работу. Я входил к ним в доверие и деньги, которые получал, использовал в личных целях», — рассказал Умурбек Атаназаров. – «Я очень раскаиваюсь в содеянном и прошу прощения у народа».
Против бывшего помощника хокима возбуждено уголовное дело, следствие продолжается.
Во вторник после обеда в Берлине молодой израильский араб подвергся нападению с ремнем после того, как он решил провести эксперимент, надев еврейский головной убор. Видеоролик об этом нападении активизировал дебаты об антисемитизме в Германии, пишет журналистка швейцарской газеты Le Temps Катрин Фраммери.
Видеоролик был опубликован в соцсетях Twitter и Facebook Берлинским Еврейским форумом за демократию и против антисемитизма и за несколько часов набрал более 200 тыс. просмотров. На записи слышны выкрики «еврей» по-арабски и видно, как нападавший ударяет ремнем жертву, которая снимает происходящее на камеру, говорится в статье.
Далее 21-летний молодой человек признался немецкому телеканалу Deutsche Welle, что он не еврей, а израильский араб, представился как Адам, и рассказал, что он хотел проверить окружающую обстановку, надев кипу, подаренную одним другом. Снимая на камеру это нападение, он хотел предоставить «доказательство для полиции, немцев, а также для всего мира, чтобы продемонстрировать, как непросто еврею в наши дни прогуливаться по Берлину».
Реакция в соцсетях была очень бурной, говорится в статье.
«Вы не верите в истории про евреев, на которых нападают за то, что они евреи? Наденьте кипу, как сделал этот израильский араб, и осмельтесь пройтись по улицам европейских городов», — предлагает @MargieInTelAviv.
Многие пользователи интернета снова делятся расследованием The Daily Beast, опубликованным на прошлой неделе: «Антисемитизм жив и хорошо себя чувствует в Германии». Там, в частности, можно обнаружить цифру — 600 антисемитских нападений в Германии в 2017 году, поданным МВД.
«Отвратительно, тревожно. Германии следует что-то предпринять, евреи должны ощущать себя в безопасности в Германии», — комментирует известный американский раввин Шмули, на чей аккаунт подписано 240 тыс. человек.
Однако отдельных пользователей интернета больше привлекает интерпретация нападения. Для многих данная агрессия — повод осудить позицию Ангелы Меркель, открывшей двери для мигрантов, отмечает Фраммери. «Она будет нести ответственность за геноцид евреев в Европе. Это преемник Гитлера», — можно прочесть в Twitter под хэштегом #WelcomeRefugees.
Кстати, интересно отметить, что аккаунты политически ориентированных СМИ, таких как американское ультраконсервативное издание Breibart, российский телеканал RT или аккаунты, выступающие за «Брекзит», не размывают контуры лица нападавшего — это молодое загорелое арабское лицо, пишет автор.
«Антисемитские нападения в Германии автоматически относятся к категории преступлений, совершаемых крайне правыми. То есть нет цифр о насильственных действиях мусульман против евреев», — сообщает израильско-американская журналистка Каролина Блик, автор Breibart.
Немецкие власти насторожились. «Конечно, это ужасный инцидент, и мы будем реагировать, — прокомментировала Меркель. — Бой против подобных антисемитских действий должен быть выигран, речь идет о репутации нашего государства, и мы задействуем все имеющиеся силы».
«Это позор для нашей страны. Антисемитизму у нас не место. Надо сделать все, чтобы защитить еврейскую жизнь в Германии», — написала в твите министр юстиции Катарина Барли.
Надо действовать быстро, подчеркивает автор статьи. «Вся эта история вызывает беспокойство. Европейцы должны делать больше для ликвидации антисемитизма. То, что начинается с евреев, никогда не заканчивается евреями», — с грустью заметил пресс-секретарь Еврейской федерации Канады.
