приведенные в заголовке слова, — это всеобщая закономерность (мысль), а по философу-идеалисту Платону — это духовное первоначало,
божественный разум. И в том, и в другом случае — божественная ли основа или же самоорганизованное закономерное понятие — этот фактор обязателен для «работающей» души нормального человека.
Напомню ещё раз:
«Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!»
Но для этого душа должна быть наполненной, воспитанной, если хотите — образованной, эмоционально и нравственно заряжённой. Для того, чтобы адекватно воспринимать прекрасное, усваивать его, обогащаться и стимулироваться им. Может ли этот плодотворный процесс идти сам по себе, без всяких усилий со стороны человека? Глухая, слепая, тёмная и заскорузлая душа субъекта, чьи интересы и желания ограничены лишь материальными благами или амбициозным самоутверждением, не может развиваться, самосовершенствоваться, не может органично отзываться на весь спектр самых прекрасных духовных обретений человечества, на
красоту самой природы. А коли так, то данный человек, как бы он ни хвастался, вряд ли «украшает» собой жизнь, вряд ли вносит свою лепту в осуществление вековой людской мечты о гармонизации окружающего мира.
Любопытную мысль высказал в своей «Автобиографии» Чарльз Дарвин: «Если бы мне пришлось во второй раз прожить свою жизнь, я бы поставил себе за правило хоть раз в неделю читать стихи и слушать музыку; таким образом все клетки моего мозга сохранили бы свою живучесть. Атрофия художественных вкусов влечёт за собой утрату известной доли счастья, а может быть, и вредно отражается на умственных способностях».
Не знаю, как насчёт «умственных способностей», но лично я никак не могу чувствовать себя счастливым, если периодически не слушаю классическую музыку, не читаю стихи, не наслаждаюсь хорошей актёрской игрой.
И не обязательно профессиональной. Наблюдения за любительским искусством занимательны ещё и потому, что обычные участники
художественной самодеятельности преображаются на глазах, становятся возвышеннее, благороднее, тоньше, чище, значительнее. Особенно наглядно это проявляется в театральных кружках. Убеждён, что в таких коллективах формируется не только общая культура его участников и зрителей, но очень часто подлинные личности.
Я это понял давно. Так случилось, что будучи младшеклассником, я впервые услышал о комедии Гоголя «Женитьба» не в школе, а потому что главную роль в ней сыграл в драмкружке тогдашнего сельхозинститута поклонник и будущий муж моей тётушки Ислам Тешабаев. Нет, Ислам-ака не стал профессиональным артистом — он стал покорителем «Голодной степи», получил звание «Заслуженный агроном Узбекистана» и множество других наград, но на всю жизнь остался человеком широких современных взглядов, интеллектуалом и эрудитом. А во время учёбы в ТашГУ я частенько ходил в Актовый зал смотреть на репетиции «Гамлета» в постановке Шукура Бурханова. И поражался тому, как великий мастер, народный артист страны долго и терпеливо работал с артистами-студентами, отнюдь не рассчитывая сотворить из них профессионалов. Но зато Шукур Холмирзаев, сыгравший принца датского, впоследствии стал известным, самобытным писателем; насыщенной духовной жизнью, насколько я знаю, живут и другие участники того замечательного спектакля.
Искусство преображает человека, даже далёкого от гуманитарной сферы — в этом ещё несколько лет назад мы убеждались не раз на спектаклях Абдуманапа Алимбаева в объединении «Узэлектроаппарат». Очень жаль, что после смерти этого нестандартного человека и руководителя его театральный коллектив распался.
Я поделился своими раздумьями в связи с тем, что на нашем портале было сообщение о проведённом 29 июня в Национальной библиотеке Узбекистана республиканский этапе творческого фестиваля «Юксак маънавиятли авлод» — «Высокодуховное поколение». Организаторами фестиваля выступил Республиканский центр духовности совместно с министерствами высшего и среднего специального образования и народного образования.
Оказывается, финал собрал 326 молодых художников, дизайнеров, народных ремесленников, мастеров декоративно-прикладного искусства, ораторов, музыкантов, журналистов и литераторов, победивших в Каракалпакском, областных и Ташкентском городском этапах. Это ученики школ, академических лицеев, колледжей и вузов, соревновавшиеся в трех возрастных категориях.
Были проведены соревнования в номинациях «Знаток произведений Президента», «Знаток истории независимости», «Художественное
творчество», «Самый талантливый ремесленник», «Художник, отразивший в своих работах национальный дух», «Дизайнер, отразивший в своих работах национальный дух», «Певец Родины» и «Литературное творчество (поэзия, проза, журналистика)». Прекрасно! Только жаль, что среди нашей молодёжи не нашлось (?) любителей сценического искусства.
А.Ходжаев
Добавлю: от Абдуманнапа Алимбаева осталось еще и несколько хороших рассказов, в том числе вышедших в начале 90-х в "Звезде Востока". До сих пор помню начало одного из них (из-за которого у нас даже вышел спор с главным редактором — Сабитом Мадалиевым: ему эта фраза не нравилась, но я убедила ее оставить): "В кувшине жила вода"…