Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ В столице состоялось концертное исполнение балета Хабибуллы Рахимова «Фархад и Соннё»

В столице состоялось концертное исполнение балета Хабибуллы Рахимова «Фархад и Соннё»

С очевидным восторгом приняла публика узбекской столицы концертное исполнение балета Хабибуллы Рахимова «Фархад и Соннё» музыкантами Заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Узбекистана (художественный руководитель народный артист республики И.Джалилов) под управлением лауреата Международных конкурсов Алибека Кабдурахманова.
В столице состоялось концертное исполнение балета Хабибуллы Рахимова «Фархад и Соннё»

Эту концертную версию коллектив планировал представить в конце прошлого года и, таким образом, поздравить автора с очередной юбилейной датой. Однако в силу объективных причин это музыкальное мероприятие было перенесено на весну нынешнего года. В результате творческой заинтересованности, владевшей как дирижером Кабдурахмановым, так и музыкантами, в кратчайший срок оркестром была завершена работа над партитурой «Фархад и Соннё», тепло встреченной благодарной ташкентской публикой. Однако, все, как говорится, по порядку.
В столице состоялось концертное исполнение балета Хабибуллы Рахимова «Фархад и Соннё»

Фигура Хабибуллы Рахимова занимает особую нишу в узбекской музыкальной культуре. Заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор, композитор он является ее ярким представителем. Хабибулла Гайбуллаевич получил прекрасное музыкальное образование в Ташкентской консерватории, в классе профессора Б.Ф.Гиенко. В его музыке видны лучшие тенденции взаимопроникновения культур Востока и Запада. Перу композитора принадлежат многочисленные произведения в самых разных жанрах: симфоний, инструментальных концертов, вокально-симфонических и театрально-сценических произведений, музыки для оркестров узбекских народных инструментов и духового, фантазий и пьес для камерного оркестра и многих камерных опусов.

Как справедливо отмечает, известный музыковед, профессор Равшан Юнусов: «В каждом сочинении Х.Рахимова, независимо от его жанровой и образно-содержательной определенности, всегда присутствуют глубокая национальная почвенность, художественный вкус, тщательный интонационный отбор, стилистическое единство и стремление к художественной целостности. Чутко ощущая пульс времени, Рахимов обращается в своем творчестве к актуальным темам современности, воспевая непреходящие ценности духовной жизни человека».

Жизнь Хабибуллы Рахимова наполнена яркими событиями и интересными встречами, являющиеся необходимой «питательной средой» той эмоциональной и интеллектуальной жизни, которая ориентирует композитора в его поисках. Он полон творческих замыслов и жизненной энергии. Немало сил и времени Рахимов отдаёт общественной деятельности как заместитель председателя Союза композиторов Узбекистана, принимая активное участие в подготовке и проведении различных фестивалей, конкурсов, концертов. Хабибулла Гайбуллаевич успешен и в педагогической деятельности, работая на кафедре композиции и инструментовки Государственной консерватории Узбекистана. Впереди у него немало нереализованных творческих планов и встреч.

Один из них – постановка балета «Фархад и Соннё», музыку которого Хабибулла Рахимов написал в конце 2016 года на основе древней корейской легенды о семи феях на либретто лауреата Международных фестивалей Маргариты Хан и Замира Нуримбетова. До этого композитор по приглашению Корейского фонда побывал в 2007 году в Корее, где не только познакомился с достопримечательностями и музыкальными деятелями этой удивительной страны, но и с ее уникальным фольклором. Он посетил города Сеул и Кёнджу. Поездка была насыщенной и продуктивной: Рахимов изучал традиции и музыкальную культуру корейского народа с карандашом, магнитофоном и видеокамерой. Знакомился с ритмами и мелодиями, невероятным многообразием стилей, романтическим духом песен и танцев.

