Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Гордая осанка народа

Гордая осанка народа

Начну с поговорки: «Без осанки и конь – корова». Осанка, как известно, это выправка, это стать, это умение формировать и выявлять преимущества своего телосложения. Обычно говорят так о конкретном человеке, о его индивидуальных способностях. Но, образно мысля, можно говорить ведь и об общей стати всей нации, всего народа, имея в виду его внешний вид, чувство собственного достоинства, стиль поведения, образ жизни.

Гордая осанка народа

Разумеется, нельзя сбрасывать со счета и чисто антропологические особенности того или иного типа людей. Например, большая часть негроидной расы природно, биологически приспособлена к занятиям спортом, к физическим перегрузкам. Несмотря на часто нелёгкие условия жизни, многие представители чёрной расы физически очень гармонично развиты, имеют красивое телосложение, грацию, осанку. Как правило, хорошо сложены и имеют красивую стать жители многих горных районов – необходимость часто ходить по неровному рельефу исторически, даже генетически развила в них выносливость, цепкость, пружинистость шага, чувство равновесия и сбалансированность. Такая уверенность в себе сказывается и на менталитете народа, на его самоуважении и активном, наступательном поведении.

У нашего народа, к сожалению, наследие не столь однозначное. С одной стороны, здесь родились и сформировались атлетически сильные бойцы, например, победоносной армии Амира Темура, здесь же потрясал всех современников, в том числе и зарубежных, силой и удалью богатырь Мухаммад Куштагир Пахлаван – друг Алишера Навои, здесь жили и блистательно проявляли себя прообразы народных любимцев Алпамыша, Кёроглы, Фархада, Равшана, Ялангтуша и других ярких выразителей народного духа и физической мощи. Не случайно, здесь же зародились многие оригинальные виды силовой борьбы и спортивных состязаний, как тот же кураш, успешно завоёвывающий своё достойное место в мировом спортивном калейдоскопе.

Но здесь же столетиями развивалась жертвенная покорность, безропотное послушание, готовность смиренно склонив голову и опустив плечи выполнить любой приказ, любой каприз руководителя, принять как должное любое наказание. Такая согбенность, заведомая обречённая «виноватость» - и от религиозного смирения (помните, как точно выразился поэт Валерий Брюсов о главных постулатах Корана – «терпи, молись и верь!») и от безграничного феодального, колонизаторского, чиновничьего диктата, и (в чём я тоже убеждён) от постоянного, начиная с самых детских лет, согнутого положения при сборе хлопка и других сельскохозяйственных работах.

Конечно, в народе всегда находились герои, которые даже ценой своей жизни противостояли всякому насилию, гнёту или унижениям, но я говорю в целом о скорбной доле основного населения страны, которое, даже в условиях распространения цивилизации в XX столетии, вдоволь надышавшись дефолиантами, отнюдь не здоровело и не росло, а становилось всё мельче, низкорослее и тщедушнее.

При этом – и это самое страшное! - не только физически, но и зачастую духовно. Видимо, очень верно сказал ещё в XVII веке испанский писатель и философ Бальтасар Грасиан: «Осанка человека – фасад души», если на многих наших земляках, особенно из сельской местности, душевная, моральная униженность напрямую сказывается на внешнем облике и поведении, их конституциональных признаках детей и молодёжи, большая часть мужской половины которой даже не призывалась в армию из-за несоответствия элементарным медицинским требованиям. Такова была и, боюсь, ещё во многом остаётся горькая действительность, таково наше тяжкое наследие.

Почему патриотически настроенные граждане так многое связывали с обретением республикой независимости, имея в виду не только политический аспект? Да потому что были надежды на подлинное возрождение народа, на развитие каждой личности. Конечно, процесс этот очень долгий, но важно, чтобы он фундаментально обеспечивался. В стране разработано несколько национальных программ, в том числе рассчитанных на обеспечение подъёма и укрепление физического здоровья населения, прежде всего, молодёжи. Надо признать, что они, пусть ещё медленно и далеко не всеохватно, но начинают реализовываться, дают свои ощутимые плоды.
А это внушает надежду, что постепенно будет укрепляться и повышаться здоровье людей, их духовное и физическое совершенство, их облик, их гордая осанка.

Завершить этот опус хочется опять же ссылкой на фольклорную мудрость: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть всё».

А. ХОДЖАЕВ.
Комментарии
Не согласен по поводу высказывания от том что "ислам как религия - терпи, молись и верь" - так как такие принципы были насажены народу уже при царизме далее коммунизме, и вообще государственной системой в целом. Но ислам религия очень многогранная, его можно истолковывать по разному для каждого периода правителей и насаждать требуемые отдельные контекст народным массам и угнетать авторитаризмом духовенства. Но узбекский народ в целом гордый, статный и терпеливый по принципу, наш край жемчужина для трудолюбивого народа.
Можно, конечно, только приветствовать стремление г-на paladinuzaзащищать чистоту религии Ислама и его же патриотизм. Только зачем "ломиться в открытую дверь"?
Прежде всего, хочется напомнить, что Ислам в переводе с арабского означает "покорность Аллаху". Нравственные нормы, предписываемые исламом, предполагают
"Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
"Скромность (аль-хайя)".,
"Терпение (ас-сабр)".
То есть, активно подчёркивается мысль о необходимости терпеть. Ну а о необходимости постоянно молиться и верить в силу Аллаха и пророка его Мухаммада и говорить не приходится. Подозреваю, что один из столпов "серебряного века" русской поэзии Валерий Яковлевич Брюсов, который глубоко уважал мусульманскую религию, был лучше осведомлён о её сущности, чем мой воинственный оппонент.
Ну а его историческое "открытие" о том, что "такие принципы были насажены народу уже при царизме далее коммунизме", вообще не выдерживают критики, ибо коммунистические идеи вообще отвергали любые религии как "опиум для народа".
Никто не спорит, что наш народ трудолюбивый и наш край можно назвать "жемчужиной", только почему в нём так много согбенных рабов? Это его не удивляет ?
А.Ходжаев
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Ректор Университета журналистики оказался в центре скандала (видео)

Узбекистанцам ограничат беспошлинный ввоз товаров из соседних государств

Взрыв в Бухарской области унес жизни пяти молодых женщин. МЧС обнародовало имена погибших и пострадавших

Официально: камеры в Ташкенте фиксируют 7 видов правонарушений

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
А. Ходжаев