Ливия на пороге важной вехи: Халифа Хафтар, самый влиятельный полевой командир в стране, тяжело болен, возможно даже, что его уже нет в живых. Военному альянсу, который он возглавлял, грозит развал, который повлечет за собой существенные последствия для всей Ливии, говорится в статье на сайте Der Spiegel.
О состоянии здоровья Халифы Хафтара сегодня известно лишь по слухам. «С определенной точностью можно говорить лишь о том, что он более недели находится на лечении во французском военном госпитале (…) в Париже. По сообщениям из окружения ливийского маршала, речь идет о рутинном обследовании состояния здоровья».
Внутриполитические оппоненты Хафтара утверждают, что «75-летний Хафтар пережил инсульт и мозговое кровоизлияние, а в настоящее время находится в коме. Ливийские СМИ сообщали даже, что Хафтар уже скончался. Подтверждений этому нет, однако теперь и его соратники признают, что Халифа Хафтар в ближайшее время не сможет выполнять своих функций», — говорится в статье.
Как напоминает Сидов, Хафтар возглавляет Ливийскую национальную армию (ЛНА), которая сформировалась из остатков верных Каддафи военных, военизированных подразделений различных племен из Восточной и Южной Ливии, а также боевых салафитских отрядов.
«Вот уже несколько лет Хафтар не соглашается подчинить свои отряды (…) признанному ООН правительству премьер-министра Фаиза Сараджа в Триполи. Его ЛНА — единственный законный институт в стране, еще несколько месяцев назад утверждал главнокомандующий», — пишет автор.
Сегодня встает вопрос о том, кто примет на себя руководство ЛНА. «Самыми очевидными кандидатами с максимальными шансами на успех выглядят оба сына Хафтара, генералы, (…) в подчинении которых находятся некоторые подразделения ЛНА. Сомнения вызывает при этом наличие у них достаточного авторитета, чтобы объединить под началом ЛНА различные силы. Это же касается и начальника генштаба Абдель-Разака аль-Надури», — говорится в статье.
«На фоне решения вопроса о преемнике старые конфликты между племенами могут вспыхнуть с новой силой», — считает Сидов. Кроме того, свое веское слово попытаются вставить и Египет с ОАЭ, которые в последние годы активно поддерживали Хафтара. «Правительство в Каире видело в нем ливийскую версию ас-Сиси: авторитетный военный, который жесткой рукой расправляется с «Братьями-мусульманами» и, будучи автократом, восстанавливает стабильность в стране после хаоса так называемой «арабской весны», — говорится в материале.
«Хафтару, — пишет журналист, — удалось обеспечить себе экономическую и политическую поддержку Москвы, при этом получить признание в качестве партнера по переговорам и со стороны западных столиц».
А и вправду вкусно было. Видимо, понятие «вкусно» меняется в зависимости от возраста и времени. Стали бы мы сейчас это есть? Сомневаюсь.
Но карточки, если кто помнит, были отменены только в 1947 году, то-есть, когда мне было два года.
«Карточные» времена я, конечно, не помню, но точно знаю, что от голода не страдала. Летом в Ташкенте вообще мудрено страдать, налопался помидоров — и карточки не нужны. А на рынке помидоры просто не могли стоить дорого, урожай сбыть надо.
Зато и зарплаты у многих были копеечные. Я знаю семью, где зарплата матери была тридцать два рубля.
Уж какие там лакомства: в ход шло все, что съедобно.
Первым и главным лакомством был, конечно, вареный нут с луком и красным перцем. Кстати, и он был далеко не всем по карману. Пока удастся вымолить у мамы!
Сколько бы я потом ни варила нут дома… никакого впечатления. Даже с луком и красным перцем.
Безусловным и редким лакомством были петушки на палочке, как правило, красные.
Продавались они исключительно на базарах: на Алайском, скажем, их можно было купить в тех рядах, что тянулись от центрального входа (справа, в самом начале, где продавались дрожжи, цветное пшено и пищевые красители).
При этом тоже не нужно думать, будто всем так просто петушков покупали. Редко и очень редко.
Жареный кукуруз продавался либо россыпью на базаре, либо в шарах, слепленных сахарином, но это уже доставлялось на дом ушлыми продавцами с огромными мешками.
На тех же базарах всегда можно было купить смокву, лежавшую на прилавках свернутыми листами, сушеную дыню и козинаки из кунжута: аккуратные прямоугольники-брикетики.
Настоящей удачей и везением было напасть на серу. Никакой «Дирол» с «Орбитом» рядом не стояли! А битума тогда еще не было, он появился позже. Когда улицы стали заливать асфальтом.
Зато весной безо всякого везения можно было купить тутовник, а осенью — боярку. Причем и то, и другое продавались пол-литровыми банками. То-есть, не на вес, и какими-то особыми фруктами не считались. Боярка — вообще дичок, а тутовник тогда под ногами валялся. В буквальном смысле слова. В эту же категорию входила и джида, иначе говоря, плоды лоха узколистого или серебристого, внешне чем-то похожая на финики дешевых сортов, но мною очень нелюбимая — мучнистая, не слишком сладкая мякоть. Но что мы только тогда ни ели!
С конфетами в магазинах было туго. Из своего детства я помню исключительно подушечки с повидлом, вечно слипавшиеся комьями, в особых случаях — монпансье и даже в коробочках, позже, лет в пять — конфеты «Дружба» и «Школьные», последние были помадкой и ужасно невкусной. Зато подушечки по цене уж точно были доступны всем. Шоколад и шоколадные конфеты были немыслимой роскошью. И по деньгам, и по дефициту.
Не помню, чтобы на Алайском продавались навват и парварда (последнее слово теперь выучили все в моем окружении и с удовольствием едят).
Навват — очень красивые друзы леденцового сахара разных оттенков янтарного цвета. Положишь в рот, можешь целый чайник чая выпить с одним кусочком.
Парварда — белые подушечки (сейчас бывают самой разной формы), по-моему, состоящие из сахара и муки. Был еще и пашмак, нечто, вроде халвы, в виде мотков длинной тонкой проволоки.
Вообще со сладостями у узбеков было негусто, в отличие от основательных блюд. Казахи вообще жарили баурсаки, — мучные шарики, — в кипящем масле, а узбеки — хворост из сахара и муки. Ленты свертывались спиралью и опускались в казан. Когда я сейчас в книге «узбекская кухня» читаю рецепты шикарных салатов и тортов, только удивляюсь. Национальной узбекской кухней там не пахнет. Это позднейшие придумки. Вот плов — да. Самса — да. Манты -да. А торт- нет. Вообще истинно узбекское тесто изначально не предполагало наличия яиц. Яйца тоже стали класть позже. Но в очень ограниченном количестве. И уж точно — никаких кремов. А салаты в основном овощные: помидоры, лук, иногда огурцы.
Иногда нам перепадали сушеные фрукты. В основном, изюм, яблоки, урюк. С ними можно было пить чай, а мы жевали так, насухую.
В те времена был широко распространен фруктовый чай. Не этот, нынешний, в пакетиках с «ароматом фруктов». Просто прессованные брикеты. Там и чернослив попадался, и яблоки, и даже груши. Стоил он копейки. Вот этот чай мы позже грызли, а еще и брикеты киселя. В Ташкенте клюква была в дефиците, а этот кисель считался условно-клюквенным и цвет имел приятно- фиолетовенький.
Тогда еще про ГМО не слышали и в продаже появлялись соевые батончики и плитки, сделанные «под шоколад». Стоили они так дешево, что даже школьники, на выделенные на завтрак деньги могли их купить.
Когда звонили на большую перемену, все рвались в школьный буфет — вдруг привезли пирожки с повидлом. Их расхватывали в два счета. Стоили они пять копеек. Мне пирожки доставались довольно редко, разве через толпу старшеклассников протолкнешься… Чаще оставались бублики. Главное, как я сейчас вспоминаю, тесто у пирожков было абсолютно резиновым. То-есть, вода, мука, и может, яйцо. Пирожки были жареными. Кто сейчас стал бы их есть? А тогда — деликатес!
