Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Молодежный оркестр Узбекистана открыл концертный сезон

Молодежный оркестр Узбекистана открыл концертный сезон

Молодежный оркестр Узбекистана открыл концертный сезон

В Большом зале Государственной консерватории Узбекистана 6 октября один из самых молодых оркестровых коллективов республики дал первый в новом сезоне концерт.
Приятно видеть молодых музыкантов этого коллектива - сама молодость служит их украшением, да и концертные костюмы подчеркивают красоту и гармонию юности. Строгие, на сей раз в меру нарядные, не отвлекающие излишествами туалетов и причесок, музыканты сосредоточенно настраивали свои инструменты, пока публика заполняла зал – свободных мест не оставалось. Эти минуты предвкушения новых впечатлений имеют для меня особую притягательность.

И вот дирижер занял место на подиуме...
Программу открыла «Праздничная увертюра» Д. Шостаковича, исполненная в уже привычных традициях молодежного коллектива - с особой приподнятостью.
С нетерпением ожидала второго номера - выступления талантливой певицы, лауреата государственной премии «Нихол» и международных конкурсов Барно Исматуллаевой. Ее бесподобный бархатный голос успела оценить в прошлые сезоны. Произведение, которое предстояло исполнить солистке - Концерт для колоратурного сопрано с оркестром Р.Глиэра, - очень сложное. Тем достойнее сделанный Барно Исматуллаевой выбор. Композитор создал это произведение в тяжелое военное время - в 1943 году. Но в нем превалируют не трагические, а светлые мотивы, превозносятся чистота человеческой души и высокая красота музыки. Кроме филигранной вокальной техники сочинение требует необычайной эмоциональной тонкости и взаимодействия солиста и оркестра. Надо отдать должное смелости молодой певицы в ее достойном выборе концертного номера. Первое исполнение - всегда самое трудное. Думаю, со временем она сможет найти нужные краски и оттенки в своем голосе - он у нее очень богат - и передаст всю красоту и силу вокализа, который до нее исполняли самые известные примы оперной сцены. Трудно бывает и зрителю при первом прослушивании. Пока мне не удалось ощутить переходы темы от солистки к оркестру - тот разговор голоса и инструментов, который придает особую выразительность музыке. Думаю, в следующий раз и сама обрету больший опыт в восприятии вокализа, да и в повторном исполнении артисты проявят большее искусство.
Молодежный оркестр Узбекистана открыл концертный сезон

Не хватило мне слушательской подготовленности и в восприятии сочинения А. Глазунова, с творчеством которого знакома недостаточно - его произведения нечасто звучат в наших концертных залах. Выбранная для открытия сезона Симфония № 4 русского композитора, пожалуй, лучше других соответствует духу молодого оркестра. Глазунов написал ее в 28 лет. К тому времени он был достаточно известным и зрелым композитором. В своем сочинении он в чем-то продолжил музыкальные традиции предшественников, и мы находим в нем свойственное русской музыке эпическое развертывание музыкальных образов, картин и даже некие отголоски восточных мотивов.

Несколько удручает в наших концертных залах недостаточная подготовленность публики к серьезным концертным программам. Всегда найдутся или очень заботливые родители, приучающие детей с пеленок к классике, выдержать которую малыши не способны в силу физиологических особенностей, или "рассеянные", забывшие выключить свой телефон, несмотря на предупреждение перед началом концерта. И, как правило, такому слушателю непременно позвонят, и он, конечно же, не сразу сумеет найти и отключить свое мобильное чудо техники. Не завидую в такие моменты музыкантам. Помню, как один из приглашенных в ГАБТ итальянских маэстро - действие происходило во дворце "Туркистон" - остановил оркестр, услышав мелодию телефонного устройства, и, повернувшись к залу, ждал, пока смущенный зритель выключит свой аппарат. А аплодисменты публики между частями концертов или симфоний?.. Они грозят стать традиционными. Пожалуй, выправить ситуацию могут лекции-концерты, способные научить восприятию крупных симфонических произведений. Особенно нужны такие концерты для детей и молодежи.
Молодежный оркестр Узбекистана открыл концертный сезон

Было заметно, как сложно дирижеру, жестом останавливающему аплодирующую в паузах публику, выдерживать нужный творческий и эмоциональный настрой. Перед финалом симфонии пауза затянулась - видимо, дирижеру потребовалось сконцентрироваться самому и собрать оркестр для завершающей симфонию части. Начавшись медленным ноктюрновым вступлением, она перешла в торжественный марш. Затем в распевности песенных мелодий можно было угадать темы первой и второй части. Прихотливая музыка завершилась ликующим tutti оркестра - и здесь уже зал разразился вполне уместными аплодисментами. Цветы, поклоны... Но почему-то зрители остались без ожидаемого бисирующего номера - таковых, вроде бы, немало в запасе у Молодежного оркестра Узбекистана.

Итак, сезон открыт. Поздравляем коллектив и его художественного руководителя с первым концертом нового творческого года. Верим, что он принесет новые успехи.

Тамара САНАЕВА.
Фото автора.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Приют для влюбленных

В Узбекистане вводится новый принцип предоставления налоговых льгот

С 1 июля в Ташкенте будет запущена тестовая подсистема «Контроль в строительстве»

В Самарканде трамвай сошел с рельсов (фото, видео)

expo
Похожие статьи
Теги
Государственная консерватория Узбекистана, Концерт, Тамара Санаева