Слово «событие» очень ответственно. Тем более в исполнительском искусстве. И все-таки, победу духового оркестра школы-интерната имени В.Успенского в далеком 1989 году на VII Международном фестивале-конкурсе духовых оркестров в чехословацком городе Острава (ныне Чехия) иначе не назовешь. В этом престижном соревновании они обошли своих взрослых коллег из 18 стран и стали абсолютными победителями, завоевав одновременно и первую премию за исполнительское мастерство, и «Гран-при» в марш-параде, и приз «Зрительской симпатии».
Этим успехом ребята были обязаны своему руководителю и дирижеру Ефиму Михайловичу Гуляеву, которого маститые западные музыканты единодушно назвали «Маэстро прима». Каждому из них хотелось проникнуть в суть его «загадочного феномена», и по окончании конкурса они долго и увлеченно беседовали с ним.
С тех пор прошло три десятилетия. И сегодня этот талантливый музыкант, яркий, незаурядный педагог, редкий по своим душевным качествам человек отмечает 80-летний юбилей в далеком Нью-Йорке. Ефим Михайлович всегда обладал особым артистизмом, тонким юмором, неповторимым обаянием, располагая к себе с первых минут общения. Неизменно доброжелательный, он продолжает покорять своей доброжелательностью и умением найти трудноуловимую и «верную ноту» в общении с учениками.
Однако, начну, как говорится, с самого начала. Рано осиротев, Ефим Михайлович воспитывался в Ферганском детском доме. Именно там, на стареньком пианино, он пробовал подбирать услышанные им по радио мелодии, пел в хоре. Уже тогда у маленького Фимы появилась мечта стать музыкантом. К счастью, в детском доме был небольшой духовой оркестр. Поначалу он подолгу слушал его репетиции, и со временем органично влился в ряды оркестрантов. Но вскоре мальчик понимает, что хочет учиться профессионально, и для этого сбегает в Ташкент. Пешком. Без денег и еды. Он вышел из детского дома и отправился на вокзал, откуда вечерним поездом поехал в столицу Узбекистана. Будучи без билета, маленький беглец переходил из вагона в вагон, избегая, таким образом, встреч с контролерами. Вскоре он оказался в Ташкенте, где предстал перед педагогами школы-интерната военно-музыкантских воспитанников, которые высоко оценив его природную музыкальность, тем не менее, не приняли в свое учебное заведение по медицинским показаниям – у девятилетнего мальчика оказались проблемы с сердцем. А вот в музыкальной школе имени Р.Глиэра удача ему улыбнулась: его приняли учиться игре на кларнете сразу в 3 класс и определили в интернат, где жили ребята, учившиеся хореографии, музыке, живописи.
Итак, одна мечта маленького Фимы осуществилась – он стал учиться музыке в классе великолепного педагога И.И.Есина, к которому стремились попасть многие кларнетисты. А по фортепиано его наставниками были профессор консерватории Т.М.Котляревская и композитор Ю.Н.Николаев. Как гласит одна из восточных мудростей: в становление ученика учитель важнее родителей. И каждый из этих педагогов Гуляева сыграл благотворную роль в его профессиональном становлении. Однако на этом интересы юного музыканта не заканчивались. Он был одержим еще одной сокровенной мечтой: взять в руки дирижерскую палочку, встать за дирижерский пульт и творить музыку. Практически каждое воскресенье директор школы-интерната Михаил Соломонович Оренберг водил своих воспитанников в оперный театр, где Фима не сводил глаз с дирижера, когда все другие дети смотрели на сцену. А он сидел и мечтал, что когда-нибудь сам будет вдыхать жизнь в нотные знаки той или иной партитуры.
Играя на кларнете и фортепиано, Гуляев зарекомендовал себя как превосходный исполнитель, его талант по достоинству был оценен лучшими музыкантами Узбекистана. В двенадцать лет он уже играл в профессиональном оркестре в парке, а в семнадцать, успешно окончив школу Глиэра, вернулся в Фергану. Но этот успех не вскружил юноше голову. Он всегда уделял учебе особое внимание. В этот же год он поступает сразу на IV курс Наманганского музыкального училища, по окончании которого начинает работать педагогом Ферганского училища искусств. «Казалось, – пишет пианистка И.Я.Альспектор, – «голубая мечта» детства близка к осуществлению. Но в то время (начало 60-х годов) в Фергане не было оркестра, его еще нужно было создавать. Для начала Гуляев организовал эстрадный ансамбль из учащихся и педагогов училища. Они играли популярную и джазовую музыку, выезжали на гастроли по области, накапливали необходимый опыт.
Когда через три года по инициативе Гуляева была создана Ферганская областная филармония, в городе уже существовало три оркестра: русских и узбекских народных инструментов, и эстрадный. Открытие филармонии вылилось в большой праздник и для публики, и для ее организаторов».
Но Ефим Михайлович не останавливался и усердно шел к своей мечте, создав впоследствии на базе училища симфонический оркестр, параллельно окончив за четыре года заочное отделение Ташкентской консерватории. Его энергии хватало на многое. Трудовой день его был расписан с раннего утра до позднего вечера: он вел класс кларнета, самозабвенно руководил своим детищем – симфоническим оркестром и работал завучем училища.
«Музыкальное училище было домом Ефима Михайловича, – с теплом вспоминает своего педагога заслуженный артист Узбекистана Юнус Гульзаров, – а мы, его ученики, чувствовали себя одной большой семьей, детьми, которых он посадил за один большой стол, полный музыкальных яств. Он окружил нас атмосферой творчества, увлеченности и высокого профессионализма. Меня и сегодня согревает этот бесценный дар его души. В его большом сердце всегда находилось место для всех его учеников. Он учил нас не только музыке, он помогал нам, тогда еще молодым людям, найти жизненные ориентиры, обладая очень важным для педагога качеством – умением слушать и слышать своих учеников.
В оркестре он создавал особую атмосферу взаимопонимания и ответственности за результат работы. Его обаяние, дирижерский и музыкальный опыт, идеальный слух, неутомимая настойчивость и умение достичь высокого качества исполнения – неоценимы. А как он увлекательно рассказывал о музыке, исполняя ее на рояле и привлекая примеры из литературы, живописи и других видов искусств. Очень сложно в нескольких словах дать характеристику любимого педагога. Моя благодарность Ефиму Михайловичу за дорогу в профессию безгранична».
У Гуляева все складывалось замечательно. Впереди была целая прекрасная жизнь: убедительные педагогические и исполнительские достижения открывали новые творческие перспективы. Вскоре он получает несколько заманчивых предложений из разных городов, среди которых выбирает Ташкент – столицу Узбекистана с большими возможностями, динамичную, располагающую к общению, дающую силы и импульс к творчеству.
В 1976 году Ефим Гуляев впервые переступает порог школы имени В.Успенского. К этому времени он уже был опытнейшим организатором, педагогом, дирижером, общественным деятелем, с большой жизненной школой за плечами. С директором этого учебного заведения И.Г.Юлдашевой у него – ее заместителя – с первого дня сложилось полное взаимопонимание. Вместе они продумывали план учебной и концертной работы, разрабатывали и фиксировали его в графике, по которому жила школа весь учебный год. Ефим Михайлович и здесь неукоснительно следовал своему кредо «Повернуться лицом к ученику». Через два года при школе открывается интернат, и первоначальная его организация легла на плечи Гуляева. Ему, бывшему детдомовцу, хорошо были знакомы законы общежитейского бытия. Эта работа занимала у него много времени, но, несмотря на это, он уже горел идеей создания в «успенке» настоящего, полного духового оркестра. Впоследствии он воплотит ее в жизнь.
А начиналось все с малого, ибо поначалу не было ни исполнителей, ни инструментов. Когда, наконец, первые ученики были набраны, Ефим Михайлович стал с ними заниматься, приобщать к ансамблевому музицированию. На следующий год зачислили еще нескольких учеников, потом еще… Так постепенно ансамбль превратился в духовой оркестр полного состава. На занятиях педагог знакомил учеников с различными стилистическими манерами, учил работать над штрихами, техническими приемами, динамикой, нюансами, увлекая подростков этой работой. Через несколько лет уже невозможно было представить музыкальную жизнь известного в республике учебного заведения без этого коллектива, в репертуаре которого была разнообразная по характеру духовая музыка. Ни один большой праздник в Ташкенте не проходил без привлечения духового оркестра «успенки». Он был постоянным участником сводных концертов, выступал с многочисленными шефскими концертами.
Ярким событием, во многом определившим творческую судьбу духового оркестра, явилась первая поездка в Москву в составе исполнительской делегации Ташкентской консерватории, посвященной ее 50-летнему юбилею. Высокий технический уровень, темпераментность и ансамблевая четкость игры, яркая красочность звучания позволили юному коллективу добиться всеобщего признания. Но их руководитель, каждый раз, поднимаясь на тот или иной Олимп, с новой силой брался за планирование покорения новых вершин. Так, победив в 1988 году на I Республиканском конкурсе, оркестр принимает участие во всесоюзном празднике духовой музыки. Его подкупающая свежесть, живость, чистый строй, четкая до мельчайших деталей игра порадовали не только любителей музыки, но и профессионалов.