Раз уж речь зашла о пирожках, припомним знаменитые мясокомбинатовские «ухо-горло-нос», обожаемые всем населением Ташкента тех времен. Жаренные в масле пирожки с ливером, стоимостью, по-моему, 4 копейки. Как любила рассказывать свекровь, она заходила за сыном в школу, покупала кулек пирожков и оба дружно шли в кино. Это вместо обеда…. Но они действительно были очень вкусными. Потому что мясо было настоящим.
И вообще тогда мы за обе щеки лопали все, что ни пошлет бог! Про цветочки белой акации я уже писала. И про стручки ленкоранской. Что хоть чуть-чуть сладко — то и в рот полезло! Тогда же я прочитала в книжке о баранчиках, семенах вьюнка, и немедленно помчалась пробовать и их. О зеленых яблоках и урюке даже не говорю. И дважды попав в Ташкент весной, как встарь, налопалась зеленого урюка, который теперь продается даже в магазинах!
Понимаю, что все это очень скудный список, но мы как-то не слишком страдали.
А верхом блаженства, правда уже позже, было мороженое. Тогда еще мороженое продавалось в парках. По выходным нарядно одетые взрослые вели нарядно одетых детей в парки или Сквер, где перед ними ставили металлические креманки с белыми шариками. Иногда, когда пир был горой, мороженое запивалось крем-содой.
Муж мечтательно вспомнил, как его отец с племянником соревновались, кто больше съест мороженого. Вернее, кто съест полкило мороженого. Но я подняла его на смех и заверила, что полкило мороженого способен съесть любой ребенок в возрасте от пяти лет и старше. Муж очень удивился и спросил, неужели мне тогда не хватало мороженого? Как вы думаете, что я ответила? Кому и когда хватало креманки с двумя шариками мороженого?
Вот тогда он сильно усомнился в названной им цифре…..
Да… где оно сейчас, то мороженое? Из молока и сливок?
И мороженого нет, и брикеты киселя грызть не хочется, и боярки я уже сто лет не видела, а петушки теперь продаются в магазинах, но я равнодушно прохожу мимо. И даже подушечки есть не стала бы. Другие времена… хотя в подушечках наверняка не было пальмового масла.
Верхом роскоши и изыска для меня был шоколадный заяц, присланный отцом из Москвы. Он был не дутым, а просто фигурной плиткой, зато в белой коробочке с целлофановым верхом, такого я вообще больше никогда не видела. Большой. Сантиметров пятнадцать. Да. И соседке, Алле Владимировне, кто-то привез огромную шоколадную бомбу в прозрачной коробочке. Бомба лежала в букетике искусственных фиалок.
Но это — такая экзотика, о которой даже говорить смешно. Тогда мне было лет девять. И шоколад был шоколадом. Независимо от места изготовления.
Нынешний шоколад размазывается по небу жирной пленкой.
Нет, пусть лакомства были простенькими, незатейливыми, зато подлинниками. Не эрзацем.
Узбекистанские шахматисты-юниоры выступили на международном турнире по стандартным шахматам 2nd Sharjah Masters International Chess Championship, который состоялся в ОАЭ.
В финальном поединке среди юношей до 15 лет, согласно жеребьевке, международному гроссмейстеру Нодирбеку Абдусатторову пришлось играть с другим узбекистанским юниором, международным мастером Жавохиром Синдаровым. Игра продолжалась 57 ходов, но в итоге Синдаров, самый юный участник сборной, потерпел поражение. Эта победа принесла Абдусатторову первое место в своей возрастной категории. В общей сложности Нодирбек набрал на турнире 6 очков.
В числе достижений Нодирбека Абдусатторова в ходе турнира — победа над известным азербайджанским гроссмейстером Аркадием Найдичем в третьем туре и ничья с одним из сильнейших шахматистов Индии Б. Адхибаном в шестом туре.
Жавохир Синдаров получил на турнире 5 очков, сообщила пресс-служба Федерации шахмат Узбекистана. Он одержал 4 победы и две ничьи.
Еще один узбекистанский шахматист, международный мастер Нодирбек Якуббоев, набрал 5,5 очка.
Отечественные предприятия «Узавтосаноат» и «Узагроэскпорт» заключили с крупными монгольскими компаниями контракты на поставку своей продукции. Соглашение было достигнуто по инициативе посольства Узбекистана в Монголии.
По приглашению нового посла республики в Монголии Бахтиера Саидова делегация крупной компании «Номин Холдинг» посетила Узбекистан. Бизнесменов сопровождал Почетный консул Монголии в Узбекистане.
Делегация побывала на многих промышленных предприятиях в разных областях страны. В ходе поездки был заключен договор с компанией «Узавтосаноат» о поставках автомобилей узбекистанского производства в Монголию.
На встрече с представителями «Узбекозиковкатхолдинг» монгольским партнерам были представлены биологически чистые органические продукты, выращиваемые в республике. Компания «Номин холдинг» подписала с «Узагроэскпортом» контракт на 10 миллионов долларов. Узбекская сторона станет экспортировать в Монголию фрукты и овощи, а также сухофрукты.
Источник: Посольство Республики Узбекистан в Монголии с резиденцией в г. Пекин.
Со 2 по 6 мая в ташкентском Дворце кино имени Алишера Навои пройдет традиционный фестиваль кино для детей и молодежи «Шум бола 2018». На нем будут представлены семь фильмов для детей и молодежи из программы Международного кинофестиваля «Шлингель» (Хемниц, Германия).
Программа фестиваля, организованного Гёте-институтом и Национальным агентством «Узбеккино», рассчитана на детей от 5 до 14 лет. Самым младшим предназначается мультфильм «Заячья школа». Для детей от 9 лет будет показана сказка «Тим Талер, или Проданный смех», для 10-летних зрителей – детектив «Перчинки и проклятие черного короля».
12-летним подросткам будут интересны фильмы «Амели бежит» и «Rock My Heart», а зрители от 14 лет смогут посмотреть экранизацию сказки Вильгельма Гауфа «Холодное сердце» и фильм Яна Мартина Шарфа «Танцоры из Дессау» о появлении брейк-данса в ГДР. Все фильмы будут идти с переводом на русский язык.
Как всегда, на фестиваль приглашены гости из Германии. Это Михаил Харбауер, директор Международного кинофестиваля «Шлингель», Лена Кленке, исполнительница главной роли фильма «Rock my Heart», Кристиан Тэеде, режиссер фильма «Перчинки и проклятие черного короля», и медиа-педагог и модератор Клаус-Дитер Фельсман. Талисманом фестиваля стала юная узбекская киноактриса, солистка детского музыкального театра-студии «Томоша» Зебо Шарипова.
Вход на все сеансы бесплатный, однако требуется получить билеты в Гете-институте по адресу: Ташкент, ул. Амира Темура, 42. Заказать билеты, в том числе и для коллективного посещения показов, можно по телефону (+99890) 3186463. Организаторы напоминают, что количество мест ограничено.
В дни празднования Государством Израиль 70-летия Независимости в Узбекистане проходят выставки, концерты, мастер-классы, знакомя жителей солнечной республики с современным Израилем и его богатой культурой.
Один из проектов Дней культуры, организованных Посольством Израиля в Республике Узбекистан в честь знаменательного события, — выставка «Кочевье» с участием Алексея Дмитриева (Россия) и Анатолия Шмуэля Шелеста (Израиль), которая проходит в рамках фестиваля изобразительного и прикладного искусства, ежегодно проводимого Академией художеств Узбекистана.
Задумана выставка как долгосрочный проект — международный эксперимент, способный объединить культуру и художников разных стран, которые разделяют идею познания человеком себя и мира, осознавая связи между внутренней сущностью народов и окружающим их историческим и культурным пространством.
С узбекской землёй оба художника породнились давно: здесь прошла часть их жизни, обретены друзья, пройдены важные этапы становления в искусстве. Как тысячи тысяч людей из разных стран мира, поднятых на рубеже тысячелетий ветром перемен и мирового кочевья, они проживают этот исторический период в своей реальной жизни и в художественном творчестве.
У каждого из авторов выставки мотив «кочевья» складывался по-своему, выкристаллизовавшись в собственном опыте. Уроженец Киева, Шмуэль (Анатолий) Шелест приехал в Ташкент после Чернобыльской катастрофы. Увлечённый библейскими легендами, затем философией и искусством Востока, он был покорён своеобразием Узбекистана. Ориентальный колорит вдохновенно воплотил в графических сериях «Мечом и каламом», «Читающие Коран», «Суть кувшина», «Аральские кружева», «Ибн Сина» и других. В поисках своей техники пробовал разные материалы и инструменты, работал даже пальцами – чем и как угодно, чтобы нащупать неожиданное образное решение. Погружение в историю и реальность Средней Азии завершилось «кочевьем» в Германию, затем в Израиль. Казалось бы, кочевой период завершён, и настоящий дом обретён. Но тема кочевья не оставляет художника. Он вникает в Священное Писание, находит в нём глубинные образы и мотивы, отражая их на холстах или бумаге. Древними свитками предстают его работы в ташкентской экспозиции. Влекут неразгаданными тайнами в монотипии или графике, живописи. Покоряют искусно воссоздаваемыми загадочными ликами, проступающими словно сквозь задымлённое стекло — сине-серое или цвета старой бронзы.
А. Дмитриев. Колесо
Второй автор — Алексей Дмитриев, родился в Ташкенте, в театральной семье. Рано начал рисовать, и, как многим другим из способных к изоискусству ташкентских ребят той поры, ему повезло пройти ученичество в студии Якова Львовича Фрумгарца при Дворце культуры текстильщиков.
Началом «кочевья» для Алексея стал переезд в Москву, а в 1991 — на Алтай. На прародине культур скифских и тюркских племён художник соприкоснулся с архетипами древнего Алтая. Их воздействие просматривается в архаичной экспрессии многих его работ. Алексей занимается графикой, живописью, работает как театральный художник и дизайнер и, главное, стремится расширить своё самосознание: услышать гармонию, ритмы и музыку мира, передавая это звучание в своих произведениях.
Любовь к Ташкенту и общая творческая философия объединили художников в общем проекте «Кочевье».
— Познакомившись в Ташкенте, — говорит А. Дмитриев, — мы живём в разных странах. В 2013 году снова встретились во время Ташкентской Биеннале современного искусства. И поняли: есть вещи, которые нам интересно делать вместе. Так родилось наше творческое содружество. Проект «Кочевье»– отчасти отражение наших судеб, нашего кочевья. Народы перемещаются, люди меняют место жительства. С другой стороны, кочевье можно рассматривать как бесконечный внутренний поиск того места, где сердце человека успокоится и найдёт питающий его животворный родник. Мы надеемся, что идея этой экспозиции останется жива, и выставка будет развиваться дальше, кочуя из страны в страну. Возможно, в каждой стране будет прибавляться по художнику, разделяющему наши взгляды и нашу судьбу. Таким образом, выставка будет расти, и лет через 15 проект «Кочевье» в обновлённом и расширенном составе, возможно, вернётся в Ташкент, вновь предстанет в залах этого прекрасного центра, и мы с вами снова встретимся.
