Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Концерт Молодежного симфонического оркестра Узбекистана ярко завершил уходящий сезон

Концерт Молодежного симфонического оркестра Узбекистана ярко завершил уходящий сезон

Одним из ярчайших событий уходящего концертного сезона стал недавний концерт Молодежного симфонического оркестра Узбекистана под управлением художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного артиста республики Камолиддина Уринбаева.
Концерт Молодежного симфонического оркестра Узбекистана ярко завершил уходящий сезон

Он состоялся в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана и был из серии тех, которые звучат только «здесь и сейчас», как и в природе не дано быть двум одинаковым дням. Каждое выступление этого коллектива никого не оставляет равнодушным в зале. Концерт за концертом маэстро Уринбаев – человек удивительной, неиссякаемой энергии - ставит вечные вопросы, побуждает вспомнить и переосмыслить сюжеты исполняемых опусов, размышляет над тем, что есть добро, а что зло.

Вот и недавний классический вечер был неповторим. И те, кто пришли на концерт Молодежного оркестра, были вознаграждены несказанно. В тот вечер вниманию слушателей была предложена насыщенная и во многом уникальная программа: в первом отделении Полонез из оперы «Евгений Онегин» и Скрипичный концерт П.И.Чайковского, а во втором – Концерт для валторны Р.М.Глиэра и Первая симфония В.С.Калинникова. И если произведения Чайковского и Глиэра, хорошо известны слушателям, то симфонический опус Калинникова коллектив открыл публике. Он практически не звучит, незаслуженно оставаясь, вне поле зрения и музыкантов, и любителей музыки. Так было с творчеством Баха до воскрешения его музыки Мендельсоном, так было с Шубертом и многими другими композиторами. Но ведь то, что музыка не исполняется, совсем не значит, что она некачественно сделана, просто не все исполнители, к сожалению, к ней обращаются, хотя тот же Калинников создал немало прекрасных композиций. Однако вернусь к концерту.
Открыл программу торжественный Полонез из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского исполненный с блеском в чуть «приподнятом» темпе, что придало его хрестоматийной узнаваемости дополнительную экспрессию. Публика была в восторге.

Продолжением общественной эйфории стало выступление лауреата Международных конкурсов Лилии Шайбаковой с Скрипичным концертом Чайковского (ор.35), являющегося одним из самых светлых и оптимистических творений композитора. Он был написан в 1878 году, и посвящен вначале Леопольду Ауэру, но тот не решился сыграть это произведение из-за его сложности для исполнения. Первый раз концерт исполнил с оркестром в Вене Адольф Бродский, которому впоследствии автор его и посвятил. Сегодня это чрезвычайно часто играемое на концертной эстраде сочинение, ставшее к тому же обязательным на третьем туре Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Так что музыканты при исполнении, как правило, сталкиваются не только с техническими, но и чисто исполнительскими сложностями, связанными с так называемой «традицией исполнения». Сразу замечу, что в тот вечер была только замечательная музыка Чайковского.
Концерт Молодежного симфонического оркестра Узбекистана ярко завершил уходящий сезон

Произвела впечатление четкая игра солистки, подчеркнувшей лирическое начало в сольной партии скрипки, поэтому в ее интерпретации музыкальное развитие происходило несуетливо и неспешно. А вот коду первой части скрипачка исполнила стремительно. Замечательно прозвучала не только каденция, но и Canzonetta – Шайбакова и маэстро Уринбаев «дышали» вместе с коллективом. Этот синтез трех компонентов: солистки, дирижера и оркестра имел место и в финале, в котором, как и в предыдущих двух частях, звучала Музыка, чему свидетелями стали мы – слушатели. Виртуозность партии солирующего инструмента сочеталась здесь с подлинной симфоничностью, темпераментностью музыки, яркостью и сочностью оркестрового колорита. В результате зал разразился аплодисментами, устроив исполнителям настоящий гром оваций.
Концерт Молодежного симфонического оркестра Узбекистана ярко завершил уходящий сезон

После антракта на сцену вышел артист Молодежного оркестра, концертмейстер группы валторн Сарвар Худойбердиев, которому предстояло исполнить Концерт для валторны с оркестром (ор.91) Р.М.Глиэра. Этот опус был написан композитором в 1951 году для замечательного российского музыканта В.Полеха, прекрасно владевшего своим инструментом, которому он его и посвятил. Серьезность и содержательность музыки, великолепное использование выразительных возможностей валторны, классичность формы сделали Концерт Глиэра одним из популярнейших сочинений для валторны, представляющее собой жизнерадостное произведение, в котором преобладают мажорные тональности и светлые оркестровые краски.

