— Это спектакль для людей, которые хотят увидеть что-то новое, чего они в Ташкенте, возможно, еще не видели, — говорит Максим Фадеев, актер и режиссер театра имени Марка Вайля «Ильхом». – Это эксперимент.
В спектакле нет сюжета в традиционном понимании – он из мира постдрамматического театра. Постановка была задумана Фадеевым лет восемь назад как моноспектакль по «Запискам сумасшедшего» Н.В. Гоголя для актрисы Наргис Абдуллаевой. Работа не была завершена, хотя продолжала жить в творческой лаборатории самого режиссера и обросла со временем новыми персонажами. Теперь героев в спектакле трое. А может быть, тот, что был задуман вначале, просто рассыпался на части. А к повести Н. Гоголя добавились тексты Василия Кандинского и артиста театра «Ильхом» Яна Добрынина, одного из персонажей постановки.
Вчера посмотрела «Приключение’С» и невольно вспомнилась песня А.Дольского:
Мое лицо упало на пол,
Я сам рассыпался на части,
Потом куда-то долго капал…
И знаете, с того момента, как закончился спектакль, троица ильхомовских лицедеев, заглянувшая в себя (или в меня?) не оставляет воображения. Один приглашает взглянуть на мир через «окно» своего восприятия и раскрывает в нем мерцающий поток мыслей, ощущений. Парочка других погружает в сознание и подсознания в поисках ответа на вопрос «Кто Я?». Вот и продолжаю искать ответ на этот вопрос после спектакля. Хотя всю жизнь ищу, порою удовлетворяясь или ужасаясь результатам самоисследования.
Замечу, режиссер и его герои вовсе не предлагают зрителю заняться самокопанием, во всяком случае в зале. Максим Фадеев предлагает: «Посмотрите, просто посмотрите…». Он, пожалуй, действительно первый из ташкентских режиссеров, пытающийся воплотить эстетическую логику современного европейского театра. Чтобы немного яснее представить принципы лабораторных поисков Фадеева, попробуем понять, в чем особенности постдрамматического театра, его отличие от традиционного. Прежде всего, спектакль не иллюстрирует драму, в нем размыта фигуративность, он, как говорят теоретики, «становится местом встречи разных искусств». Подробнее с новым направлением можно познакомиться по книге Ханса‐Тиса Лемана «Постдраматический театр», в 2013 году она была переведена и издана на русском.
«Приключение’С» напоминает мозаику или калейдоскоп, в котором пантомиму сменяет танец, человеческую плоть дополняют куклы и мультимедийный ряд. Считается, что в таком театре нет единого стилистического стержня, но отсутствие стиля в нем как раз и есть стиль, как мне показалось. Во всяком случае, в постановке Фадеева он ярко выражен, в том числе и в оформлении спектакля. Режиссер здесь проявил и свой талант художника – мне его сценография и костюмы показались очень интересными, во всяком случае, я получила эстетическое удовольствие от сочетания приемов, материалов, красок и фактур в декорациях и костюмах. Не меньшее впечатление вызвала игра актеров — то отстраненных, то идущих прямо к зрителю, импровизирующих, впадающих, как говорится, в состояние изменённого сознания. В нем и пребывает актер на сцене, считает Максим Фадеев. Это актер, реальный человек – и в то же время не он. Пожалуй, так оно и есть.
И разобраться в этом интересно хотя бы потому, что все мы немного актеры в этой жизни: кто больше, кто меньше. Играем не только на публику, но и сами с собой – совсем как персонажи «Приключения’С».
Словом, я не скучала. И продолжаю вспоминать свои впечатления. Спектакль не коммерческий, авторы не стремились завлечь публику и пополнить кассу — это видно уже по тому, что стульев в ильхомовском подвале на этом спектакле вполовину меньше, и они расставлены в шахматном порядке, чтобы каждый из зрителей почувствовал себя один на один… С собой? С героями? Этого у вас никто не спросит. От вас ожидают лишь внимания. Не пропустите спектакль. Это и впрямь для нас нечто новое. Почему бы не посмотреть и, таким образом, самим не включиться в эксперимент?
Немного о режиссере
Выпускник 4 студии (2002) Школы драматического искусства при «Ильхоме». После выпуска работает в этом же театре – с небольшими перерывами на пробы себя на других площадках в качестве руководителя и режиссёра театральных проектов , педагога по сценической речи и актёрскому мастерству.
Обладатель Гран-при первого конкурса актёрской песни им. К. Мухитдинова (2008). Человек ищущий, новатор. Сам себе режиссер, художник, артист и певец. В творческом портфолио не менее двух десятков интереснейших ролей и постановки спектаклей.
Из недавних удач — Мистерия «Чаша Хайяма» из цикла «Прикосновение… Время, Место, Люди» — по произведениям Омара Хайяма (Ташкент. 2014 ); отрывок «Керинейская Лань – четвёртый подвиг Геракла» в рамках Лаборатории молодых режиссёров Центральной Азии и Казахстана (2014); сценическая импровизация «Ливия, 13″ К.Риндеркнехта. И премьера юбилейного сезона в «Ильхоме» — лабораторный мультимедийный проект «Приключение’С» .
Тамара САНАЕВА.
Фото со спектакля — автора.