Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Похвала старости

Похвала старости

Похвала старости

Взгляды Авиценны на вопросы сохранения их здоровья людей достигших преклонных лет отличает именно то, что старость для него, так же, как и для многих гуманистов европейского Возрождения, «прежде всего кругозорность, высшая объёмность, кругосветность».

Говоря в «Каноне» о сохранении здоровья стариков, Авиценна не случайно называет их людьми «продвинутыми в годах». Это очень похоже на попытку связать явление старости с иным понятием, принципиально отличным от того, что обычно вкладывают в слово «старик». «Человек, продвинутый в годах» – звучит в «Каноне» как признание привилегии обладания опытом и мудростью.

Духовная жизнь старого человека, его особенный физический облик находят философско-аллегорическое обобщение в трактате «О Хайе, сыне Якзана». Герой этой маленькой повести-аллегории – вечно юный старец Хай сын Якзана – соединение всего земного с высшим активным интеллектом, что составляет предел стремлений философа. Физический облик Хайя сына Якзана являет собой оптимистическую картину старости: «Отмеченный печатью прожитых им многотрудных лет, и в глубокой старости сохранил он свежесть совсем ещё юношеских сил: в величественной осанке его не было и признака сутулости, старческая немощь не тронула его стать, седины же у него пробилось как раз столько, сколько седеющему придает только красоту».

Достаточно вспомнить любовь 74-летнего Гёте к 17-летней Ульрике фон Леветцов, которая вдохновила поэта на создание одного из его лучших поэтических произведений «Мариенбадские элегии», чтобы говорить о правдивости образа старца, нарисованного Авиценной.

Описывая духовную и физическую красоту старца Хайя сына Якзана, Авиценна, являющийся одним из героев своей повести, подчёркивает, что «крайнее изумление» у него вызывали научные познания старца, его разум. Таким образом, согласно Авиценне, старость не исключает творческой активности, напротив, «разум в это время жизни крепнет».

Так, Цицерон вопрошал римских граждан: «…неужели Гомера, Гесиода, Симонида, Стесихора, неужели тех, о ком я уже говорил, – Исократа и Горгия, неужели родоначальников философии – Пифагора, Демокрита, неужели Платона и Ксенократа, неужели впоследствии Зенона и Клеанфа или того, кого и вы видели в Риме, – Диогена – старость заставила умолкнуть и прекратить свои занятия? Не вели ли они своих занятий до конца своей жизни?».

«Продвинутый в годах» и «вечно юный старец» – реальность и фантазия сливаются у Авиценны в одно целостное этическое восприятие старости как чего-то возвышенного и благородного. При этом, надо сказать, что не только особое эстетическое восприятия стрости, отличало Авиценну. Для него не существовало социальной и психологической проблем старости. «Продвинутый в годах» человек – полноценный член общества и сохранение его здоровья входит в задачи государства. Правда, как отмечает Авиценна, это государство должно быть «идеальным».

В «Трактате о домоводстве» Авиценна утверждал, что люди в идеальном государстве под влиянием порядков в обществе и надлежащего воспитания изменят свою нравственную природу и станут долгожителями. Вот тут как раз, кажется, и находятся те самые ворота утопии, мечты, чрез которые Авиценна считал возможным выйти в реальность мира вещей.

Эволюция нравственной природы человека путем овладения искусством здорового активного долголетия – открывает ворота в будущее, в котором продвинутый в годах человек не чувствует себя обузой, изгоем, никому не нужным стариком.

Похвала старости

И пусть эти идеи достойной старости пока только в информационном потоке по имени Авиценны, в конструкции времени уже есть уголок, где Омар Хайям с Эйнштейном пьют хорошо выдержанное старое благородное вино за осень, за созревшие на ветвях яблоки, за свободу без суеты.

Авиценна по-особому наслаждался старостью. Наслаждался, так как наслаждаются любовью. Когда-то Поль Верлен очень тонко заметил, что: «Глаза юношей пылают огнём, но очи старцев излучают свет». И этот свет человечеству ничего не заменит. Ведь старость — это время, когда вы догадываетесь, что стулья в вашей гостиной и Млечный путь связаны между собою, более тесным образом, чем причины и следствия», замечательный период Перехода, «когда вы больны, но при этом необязательно выздоравливать и нервничать, как вы выглядите». Это школа, закончив которую мы слышим последний Божественный звонок.

Владимир ИСХАКОВ
Комментарии
...Он был как саксаул в пустыне,
Корнями уходя в песок,
Он жил, глубоко в сердцевине
Храня добытый в недрах сок.
В его ветвях гнездилось время,
Мечты народов и племен,
И знанья, словно листьев бремя,
Легко пускал по ветру он.

Владимир Исхаков, "Абу Али Ибн Сино". 1987
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

9 погибших, 5 пострадавших: в Узбекистане произошло два крупных ДТП

Президенты Нурсултан Назарбаев, Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев провели неформальную встречу в Казахстане

Президент Узбекистана подарил 3-комнатную квартиру юному шахматисту

Стало известно, какие документы подписали президенты России и Узбекистана

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
В. Исхаков