Узбекский исполнитель Сардор Мамадалиев записал песню в память о погибших при возгорании автобуса в Актюбинской области Казахстана.
Аудиоверсия песни уже опубликована в интернете.
Новое исследование Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» посвящено социальной жизни женщин страны. 1100 респонденток из всех областей Узбекистана рассказали о своих жизненных приоритетах.
По сравнению с 2016 годом уменьшилось число опрошенных, считающих, что в большинстве семей женщины занимают равное положение с мужчинами (60,6 и 52,6 процента соответственно). Зато увеличилось количество женщин, считающих, что чаще они играют подчиненную роль. 26,8% участниц опроса сказали, что выступают в качестве советника, но не принимают окончательного решения. Год назад такой точки зрения придерживались только 15,8%.
При этом большая часть женщин считает, что в семейных отношениях должно существовать равноправное партнерство (56,2%). Занимать ведущую роль хотели бы 16,4%, а на подчиненное положение согласны больше четверти опрошенных — 26,3%.
Реализоваться в профессиональной сфере в 2017 году хотели только 6,1% женщин. В 2015 это число составляло 15,6%, а в 2016 — 19,4%.
Параллельно среди представительниц прекрасного пола резко вырос интерес к домашнему хозяйству. В 2017 году его назвали главным своим занятием 15%, что ровно в два раза выше, чем в 2015-м.
Главным же смыслом своей жизни женщины Узбекистана традиционно считают материнство. За три прошедших года этот показатель оставался на стабильно высоком уровне, увеличившись на 1,1 процента: 81,6%, 82,4% и 82,7% соответственно.
Анна Ним.
Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» снова сменила руководителя. Улугбек Розукулов, занимавший пост генерального директора НАК последние пять месяцев, с августа прошлого года, освобожден от должности.
Новым генеральным директором назначен его первый заместитель, Бахтиёр Хакимов. Ранее он возглавлял международный аэропорт Ташкента.
В НАК подтвердили информацию о смене руководства. Напомним, что ранее Улугбек Розукулов был заместителем премьер-министра Узбекистана и председателем правления компании «Узавтосаноат». До него национальной авиакомпанией на протяжении 17 лет руководил Валерий Тян.
Анна Ним.
Республиканский Дом кино, располагавшийся на территории будущего делового центра Tashkent City, снесён до основания.
Демонтаж здания начался в первых числах декабря. Менее чем за два месяца оно было полностью разрушено. В настоящий момент площадку на месте Дома кино расчищают от строительного мусора.
Фотографии, на которых показан ход работ, опубликовал сайт «Даракчи».
Строители уже приступили к демонтажу следующего здания, в котором раньше размещалось управление Ташкентского метрополитена. Под снос также пойдут здания республиканского ОВИРа и бывшего Фонда «Форум». Вся освободившаяся площадь будет отдана под строительство международного делового центра Tashkent City.
Анна Ним.
С 27 января по 25 февраля в Ташкентском цирке будет давать представления российская труппа. В программе под названием «Салют лауреатов», помимо артистов разных жанров, задействованы дрессированные животные.
Как сообщается на сайте Узбекгосцирка, российские циркачи включили в свою программу номера с собаками, леопардами, крокодилами и змеями.
На сегодняшний день почти 50 стран наложили полный или частичный запрет на использование животных в индустрии развлечений, считая такой подход нормой для гуманного общества. В 2016 году цирки с дикими животными были запрещены в Польше, в 2017 году — в Латвии и Румынии. Подобный законопроект рассматривается и в России, однако, как считают специалисты, до его принятия ещё далеко.
Напомним, что Общество защиты животных «Mehr va Oqibat», работающее в столице, регулярно проводит обсуждения и показы кинофильмов, направленных против использования животных в цирке.
Анна Ним.
Постановлением Президента Узбекистана от 17 января 2018 года «О мерах по стабильному обеспечению отраслей экономики страны востребованными видами продукции и сырья» предусмотрено, в частности, что хлопковое масло, предназначенное для социально уязвимых слоев населения, реализуется на биржевых торгах оптовым и розничным предприятиям. Их перечень определяется Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента на основании предложений хокимиятов районов (городов), для дальнейшего распределения по установленным ценам, включающим розничную наценку в размере не более 10 %.
В документе отмечено, что отмена главой государства с 1 февраля 2018 года индивидуальных таможенных, налоговых и иных льгот, а также других преференций, предоставленных отдельным субъектам по ввозу в страну продовольственных товаров, стала важной мерой по искоренению условий, способствовавших нездоровой конкуренции, монополизации импорта отдельных видов продукции, искусственному росту цен, необоснованной прибыли.
Названы системные проблемы, препятствующие эффективной реализации намеченных мер, что приводит к образованию дефицита и спекулятивному росту цен на отдельные виды продукции и сырья, снижению рентабельности производства товаров (работ и услуг).
К таковым отнесено, в частности, недостаточные объемы отечественного производства отдельных видов продукции и сырьевых ресурсов. Это не позволяет сформировать необходимый резерв, обеспечить полную загрузку имеющихся производственных мощностей, что приводит к спекулятивным операциям и, в конечном итоге, росту цен на востребованную продукцию и сырье. Кроме того, высокие ставки таможенных платежей при импорте востребованных видов продукции и сырьевых ресурсов, не производимых в достаточном объеме отечественными производителями, способствуют образованию их дефицита и необоснованному росту цен, говорится в документе.
Для стабильного обеспечения отраслей экономики востребованными видами продукции, сырья и материалов, наиболее эффективного использования имеющихся производственных мощностей, а также оказания поддержки отечественным предприятиям в условиях либерализации экономики с 1 января 2018 года в республике внедряется порядок реализации предприятиями-монополистами 27 наименований высоколиквидной продукции на основе рыночных принципов исключительно через биржевые торги.
Президент ввел исключения из правила. Установлено, что помимо хлопкового масла на биржевых торгах в порядке исключения, по прямым договорам на основе установленных цен реализуются:
-бензин автомобильный — бюджетным организациям и автозаправочным станциям;
-дизельное топливо — бюджетным организациям, фермерским хозяйствам, производящим хлопок-сырец и зерно по государственному заказу, АО «Узбекистон темир йуллари», АО «Тошшахартрансхизмат», государственным предприятиям по сбору и вывозу бытовых отходов;
-уголь — бюджетным организациям, населению и предприятиям АО «Узбекэнерго».
В. НОВИКОВ
Высокое и обязывающее понятие «подвиг» в нашем сознании привычнее увязывается со словами «разведчика», «воинский», либо «трудовой», то есть с каким-то единовременным героическим поступком или деянием. Это справедливо, но как же оценивать тогда бесконечную – на протяжении многих десятилетий — череду казалось бы обыденных поисков и находок в деятельности учёного исследователя в далёкой от внешних эффектов сфере культуры? На ум приходит кропотливый труд Владимира Даля, на протяжении всей жизни составлявшего многотомный «Толковый словарь живого великорусского языка». У узбекского народа был такой же деятель высокого и благородного призвания – это Юнус Раджаби — ( 5 января 1897 года, — 23 апреля 1976 года) —композитор, учёный-фольклорист, организатор и руководитель музыкальных коллективов, педагог, певец, инструменталист-исполнитель, заслуженно ставший академиком и Народным артистом Узбекистана. У многих наших читателей это имя на слуху, ибо в Ташкенте есть улица и станция метро, а также Музей, носящие имя Юнуса Раджаби. Но, подозреваю, что далеко не все знают — почему такие почести оказаны этому человеку? Вкратце попытаюсь разъяснить этот феномен.
Юнус Раджаби собрал, систематизировал, записал и сохранил для будущих поколений более полутора тысяч песен и инструментальных произведений, бытующих в народной памяти в течение многих веков. Фактически, Юнус Раджаби, сделав очищенные и тщательно обработанные нотные записи, ввёл в научный и музыкальный оборот всю многовековую палитру народной музыки в 5 томах, устранив опасность утери или искажения каких-либо мелодий, которые до ХХ века лишь передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. Прекрасно об этом своеобразном подвиге Юнуса Раджаби сказал академик Вахид Захидов:
«Сорвав покрывало забвения с покрытых пылью столетий прекрасных мелодий, он отшлифовал их, превратил эти драгоценные жемчужины в достояние потомков».
Но не меньшее значение сыграло восстановление и полная академическая завершённость всех мелодий шашмакома, бытующих на территории Средней Азии. Видимо, опять нужны необходимые пояснения для несведущих читателей:
Маком — вершина среднеазиатской классической суфийской музыки, наследие высоких традиций дворцового искусства средневекового Востока. Как крупная циклическая форма он достиг расцвета в виде трёх стилевых традиций: бухарский шашмаком, хорезмский маком, фергано-ташкентский маком. В XX веке в рамках каждого стилевого направления возникли новые формы макома.
Шашмаком буквально означает «шесть макамов», то есть, система шести основных ладов для перехода между которыми применяется модуляция через побочные макамы, их насчитывается более двадцати. Классический ансамбль шашмакома включал 2—3 исполнителей, играющих на наших национальных инструментах — двух танбуров, дутара, гиджака и дойры. В основу циклов вокально-инструментальных пьес положена замечательная поэзия классиков восточной поэзии. Первая запись шашмакома была сделана в 1923 году советским музыковедом Виктором Успенским. Впоследствии в Самарканде берёт начало историческая миссия Юнуса Раджаби — собирание и запись макомов.
Он упорно разыскивал мелодии и песни, записывал их среди народа у именитых музыкантов и занимался профессиональной обработкой. Всего ему удалось собрать и издать 6 томов шашмакомов. Он также произвёл запись исполнителей этих мелодий вместе со своими учениками. Это удивило и восхитило музыкальный мир страны. В один из своих первых приездов в Ташкент Дмитрий Шостакович, наслышанный о своеобразии макомов, выразил желание послушать эту музыку. Его пригласили в радиокомитет. Прослушав более часа макомы в исполнении ансамбля, он, не сдерживая эмоций, со слезами на глазах, расцеловал Юнуса Раджаби. — «Бесподобная музыка!» — воскликнул великий композитор и попросил на память кассету с записями.
В 2003 году шашмаком был признан ЮНЕСКО объектом всемирного культурного наследия человечества (от Узбекистана и Таджикистана).
На днях мне стало известно, что в Нью-Йорке состоятся мероприятия, посвящённые прошедшему 120-летнему юбилею Юнуса Раджаби и его роли в собирании макомов. Опять же – почему?
Шашмаком появился ещё в доисламскую эпоху как придворная музыка, а своему нынешнему виду он обязан жителям Бухары, в основном, бухарским евреям, организовавшим в IX—X веках множество музыкальных школ, оставаясь главными носителями шашмакома вплоть до начала XX века. Шашмаком исполняли как на таджикском, так и на узбекском языках, как мусульмане, так и иудеи; его рассматривают как одну из объединяющих Центральную Азию традиций.
Навсегда вошли в историю шашмакома имена таких блистательных его исполнителей, как сам Юнус Раджаби, его учителя Мулла Туйчи Ташмухамедов, Шорахим Шоумаров, Домла Хамид Ибадов, Ходжи Абдулазиз, Коммуна Исмаилова, Матнияз Юсупов, Ходжихан Болтаев, Камильджан Атаниязов, Ориф Хатамов, а также великолепных певцов – выходцев из среды Бухврских евреев — Левича, Гавриэла Мулокандова , Михоэла, Рафаеля и Аврома Толмасовых, Нерье Аминова , Барно Исхаковой, , Исака Катаева , Берты Давыдовой, Карима Муминова, Ильяса Малаева , Эзро Малакова. Многое сделал для пропаганды макомов знаменитый узбекский исполнитель Тургун Алиматов, ученики Ю.Раджаби — его брат и племянник Р.и И. Раджаби, Фахритдин Садыков, а среди сегодняшних певцов шашмакома нужно выделить редкостную Мунаджат Юлчиеву и Махмуда Таджибаева.
Узбекские музыканты многих поколений внесли большой вклад в создание и дальнейшее развитие этого популярного в жизни народов нашего края музыкального жанра. Именно в нем получают отражение духовный мир человека, его чувства и переживания, мысли и чаяния, идеалы и устремления. Можно сказать, что Шашмаком достиг апогея масштабности и совершенства. При этом он отличается мелодичностью, лиричностью, обилием орнаментальных украшений и особенностями ритмических соотношений.
По инициативе Конгресса бухарских евреев США и Канады (президент – наш бывший соотечественник Борис Кандов) и газеты Bukharian Times (главный редактор — Рафаэл Некталов) уже несколько лет в Нью-Йорке проводится международный фестиваль «Shashmaqam Forever» («Шашмаком навсегда»). В связи с этим в США приглашена группа узбекских музыкантов под руководством сына Юнуса Раджаби — Хасана Раджаби, Народного певца Узбекистана, хафиза, инструменталиста, деятеля искусств, автора многих трудов по музыкальной культуре нашей страны.
Мне удалось встретиться с Хасаном Раджаби и его сыном Азизом, ярким представителем молодого поколения вокалистов, который успешно реализует свой талант как исполнением классических макомов, так и произведений современной эстрады. В обстоятельной беседе я узнал, что узбекская делегация состоит из 6 человек, вылетают они в Нью-Йорк 1 февраля. В программе их пребывания состоится пресс-конференция для журналистов, участие в концерте в Карнеги-холле, а также возможный творческий выезд в Нью-Джерси.
Оказывается, это не первая поездка наследников Юнуса Раджаби в Соединённые Штаты – они были там впервые 5 лет назад на заключительной конференции во время фестиваляShashmaqam Forever, посвящённого 140-летию крупнейшего исполнителя шашмакома в Средней Азии Левича Бобоханова. Профессор Хасан Раджаби растрогал всех проникновенными, идущими от самого сердца словами признательности к бухарско-еврейской диаспоре США, которая свято чтит память о своей исторической родине, где представители этой национальности внесли немалый вклад в развитие искусства и культуры Узбекистана на протяжении полутора веков. В дар бухарской общине он преподнёс две книги, посвященные традициям шашмакома, а также несколько видео-и компактдисков с записями узбекских и восточных исполнителей.
И в этот раз узбекские музыканты едут в США с новыми дисками, книгами и кинофильмами, которые были выпущены, изданы и сняты ко дню юбилея великого подвижника и пропагандиста узбекской классической музыки, крупного общественного деятеля (он был депутатом Верховного Совета республики) Юнуса Раджаби.
Наверняка ему в очередной раз воздадут должное и в самом крупном городе Западного мира. Скоро мы в этом убедимся.
А. ХОДЖАЕВ
Добившись отмены Распоряжения хокима Учтепинского района Ташкента об утверждении кандидатуры председателя схода граждан, избранного на внеочередном собрании, жители махалли «Хуросан» отстояли право самим выдвигать и избирать аксакала и его советников.
Вот уже более полугода как вакантно место председателя схода граждан махалли «Хуросан», что в 12 квартале Учтепинского района (Чиланзара). Махалла «осиротела» после того, как прежний аксакал подал заявление о сложении им своих полномочий. Просьбу-то его удовлетворили, но вот с тех пор сход граждан остается без лидера. А без него здесь накопилось немало проблем. Одна из главных: махаллинский комитет остался без офиса. Помещение, которое он занимал и на ремонт которого незадолго до этого потратили более 10 миллионов сумов, у него забрали и передали на баланс органов внутренних дел. Мотивировка — исполнение постановления Президента страны «О дополнительных мерах по обеспечению инспекторов по профилактики опорных пунктов органов внутренних дел служебным жильем».
Также освободили и помещение, которое ранее занимал опорный пункт инспекторов профилактики. Многие жители махалли сейчас не знают, куда обращаться, если им вдруг понадобится участковый. Сам офис схода граждан разместили в здании Ташкентского юридического колледжа, получившего скандальную известность после случившейся здесь прошлой осенью драки, закончившейся смертью учащегося. После того трагического происшествия в учебном заведении ужесточили контроль на проходной. Так что «хуросанцам» не так-то просто попасть в махаллинский комитет.
Естественно, были попытки подобрать достойную кандидатуру на пост председателя схода из числа жителей «Хуросана». Как никак махалла объединяет более шести тысяч мужчин, женщин и детей. Но районный хокимиат по разным причинам их не одобрил. И в конце концов сделал ставку на свою креатуру, рекомендуя «аксакалом» Мухаббат Мирзамухамедову.
Нужно отметить, что «хуросанцев» трудно обвинить в каких бы то ни было сексистких предубеждениях. Они в большинстве своем не против того, чтобы ими руководила женщина. Главное, чтобы это был мудрый, достойный, пользующийся авторитетом человек, которого было бы за что уважать. К сожалению, Мухаббат Мирзамухамедова по мнению основной части махаллинцев, в число таких людей не входит. Возглавляя товарищество частных собственников жилья (ТЧСЖ) «Мухаббат Нурли коммунал», она «завоевала» в 12 квартале недобрую славу. Не будем давать ей сейчас какую-либо характеристику, отметим только, что в «Хуросане» были против того, чтобы она возглавила сход граждан.
Причем об этих настроениях хорошо знали и в хокимиате, и прокуратуре, и в отделении благотворительного общественного фонда «Махалла» Учтепинского района. Несмотря на это во властных структурах решили продавить свою кандидатуру. Первоначально форум представителей граждан для проведения выборов аксакала был назначен на 29 ноября 2017 года. Однако его по непонятным причинам перенесли на следующий день. В работе собрания, прошедшего в актовом зале школы №283, участвовали всего 55 человек. В их числе и сотрудники хокимиата, районного отделения фонда «Махалла», а также не проживающие на территории махалли «Хуросан» люди – знакомые Мухаббат Мирзамухамедовой. Которая и была избрана председателем схода граждан 30 ноября на собрании, закончившимся в восемь часов вечера. И что примечательно, этим же днем хоким района своим Распоряжением утвердил ее кандидатуру. Редко встречающаяся в бюрократических структурах оперативность.
— Будь сейчас прежние времена, так все и осталось бы,- говорит активист махалли 70-летний Шавкат Шаисламов.- А как же иначе, ведь Мирзамухамедова – протеже хокимиата. Кто пойдет против власти? Никому и дела бы не было, что грубо нарушаются законы. Ведь в Законе «Об органах самоуправления граждан» четко прописано, что «ограничение прав граждан на самоуправление запрещается. Вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность органов самоуправления граждан не допускается». Но сейчас, к счастью, эпоха перемен, эпоха реформ, когда во главу угла ставится верховенство Закона. А при организации и проведении собрания 30 ноября были нарушены несколько статей Закона «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников».
По словам Шавката Шаисламова, для организации и проведения выборов аксакала необходимо было создать рабочую группу. Согласно закону, она образуется решением схода граждан или его кенгаша на период выборов. Однако такой документ принят не был. Миссию руководителя рабочей группы возложила на себя заведующая детским садом №341 Кимё Абдуллаева. Ее избрали во время выборов в 2006 году, так она с тех пор автоматически и сохраняет за собой этот пост, нарушая протокол.
О предстоящем собрании жители были оповещены в устной форме накануне его проведения. А по закону, в видных местах должны были быть вывешены извещения о предстоящем событии. Причем не менее чем за пять дней до его начала. Не было списков представителей, делегированных на выборы. Махалла объединяет 34 многоквартирных дома. От каждого дома по два делегата, а от девятиэтажек – по три. То есть в выборах должны были участвовать более 70 человек. Уже в ходе самого собрания во время выборов счетной комиссии была допущена еще одна промашка: председателем комиссии был избран человек, не живущий в данной махалле.
Само собрание проходило довольно шумно. Большинство выступающих были против кандидатуры Мухаббат Мирзамухамедовой. Но их мнения не учитывались. «Находившиеся в зале представители хокимиата и отделения «Махалла» видели эти нарушения, но попыток как-то исправить положение и ввести ход собрания в русло порядка и закона не делали – констатирует Шавкат Шаисламов.
По специальности архитектор, он принимал участие в разработке многих проектов жилых, производственных и общественно значимых зданий, в том числе таких, как Концертный зал «Истиклол» (Дворец Дружбы народов) и прилегающей к нему площади. Кропая над чертежами, он привык к тому, что его сопровождает гармония. А она, по большому счету, означает отношение и порядок. В случае же с выборами аксакала он увидел, как грубо нарушается гармония, порядок. Поэтому на следующий день после собрания, он вместе с Гулзодой Тураевой, Илхомом Насыровым и другими активистами махалли обобщил все выявленные нарушения в заявлении, в котором они просили признать недействительным решение об избрании Мухаббат Мирзамухамедову председателем схода граждан.
На первоначальном этапе они обратились с этим документом в организации районного и городского уровня. Но от них отмахнулись, сказав, что это дело самой махалли. Отправлены были письменные обращения в городскую и республиканскую прокуратуру, министерство юстиции, центр защиты прав граждан. Были и посещения Народной приемной, гражданского межрайонного суда, городского отделения и Республиканского совета по координации деятельности органов самоуправления граждан. Видимо, бесспорная доказательность аргументов, настойчивость, упорство в желание довести дело до конца, сыграли свою роль. 29 декабря 2017 года хоким района издал Распоряжение за №152/К, аннулирующее его Распоряжение от 30 ноября.
В настоящее время у активистов, что называется, хлопот полон рот. Они заняты поиском руководителя рабочей группы, составлением списка представителей от каждого дома. Но самое главное, это подбор достойных кандидатур, из числа которых сход граждан изберет своего аксакала и его советников, которому смогут доверить решение проблем махалли. А их набралось немало: это и строительство гузара, и благоустройство территории, в том числе асфальтирование тротуаров вокруг многоэтажных домов, и многое-многое другое.
Э. ХОДЖАЕВ
Указом Президента Узбекистана от 19 января 2018 года для предотвращения искусственного дефицита растительного масла в Узбекистане масложировая отрасль передана государству.
В документе, в частности, отмечено, что ограниченность сырьевой базы, в том числе недостаточное использование альтернативных масленичных культур не позволяют обеспечивать полную загрузку имеющихся производственных мощностей масложировых предприятий и удовлетворять потребности рынка в качественной масложировой продукции.
Неэффективный и не отвечающий современным рыночным требованиям механизм распределения сырьевых ресурсов и готовой масложировой продукции способствует возникновению многочисленных спекулятивных ячеек и искусственного дефицита на рынке , и как следствие необоснованному росту цен на масложировую продукцию, отмечено в Указе. Постановление Президента от 19 января 2018 г. «О мерах по ускоренному развитию масложировой отрасли» утверждена «дорожная карта» по ускоренному развитию масложировой отрасли. Она предусматривает:
— расширение ресурсной базы производства масложировой продукции за счет использования альтернативные масличные культуры;
— модернизацию оборудования на масложировых предприятиях. Их оснастят современными системами контроля и учета производственных процессов, чтобы предотвратить хищения сырья и готовой продукции, а также иные злоупотребления.
В республике вводится порядок, по которому масло хлопковое экстракционное, предназначенное для дальнейшей промышленной переработки, реализуется через биржевые торги исключительно 23 предприятиям АО «Узпахтаёг». В таком же порядке предприятиям АО «Узпахтаёг» продаются технические семена хлопчатника.
Кроме того, производители растительного масла сроком до 1.01.2019 г освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость в части объемов, произведенных на основе импортного масличного сырья.
Как ранее сообщал nuz.uz со ссылкой на официальные источники, 23 масложировых предприятия АО «Узпахтаег» до ноября 2017 года входили в состав ликвидированного Президентом холдинга «Узпахтасаноатэкспорт».
Существовавшая система хозяйственного управления хлопковой отраслью, по официальной версии, (приемка и переработка хлопка-сырца -АО «Узпахтасаноат»), (хранение и экспорт хлопкового волокна — АО «Узпахтаэкспорт»), ( производство хлопкового масла — АО «Узпахтаёг») из-за разделения производственной цепочки на три самостоятельных звена снижало эффективность и повышало затратность производства.
Данная система управления включала в себя излишние промежуточные звенья, что способствовало бюрократизации управленческих процессов и приводило к существенным неоправданным расходам на содержание управленческого аппарата, говорилось в комментарии к документу.
Президент создал единую организацию, ответственную за хлопковую отрасль, – акционерное общество «Узпахтасаноат» на основе объединения акционерных обществ «Узпахтасаноат» и «Узпахтаэкспорт», а также ликвидации холдинговой компании «Узпахтасаноатэкспорт». Акционерное общество «Узпахтаёг» выведено из данной системы в целях определения в дальнейшем оптимальных путей развития масложировой отрасли.
В. НОВИКОВ
25 января актёры и зрители ташкентского театра «Ильхом» отметят день рождения его основателя, Марка Вайля.
В вечере, посвящённом Вайлю, будут участвовать несколько поколений актёра театра, а также молодёжь из числа студийцев. Они представят фрагменты спектаклей, некогда поставленных режиссёром как на сцене «Ильхома», так и за рубежом.
Зрители увидят эпизоды из постановок «Дракон – сказка 1943», «Прошло 200 лет», «Кломадеус», «Мой белый мерседес», «Король Юбю», «Бесплодные усилия любви», «Арт», «Подражания Корану», «Радение с гранатом».
Анна Ним.
До 1 апреля будет составлена опись всех объектов материального, культурного и археологического наследия Узбекистана.
Об этом говорится в распоряжении Президента «О совершенствовании охраны и использования объектов материального культурного и археологического наследия».
Заниматься описью будут рабочие группы Республиканской комиссии по разработке проекта программы комплексных мер на 2018–2023 гг. для создания единого механизма охраны, управления и рационального использования объектов материального культурного и археологического наследия. В комиссию включены Премьер-министр, министры культуры, экономики, среднего специального и высшего образования, Президент Академии наук Узбекистана, Председатель Академии художеств Узбекистана, Председатель Управления мусульман Узбекистана, муфтий, директор Музея государственной истории Узбекистана и другие чиновники, сообщает norma.uz.
В описи должны быть отражены историко-культурное значение памятников, их техническое состояние и туристический потенциал. Результаты исследования будут собраны в единую электронную справочную базу.
Анна Ним.
Анализ деятельности микрофинансовых организаций позволил увидеть, на какие цели, чаще всего, граждане берут микрокредиты https://zajmonline.com/mikrozajm. Данные цели остаются неизменными с тех пор, как возникло микрокредитование в нашей стране.
Каждый третий заемщик берет микрозаймы на приобретение бытовой и мобильной техники
Допустим, в продаже появился более современный смартфон. Желание обладать им настолько велико, что соотечественники готовы оформить микрозайм на покупку. Они не хотят копить месяцами, считая, что проще рассчитаться по взятым обязательствам в скором времени с небольшой переплатой и начать пользоваться новым гаджетом уже сегодня. Иная ситуация касается поломки бытовой техники, которая используется каждый день. Это и понятно, ведь лишь выход одной стиральной машины заметно приближает нас к той жизни, которая была в средневековье. Микрозайм может быть использован как на покупку нового устройства, так и на ремонт имеющегося.
Займ на торжественное мероприятие
Требуется организовать юбилей или свадьбу так, чтобы празднество запомнилось всем на долгую память. Не хватает достаточно скромной суммы, чтобы провести мероприятие как следует. Идти в банк за ней неразумно. Заявка будет рассматриваться долго, а банковское учреждение может отказать, так как выдавать небольшую сумму ему невыгодно. Иная ситуация — это обращение в микрофинансовую организацию, где могут дать в долг абсолютно любую сумму. Рассчитаться по обязательствам можно со средств, которые надарили, что и делают граждане государства.
Микрокредит на завершение ремонта
Ошибиться в расчетах может каждый. Высчитав необходимое количество материалов, собственники столкнулись с тем, что их не хватило, а приобрести недостающее количество не на что. Редко кто «замораживает» ремонт до того времени, когда появятся деньги. Ведь проще оформить микрокредит и довести начатое до конца, нежели жить в комнате, где на одной стене не хватает обоев.
Деньги на погашение кредитной задолженности
Просрочка кредита сулит крайне неприятные последствия. Это и ухудшение кредитной истории, и каждодневные звонки коллекторов, а также многое другое. Лучше постараться их избежать. Понимая это, граждане страны, при отсутствии средств на внесение ежемесячного платежа, обращаются к микрокредитованию. Тут точно дадут сумму, которой хватит на то, чтобы внести платеж по кредиту.
Займы на медицинские услуги
Здоровье — это то, чем особенно нужно дорожить. Это понимают соотечественники и поэтому при появлении недуга и отсутствии денег на излечение от него, тут же оформляют микрокредиты. С долгом они рассчитываются при получении зарплаты, поправив при этом здоровье без отлагательств во времени.
Есть соотечественники, которые утаивают цели, для которых они решают оформить микрозаймы срочно. Нетрудно догадаться, что средства требуются на неотложные нужды. Следует напомнить, что при оформлении займа указывать цель заемщикам не нужно.
Мало кто станет спорить с тем, что занятия спортом в том или ином виде необходимы каждому человеку. Бодрость, подтянутость, здоровье, отличные физическая форма и самочувствие — значение всего этого тяжело переоценить. Решение заняться своим телом неминуемо влечет за собой вопрос — как именно? Если целью занятий спортом является укрепление мышц или избавление от лишнего веса, то наиболее очевидным выбором станет фитнес. Самой главной частью фитнеса являются занятия на спортивных велотренажерах.
В каждом городе без труда можно найти большое количество тренажерных залов, регулярное посещение которых — при условии грамотного подхода к упражнениям, конечно — может стать билетом к здоровью и красоте. Существует и другой вариант — купить тренажер в магазине Gipersport http://www.gipersport.ru и заниматься дома. Такой подход имеет значительные преимущества: во первых, нет необходимости регулярно тратить время на дорогу, во-вторых, зал одновременно с вами могут посещать порой очень много людей, и тогда есть вероятность того, что возможности заниматься на конкретном тренажере придется долго ждать в очереди, а ведь время — деньги, и зачастую немалые. Купить тренажер особой сложности не составит: существует множество специализированных магазинов, в том числе и в интернете, где без проблем можно подобрать подходящий по цене и функциям вариант.
Среди огромного множества тренажеров можно условно выделить две группы — силовые тренажеры и кардиотренажеры. Силовые тренажеры предлагают серьезные физические нагрузки и более всего подойдут тем, кто мечтает развить мощную мускулатуру. Различают тренажеры со свободным весом — к таким относится, среди прочих, скамья со штангой; тренажеры под собственным весом, где источником нагрузки является вес тела, примером могут служить брусья и турники; тренажеры со встроенными весами, в которых груз движется по фиксированным направляющим.
Кардиотренажеры, также называемые иногда аэробными, предназначены для тренировки выносливости, укрепления сердечно-сосудистой системы и, что чаще всего является главной целью, сжигания жира. Для людей, которые прежде всего стремятся избавиться от лишнего веса кардиотренажер является самым подходящим вариантом. Многие тренажеры оснащены специальным устройством, которое показывает количество сожженных при тренировке калорий. Кардиотренажеры включают в себя: беговые дорожки, степперы, велотренажеры, эллиптические и гребные тренажеры.
Bitcoin- отец всех криптовалют. Покорив просторы Интернета в 2009 году, не теряет своей популярности, на что есть ряд причин. Надежность алгоритма настолько высока, что ваши деньги могут быть украдены только в случае компрометации учетных данных вашего кошелька, а постоянно совершенствующиеся технологии криптографии позволяют биткиону оставаться невероятно защищенным. Биткоин полюбился всем за полную прозрачность, открытый исходный код и распространённость, однако перспективы этой валюты сейчас весьма туманны. Тем не менее добыча или майнинг этой валюты очень популярное занятие сегодня, а так же надежный облачный майнинг который без установки аппаратуры позволяет добывать эту криптовалюту.
Ethereum. По состоянию на конец 2017 эфириум – самый известный и развитый потомок биткоина. Эту валюту на фоне биткоина выделяет система смарт-контрактов (для проведения любой транзакции необходимо разрешение программы посредника, которая изучит условия проводимой сделки и только после их выполнения проведет транзакцию). С 2015 года валюта практически не показывает отрицательной динамики, только поднимаясь выше. Тот факт, что уже практически все обменники работают с этой валютой не может не говорить о больших перспективах. И самый обычный и облачный майнинг этой монеты очень популярен.
Ripple– серая лошадка с золотым потенциалом. Альтернативой биткоину не является, т.к. создан другими средства и для других целей. Главное различие в том, что биткоин предлагает проводить операции в обход банковских систем, а риппл, напротив, создан, что бы внедриться в них и совершать операции максимально быстро, но с минимальными комиссиями и более высоким уровнем безопасности. Несмотря на недоверие банков к криптовалютам, риппл начинает приживаться и имеет серьезный потенциал в банковской инфраструктуре.
Monero – визитная карточка этой криптовалюты максимальный баланс анонимности и безопасности. Именно это сочетание подарило любовь даркнет сообщества к этой валюте. А все благодаря технологии кольцевой подписи, что анонимизирует пользователя до уровня группы, в которой транзакция была совершена, не позволяя узнать что-либо о самом пользователе. Так же привлекательна за доступность майнинга.
Litecoin- вторая по популярности в мире и незаслуженно не сыскавшая славы в России. Скорее не аналог, а эволюция биткоина. По своему устройству эта сеть напоминает uTorrent, то есть, все компьютеры подключенные к этой системе объединяются в одну большую, мощную, анонимную, децентрализованную сеть. Такое устройство позволяет добиться максимальной скорости транзакций без обработки в каком-либо едином центре, что делает ее так горячо любимой во всем мире. Такой получился наш список перспективных криптовалют на сегодня.
Нынешние соперники по-разному стартовали на континентальном первенстве. Россияне не без труда и фарта буквально вырвали ничью у родоначальников футбола. Что касается словаков, они, не уступая по игре, уступили по счету сборной Уэльса. К слову сказать билеты на футбол в этот день были все раскуплены.
Эта игра была во многом решающей: кто серьезно готовится к заключительному матчу, а кто уже может поглядывать в сторону дома.
Котировки букмекеров были приблизительно равны, но малый перевес отдавался дружине Леонида Слуцкого, который был намерен дать бой словакам: «На этом Евро пока не прошло еще ни одной игры с серьезным преимуществом. Все фавориты своей игрой показывают, что им можно оказывать сопротивление».
Статистика личных встреч также была на стороне россиян. У триколоров до отчетного матча были 3 победы против 2 поражений при 4 ничьих. Есть такая украинская поговорка: сталося не так, як гадалося.
Не сказать, что первый тайм изобиловал моментами. Команды попеременно брали инициативу на себя и владели мячом. Первый серьезный момент появился у команды Козака. Это Хамшик, который в итоге получит наивысшую оценку от сервиса Who scored, ударил из-за штрафной – над перекладиной.
Перевес во владении мячом ничем не помог россиянам, когда тот же Хамшик отдавал на Вайсса. Последний на банальном, по словам комментатора, замахе убрал всю защиту и положил снаряд в дальний угол. Казалось, что с таким счетом команды пойдут отдыхать, но другого мнения были номинальные гости. Неугомонный полузащитник «Наполи» с угла штрафной исполнил шедевральный удар в дальнюю девятку ворот Акинфеева.
Второй тайм дружина Леонида Слуцкого может смело записать себе в актив, вот только что толку? Тотальное преимущество воплотилось только в один гол Глушакова на 79-ой минуте встречи.
Примечательно, что даже ключевых пасов российская сборная отдала больше – 12 против 8, равно как и точность передач была также на стороне триколоров – 85% против 72%. Но все игровые показатели должны выливаться в голы, иначе от них нет никакого толку. Кстати успейте купить билеты на матч россия бразилия который будет скоро проходить.
Над всем этим теперь можно будет пораздумать Леониду Слуцкому, вот только дома. Так как его подопечным практически ничего не светит в дальнейшей борьбе. Ведь теперь нужно надеяться на правильный исход матча англичан против соседей.
Хотя сам тренер надежды не теряет: «У нас было достаточно моментов. Все дело в низкой реализации. Реализуй мы пару моментов, мы говорили бы сейчас по-другому. Борьба будет идти до последнего».
По материалам http://ruskassir.ru/
С 16 января введена в обращение новая серия почтовых марок «Узбекская кухня», подготовленная АО «Узбекистон почтаси».
«Героями» серии, состоящей из двух марок, стали самые известные национальные блюда – плов и самса. Марка «Palov» имеет номинал 1800 сумов, марка «Somsa» — 1900 сумов.
Марки имеют форму квадрата размером 37х37 мм. Они выпущены тиражом 8 000 экземпляров. Дизайнер серии – Е. Каневец.
Анна Ним.
Национальная библиотека Испании безвозмездно предоставила проекту «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» право на изготовление факсимиле и цифровой копии знаменитого дневника Гонсалеса де Клавихо.
Дипломат и путешественник Гонсалес де Клавихо в 1404-1405 годах возглавлял посольство Испании, отправленное в Самарканд ко двору Амира Темура королем Энрике III. Путешествие де Клавихо заняло около трёх лет, из которых полгода были проведены при дворе правителя Самарканда. Свою поездку испанский посол описал в дневнике, обращая пристальное внимание на местные обычаи, детали быта и положение земель, управляемых Амиром Темуром.
На сегодняшний день известны два списка рукописи. Оба хранятся в Национальной библиотеке Испании. Дневник не раз издавался – впервые он был напечатан в 1582 году в Севилье под заглавием «Жизнь и деяния великого Тамерлана, с описанием земель его империи».
Руководитель мультимедийного проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» Фирдавс Абдухаликов провел переговоры о сотрудничестве с директором отдела манускриптов Национальной библиотеки Испании Хавьером Докампо Капиллой. По их итогам проекту было предоставлено право на создание копий рукописной версии дневника. До этого проект уже оцифровал пять ценных фолиантов, однако дневник де Клавихо откроет новое направление работы – оцифровку особо ценных рукописей, происхождение которых связано с Узбекистаном.
Анна Ним.
Во время пятничного намаза в мечетях Узбекистана была прочитана молитва за узбекистанцев, погибших накануне во время возгорания автобуса в Актюбинской области Казахстана.
Свои соболезнования их родным и близким направил председатель Управления мусульман Узбекистана, муфтий Усманхон Алимов и другие духовные лица.
Молились за погибших и в Казахстане. Верховный муфтий Серикбай Хаджи Ораз направил всем имамам Казахстана телеграмму с просьбой почтить память погибших во время пятничного намаза. Кроме того, муфтий направил соболезнования Усманхону Алимову, сообщила пресс-служба Духовного управления мусульман Казахстана.
В конце прошлого года ФСБ объявила о предотвращении терактов, которые под Новый год и выборы якобы планировали организовать уроженцы Средней Азии. Среди их целей, как рассказывали силовики, числился даже Казанский собор. На кадрах оперативной съёмки, которая разошлась по СМИ, было видно, как оперативники изымают у предполагаемых террористов целый арсенал: автоматы и гранаты.
Несколькими месяцами раньше, летом 2017 года, представители ФСБ тоже отчитывались о раскрытии террористических ячеек, состоявших из приезжих из Средней Азии. По данным консалтинговой компании Soufan Group воевать в Сирию уехало свыше девяти тысяч уроженцев из стран экс-СССР, в том числе почти три с половиной тысячи россиян. Поздравляя военных с Днём защитника Отечества, Владимир Путин озвучил схожие цифры. По просьбе самиздата журналист Дмитрий Окрест отправился в Киргизию, откуда в Сирию, по разным данным, уехало порядка пятисот человек, чтобы изучить, что толкает среднеазиатскую молодёжь к радикализации.
БИШКЕКСКИЕ СИРИЙЦЫ
В апреле 2017 года в результате теракта в петербургском метро погибло шестнадцать человек, включая самого смертника. Летом из жалоб предполагаемого организатора взрыва стало известно про «секретную тюрьму» ФСБ в Подмосковье, где подозреваемых пытают током и газом ещё до официального задержания. Эти слова подтвердили ещё несколько потерпевших, которые пожаловались в Европейский суд по правам человека. Всё это время силовики публиковали динамичную видеосъёмку задержаний предполагаемых десяти соучастников — уроженцев Средней Азии, батрачивших на низкооплачиваемых работах.
«Здесь произошли две революции, но народ ничего не получил. Нет социальных лифтов, но есть классовое расслоение», — рассказывает член Совета улемов Киргизии Кадыр Маликов, бывший советник министра МВД. Ради безопасности он договаривается встретиться в крупном торговом центре Бишкека, где среди рядов с купальниками и исламскими благовониями снуют шумные покупатели.
Такие меры безопасности оправданны: на Маликова трижды покушались религиозные радикалы, обвиняющие богослова в отступлении от ислама. В последний раз на него напали два вооружённых человека, которые после покушения уехали в Сирию. Об этом инциденте Маликову теперь напоминают несколько крупных шрамов на лице и шее, которые он прикрывает шарфом. За ним повсюду следует охранник, а ещё он не расстаётся с пистолетом «Байкал», владение которым постоянно совершенствует на стрельбище.
Но всё это Маликов называет не самой главной проблемой, больше его беспокоит другое: «По закону духовенство не может говорить о политике в исламе. Любые рассуждения о халифате и правилах джихада будут восприняты пропагандой, и главное — имамы сами боятся. От властей, несмотря на их призыв агитировать, против радикалов нет законодательных гарантий безопасности — нам даже не дали социалку для семей убитых теологов. Поэтому имамы и не выступают против «Исламского государства» (ИГ).
Тех, кто отправился на Ближний Восток, в Средней Азии называют «сирийцами»: по официальной статистике, из Киргизии уехали более пятисот человек. Маликов считает, что на самом деле цифра как минимум вдвое больше: «Есть многочисленные обращения семей, которые рассказывают о звонках уехавших в Сирию, но о них предпочитают не говорить. Растёт и динамика выездов: в 2012 году уехали восемь человек, в 2014 году — уже более двухсот. Затем Россия вмешивается в сирийские дела — и отток киргизов прекращается на время. Это не значит, что прекратилась радикализация, — просто люди решили остаться здесь и создавать ячейки на месте, ведь поступил приказ от амиров расширять территорию джихада». По его словам, часть «сирийцев» сначала как трудовые мигранты едут в Россию, а потом уже дальше. Например, питерский смертник Акбаржон Джалилов тоже выезжал в Турцию, последний перевалочный пункт перед броском в Сирию, но был депортирован оттуда в декабре 2016 года.
БЕЛЫЙ ЧАЙ, ХАЛАЛ И НАСВАЙ
Киргизия до сих не может определиться с самоидентификацией: здесь действуют негласные запреты на пение муэдзинов в жилых районах, устанавливают памятники языческому богатырю Манасу, между собой говорят на русском, носят и буркини, и мини-юбки, в горах полно западных туристов, а на рынке в открытую продают насвай. Мясные лавки украшены надписью «халал», а в кафе водку подают в чайниках как «белый чай».
«Для Запада мы часть мусульманского мира, а для соседей мы слишком европеизированные — философ Ибн Рушд здесь менее известен, чем Пушкин или Ницше. После развала СССР рухнула идеологическая машина, построенная на идеях коммунизма и атеизма, а вакуум стал заполняться национальным и религиозным. В постсоветских странах с преимущественно мусульманским населением остро стоит вопрос светскости и религиозности. Киргизские власти — наследники советской системы, для которых светскость — это полное отделение религии от государства, так как считают её угрозой своей власти», — объясняет Кадыр Маликов.
В охраняемом автоматчиками бишкекском аэропорту перед вылетом вместе с бесплатными SIM-картами раздают официальные справочники о правилах работы в России. В брошюрах предупреждают о риске попасть в неблагоприятное окружение и призывают избегать общества верующих. «Могут склонить к совершению экстремистской и террористической деятельности. Вербовщик может предлагать деньги и вступление в ряды запрещённых организаций», — напутствует справочник уезжающих на заработки.
И тому есть объяснение: в вышедшем в ноябре игиловском фильме «Пламя войны—2*» мелькает настоящий интернационал: африканцы, среднеазиаты, арабы, индонезийцы. С марта информационный ресурс «Шам Жаңылыктары» (в переводе с киргизского «Новости Сирии») публикует видеоприветы воюющих на Ближнем Востоке выходцев из Средней Азии, где славят Аллаха, отчитываются о проделанной работе и напоминают оставшимся дома, чтобы те не бездельничали.
Схожая картинка в продукции медиацентра «Хайят Тахрир аш-Шам», конкурирующей с ИГ организацией. Близкий к медиацентру видеоблогер Фарук Шами, который освещает войну, после нескольких дней раздумий отказался от интервью. «Я не могу сказать, откуда наши братья, когда заинтересовались и сколько их, — это может навредить мусульманам», — заявил Фарук, увидев предварительный список вопросов. По словам Маликова, ещё в 2012 году сирийский муфтий сообщил, что в тюрьме встретил четырёх киргизских бойцов.
В киргизских супермаркетах в среднем продаётся около двадцати изданий, бóльшая часть на русском. Половина — франшизы российских таблоидов, половина — местные. И почти во всех есть новости экстремизма: вести с сирийских фронтов, интервью с анонимным силовиком или исповеди раскаявшихся. Для борьбы с джихадистами в 2016 году при поддержке спецслужб вышел фильм «Не моя война», где родственники и официальный представитель комитета нацбезопасности предостерегают молодых об опасности сарафанного радио и WhatsApp.
«На окраинах Бишкека всюду мазанки, и это причина роста числа тех, кто ищет в религии ответы на сложные вопросы: простой народ ищет идеологические ориентиры. Люди начинают утверждать, что кредит доверия падает и к светской власти, и к официальному духовенству. Возникает опасность, когда на протестную почву, особенно среди молодёжи, приходят радикалы», — рассказывает богослов Маликов. «Исламское государство» считают опасным не только в Средней Азии: организацию назвали самой серьёзной угрозой для национальной безопасности участники опроса исследовательского центра Pew Research, изучавшего мнения граждан тридцати семи стран
ХАЛИФАТ-ЧАТ
После активной зачистки администрацией «ВКонтакте» в 2014–2015 годах исламистских сообществ большинство сочувствующих джихаду в Сирии переселились в Facebook и Telegram. Впрочем, риск бана остаётся: например, только за осень мессенджер заблокировал 25 374 каналов и ботов, связанных с ИГ. Переписка в соцсетях стала плодотворной почвой для шуток со стороны твиттер-аккаунта Д///ихад, сэволюционировавшего от стилизации под телеканал «Дождь» до одного из самых популярных Telegram-каналов на тему исламского радикализма. Из-за блокировок общее количество чатов варьируется, но можно насчитать пять ключевых, в каждом из которых свыше полутысячи пользователей. Основная масса активных пользователей чатов из Средней Азии представлена таджиками, утверждает представитель канала Сейфулла Шишанин, который взял свой ник в честь чеченского полевого командира.
«Таджиками являются администраторы одной из сетей чатов и каналов ИГ, и таджики там чувствуют себя более свободно — например, могут писать отдельные сообщения на таджикском. При этом достаточно много в Telegram и узбеков, что заметно по количеству подписчиков каналов ИГ на узбекском. Выходцы из Киргизии встречаются, но их заметно меньше. Напоминания, что нужно выходить на джихад, появляются в чатах ежедневно, однако едва ли можно говорить, что хотя бы сколь-нибудь значимая часть посетителей чатов готова перейти от слов к действию. Кроме того, те, кто очень хотел, уже давно уехали, а тем, кто захотел только сейчас, путь всё равно отрезан: попасть на территорию ИГ в Сирии и Ираке сейчас крайне сложно», — рассказывает Шишанин.
По словам модератора, среди сети таджикских чатов большинство пользователей являются трудовыми мигрантами — это заметно по временным рамкам активности, которая в целом указывает на присутствие большинства пользователей в московском часовом поясе. Однако учитывая необходимость соблюдать конспирацию, опыт жизни в России «практически не обсуждается». По словам представителя Д///ихад, типичные черты пользователя — до тридцати лет, чаще вместо высшего образования — ПТУ, безработный (либо неквалифицированный труд).
Несмотря на критику национализма в Коране, прихожане из Башкирии, Кавказа и Средней Азии отчётливо обособлены в московской Соборной мечети даже во время намаза. Впрочем, представитель Д///ихад говорит, что националистические темы видны и в ИГ: он вспоминает про конфликт между представителями чеченского и таджикского батальонов, закончившийся массовыми убийствами, и жалобы ингушей, таджиков и киргизов, недовольных тем, что казахи предпочитают оставаться в резерве, а остальных гонят на убой.
Он утверждает, что бóльшая часть общения в чатах не отличается особым разнообразием: в основном тексты на религиозную тематику и новости из зоны боевых действий. «Хотя в таких дискуссия братья проявляют полную некомпетентность, например спрашивая, чтó происходит в том или ином городе, предполагая, что его удерживает ИГ, хотя оттуда боевиков выбили ещё год назад. Редко могут в тематических чатах обсуждать и изготовление взрывчатки, и информационную безопасность». Сегодня в тренде — обсуждение Чемпионата мира по футболу в России, который активно требуют остановить любой ценой. В конце 2017 года появилось несколько агитплакатов с видами московских достопримечательностей, с призывом действовать.
ОКНО ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
К новостям о перестрелках с силовиками на Кавказе давно привыкли, поэтому для российского зрителя, судя по читаемости новостей, наиболее запоминающимися стали теракты в Барселоне, Петербурге и в Сургуте, где выходец из Дагестана ранил восьмерых топором и ножом. Спустя несколько часов появилось видео с его присягой ИГ.
Сургут — один из промышленных центров Тюменской области, где на добыче нефти и газа работает множество вахтовиков, в том числе из диаспор узбеков, таджиков и киргизов. Значительная часть собравшихся в Сирию выехала из Тюменской области, в том числе этнический русский Джихади-Толик, известный благодаря отрезанию голов на камеру. С 2013 года в регионе из-за смены персонального состава сотрудников ФСБ, работающих с религиозными радикалами, началось давление на всех мусульман, подозреваемых в салафизме, рассказывает кандидат исторических наук Игорь Бобров, который много лет занимался этническими проблемами и профилактикой экстремизма.
«Объяснили, что не имеют права вести пропаганду против российского общества. Часть задержали и депортировали, один шейх пропал в Москве, а шариатский судья уехал в Турцию, хотя читал проповеди против ИГ. В итоге усилилось отчуждение заметной части мусульман от российского общества, а исламское сообщество стало менее проницаемо для органов», — говорит Бобров. По его словам, только с юга области к ИГ присоединилась сотня человек.
«К теракту в Петербурге отнеслись настороженно. Звучало мнение, что спецслужбы всё подстроили, но позже был взрыв восторга. Барселону сторонники обсуждали активно, радуясь теракту и сокрушаясь, что им не хватает смелости осуществить подобное. Сургут обсуждали ещё более интенсивно, ставя друг другу в пример решимость террориста, — фото нападавшего поместили на многочисленные плакаты», — вспоминает Шишанин из Д///ихад.
«Среди представителей органов власти есть сторонники радикализации, которые лоббируют соответствующие интересы, в том числе в Совете при президенте. Существует реальная проблема утечки информации, так как силовики берут деньги у салафитов. При этом салафиты, в отличие от окружающих, отрицают национальное, считая это греховным», — рассказывает один киргизский проповедник, предпочитающий инкогнито из-за своей откровенности. По словам узников секретной тюрьмы ФСБ, киргизские спецслужбы активно сотрудничали с российскими, а изучение обращений в ЕСПЧ и заявления адвоката свидетельствуют о соответствующей доказательной базе.
Проповедник, пожелавший остаться анонимным, утверждает, что в 2017 году в киргизских тюрьмах началась радикализация заключённых. «Во-первых, осуждённые за разбой и воровство религиозники сидят в обычных блатных хатах, где успешно проповедуют. Во-вторых, вместо борьбы за контроль сторонники ИГ и Аль-Каиды предпочли объединиться ради переброски книг и налаживания телефонной связи. Разногласия — между верхушками в Сирии, а филиалам делить нечего», — говорит он. И добавляет, что места заключения стали «настоящими религиозными школами», но с тюремными джамаатами не ведётся никакой работы.
В свою очередь Маликов утверждает, что у имамов нет знаний политического ислама и в религиозных диспутах они не могут найти нужный стих Корана, чтобы доказать заблуждения ИГ: «Муллы не владеют соцсетями и работают по-старпёрски. Религиозные конференции проводят для отписок, а профилактики не проводится: нет ни идей, ни денег, вот и пожинаем плоды».
Министерство культуры Беларуси работает над возвращением деревянной скульптуры ангела конца XVIII — начала XIX вв. В настоящее время скульптура хранится в Ташкенте у частного лица и не может быть вывезена из республики согласно законодательству.
Об этом рассказала заместитель начальника управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Наталья Хвир. Она также сообщила, что министерство ведёт работу по возвращению деревянного ангела в Беларусь.
Скульптура выполнена из древесины липы и имеет в высоту 124 см. Стиль работы напоминает барокко. Тело ангела изображено в движении, с легким наклоном вправо. Это пристенный рельеф, предназначенный для установки к алтарю. Внутри фигура полая.
Скульптура была вывезена из страны примерно в начале 80-х годов прошлого века. Вернуть её в Беларусь нельзя из-за запрета на вывоз предметов искусства и антиквариата, действующего в Узбекистане.
В настоящее время фигура ангела нуждается в реставрации: дерево разъедено в некоторых местах и дало трещины. Скульптура хранится без соблюдения необходимых условий, что ухудшает ее состояние.
В ответ на запрос Министерства культуры Беларуси о возвращении ангела Министерство культуры Узбекистана попросило предоставить дополнительную информацию о происхождении скульптуры. Сейчас эксперты Национального художественного музея Беларуси готовят требуемый документ, сообщила Наталья Хвир порталу belta.by. Беларусская сторона надеется, что рельеф в итоге удастся вернуть из Узбекистана.
Процесс переговоров курирует Комиссия по выявлению, возвращению, совместному использованию и вводу в научный и культурный оборот культурных ценностей, находящихся за пределами Республики Беларусь.
Анна Ним.