Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Информационный поток по имени Авиценна (часть 6)

Информационный поток по имени Авиценна (часть 6)

Информационный поток по имени Авиценна (часть 6)
«Со скоростью переворачиваемой страницы» движется время ХХI века, перемещая в пространстве опыт минувших тысячелетий, все быстрее мелькают строчки прошлого, замирая на миг в точке опоры реальности, что зовется «теперь». Мы живем во времени, где лишь «теперь» имеет смысл. И это замечательно, потому что как полагал Эйнштейн с «теперь» связано нечто существенное, лежащее за пределами науки». А именно туда «теперь» лежит путь нашего повествования.

У современной истории очень плотный график. То, что раньше длилось столетиями и десятилетиями, сегодня укладывается в мгновения. По логике истории процессов, ускорение времени происходит непосредственно перед фазовым сдвигом, когда направление мировой динамики теряет определенность, а время, как интенсивность всех форм движения резко возрастает. В современной системе математического мышления уже сформулировано понятие «точка сгущения» фазовых сдвигов названная Переходом и существует твердое убеждение, что осуществившая Переход цивилизация становится силой космического масштаба.

Однако «услышать будущего зов» в эмпирическом шуме последних столетий задача не из легких. Важно, прежде всего, пересмотреть заново наше представление о науке, вернуть ей, зажатой тисками эмпирического опыта древнее пространство античной философии. Создать концепцию расширения не только науки, но метафизического мышления как средства коммуникации в структуре времени.

Главное запустить механизм парадокса времени, когда становится возможным «таинственное совпадение прошлого, и будущего, истоков и конца». Для большинства выдающихся мыслителей прошлого познание было «попыткой выйти за рамки мира наблюдаемого, достичь вневременного мира высшей реальности – мира Спинозы. Но может быть существует более тонкая форма реальности, охватывающая законы и игры, время и вечность»1.
Сегодня не Авиценна спускается в мир вещей, а мы поднимаемся в его мир, ибо его пространство, - «более тонкая форма реальности», о которой догадывался Пригожин.

Четвертая фаза включения информационного потока по имени Авиценна в пространство коллективного бессознательного происходит в условиях расширяющейся науки и потому не ограничена рамками традиционного мышления. В этой системе нарастающего расширения доминируют – синергетика – как новая парадигма знания, интуиция и интуитивная метафизика, интерпретация и творческое прочтение текстов, спецификация – упрощение и максимальное приближение теории к практике, сравнительный анализ, системный подход и разработка информационных моделей.

Синергетика является законной наследницей кибернетики. Это новая парадигма мышления, позволяющая продуктивно работать внутри конструкции времени. Это самый короткий путь к информационному потоку по имени Авиценна.

Важнейшим мировоззренческим выводом синергетики является утверждение, что ученый как Инициатор, действительно способен конструировать информационные контакты во времени. Но его творческая созидательная роль имеет ограничения в виде собственных внутренних тенденций развития, особого слуха для «игры на клавишах реальности».

Осмысление неопределенности развития любого сюжета в конструкции времени, наличие множества альтернативных действий позволяет заново переосмыслить содержание информационного потока по имени Авиценна, припасть к живительной воде «скрытого смысла» его трудов. Говоря об исключительной продуктивности этого феномена, социолог И.Валлерстайн отмечал, что мы были бы мудрее, если бы формулировали наши цели в свете постоянной неопределенности и рассматривали эту неопределенность не как нашу беду и временную слепоту, а как потрясающую возможность для воображения, созидания, поиска. В этом случае, считает он, множественность выбора решений, становится настоящим «рогом изобилия» возможностей конструировать заданную реальность.

Вместе с тем, вырабатывая методологию действий принципиально нового подхода к осмыслению информационного потока по имени Авиценна, нельзя забывать, что его инновационная составляющая должна формироваться не наобум «что хочу, то и ворочу», а с учетом принципов спецификации – максимального приближения к жизни, к медицинской практике, к задачам развития медицинской науки.

Занимаясь конструированием информационного контакта во времени следует «ударять только по клавишам возможного». Игра не по клавишам говорит о неподготовленности, не способности до конца вырваться из мира вещей, об отсутствии того особого слуха, который формируется, как правило, в процессе длительного непрерывного страдания. Слуха, когда слышишь ноосферу так, словно голос в телефоне. Было время и место, где мне довелось на практике проверить правильность эффективности «длительного непрерывного страдания» как стимулятора особого слуха и особо острого вдохновения. «Хотя, - как писал лауреат нобелевской премии Бродский, - упоминать свой тюремный опыт..., все равно, что для обычных людей хвастаться важными знакомствами». Этот опыт был нужен, чтобы услышать Бога, и, я думаю этим все сказано.

«Все задано». Этот вывод классической динамики, как неоднократно подчеркивал Бергсон, характеризует описываемую динамикой реальность. Все задано, но вместе с тем, все возможно. Инициатор - существо, способное управлять динамической системой, может вычислить нужное ему начальное состояние так, чтобы система «спонтанно» перешла в любое заранее выбранное состояние в заданный момент времени.

Управлять динамикой информационного потока по имени Авиценна - значит активно вмешиваться в творческий процесс, происходивший, по меньшей мере, тысячу лет назад.

Жизнь, таким образом, заключается, по существу, в росте и усложнении информационных аспектов потенциальных возможностей материи. Важно понять: состояние осязаемого бытия, которое мы обычно называем жизнью лишь «верхняя часть айсберга», социобиологический феномен выработки и накопления информационных энергий. Нижняя, основная часть айсберга - сублимация этих энергий в конструкции времени – процесс, как, например, в случае с Авиценной, протяженностью в тысячелетия. И что здесь реальнее с точки зрения столь любимого нами здравого смысла, постоянно обновляющаяся и усложняющаяся духовно-информационная материя или биосоциальный всплеск: родился – посуетился - умер.

Один из принципов синергетического холизма – это принцип резонансного соединения во времени в сложную устойчиво эволюционирующую целостность. В результате резонансного объедения инициатора с информационным потоком по имени Авиценна, единая структура приобретает новый смысл и ход развития во времени и, особенно в пространстве «теперь». Но главное, что единая структура инициатор – информационный поток по имени Авиценна становится матрицей формирования новой научной дисциплины - авиценнологии.

Предвидя «парадигмальное сопротивление» этой дисциплине со стороны части научного сообщества и особенно представителей традиционного востоковедения, следует сразу оговориться, что речь идет о самостоятельном «изолированном» научном направлении, матрица которого включает в себя резонансную связь в структуре времени.
Выдающийся физик современности Илья Пригожин, размышляя о значении второго начала термодинамики для развития расширенной науки, отмечал, что «оно впервые заставило усомниться в правильности традиционной концепции природы». При этом он особо подчеркивал, что «В наши дни основной акцент научных исследований переместился с субстанции на отношение, связь, время»2.

Авиценнология в отличие от авиценноведения видит в информационном потоке Авиценны не поверхностную конкретику, а то, что срыто от традиционного способа научного исследования, глубинную информацию, которая становится доступной лишь тогда, когда найден ключ для ее прочтения. Больше того, как уже отмечалось выше, глубинная информация становится достижимой для восприятия только тогда, когда есть объект - материя, несущая сообщение и Инициатор, обладающий ключом для ее прочтения. «Если сообщение послано, но никем не воспринято оно так и пройдет по миру белым шумом»3.

Два этапа прочтения трудов Авиценны (Западноевропейский Ренессанс и вторая половина ХХ века) дали миру обширный фактический материал, можно сказать тонны материи, несущей информацию, ставшую предметом весьма поверхностного дословного перевода, систематизации и обширных комментариев, носящих, впрочем, весьма субъективный характер. В ХХ веке Авиценне приписали открытия чуть ли не во всех областях науки, литературы и искусства.

Четвертая фаза, нынешняя фаза сублимации информационного потока по имени Авиценна - период творческого прочтения его трудов и, прежде всего, «Канона врачебной науки». Это фаза инициирования прямой трансформации его концептов, теорий идей в практику современной науки путем организованных резонансных воздействий на процесс развития новых структур медицинского мышления, перехода от системы медицинской помощи к процессу биоэнергомоделированию человека.

«Канон врачебной науки» как предмет изучения авиценнологии должен стать основой методологии расширения границ медицины, а Авиценна должен заговорить на языке постиндустриальной эпохи, обогащая медицину будущего интуитивным пониманием природы человека, духовных технологий его совершенствования и развития как существа, способного управлять экосистемами и информационными вихрями в конструкции Времени.

Резонансное соединение это, прежде всего, свободный доступ в конструкцию времени, когда можно бродить вместе с Авиценной по улицам Флоренции в ожидании встречи с Леонардо да Винчи, в надежде, что он познакомит нас со своей Джокондой.

Информационный поток по имени Авиценна (часть 6)


Хорошо блуждать во мраке
Незапамятных времен,
То в кольчуге, то во фраке,
То напялив балахон.

Знать на вкус эпоху бронзы,
Воздух Рима смаковать,
Продавать в Багдаде розы,
В Вавилоне пировать.

Жизнь закончить в Назарете
И родиться в Бухаре,
Чтоб за все прогулки эти
Петь молитву на заре.



Владимир ИСХАКОВ.

Примечания автора

1 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986, с. 384.
2 Там же, с. 49.
3 Никонов А.П. Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности. – М., 2007, с. 70.
Комментарии
"Занимаясь конструированием информационного контакта во времени, следует «ударять только по клавишам возможного». Игра не по клавишам говорит о неподготовленности, не способности до конца вырваться из мира вещей, об отсутствии того особого слуха, который формируется, как правило, в процессе длительного непрерывного страдания. "

Многострадальное человечество все никак не настрадается до обретения "того особого слуха" и продолжает ударять не по тем клавишам, слишком часто конструируя нецивилизованное "теперь".
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Узбекистанцам ограничат беспошлинный ввоз товаров из соседних государств

Мужья и жены смогут претендовать на недвижимость родителей своих супругов

Девять вузов в Ташкенте, Андижане и Намангане объявили о повторном проведении вступительных экзаменов

Шавкат Мирзиёев призвал развивать не только высший, но и массовый спорт

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
В. Исхаков, Авиценна, медицина