После значительного перерыва дом-музей Урала Тансыкбаева открыл свой выставочный сезон. 28 октября 2015 года здесь были представлены публике работы Маргариты Шуваловой – известной узбекистанской художницы, работающей преимущественно в жанре портрета.
Портреты преобладали и на этой выставке. Несколько пейзажей и значительное количество графики демонстрировали другие грани таланта художницы, но основное внимание доставалось не им. Маргарита Шувалова наделена особым даром изображать на полотне не столько самого человека, сколько его жизнь в целом. Как было сказано одним из выступающих, поэтом А.Каменским, «за каждыми глазами, в каждом портрете – судьба». Возможно, поэтому ее работы обладают такой притягательной силой.
В экспозицию вошло около тридцати работ, но выставка не кажется маленькой. Наоборот – она перегружает зрителя историями только что увиденных судеб, каждая из которых словно охвачена за один миг во всей полноте. Художнице удается рассказать о своих героях все, а прожить тридцать жизней подряд не так уж просто.
Люди на портретах существуют не сами по себе – они, как в контекст, вписаны в пейзаж, который многое объясняет. Вишневый сад и клетка с беданой за спиной «Мечтателя» способны поведать немало, как и легкая метель «Белого учителя» — то ли снег в солнечном свете, то ли кружащиеся перья нездешних голубей. Но самое главное передают глаза – живые и глубокие. И здесь кончаются объяснения и начинается то волшебство, которое и делает художника мастером.
Часть работ вдохновлена Новым Заветом – это и сияющий образ Благовещения, и центральная картина экспозиции с образом Иисуса. Огромное впечатление производят портреты детей, особенно маленькая «Хивинка» с бездонными, не по возрасту серьезными глазами.
Притягивает взгляд картина «У окна» — лицо мальчика проступает сквозь темное стекло, по которому бегут струи дождя. А к стеклу прилип листок. Настоящий, не нарисованный. И эта деталь, найденная, по признанию художницы, практически случайно, под влиянием импульса, просто поражает. Она заставляет ощутить границу между реальным листком и нарисованным миром – то самое прозрачное оконное стекло, лишь намеченное водяными потоками.
Столь же поразительна «Восьмая нота», подсвеченная солнечным бликом и одновременно туманная. Девушка играет на свирели, и кажется, что глядящий на нее зимородок возник прямо из ее мелодии. Эта яркая птичка, объединяющая водную, земную и воздушную стихию, словно намекает, что и небывалая восьмая нота может возникнуть только из синтеза остальных семи, в их единстве и гармонии.
Организаторами выставки стали дом-музей Урала Тансыкбаева и представители литературного семинара при Союзе писателей, в частности, известный ташкентский блоггер Раиса Крапаней. Вследствие этого открытие выставки получило поэтическую направленность – на нем выступили с чтением стихов О.Бордовский, С.Бобенышева, С.Гордин и А.Каменский, а позднее во дворе музея развернулась настоящая мушоира с участием всех желающих.
И в заключение хотелось бы привести слова, сказанные Маргаритой Шуваловой о своих работах на церемонии открытия: «Если это нужно людям – это самая большая награда».
Анна НИМ.
Фото автора.