Источником вдохновения для Хабибуллы Рахимова стало живое народное искусство Кореи. А так как композитор не мыслит ни одного своего дня без музыки, то поначалу появилась Симфония №4 на темы корейских песен, потом «Фантазия» на основе двух корейских песен и фантазия «Ариранг» - тоже на основе корейской песни. Так что опыт работы с корейским фольклором очень пригодился композитору в процессе сочинения нового балета. Вскоре появилась и музыка «Фархада и Соннё».

Как уже отмечалось, в основе балета «Легенда о семи феях». Это поэма о любви. Фархад – имя узбекского юноши-музыканта, прекрасно игравшего на сурнае. Соннё – имя младшей дочери-феи Небесного Короля Кореи. Молодые люди полюбили друг друга с первого взгляда, когда юноша защитил девушку от предводителя разбойников. Позже он отомстит Фархаду, бросив его в темницу. Соннё будет страдать. Так развивается сюжет спектакля о любви и красоте жизни.

Начинается балет с красочного пролога, в котором на центральной площади Хивы показывают свое мастерство клоуны, кукольники, силачи, к которым присоединяется Фархад с друзьями. Народ празднует весну. На праздник приглашен и посол Кореи. И в этом нет ничего удивительного, ведь Шёлковый путь давным-давно связал народы Кореи и Узбекистана. Так, в XV веке во дворце Королей Кореи служили музыканты из Хивы, Бухары, Самарканда и Андижана. Поэтому не случайно, оказавшись на празднике, посол взял с собой корейских музыкантов. Восхищенный игрой Фархада и его друзей, он приглашает их в Корею в королевский дворец.

В балете есть любовные сцены, танец-пантомима разбойников и их предводителя, основанный на алеаторики, танец фей, дефиле королевской гвардии… Тема балета – борьба добра со злом, где добро побеждает. И в музыке его также противопоставлены образы жизни и смерти, света и тьмы, добра и жестокости. Здесь звучат полнокровные и энергичные танцевальные мелодии, светлые акварельные краски оркестра, связанные с образом Соннё, широкая кантилена любовных признаний Фархада. Композитору удалось совершенно по-новому и, главное, по-своему разработать и представить в законченной форме узбекский и корейский фольклор. Таким образом, родилась музыка балета о красоте жизни, красоте свободного человека, созданного для счастья.
В столице состоялось концертное исполнение балета Хабибуллы Рахимова «Фархад и Соннё»

Встреча Алибека Кабдурахманова с музыкой Рахимова дала прекрасные результаты и показала, как много зависит от того, кто стоит за пультом. Тщательная, скрупулезная работа дирижера над партитурой «Фархада и Соннё» увенчалась успехом. Слушатели тепло приветствовали выступление музыкантов Национального симфонического оркестра Узбекистана под управлением маэстро Кабдурахманова, по завершении исполнения они несколько раз вызывали дирижера на поклон. Оркестранты в тот день играли с интересом и воодушевлением, открывая для себя новый мир Востока. А когда на сцене появился автор, зал взорвался бурными аплодисментами. Внешне спокойный, он трансформировал в своем балетном опусе, с одной стороны, неукротимую мощь, разнообразные ритмы и тембры, а с другой – душевный покой и гармонию.

Итак, концертная версия фрагментов из балета «Фархад и Соннё» состоялась. Прозвучала музыка яркая, красивая, искренняя. Чувствуется, что ее автор пламенеет к искусству и ведет свою линию. Теперь только осталось увидеть и услышать сочетание музыки и хореографии к новому балету Хабибуллы Рахимова на сцене ГАБТа имени А.Навои. Пожелаем «Фархад и Соннё» светлого будущего!


Инесса Гульзарова, музыковед.
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Какие изменения произойдут в Узбекистане с 1 сентября текущего года?

Названа дата начала учебного года в школах Узбекистана

За насилие и притеснение женщин теперь придется отвечать по закону -женщин будет защищать охранный ордер

На выходных в Узбекистане станет прохладнее

expo
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова