Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Обнимитесь, миллионы» великого Бетховена

«Обнимитесь, миллионы» великого Бетховена

Нынешняя музыкальная жизнь Ташкента так разнообразна и насыщена, что порой бывает непросто выбрать, какой из концертных залов Государственной консерватории Узбекистана или театров посетить в свободный вечер. Афиши пестрят разнообразными программами классических концертов, названиями опер, балетов и других синтетических жанров.


«Обнимитесь, миллионы» великого Бетховена

Так недавно в Большом зале консерватории прозвучала Девятая симфония великого Людвига ван Бетховена – одно из тех симфонических полотен, которые хотя бы раз необходимо услышать вживую каждому ценителю классической музыки. В ее исполнении приняли участие Заслуженный коллектив Национальный симфонический оркестр Узбекистана (художественный руководитель народный артист республики Исмаил Джалилов), камерный оркестр «Юные дарования» (художественный руководитель Муборак Лутфуллаева), Государственная хоровая капелла Узбекистана (художественный руководитель Анна Туркина), а также певцы – солисты Государственного академического театра опера и балета имени А.Навои Надежда Банделет, Яника Багрянская, Абдулла Ширинов и заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов. Дирижировал симфонией лауреат международных конкурсов Алибек Кабдурахманов.

«Обнимитесь, миллионы» великого Бетховена


Немного об истории создания бетховенского шедевра, который композитор «вынашивал» долгие годы и создал его за два года, будучи совершенно глухим, когда жизнь уже подходила к своему завершению. Как Прометей, давший людям огонь, он мечтал подарить им Мир, Радость и Счастье на земле. Бетховен был по натуре борцом. Он никогда не сдавался. И, несмотря на то, что судьба уготовила ему жестокое испытание, лишив слуха, он не отступил, «схватив ее за глотку». К тому же Бетховен обладал гордым и независимым характером, что было неслыханно для того времени. Одному из аристократов он писал: «Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности рождения. Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует, и будет существовать тысячи. Бетховен же – лишь один».

Последняя Девятая симфония немецкого гения явилась не только итогом его жизненного и творческого пути, но и взглядом в будущее. Композитор написал ее по заказу Лондонского симфонического общества, посвятив королю Пруссии Фридриху-Вильгельму III, герою национально-освободительной борьбы немецких княжеств против Наполеона.

Симфония состоит из 4 частей, ее исполнение длится 1 час 15 минут. Бетховен стал первым крупным мастером, создавшим монументальное симфоническое полотно, в исполнении которого был задействован не только оркестр. В последних разделах его финальной части участвует хор и солисты. А поэтической основой этих разделов стала «Ода к радости» Фридриха Шиллера, текст которой и исполняется солистами и хором. Это первый образец, когда крупнейший композитор использовал в симфоническом полотне человеческий голос в одном ряду с инструментами. Ни один автор до Бетховена никогда не использовал в симфонии человеческий голос. Финал, который кажется нам сегодня таким очевидным, рождался долго и мучительно. Записные книжки композитора показывают также, какую огромную работу проделал Бетховен, прежде чем нашел сольное вступление певца-баса.

«Обнимитесь, миллионы» великого Бетховена


Забегая вперед, отмечу, что солисты пришли в ужас, когда увидели, какой трудный материал предлагает им композитор. Они обратились к нему с коллективной просьбой упростить партии для голоса. Бетховен отказался. Знаменитое контральто Каролина Унгер, во время второй и последней репетиции не выдержала и устроила скандал, назвав Бетховена «тираном всех певцов».

Премьера Девятой симфонии состоялась 7 мая 1824 года в венском театре «У Каринтийских ворот» в очередном авторском концерте Бетховена. Композитор, полностью потерявший слух, только показывал, стоя у рампы, темп в начале каждой части, а дирижировал венский капельмейстер И.Умлауф. Когда отзвучали финальные ноты, зал взорвался аплодисментами и криками восторга, слушатели, потрясенные красотой симфонии, устроили настоящую овацию. Но Бетховен, слышавший только свою музыку, продолжал стоять спиной к залу. Тогда взволнованная Каролина Унгер бросилась к нему, взяла за руку и указала композитору на публику. Бетховен повернулся к залу – и увидел величайший триумф, когда-либо выпадавший на его долю. Слушатели бросали в воздух шляпы и платки, чтобы не слышавший аплодисментов композитор мог видеть восторг публики; многие плакали. От пережитого волнения Бетховен лишился чувств.

Титанический размах и мощь Девятой симфонии, ошеломившие современников, продолжают поражать и сегодня. ЮНЕСКО внесло ее в список мирового культурного наследия единственную из музыкальных произведений. А «Обнимитесь, миллионы» – призыв символа единения –позже стал гимном всей Европы в аранжировке маэстро Герберта фон Караяна. Несмотря на столь высокие посылы, музыканты обращаются к этому шедевру не так часто. Его исполнение требует высочайшего профессионализма. Такая музыка налагает ответственность и на слушателя. Он должен быть готов открыть свое сердце для радости и общения.

«Обнимитесь, миллионы» великого Бетховена


Идея недавнего исполнения Девятой симфонии в нашем городе принадлежит молодому музыканту-энтузиасту Алибеку Кабдурахманову, который признался в беседе с автором этих строк, что давно вынашивал замысел ее исполнения. Ему очень хотелось, чтобы и у исполнителей, и у публики возникали те самые эмоции, какие были у Бетховена, когда он писал свое великое произведение. Безусловно, этот опус потребовал огромной и кропотливой работы.

Подготовка Девятой стала важным творческим этапом и в работе Государственной хоровой капеллы Узбекистана. «Мы все знали, что прикасаемся к гениальному произведению, – отмечает Анна Туркина. Идея единения миллионов, которая провозглашается в этом сочинении Бетховена, особенно актуальна в наше суетное и динамичное время. Отрадно, что на концерте получилось настоящее единение оркестра, хора, солистов и зрительного зала. А для того, чтобы это произошло, потребовалась большая работа. И мы увлеченно репетировали».

Итак, огромный объем сочинения, большой состав участников, невероятное разнообразие характеров и приемов развития тематизма только в первых трех частях, не говоря уже о финале, исполнявшемся на языке оригинала, поставили перед дирижером, хормейстером и солистами чрезвычайно сложные задачи, с которыми они, на мой взгляд, справились. Руки Алибека Кабдурахманоав ваяли живой монументальный ансамбль путем податливой и органичной самоотдачи музыкантов на его жесты. Интерпретацию дирижера отличало исключительное проникновение в стиль бетховенской партитуры, в которой он переносит центр масс симфонии на финал, — в результате чего три предыдущие части явились своего рода прелюдией к нему.

«Обнимитесь, миллионы» великого Бетховена


Однако прежде чем публика услышала голоса солистов и всего хора, она пережила удивительное время погружения в мир человеческих переживаний, которые донесли звуки оркестра. Это были миры активной пульсации, ритма, завораживающих интонаций тревоги, напряжения, радости, ликования, а также миры созерцания и философских размышлений. Оркестранты, сосредоточенные и организованные, были полностью поглощены процессом интерпретации.

Первая часть отличалась умеренным темпом, подкрепленным слегка «утяжеленными» аккордами. Главная тема звучала внятно, с небольшой экспрессией. Венчала эту часть величественная кульминация, очень плавно появившаяся на фоне мерного рокота литавр. А во второй и третьей частях, в которых музыка движется спокойно и неторопливо, дирижер дал слушателям возможность услышать оркестровую колористику гениального симфонического полотна.

Однако все разнообразие форм, все богатство музыкальных средств как оркестровых, так и хоровых, было подчинено единой господствующей идее, получившей грандиозное по своей яркости воплощение в финале, венчавшим борьбу, кипевшую на протяжении всей симфонии. Он начинается с апокалиптического состояния подобного фреске «Страшного суда» Микеланджело.

«Обнимитесь, миллионы» великого Бетховена


Первая фраза солиста Кирилла Борчанинова: «О, друзья, не надо этих звуков! Давайте настроимся на звуки, полные радости!» – не отрицает этот Страшный суд, а уходит дальше, вперед от него. И уже все, что следует за вступлением солиста – это, скорее, ангельский хор, звучащий очень нежно. Здесь выделяются женские голоса и в хоре, и среди солистов (Надежда Банделет, Яника Багрянская). А потом вновь резкий звук, выступающие на передний план партии мужских голосов, холодноватая, отточенная нюансировка. В результате монументальное творение завершилось огромной ликующей силой хорового гимна и последним оглушительным ударом всего оркестра, с которым слилась овация из аплодисментов благодарной публики. Не буду скрупулезно подмечать мелкие промахи, они были. Но ничто не могло испортить общего впечатления от яркого и запоминающегося исполнения бетховенского шедевра.

Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото: Михаил Левкович (№№1.5), Азамат Саидов (№6).
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Пропавшую 14-летнюю девочку с Чиланзара обнаружили через восемь часов поисков

В Андижанской области мать до смерти забила палкой своего 5-летнего сына

От аэропорта до Tashkent City пустят надземную транспортную систему «Стрела»

ГУВД Ташкента опровергло информацию о «чиланзарских» и «юнусабадских» воровских группировках старшеклассников (видео)

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова