13.8 C
Узбекистан
Пятница, 23 октября, 2020

Вера Плунгян. В гармонии с профессией

Топ статей за 7 дней

В Ташкенте сотрудник хокимията предложил пенсионерке подарить ее квартиру районным властям (видео)

Сестры Юха и Нурилнисо Мустаяповы – одинокие пенсионерки. Работали всю жизнь, ухаживали за больной мамой, и так...

В Ташкенте женщина вмешалась в прямой эфир репортажа о низких ценах на мясо и уличила корреспондента во лжи (видео)

Во время съемки репортажа о ценах на продукты питания корреспондент телеканала «Узбекистан 24» рассказал о том, как...

В Кашкадарье сотрудники завода Uzbekistan GTL устроили массовые беспорядки. Минэнерго прокомментировало инцидент (видео)

На строительной площадке завода «Uzbekistan GTL» сотрудники подрядной организации устроили массовые беспорядки. Как сообщают...

Подпишитесь на нас

51,631участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
2,270участниковПодписаться

19 августа. Как много памятных дат в этот день: Преображение Господне, собаки-космонавты Белка и Стрелка, Всемирный день гуманитарной помощи, ГКЧП… А еще 19 августа, правда, в разные годы, родились: Габриель Коко Шанель – законодательница моды ХХ века, Билл Клинтон – 42-й президент США,  Владимир Баграмов – заслуженный артист Узбекистана, писатель, драматург, поэт и многие другие, а также та, которой  посвящен этот материал.

Сегодня юбилей Веры Зиновьевны Плунгян (1935-2017) – мэтра отечественного музыковедения, кандидата искусствоведения, историка музыки и критики, создателя собственной школы музыкальной журналистики, профессора кафедры истории музыки и критики Государственной консерватории Узбекистана, члена Союза композиторов и бастакоров Узбекистана, члена Попечительского совета по творческому наследию С.Юдакова, члена Международного общества по изучению ХVIII века (Оксфорд). Эту ее дату помнили не только друзья и коллеги, но и ученики: ежегодно в этот день домашний телефон Веры Зиновьевны просто раскалялся от звонков, а квартира благоухала ароматами полевых цветов, гвоздик и садовых роз. Все спешили поздравить эту замечательную женщину огромного обаяния и искрометного остроумия, являющуюся для всех нас неким символом, эталонным музыковедом. А юбилейные даты Плунгян становились поводом для разговора в республиканских СМИ о педагогической и творческой деятельности мэтра музыковедения. Вот и сегодня хочется вспомнить выдающегося педагога, оставившего добрый след в музыкальной культуре Узбекистана.

В Вере Зиновьевне совмещалось очень многое. Это не только обучение учеников тонкостям профессии, воспитание истинного вкуса и способности самостоятельно мыслить. Это и нравственные уроки, преподносимые личным примером в самых разных жизненных ситуациях. Она прививала им беззаветную преданность искусству, бескомпромиссность в восхождении к его вершинам. Поразительной была ее энергия, трудоспособность, не было предела выдержке и такту, дружеской поддержке и неистощимому терпению. В ее классе нельзя было делать что-то вполсилы. К своей профессии она относилась с трепетом и глубочайшим уважением, поэтому заслужить ее уважение можно было только самым честным служением профессии.

Ее ученики, которых кто-то из коллег назвал «Могучей кучкой», публиковали под ее руководством материалы на страницах республиканской прессы, активно участвовали в заседаниях «круглого стола», в межвузовских конференциях по проблемам музыкальной критики, в различных общественных мероприятиях, будь то совет по музыкальной критике или пресс-центры.

Впрочем, приведу слова одной из ее известных и любимых учениц Барно Икрамовой: «Творческий потенциал плунгяновской «Могучей кучки» всегда был настолько крут, что топ-листы почти всех конкурсов по музыкальной критике и журналистике занимали фамилии учеников «В.3.». Могу заявить с полной ответственностью, что музыкальная журналистика в Узбекистане – это в огромной степени креатура Веры Зиновьевны Плунгян».

Многие из ее «официальных» и «неофициальных» учеников сходятся в искренних словах благодарности судьбе, пославшей им Веру Зиновьевну, которая научила их сложной премудрости музыковедческого таинства, вложив в их души огонь самоотдачи, чтобы делать нашу сложную профессиональную работу. Они с теплом вспоминают, как заработанный жизнью авторитет она умела направить на содействие благим начинаниям и не могут забыть ее педагогической щедрости и сегодня, ведь она до последнего вздоха жила их жизнью, искренне радуясь их успехам.

Я не являюсь ученицей Веры Зиновьевны по специальности, но мне посчастливилось слушать у нее цикл лекций по истории зарубежной музыки, работать на одной кафедре и лично встречаться с ней до и в процессе работы над монографией о ней, которая скоро выйдет в свет. В этом человеке меня с первой встречи, когда я еще была студенткой консерватории, пленила ее благородная непринужденность, сквозящая в каждой фразе, в каждом ее движении, жесте. Ее манера преподавания была очень оригинальной, а рассказы о творчестве великих композиторов отличались простотой и доходчивостью. Помню, как она заворожила нашу группу тонкостью и остроумием суждений, яркими афоризмами и четверостишиями, а доброжелательный тон общения, простой и полный душевной теплоты пленил нас окончательно. Тотчас же стало понятно, что перед нами не человек, собравшийся изводить студенческую аудиторию сухим теоретизированием «по данному вопросу», а человек дела, досконально знающий предмет изнутри, познавший все «подводные рифы» своей профессии и в то же время беспредельно преданный ей.

Мы сидели на ее лекциях, не дыша и открыв рот. Ведь когда Вера Зиновьевна начинала говорить, в аудитории создавалась особая атмосфера, удивительная тишина, где каждое слово, взгляд педагога были наполнены глубоким смыслом. До сих пор удивляешься продуманности лекции, строящейся на чередовании «рельефного» и «фонового» материала. «Фоном» всегда служили отступления, разряжающие обстановку, но обязательно имеющие познавательное значение. Так, с юношеских лет мы много знали о Бахе, его трудолюбии (этот факт обязательно подчеркивался), приводились удивительные подробности из жизни композитора, а когда речь шла о конкретном сочинении, Вера Зиновьевна садилась за рояль и играла наизусть обширные фрагменты. Все отступления от темы урока были ограничены во времени: она никогда не удалялась в пространные рассуждения или воспоминания, но достигала главной цели, направленной на расширение кругозора учащегося, накопление знаний, необходимых для творческого роста любой личности.

В моей памяти осталось не менее яркое впечатление от объемной лекции по истории зарубежной музыки, посвященной Й.Гайдну, «с ходу» прочитанной В.З.Плунгян, когда наша группа музыковедов не успела подготовиться к семинару по Г.Ф.Генделю. Она рассказывала о нем так ярко, что, казалось, сама была свидетелем и участником всех событий его личной и творческой жизни.

Весьма широк и круг научных интересов В.З.Плунгян. Перу музыковеда принадлежит множество публикаций: научные и методические труды, книги по музыкальной критике, монографии, очерки, эссе, мемуары, рецензии, критические статьи. И все ее научные исследования, публицистические выступления прямо или косвенно связаны с педагогическим опытом. Безусловно, то, что выходило из-под пера этого музыковеда, обогащало ее преподавательскую работу. Даже находясь на заслуженном отдыхе, она сохраняла связь со своей любимой Alma mater, оставаясь в контакте как с коллегами, так и со студентами, продолжая работать над своими новыми опусами. Она принадлежала к тем критикам, деятельность которых очень тесно соприкасалась с композиторским творчеством. Причем не просто соприкасалась, а я бы сказала, переплеталась, смыкалась с ним. В ее статьях звучала их музыка…

Всю свою жизнь Плунгян посвятила и исследованию творчества выдающегося узбекского композитора второй половины ХХ века Сулейману Юдакову, создав около 50 научных трудов, начиная с диссертации и, заканчивая четвертой книгой о нем. Она очень дорожила как этим наследием, так и его высказыванием в ее адрес, как биографа, которого он называл «автором Сулейманистики, Юдакологии, Майсараведения». Созданная ею тетралогия, посвященная жизни и творчеству одного композитора в нашем регионе – это прецедент в истории музыковедения Узбекистана, как и создание этих четырех книг: монографический очерк «Вехи творческого пути», монография «Исследование выдающегося произведения «Проделки Майсары», посвященная одному произведению, сборник «Сулейман Юдаков в воспоминаниях современников» и книга-альбом «Сулейман Юдаков. Музыка на все времена». Все эти опусы биографа о С.Юдакове — не только дань его памяти, но и прикосновение к истории страны, в которую навечно вписано имя классика узбекской музыки.

Всякий раз, заглядывая в класс Веры Зиновьевны, я встречала ее мягкий и теплый взгляд, неизменную доброжелательность, готовность сострадать возникшим проблемам и помогать в их разрешении. От света, излучаемого ею, становилось невероятно легко на душе. Ей удивительным образом удавалось создавать атмосферу понимания и дружелюбия, где бы она ни появлялась. Ей было присуще редкое чувство ответственности, она не могла упустить ни одной детали, касающейся творческого процесса. Я благодарна судьбе за многие годы дружбы и общения с ней.

Такой была Вера Зиновьевна Плунгян. Такой мы ее помним и любим. И лучшая дань ее светлой памяти, приносимая учениками, коллегами, последователями – это новые их опусы, конференции и конкурсы по музыкальной критике, где особенно ценится духовная атмосфера, неизменно окружавшая Веру Зиновьевну, где и сегодня ощутимо ее незримое присутствие. Вечная ей память и наша любовь…

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из архива автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Наргиза Нуруллаева: сегодня в стране зафиксированы случаи повторного заражения коронавирусом

Член штаба по борьбе с коронавирусом Наргиза Нуруллаева рассказала о зафиксированных случаях повторного заражения коронавирусной инфекцией в...

Авторы популярного сериала, который приобрел Netflix за $1 млн, снимут приключенческое фентези в Узбекистане

НА "Узбеккино" подписало меморандум о сотрудничестве с российской кинокомпанией "Спутник Восток Продакшн" по съемкам фильма "Солнце на вкус" В...

Хабиб – Гэтджи. Уже завтра!

Хабиб Нурмагомедов будет сражаться с Джастином Гэтджи за титул чемпиона в легком весе. Этот поединок возглавит турнир UFC 254, который будет проходить...

Жители ташкентского зоопарка (фото)

Будни обитателей столичного зоопарка.

Станет теплее: Узгидромет рассказал о погоде на выходных

Вчера на территорию Узбекистана осуществилось вторжение холодного воздуха с районов Урала. По всей территории республики наблюдалось увеличение облачности, по областям Ферганской долины, в горных и предгорных районах прошли...

Больше похожих статей

ЎЗ