Переходя от работы к работе в зале, где демонстрировались произведения авторов, невольно вспомнила строки из стихов Марины Цветаевой:
Мировое началось во мгле кочевье: Это бродят по ночной земле — деревья, Это бродят золотым вином — грозди, Это странствуют из дома в дом — звезды, Это ветры начинают путь вспять…
Подумала: да, всё возвращается на круги своя, и художники – вечные странники. Они в постоянном поиске, и любой предмет на их пути становится частью искусства. Например, в «Кочевье», которое, по сути, явилось цельной, хотя и сложной, многочастной инсталляцией на заданную тему, символом этих исканий предстали камни, которыми «привязаны к земле» работы Дмитриева. Их названия ностальгически просты: «Домой», «Колесо»… Или прислонённые, словно на время краткого отдыха в пути, посохи у напоминающих древние свитки произведений Шелеста на библейские темы: «Выход из Египта», «Боги и рабы»…
Немало самых разных экспозиций видели стены Галереи. «Кочевье» — одна из впечатляющих новизной в воплощении темы. Выставка, уверена, запомнится зрителям.
Приятно было услышать от художников высокую оценку выставочного зала, в котором им довелось показать свои работы. — Восхищён залами Галереи изобразительного искусства и белой завистью завидую ташкентским художникам, — признался Анатолий Ш. Шелест. — Я очень рад быть здесь — в стране, которая так сердечно приняла мою семью в 1986 году; рад видеть старых и новых друзей после разлуки и представить их вниманию наш проект.
Кроме работ в «Кочевье» израильский художник 22 апреля представит персональную выставку графики «Иерусалим — Бухара» в картинной галерее Бухары.
С 19 апреля на автодороге «Ташкент-Ош» начал работать автоматизированный фоторадар. С его помощью управление безопасности дорожного движения УВД Ташкентской области сможет фиксировать превышение водителями установленной скорости.
Радар расположен на 142-м километре автомобильной дороги международного значения А373 «Ташкент-Ош», который относится к территории сельского схода граждан «Корахитой». Это уже второй фоторадар на данной трассе.
Сообщения о штрафах за превышение скорости будут направляться по домашним адресам нарушителей, сообщает УзА.
Поэтапно средства фото и видео-регистрации будут установлены и на других крупных автодорогах Ташкентской области, а также в городах и районах. Напомним, что с 20 января между 806-м и 871-м километрами трассы М39 «Алмата-Бишкек-Ташкент-Термез», также относящимися к Ташобласти, уже работают шесть автоматизированных фоторадаров.
Сразу три российских авиаперевозчика — Red Wings Airlines, Nordwind Airlines и Nord Star – объявили о запуске рейсов в пять городов Узбекистана.
Самолеты Red Wings Airlines уже в мае начнут летать в республику из московского аэропорта «Домодедово». По понедельникам будут совершаться рейсы в Фергану, по четвергам – в Наманган, по пятницам – в Навои.
Компания использует самолеты Airbus A321, сообщает портал Spot. Билеты уже поступили в продажу, их стоимость составляет от 1,2 млн сумов в одну сторону.
Авиакомпания Nordwind Airlines намерена ввести авиарейсы между Казанью и Ташкентом с мая по сентябрь. Рейсы на самолетах Airbus А321 будут стартовать из Казани в пятницу вечером и прибывать в Ташкент ночью.
Третья российская авиакомпания, Nord Star, планирует с мая по октябрь пустить рейс между Карши и Москвой. Самолеты Boeing 737−800 будут отправляться из московского аэропорта «Домодедово» по вечерам четверга и прилетать в Карши ранним утром.
Для Nordwind Airlines и Nord Star это будут первые маршруты в страны Центральной Азии.
Криминальный сериал «Шайтанат», снятый в конце 1990-х годов по одноименному роману писателя Тохира Малика, выйдет в эфир узбекского телевидения.
На протяжении последних пятнадцати лет «Шайтанат» был официально запрещен к трансляции на отечественных телеканалах. Однако в скором времени сериал выйдет в эфир телеканала «Узбекистон», сообщает портал qalampir.uz.
