Главная > Колумнисты > Мы все разные, но все равные

Мы все разные, но все равные


Мы все разные, но все равные

Республиканский центр социальной адаптации детей сегодня делает серьезные шаги на пути реализации совместного проекта нашей республики и Европейского Союза «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане». Его главный принцип, как справедливо отмечает заместитель директора по науке РЦСАД доктор педагогических наук, профессор Лола Рахимова, - «Мы все разные, но все равные».

- Система инклюзивного образования включает в себя заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее цель - создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями, - говорит Лола Рахимова. - Это подразумевает как техническое оснащение учреждений, так и разработку специальных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с такими ребятами. Необходимы и специальные программы для облегчения процесса адаптации детей с особыми потребностями.

Приведем некоторые факты из мировой практики. За рубежом, к примеру, начиная с 1970-х ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей людей с инвалидностью. В США и Европе получили развитие несколько подходов, в том числе инклюзия (inclusion) - увеличение доступа к образованию (wideningparticipation), мэйнстриминг (mainstreaming), инте-грация (integration). Так, мэйнстриминг предполагает, что ученики с особыми потребностями общаются со сверстниками на праздниках, во время проведения различных досуговых программ.

На сегодня в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции таких детей. Государственные, муниципальные школы получают бюджетное финансирование на это и, соответственно, заинтересованы в учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Немаловажно и то, что положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Мы все разные, но все равные

Что касается Узбекистана, то у нас разработан ряд нормативных документов и утверждены соответствующие программы, которые являются важными шагами, предпринимаемыми государством на пути к качественному образованию для всех.

Закон «Об образовании» гарантирует право каждого ребенка на получение образования, а Закон «О гарантиях прав ребенка» предусматривает дополнительные льготы на получение образования детьми с особыми потребностями. Главой государства 1 декабря 2017 года подписан Указ «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью». Документом одобрены предложения о разработке проекта закона «О правах лиц с инвалидностью» и подготовке к ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов». Таким образом, в нашей стране есть необходимая основа для дальнейшего развития инклюзивного образования.

Инклюзивное образование у нас стало развиваться с 1996 года. Именно тогда ЮНЕСКО впервые собрало дефектологов республики, а также зарубежных экспертов в Ташкентском городском институте переподготовки и повышения квалификации педагогов, где впервые для наших специалистов прозвучал этот термин. Старт реализации намеченных задач по внедрению новой практики положили международные проекты, которые реализовывались совместно с неправительственными организациями.

Вместе с тем это направление, как отмечает Л. Рахимова, ставит перед школой много новых и сложных задач. Инклюзивную образовательную среду, адаптированную к потребностям любого ребенка, возможно создать только при тесном сотрудничестве всех участников учебного процесса. При этом многие специалисты, указывая факторы, препятствующие реализации таких идей в массовых школах, в качестве важнейших выделяют социально-психологические барьеры. Кроме того, при реализации интегрированного обучения перед педагогами возникают вопросы не только формирования общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех, но и оказания эмоциональной поддержки родителям, выработки у них адекватного отношения к своему ребенку и установки на сотрудничество. По признанию специалистов, аспект вовлечения пап и мам в инклюзивный образовательный процесс продуман очень слабо.

- Переход на этот вид образования планируется осуществлять поэтапно, - продолжает Лола Рахимова. - При этом будут учитываться психофизические особенности детей с особыми нуждами. Задача педагога - давать знания таким ребятам наравне с их здоровыми сверстниками и в то же время находить индивидуальный подход к каждому с учетом его потребностей и способностей.

Новый виток развитию инклюзивного образования в стране придал проект, о котором говорилось выше. Совместно с министерствами народного и дошкольного образования в пяти пилотных регионах выделено по три пилотные школы и три пилотных детских сада, куда стали включать таких ребят, оснащать их пандусами и ходунками, увеличительными стеклами для слабовидящих, особыми компьютерами и электронными досками.

- В настоящее время рекомендуем принимать в группу или класс двух-трех учеников с особыми потребностями, - рассказывает Л. Рахимова. - Обычно у них легкие нарушения развития. Есть как Всемирная классификация болезней-10, так и функциональная классификация, где больше внимания обращают на социальную сторону нежели на медицинскую. Исходя из этого мы смотрим не столько на диагноз, сколько на потенциальные возможности ребенка - что он может, на что способен в начале, а потом уже говорим о его слабых сторонах и с учетом их строим индивидуальную программу. Это очень важный подход. Те медики, которых мы обучили во время тренингов и семинаров, меняют отношение к детям с ограниченными возможностями.
Предстоит решить еще много проблем. Нужна серьезная подготовка к инклюзивности общества в целом. Ощущается острая нехватка профессиональных кадров. Не развита соответствующая инфраструктура. У нас, к примеру, нет тьюторов, которые просто необходимы для «включения» ребенка в особое образовательное пространство. Что мы наблюдаем сегодня? Вместо специально обученного тьютора в классе сидит зачастую родитель, который далек от педагогики. Все школы оборудованы пандусами при входе в здание, но, как, предположим, ученику в инвалидной коляске подняться на второй этаж?

В рамках проекта разработан курс по инклюзивному образованию, но проблема в том, что читается он только на факультете дефектологии в Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами. Был также подготовлен 24-часовой курс для бакалавров, но чтобы он вошел в обязательную программу обучения, необходимо, чтобы его утвердило Министерство высшего и среднего специального образования.

- В год по два раза проводим мониторинг пилотных школ. Радует, что между детьми практически не возникает разногласий, - продолжает собеседница. - Дети с особенностями развития ощущают себя полноценными людьми. Другие ребята учатся в свою очередь милосердию и состраданию, а еще тому, что все мы имеем равные права. Сегодня в рамках этих проектов в школах охвачены около 900 человек. Но они есть и в других учреждениях, однако не везде педагоги к этому готовы. В их арсенале нет соответствующих знаний, умений, навыков. Более того, наставники, как правило, ориентируются на сильных учеников. А тех, кто не успевает, детей с особенностями развития стараются перевести в специальные заведения.

Наши эксперты перенимали зарубежный опыт, ездили в Латвию, Германию, Италию. Им очень понравилось, как там поставлен процесс подготовки педагогов. Еще заинтересовала практика того, что получаемая ребенком пенсия по состоянию здоровья будет идти на специальное медицинское обеспечение и образование. Но стоит вопрос в размере этой корзины - она должна соответствовать реальным потребностям маленького гражданина. Решение всех этих задач в комплексе позволит сделать жизненный путь таких ребят максимально комфортным, без ограничения их возможностей для самореализации.

Оксана Кадышева.


Вернуться назад