Исполнение этого опуса принесло Худойбердиеву замечательный успех, который нарастал от первой части к финальной третьей. Солист раскрыл, какие замечательные возможности заложены в его инструменте. Ведь принято думать, что валторна – инструмент преимущественно «кантиленного» типа, и сама природа, казалось бы, ограничивает возможности исполнения на нем технически сложных произведений. Однако Худойбердиев доказал, что в его руках валторна стала подлинно универсальным инструментом. Музыкант показал красивый звук, блестящую подвижность и легкость в преодолении технических сложностей, а также художественный вкус. Не могу не отметить великолепное взаимопонимание, сложившееся между солистом, дирижером и оркестром, аккомпанировавшим на одном дыхании.
Концерт Молодежного симфонического оркестра Узбекистана ярко завершил уходящий сезон

Заключала вечер прозвучавшая грандиозно и мощно Первая симфония (соль минор) В.С.Калинникова – яркое и вдохновенное сочинение талантливого русского композитора с очень непростой судьбой, ушедшего из жизни в полном расцвете творческих сил в возрасте 34 лет. Музыка этого произведения озарена искренней любовью автора к России, к ее бескрайним среднерусским просторам, вызывая ассоциации с русской лирической поэзией и пейзажной живописью. А в стилистике симфонии чувствуется влияние эпического симфонизма А.П.Бородина и лирических образов П.И.Чайковского. Вместе с тем в этом опусе проявилась и творческая индивидуальность молодого Калинникова – одаренного мелодиста и симфониста, которого российский композитор и музыковед Борис Асафьев назвал «Кольцовым русской музыки». В тематике Первой симфонии сплелись свободно претворенные интонации народной песни и русского бытового романса, получившие симфоническое обобщение.

Камолиддин Уринбаев, подобно полководцу, всегда ведет оркестр за собой. Он - дирижер, обладающий изумительным талантом, профессионализмом, огненным темпераментом, природным артистизмом, живет музыкой. Так, например, в первой части симфонии я ощутила в полной мере красоту очень личной манеры письма Калиникова – звучание деревянных духовых инструментов, которое маэстро с его чудесным чувством инструментального равновесия и старательной, осторожной градацией тона раскрыл во всей ее особой теплоте и красочности. А во второй - элегический пейзаж, навевающий состояние умиротворенного покоя. Третью часть он трактует как народно-жанровую картину. И, наконец, финал под его руками – это апофеоз народного праздника, утверждение оптимистического замысла. Дирижер позволил своему замечательному и звучному оркестру упиваться мельчайшими эмоциональными нюансами детища Калинникова. Щемящая кантилена струнных, утонченная игра всех деревянных духовых, мощная медь, упоительная арфа и эффектные ударные зачаровали весь зал, в котором было много молодежи. Оркестр нельзя было упрекнуть в недостатке яркости, выразительности и эмоциональности исполнения. Он был единым организмом во главе с талантливым дирижером.
Концерт Молодежного симфонического оркестра Узбекистана ярко завершил уходящий сезон

Исполнение симфонии, прозвучавшее настоящим гимном русской музыке, взорвало зал, поднявшийся в едином порыве после ее финальных аккордов. Оно тронуло до мурашек… до слез… Невольно навеяло пушкинским Сальери, который восторгаясь музыкой Моцарта сказал: «Какая глубина, какая сила и какая стройность!». Зал долго не отпускал оркестр, вызывая на сцену еще и еще раз маэстро Уринбаева, который в итоге ответил на горячий призыв слушателей продлить чарующее концертное действо, бисированием фрагмента финала симфонии Калинникова. И вновь стоячие овации, крики «Браво», цветы… Показательно, что на концерте были не только пожилые ценители классической музыки, как это было раньше. В числе слушателей было много молодежи, и даже детей. Зарядившись непередаваемой фантастической энергией, которая нам всем сейчас так необходима, я, покидая зал, слышала со всех сторон: «Исполнительское совершенство», «Событие», «Подвиг во имя искусства», - так определила публика то, что ей посчастливилось услышать и увидеть на концерте. От души желаю Молодежному дальнейших творческих успехов! Так держать, ребята!


Инесса Гульзарова, музыковед.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

В Узбекистане с 1 августа повысятся размеры заработной платы, пенсий, стипендий и пособий

В Самарканде начался судебный процесс по делу известного предпринимателя Умара Раджабова

Температурные рекорды: июль 2019 года может стать самым жарким за всю историю

Археологи Узбекистана обнаружили легендарную Александрию Оксианскую

expo
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова