Наш собеседник – кандидат наук, руководитель лаборатории селекции, семеноводства и питомнического хозяйства Научно-исследовательского института лесного хозяйства при Госкомитете лесного хозяйства Республики Узбекистан Е.БОТМАН.
— Евгений Константинович, обычные люди ценят горные леса за красоту, воздух, биоразнообразие. Лесоводы говорят, что облесение гор нужно не только ради эстетики, но и для обеспечения экологических услуг леса — водоохранных, почвозащитных, обеспечивающих продовольственную безопасность.
— Эта их роль все значительней, и вот почему. Горные леса аккумулируют и регулируют атмосферные осадки. Сток воды с горной территории в зимне-весенний период сильно зависит от характера поверхности склонов гор. К сожалению, более 90 процентов горных склонов подвержены водной эрозии. Когда на склонах гор нет лесов и слабо развита травянистая растительность, то начинается смыв талыми и дождевыми водами поверхностного, самого плодородного слоя почвы, образуются промоины, перерастающие в овраги.
Попадая на такой склон, дождевая и талая вода при сильных осадках стекают на увеличивающейся скорости вниз по склону, смывая почву и образуя разрушительные сели. Сели приносят многочисленные бедствия. А влага безвозвратно теряется. Плачевное состояние горных территорий связано с тем, что горные склоны покрыты лесом лишь на 2-3 процента.
Там, где деревья есть, они своей корневой системой армируют почвенную поверхность. Образующаяся под лесом лесная подстилка, травянистая растительность усиливают фильтрационную способность почвы. Поверхностный сток, впитываясь в почвенную толщу, трансформируется во внутрипочвенный сток. Иными словами, почва под лесом приобретает свойства губки: она впитывает в себя протекающую на ее поверхности воду, а потом медленно отдает ее снизу в виде ключей, причем отдает ее не сразу, а постепенно в течение всего лета.
В связи с изменением климата и усилением его аридности на территории Центральной Азии это свойство горных лесов приобретает особое, огромное значение в поддержании водности наших горных рек, единственном источнике влаги для нашей страны. Две великие центральноазиатские реки – Амударья и Сырдарья – имеют снего-дождевое и ледниковое питание. Зимой и весной они питаются дождями и тающим снегом. А в самое жаркое время лета сток рек поддерживается за счет таяния ледников высоко в горах.
Так было прежде. С потеплением климата гидрологический характер питания рек стал меняться. Площадь ледников за короткий срок уменьшилась на 30 процентов, и этот негативный процесс продолжается. Снего-дождевая часть питания наших горных рек приобретает преобладающее значение в их дебите. Поэтому облесение горных склонов для уменьшения водной эрозии и одновременно для увеличения водообеспеченности наших оазисов, расположенных в пустынной зоне, где нет других источников воды, становится все более актуальной общенациональной задачей.
— Нужно расширять посадки лесных насаждений на склонах. Ученые-лесоводы к этому готовы?
-В Узбекистане есть более чем столетний опыт горных лесопосадок в урочище Акташ в Ташкентской области. Первые облесительные работы здесь начались еще в девяностые годы 19 века. В результате в бассейне горной реки Акташ нет селепроявлений.
Мы за то, чтобы использовать и распространить научные и практические разработки на все горные районы страны. Посадка лесных насаждений на склонах гор является задачей приоритетной важности. Главное, чтобы мы, ученые-лесоводы, и вы, средства массовой информации, как можно более убедительно донесли эти знания до широкой общественности и лиц, принимающих решения.
Лесной наукой в Узбекистане накоплен большой объем опыта и знаний. К сожалению, большая часть этого научного багажа не используется, пылится на полках библиотек в виде рекомендаций. До недавнего времени лесная наука развивалась, скорее, по инерции. Сейчас чувствуется, что государство заинтересовано в науке, видит в ней инструмент ускорения экономического и социального развития страны. Возросло финансирование научных проектов. Следующим этапом должна стать тесная связь науки с производством и скорейшее применение научных разработок в производственной практике.
— Один из таких проектов – выращивание фисташки в предгорьях и низких горах?
— Фисташка – удивительное дерево, идеально адаптированное к произрастанию в предгорной богаре. Это дерево неприхотливо, имеет мощную корневую систему, укрепляет склоны, а в поливе нуждаются только первые два года после посадки. Кроме того, уже давно во всем мире это коммерческая культура, приносящая прибыль. Мы доказали перспективность фисташки не только при использовании ее в мелиоративных посадках, но и для создания промышленных плантаций.
В целой серии тренинг-курсов наша фисташковая команда рассказывала всем заинтересованным – фермерам, обладателям приусадебных участков, арендаторам богарных земель – преимущества в использовании богарных земель для выращивания сортовой фисташки по сравнению с любым другим видом землепользования.
Фермеры и арендаторы нам поверили и оценили наше предложение. Сейчас нет отбоя от желающих ее выращивать. Фисташковые деревья не только укрепят горные водосборы, они обеспечат стабильный доход. Условие – окулировка дичковых посадок лучшими формами фисташки. Но для этого важно создавать и расширять маточники, чем мы также занимаемся.
Наша фисташковая команда обучает тому, как надо выращивать сеянцы, создавать фисташковые плантации, осуществлять их окулировку. Когда все делается по нашим рекомендациям, то и результаты получаются хорошие. Такие, как, например, у наших подопечных фермеров в Бостанлыкском и Паркентском районах Ташкентской области. Там в 2015 году были проведены посадки дичковой фисташки на 20 гектарах богарных земель. В прошлом году мы обучали их на практике, как делать окулировку. Теперь будем ждать первый урожай.
Принято Постановление Президента по расширению создания фисташковых плантаций. Но посадки фисташки – лишь часть облесения горных территорий.
— Деревья подвержены болезням, поражаются насекомыми-вредителями. Как сохранить леса?
— И вредители, и болезни наносят большой ущерб лесам. Энтомологи и фитопатологи разработали различные меры контроля за вредителями и болезнями с тем, чтобы не допустить вспышек эпидемий. Важен постоянный мониторинг энтомологического и фитопатологического состояния леса, в случае угрозы массового заболевания важны своевременные профилактические мероприятия, а при необходимости – срочные меры борьбы.
Это не так просто, если учесть, что в горах и пустынях Узбекистана более трех миллионов гектаров покрытых лесом земель, а специалистов – защитников леса – не так уж много. Да и технически выполнять работы не просто. Для борьбы с вредителями и болезнями на крутых склонах гор и в кронах деревьев на высоте пяти и более метров над землей нужна специальная техника.
Самые распространенные меры борьбы с лесными болезнями и вредителями – химические. Они не безопасны и не всегда эффективны, особенно в борьбе с грозным вредителем горных лесов непарным шелкопрядом. Самка шелкопряда откладывает свои кладки, состоящие из сотен яиц, на коре. Кладок может быть несколько на одном дереве. Через некоторое время из яиц вылупляются гусеницы, и вся эта орда за считанные дни может полностью обглодать всю листву на дереве. Если таких набегов больше одного за сезон, то это уже угроза жизни для дерева. Шелкопряд практически всеядный вредитель, он поражает деревья многих пород.
Наиболее эффективны биологические меры борьбы. Они бывают разными. Например, для борьбы с непарным шелкопрядом применяют диспарлюровые ловушки. В них помещают химическое вещество диспарлюр, имитирующее запах самки шелкопряда, на который в массовом количестве прилетают мужские бабочки шелкопряда. Другой способ –это искусственное размножение естественных вредителей непарника– энтомофагов, для которых он является едой. Энтомофаги сами найдут свою жертву вне зависимости от труднодоступности местности или высоты ствола.
Ученые нашего института успешно испытали несколько способов борьбы с врагами леса. Теперь надо массово создавать биологические лаборатории для выращивания энтомофагов. Использование биологических мер борьбы с вредителями и болезнями деревьев безвредно для окружающей среды и для человека.
— Можно выращивать леса для получения дровяной древесины?
— Сейчас в Узбекистане специализированных дровяных плантаций практически не существует. Мы могли бы их создавать во всех природных зонах страны.
К землям Государственного лесного фонда относится 22 процента территории страны. Если создавать специализированные плантации дровяной древесины, то страна получит двойную пользу. Земля будет покрыта лесными насаждениями и будут удовлетворены нужды сельского населения в энергоносителях. В разных природных зонах страны возможно выращивание дровяных плантаций из разных древесных и кустарниковых пород, наилучшим способом приспособленных к этим конкретным условиям.
В пустынях, например, можно выращивать саксаул, калорийная способность которого приближается к бурому углю. Саксауловые плантации перспективны, ведь более 80 процентов территории страны находится именно в пустынной зоне.
Значительная часть орошаемых земель выводится из сельскохозяйственного оборота из-за засоления земель, высокого уровня минерализованных грунтовых вод. На таких землях можно создавать так называемые плантации порослевого возобновления с коротким оборотом рубки, например, из лоха (джиды) – неприхотливой породы, отлично произрастающей на засоленных и заболоченных землях.
Дровяные плантации можно создавать в предгорьях и горах, используя породы, естественно здесь произрастающие. Такие плантации могут стать источником бизнеса, ведь цена дров значительно ниже цен на уголь. Брикетирование растительных остатков сделает бизнес безотходным. С созданием дровяных плантаций снизится нагрузка на существующие леса, сократятся незаконные рубки деревьев и кустарников.
— Какие перспективы у тополей и чинар, которые нравятся многим людям?
— И тополь, и чинара (платан) требовательны к обеспечению водой. Не вижу перспектив для создания плантаций этих пород с целью получения дровяной и деловой древесины. Но и у той, и у другой породы есть свои ниши для широкого использования. Они обладают быстрым ростом, у них густая крона, дающая много тени, что чрезвычайно важно для аридного климата Узбекистана с огромной солнечной радиацией. Платан, кроме того, – долгоживущая порода. Мощный ствол, раскидистая крона и полная адаптация к местным условиям делают его привлекательным для озеленения.
Главная особенность тополя в том, что это единственная порода, используемая местным населением для получения строительной древесины. Его высаживают на приусадебных участках, вдоль каналов и арыков. Легкость размножения черенками, быстрота роста и пригодность для строительных целей – основные его преимущества. На всех стихийных базарах древесины вдоль дорог вы встретите тополевые хлысты различного сортимента по цене значительно меньшей, чем у импортной древесины, и поэтому востребованной.
Тополь незаменим в полезащитных лесных полосах. Его используют для защиты полей от ветровой эрозии, гармселей, улучшения микроклимата. В последнее время широко используются гибридные тополя, обладающие особой быстротой роста – до 4-5 метров за сезон.
В нашем институте есть материнская плантация 70 различных видов гибридных тополей, пригодных и для засоленных земель. Особенно хорош гибридный тополь «Стремительный», выведенный узбекскими учеными.
Тополя годятся и для города. Они лучшие очистители воздуха, обладают фитонцидными свойствами, подавляющими болезнетворные микроорганизмы. У черенков тополя почти стопроцентная приживаемость. Городские озеленители в последние годы тополь не любят из-за его семян в виде пуха. Но эта проблема легко решаемая. Если размножать только мужские экземпляры этой породы, то пух (семена) не будет образовываться.
— Евгений Константинович, во всех этих случаях «Знания – сила»?
— Конечно, углубленные профессиональные знания необходимы по всем направлениям развития лесного хозяйства страны. Перед молодым поколением стоит задача продолжить на новом уровне начатые прежними поколениями ученых научные разработки и внедрять их в практику.
* * *
В завершение интервью напомним нашим читателям, что Постановлением Кабинета Министров РУз от 17.1.2020г. намечены меры по совершенствованию ведения государственного учета и мониторинга лесов.
К 31 декабря 2021 года должна быть обеспечена полная инвентаризация существующего на территории республики природного растительного и животного мира и его запасов. Как сказано в законодательном акте, он принят для исполнения Закона Республики Узбекистан «О лесе», а также дальнейшего повышения эффективности охраны, воспроизводства, воспроизводства лесов и использования земель лесного фонда, организации рационального использования лесов, своевременной профилактики, выявления, оценки и прогноза негативного воздействия на леса, изменения состояния.
НАТАЛИЯ ШУЛЕПИНА
Фото автора
Остались единичные специалисты , но их уникальный опыт и навык никому не нужен… Нет лесопатологов, не проводится борьба с вредителями.
К сожалению это во всех сферах деятельности, а жаль. Могут только уничтожать
природу, пилить деревья, а что бы посадить и вырастить на это мозгов не хватает.
крепкого здоровья товарищу Е.БОТМАНу,
и учеников ….