Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Толерантность – означает «терпимость»

«Толерантность – означает «терпимость»

20 лет назад, 16 ноября 1995 года государства - члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости. А в 1996 году Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций предложила ежегодно 16 ноября отмечать Международный день терпимости.

«Толерантность – означает «терпимость»

В последние годы наблюдается резкий рост случаев проявления нетерпимости, экстремизма и насилия во всём мире. Страшным примером, подтверждающим эту античеловеческую тенденцию, явились пятничные вечерние события в Париже. После чего во всей Франции был объявлен трёхдневный общенациональный траур, который завершается сегодня. Такое вот совпадение. Все эти дни в политических кругах, а также в средствах массовой информации идут оживлённые дискуссии о причинах и возможных последствиях этих жутких фактов насилия и жестокости в отношении целых государств и отдельных людей в силу их этнической, религиозной, национальной и иной самобытности. Конечно, упорные материалисты захотят поправить меня, утверждая, что за всеми этими конфликтами надо прежде всего усматривать экономические интересы и военно-политические амбиции, но я позволю себе усомниться в такой узости столь сложных и противоречивых понятий.

Но в данном случае моя цель напомнить уважаемым читателям о жизненной необходимости в обыденной жизни, на практике, исповедовать высокие и благородные принципы человеческого общежития.

Как Вы знаете, слово «толерантность» - производное из греческого языка. И имеет оно смысл отнюдь не бытовой, а скорее философский – терпимость к чужим взглядам и верованиям. Родилось оно тысячи лет назад ещё в Древней Греции, прародительнице европейской демократии, но все эти долгие века и миллениумы были сплошь сотканы из международных и внутригосударственных конфликтов, войн, распрей как по экономическим, так и по религиозным и идеологическим мотивам. Но мы можем вспомнить немало примеров и достаточно гармоничной и естественной общности людей различных национальностей, этнического происхождения, вероисповедания, языков, менталитета и культурных интересов. Достаточно назвать наш Туркестанский край в лучшие периоды его расцвета, когда на этой благословенной земле мирно уживался ислам, буддизм, иудаизм, очаги христианства, даже язычество, развивались языки тюрки и фарси, взаимно обогащаясь, становясь лингвистической базой для ренессансного подъёма всей культуры. Но всё равно лишь во второй половине XX века вопрос толерантности стал ключевым для постепенного формирования сообщества цивилизованных государств, для становления нормальных, равноправных, открытых гражданских обществ. Правда, в большинстве регионов планеты эти процессы пока ещё идут крайне медленно, более того – наглядно регрессируют.

И причиной тому соображения не только политические или богословские, но и просто психологические, о чём свидетельствует мнение французского критика, писателя и драматурга Жюля Франсуа Эли Леметра: «Терпимость – очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма... Наш первый порыв и даже последующий – это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы». Обуздывать такие субъективные порывы, поверить в то, что другие действительно могут думать и верить по-другому, оставаясь такими же нормальными людьми, как и мы, и не только могут, но и имеют на то полное право, дарованное им самим Всевышним или природой, уважать их независимую позицию, их выбор, их оригинальную самобытность – вот чему необходимо учиться всем, настойчиво проверяя себя на объективность, на непредвзятость.

Разумеется, вопрос этот не так прост. Не случайно другой французский писатель Никола Себастьян Шамфор ещё за 100 лет до Леметра писал: «Иной раз терпимость доходит до такого предела, что её скорее назовёшь глупостью, нежели добротой или великодушием. У человека должно хватать ума на то, чтобы ненавидеть своих врагов». Резкое суждение, но оно призывает нас не отрываться от реальной жизни, сложной и противоречивой. Известные события предыдущих десятилетий показывают, что и у нашего молодого государства есть недруги с неизменными амбициями, исповедующие воинственное политиканство. Именно поэтому говорить о безответственной легковесной беззубости в нашей стране не приходится – заботы сейчас у нас совсем иные.

И всё же можно и нужно говорить о видимой межнациональной и межрелигиозной толерантности, царящей в нашем обществе. Приведу пример. Несколько лет назад в Ташкенте в страстную пятницу в католическом храме Святейшего Сердца Иисуса состоялась премьера одного из самых величайших творений Иоганна Себастьяна Баха «Страсти по Иоанну» - событие незаурядное не только в музыкальной жизни города. В антракте представитель германского Фонда Конрада Аденауэра Вольфганг Шрайбер сказал мне: «Как это замечательно! Вот пример истиной толерантности: в центре мусульманского в основном Узбекистана в христианском храме исполняется музыкально-вокальная драма, посвящённая Христу. На сцене – многонациональный состав оркестрантов и хора, а солируют, наряду с русским, еврейкой и татарином, узбеки Гульшан Азизова и Нурмумин Султанов, и как проникновенно! Они украсили бы сцену любой европейской филармонии. А в зале – цвет интеллигенции Ташкента, представители духовенства различных конфессий, послы зарубежных стран. И то, что концерт почтили своим присутствием другие высокие гости – разве это не показатель высокой, как минимум в религиозном плане, толерантности, которую исповедует ваше государство, ваша общественность!». Он был радостно взволнован, а мне было приятно слышать такие лестные признания. А через день уже посол Российской Федерации сказал мне: «Вчера ваш муфтий посетил православный собор и поздравил всех присутствующих с праздником Пасхи. Как это замечательно, и все прихожане достойно это оценили» Нет необходимости утверждать, что такой процесс носит характер взаимной обоюдности.

Для меня эти эпизоды весьма показательны. Они убедительно характеризуют в целом наш великодушный и гостеприимный народ, особенно психологию ташкентцев, о чём свидетельствуют тысячи устных и письменных отзывов бывших узбекистанцев, искренне ностальгирующих по своей бывшей Родине, которую они продолжают любить.

Уверен, все эти многочисленные примеры точно символизируют убеждения и устремления населения сегодняшнего Узбекистана. А ещё, я надеюсь, - неотвратимость тенденции нашего духовного и нравственного развития: от терпимости межрелигиозной – к толерантности различных взглядов и позиций. На здоровых началах. Во имя действенного и полезного плюрализма!

А. ХОДЖАЕВ.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Ташкентцы отстояли куранты. Черную пристройку демонтируют

«Потому что нет бумажки»: ведущие передачи «Орел и решка» рассказали, как им запрещали вести съемки в Ташкенте (видео)

В Узбекистане ожидаются снег и морозы

Первому министру обороны независимого Узбекистана исполнилось 75 лет. Шавкат Мирзиёев наградил юбиляра орденом

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
А. Ходжаев, Дата