26.4 C
Узбекистан
Понедельник, 4 июля, 2022

Владимир Неймер. Вместе с ним ушла эпоха

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
4,220участниковПодписаться

Вчера, 30 декабря, скончался известный дирижер, заслуженный наставник молодежи Узбекистана, профессор Владимир Неймер. Ему было 82 года. И, несмотря на то, что он был серьезно болен и обречен, печальная весть о его смерти ввела в ступор не только тех, кто его знал, но родных и близких Владимира Борисовича. Она потрясла и музыкальный мир. Уход маэстро – огромная, невосполнимая потеря…

Владимир Неймер останется в истории музыкальной культуры нашей республики, в памяти музыкантов и учеников как яркий представитель дирижерской школы Узбекистана, продолжатель традиций своих учителей и старших друзей: Мухтара  Ашрафи, Алексея Козловского, Григория Данияха, Куванча Усманова, Дильбар Абдурахмановой и, конечно же, своего отца Бориса Неймера. Свыше пяти десятилетий имя Владимира Борисовича привлекало внимание профессионалов   и поклонников классической музыки. Наблюдая за ним в течение многих лет, я видела, как самозабвенно служил он искусству, и в этом служении был беспощадно требователен как к себе, так и к своим коллегам. Он никогда не фальшивил ни на сцене, ни в жизни, предельно честно реализуя то, что отпущено было ему природой.

Владимир Неймер родился в 1939 году в Киеве в семье музыкантов. Отец был выдающимся дирижером Украины, мать – скрипачкой, так что выбор профессии музыканта сыну уже был предопределен. Когда началась Вторая мировая война, Неймеры с последними эшелонами были эвакуированы в Узбекистан. В Ташкенте, по признанию Владимира Борисовича, они жили в страшной бедности. Это были голодные годы, папа умер. Но мама нашла средства и возможность обучать сына музыке. В итоге он получил прекрасное музыкальное образование. Поначалу окончив, как скрипач, Республиканскую музыкальную школу имени В,А.Успенского, затем Ташкентскую консерваторию по классу скрипки профессора М.Б.Рейсона, а потом и факультет оперно-симфонического дирижирования под руководством выдающегося педагога, народного артиста СССР, профессора М.А.Ашрафи.

В течение многих лет Владимир Борисович был концертмейстером симфонического оркестра ГАБТа имени А.Навои и Государственной филармонии Узбекистана, где работал под руководством крупнейших дирижеров как нашей республики, так и бывшего Союза. Но когда он испробовал свои силы в симфоническом дирижировании, то незамедлительно принял решение посвятить себя служению этой профессии. Так, в 1973 году Неймер встал за пульт симфонического оркестра ГАБТа имени А.Навои, где состоялось его становление как дирижера. Здесь он осуществил постановку оперы «Кармен» Ж.Бизе, а также балетов «Барышня и хулиган» Д.Шостаковича, «Любовь и меч» М.Ашрафи и многих других.

В 1976 году Неймер становится вторым дирижером Национального симфонического оркестра Узбекистана, в котором успешно проработал около 40 лет. Репертуар дирижера был безграничным. Под его управлением прозвучали симфонические и инструментальные опусы композиторов западноевропейской, русской классики и композиторов современности.  Он один из немногих, кто шел широко проторенной дорогой прочного, застрахованного и гарантированно-беспроигрышного успеха, основанного на беспрестанном повторении однажды удачно найденного и принесшего первые соблазнительные лавры признания.

Неймер пользовался авторитетом. Его уважали и даже побаивались. Последнее относилось, скорее, к тем, кто не отличался особой радостью в работе, ибо требовательность дирижера была всегда закономерной и естественной. Он не щадил себя, требуя того же от других. Работа с ним, как правило, приводила к положительным результатам. Владимир Борисович тщательно изучал партитуры, исходя, прежде всего, из намерений композиторов, запечатлевших их с предельной точностью, достойной пристального изучения и осмысления. В результате такой тщательной работы ему удавалось очистить давно заигранные, обросшие бесчисленным количеством исполнительских штампов страницы композиторских опусов и представить их в первозданной, прекрасной чистоте. Напомню его инициативу исполнения в середине 90-х годов всех фортепианных концертов великого Рахманинова на сцене Большого зала Ташкентской консерватории. В фокусе дирижера были такие масштабные произведения, впервые исполненные в Ташкенте, как «Мессия» Генделя, опера «Абу Гасан» Вебера, оперетта «Пинафор» Салимана, Шестая и Четырнадцатая симфонии Шостаковича, Лондонская симфония Воана-Уильямса, поэма «Смерть ребенка» Ульриха и многие другие.

Премьеры своих музыкальных опусов ему не раз доверяли и композиторы Узбекистана – Т.Курбанов, Ф.Янов-Яновский, Д.Сайдаминова, А.Мансуров. Вручая маэстро свои партитуры, они знали, что их сочинения будут исполнены на высоком художественном уровне. С Национальным симфоническим оркестром Узбекистана дирижер гастролировал в Москве, Санкт-Петербурге, Баку, Киеве, Риге, Новосибирске, Владивостоке, Душанбе и Анкаре.

Эрудиция Неймера позволяла ему успешно решать интереснейшие репертуарно-исполнительские проблемы. Например, составить филармонические абонементы так, чтобы они были содержательны, разнообразны, целенаправленны не только по своим программам, но и исполнительским силам, чтобы содержание абонементов удовлетворяло вкусы любителей музыки, и не только удовлетворяло, но и воспитывало одновременно слушателей, впервые приобщившихся к большому искусству.

Успешно работал профессор Неймер в классах оперно-симфонического дирижирования и оперной подготовки Государственной консерватории Узбекистана, где осуществил постановки таких произведений, как «Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха, «Джанни Скикки» и «Богема» Д.Пуччини, «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Травиата» Д.Верди, «Мавра» И.Стравинского и «Оркестр» Ф.Янов-Яновского, «Евгений Онегин» П.Чайковского и другие. Как верно отметил заслуженный деятель искусств Узбекистана, режиссер-постановщик А.Е.Слоним, «Владимир Борисович был прирожденным дирижером-педагогом, воспитавшим многие поколения певцов».

И вчера многие из них откликнулись на смерть учителя, среди которых  солист ГАБТ имени А.Навои Ришат Решитов: «Дорогой Владимир Борисович… Счастлив, что имел возможность учиться у такого прекрасного педагога, как Вы. Вы – уникальный человек, настоящее золото. Память о Вас наполнена любовью, уважением и благодарностью. Спасибо Всевышнему за встречу с Вами. Покойтесь с миром, наш дорогой Учитель!!!».

Неймер постоянно занимался и с оркестром Музыкального театра-студии консерватории. С большим успехом под управлением маэстро исполнялись как разнообразные концертные программы, так и дипломные работы студентов композиторского отделения. Его интерпретации практически всегда были примером вдумчивости, сердечности, тонкости, огромной воли и силы духа. Он был невероятно принципиальным человеком и художником, и если это касалось творчества, то он всей своей сущностью противостоял халтуре, безразличию, лени. А сколько маэстро дал концертов, собирая полные залы, когда находился за пультом Юношеского симфонического оркестра Республиканского музыкального лицея имени В.А.Успенского, художественным руководителем которого он был в течение многих лет. Маэстро гордился победами этого коллектива, который в 1991 году в Новосибирске занял с ним второе место на международном конкурсе оркестров, а в 2007 году был удостоен Государственной премии «Нихол».

Владимир Неймер был первым дирижером, который по собственной инициативе, около 20 лет назад, создал эксклюзивный класс симфонического дирижирования, в котором обучались дети с девяти лет. Такого аналога подготовки будущих дирижеров нигде в мире не было. Один из таких выпускников этого класса Азиз Шохакимов, имя которого сегодня хорошо известно в музыкальном мире.  Назову имена и более юных на тот период учеников Владимира Борисовича, которых он любя называл «дирижерчиками» – Руслан Бекмаев, Эдуард Юденич, Нурон Мукумий, Бехруз Нематов, Иван Денисенко, Асадбек Аюбджанов. Эти ребята активно участвовали в проектах своего педагога и, стоя за пультом оркестра, дирижировали серьезными инструментальными опусами. А он не уставал им повторять, что «дирижер – суперпрофессия, что это неординарные люди, которые обязаны обладать знаниями, слухом, вкусом, чувством гипноза, внушения, должны уметь передать свою волю оркестру».

Многие годы Неймер работал с Молодежным симфоническим оркестром Поволжья, который тесно сотрудничал с фондом великого Владимира Спивакова и музыкальной организацией «Еврооркестрия». С этим творческим коллективом маэстро побывал на гастролях во Франции, Польше, Германии, в городах Сибири. Выезжал он, как дирижер, и всегда брал с собой Азиза Шохакимова, а также других молодых, талантливых музыкантов в составе семи или десяти человек. Концертов было много, и это была прекрасная практика для его ребят.      

В нашей исключительно динамичной и неспокойной жизни Владимир Борисович сохранял верность избранной профессии, отдавая сердце музыке и людям, помогая им стать чище и добрее. Он всегда был  в движении. Помню, как он – авторитетный музыкант, находящийся в расцвете своих сил и возможностей, был искренен со мной, когда я интервьюировала его в связи с очередным юбилеем. Впрочем, приведу фрагмент этой беседы.

— Владимир Борисович, а вам случалось рисковать?

— Еще как. Без риска искусства не бывает. Помню, как с одной репетиции исполнял симфонию Малера, а брамсовскую вообще играл без репетиции. Немало аналогичных случаев было и в оперных спектаклях, когда внезапно заменял за пультом заболевших коллег.

— Скажите, пожалуйста, где вам уютнее стоять: за дирижерским пультом в театре или в филармонии?

— Меня греет творческий процесс и в той, и в другой ипостаси.

— А какие профессии вы уважаете так же, как свою? На мой взгляд, профессия дирижера – одна из самых сложных и загадочных.

— Знаете, каждая профессия специфична и по-своему сложна. А вообще-то мой девиз: «Не важно, что делать, а как делать». Об этом я очень часто говорю своим ученикам.

— Что вы не приемлете в людях? От чего вам становится холодно во взаимоотношениях с коллегами и друзьями?

— Не хочется говорить банальности, но я не люблю злобных людей.

    — Что бы вам хотелось поставить, исполнить?

— Хочется многого… Давно, к примеру, мечтаю о «Реквиеме» Верди.

— Как вы отдыхаете?

— Умение отдыхать – тоже большое искусство. Отдых должен служить тому, чтобы запастись новыми силами для будущей работы. Обожаю шахматы, а ещё более рыбачить и купаться.

— А что значит для вас дом?

— Мой дом – моя крепость. Здесь близкие мне люди, здесь меня понимают и принимают таким, какой я есть. Люблю животных: в нашей квартире две кошки и собака. Они – истинные друзья, никогда не обидят и не предадут.

А еще маэстро смог зажечь пламя в своих учениках, и сегодня они продолжают дело своего учителя: Бобомурод Худайкулов – дирижер ГАБТ имени А.Навои, Алибек Кабдурахманов – главный дирижер заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Узбекистана. Азиз Шохакимов – музыкальный и художественный руководитель Страсбургского

филармонического оркестра…

Вот таким был Владимир Борисович Неймер – поразительный человек и прекрасный музыкант профессиональной честности и стойкости, мастер своего дела, чье имя навсегда останется в памяти и в истории дирижерского искусства Узбекистана. Вместе с ним ушла эпоха…

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из интернета и архива автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Искусство игры на чанге не имеет границ

Презентация первого на территории Центральной Азии нотного сборника «10 концертных пьес для чанга соло» Равшана Тухтамишева. Президент Республики Узбекистан, Ш.М....

Больше похожих статей

ЎЗ
×
×