Сериал был снят на студии «Калкон» при Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан. В нем играют народные артисты Ёдгор Саъдиев, Хайрулла Саъдиев, Эркин Комилов, Лутфулла Садуллаев, Гульчехра Джамилова, заслуженные артисты Бехзод Мухаммадкаримов и Рано Шодиева.
20 апреля начал работу веб-портал «Mening fikrim», предназначенный для подачи петиций в палаты Олий Мажлиса, а также областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов.
Идею создания портала подал Президент Шавкат Мирзиёев в своем Послании палатам Олий Мажлиса в декабре прошлого года. Система подачи общественного обращения в режиме онлайн повысит не только степень участия граждан в управлении делами общества и государства, но и эффективность принимаемых законов.
Портал meningfikrim.uz работает на узбекском (кириллица и латиница) и русском языках, предусмотрена версия для слабовидящих. Пока сайт действует в тестовом режиме.
Для того, чтобы создать свое обращение, пользователь должен авторизоваться через Единую систему идентификации (id.gov.uz). Затем ему следует нажать кнопку «Создать коллективное обращение» на главной странице и заполнить все поля открывшейся формы.
После этого обращение проходит «проверку» — направляется другим пользователям. В случае, если петицию поддержали не менее пяти человек, она принимается к рассмотрению.
Модератор, в качестве которого выступает Институт проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе, проводит экспертизу. Петиция не должна содержать призывы к насильственному изменению существующего конституционного строя, посягать на нравственные ценности общества, порочить честь и достоинство или деловую репутацию граждан, пропагандировать войну, насилие, терроризм, межнациональную и другую вражду и прочие преступные действия.
После одобрения петиции модератором она публикуется на веб-портале «Mening fikrim» в течение одного дня. Всеобщее голосование по каждому обращению длится 90 дней со дня опубликования.
Предусмотрено минимальное количество голосов, которые обращения должны набрать для рассмотрения властями. Петиции, направленные палатам Олий Мажлиса, должны получить не менее 10 000 голосов, Жогарги Кенесу Республики Каракалпакстан, областным, Ташкентскому городскому Кенгашам народных депутатов – не менее 5 000 голосов, районным (городским) Кенгашам народных депутатов – не менее 1 000 голосов граждан.
После набора этого количества голосов обращение направляется модератором адресату не позднее следующего дня. На рассмотрение и принятие решений по обращениям инстанциям дается не более 60 дней. Решение, вынесенное властями, размещается на веб-портале «Mening fikrim».
Разработкой портала занимался Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем UZINFOCOM.
Международное энергетическое агентство Enerdata составило рейтинг стран мира по интенсивности выбросов углекислого газа (СО2). Узбекистан оказался на пятом месте списка.
При составлении рейтинга учитывались данные за 2016 год. Показатели основываются на соотношении выбросов углекислого газа вследствие сжигания топлива (угля, газа, нефти) и внутреннего валового продукта (ВВП) страны. Для Узбекистана этот результат составил 0,596 кг на единицу ВВП.
Тем не менее, данный результат можно считать существенным улучшением. В 2012 году Узбекистан находился на первом месте рейтинга с показателем 0,881 кг на единицу ВВП. К 2016 году объем парникового газа снизился на 3% и составил 103 млн. тонн. Общий уровень загрязнения СО2 с 2006 года упал на 10,9%.
«Лидером» рейтинга стала Россия, где выбросы углекислого газа особенно интенсивны: 0,722 кг на единицу ВВП. В первую пятерку по загрязненности вошли также ЮАР (0,720 кг), Украина (0,672 кг) и Казахстан (0,604 кг).
Наиболее благоприятная в экологическом плане ситуация сложилась в Нигерии (0,044 кг углекислого газа на единицу ВВП), пишет Kursiv.kz. Невысокий уровень выбросов СО2 (0,148 кг) отмечен в Швеции, Колумбии, Норвегии и Франции.