Вспоминается случай, происшедший во время одного из выступлений. В середине исполнения известного Фортепианного концерта Й.Гайдна (солистка юная Лолита Рузматова) в зале внезапно погас свет… Однако музыка продолжала звучать. Не видя нот, музыканты играли по памяти. И в темноте каждая нота зазвучала еще яснее, еще рельефнее. Непредвиденный «сюрприз» не застал врасплох юных музыкантов, а напротив, заставил их играть еще лучше. По окончании исполнения зал устроил им десятиминутную овацию.
Еще больший успех имел ташкентский коллектив на VII Международном фестивале-конкурсе в городе Остраве, с которого началась эта статья. Уже на следующий день газеты писали: «Оркестр из Ташкента достойно открыл конкурс». Правда, перед этим Ефима Михайловича дважды вызывало жюри, предлагая снять с концертной программы сложнейшую партитуру Ж.Оффенбаха к оперетте «Орфей в аду». Но Гуляев не собирался уступать: будучи уверенным в творческие возможности своих ребят, он, естественно, предпочел рискнуть…
Исполнение было блистательным и получило высшую оценку жюри. Так же вдохновенно прозвучали «Три трубача» Августина, «Звездная пыль» Х.Кармайкла, «Фантазия на тему песен о мире» П.Макарова и знаменитая «Андижанская полька». Игра коллектива поразила тщательностью, слаженностью, была по-настоящему живой, красивой. Особенно это проявилось в исполнении «Тарантеллы». Маэстро Гуляев вложил в него столько энергии, столько подлинного творчества, что это не могло не найти отклика у публики. После выступления к нему, осажденному корреспондентами, подошел автор «Тарантеллы» Й.Правечек, который с восторгом сказал: «Пожалуй, лучшего исполнения я уже не услышу!»…
Не могу не коснуться еще одной страницы творческой биографии Гуляева, когда он в течение двух лет директорствовал в музыкальном училище имени Хамзы, оставив яркий след и в истории этого учебного заведения. Сегодня Ефима Михайловича с теплом и благодарностью вспоминают те, кто имел счастье работать с ним в то время. Они говорят о нем как о мудром руководителе, который с достоинством хорошо воспитанного человека защищал свою точку зрения в продвижении молодежи. В ней он видел будущее Узбекистана, считая, ее воспитание основной задачей и педагогов, и родителей. Гуляев присутствовал на экзаменах всех факультетов, а во время обсуждений всегда профессионально высказывал и отстаивал свое мнение. Он знал все, что имело отношение к музыке. На него всегда можно было положиться. Он не демонстрировал амбиции, был всегда честным, справедливым и принципиальным.
Несмотря на плотный рабочий график, необычайно цельный и сильный духом Гуляев, верил в перспективность своего духового оркестра, продолжая с ним скрупулезно работать. После оглушительной победы в Остраве, коллектив получил немало заманчивых предложений. Архив Ефима Михайловича пополнялся восторженными зарубежными отзывами. А вот отечественная пресса почему-то молчала, умудрившись не заметить их успех, словно боясь воздать должное своим лауреатам. Не было сделано ни одной радио и телепередачи. И даже после их блистательного выступления на сцене концертного зала «Бахор», министерство культуры не нашло возможности в финансировании поездки коллектива на фестиваль-конкурс в Голландию, сославшись на опустевшую казну…
У Ефима Михайловича было много планов, но из-за инертности чиновников реализовать их никак не удавалось. Тем не менее, он надеялся и ждал. Однако всякому терпению приходит конец. Не вечным оно оказалось и у Гуляева: в 1991 году он с семьей эмигрирует в Америку. Первые годы адаптации в стране Нового Света о нем не было слышно ничего. Но позже, благодаря всемирной паутине, мы узнали, что Гуляев и там организовал оркестр, с которым дал немало концертов, что он по-прежнему энергичен, полон сил и энтузиазма. А его ученики делают успехи: занимают места на различных исполнительских конкурсах, поступают в престижные музыкальные учебные заведения, выступают на концертных эстрадах.
Счастлив Ефим Михайлович и в личной жизни. Он всегда брал на себя ответственность за свою семью, был серьезен, верен и последователен, поддерживал свою нежно любимую жену Леночку – его Музу, единомышленницу, помощницу. Отметив золотую свадьбу, супруги, по-прежнему, живут душа в душу, считаясь красивой и счастливой парой. . Они вырастили двух сыновей – Натана и Александра. Оба стали успешными профессионалами: старший – врач-стоматолог, а младший – главный инженер, руководитель гостиничных сетей. Подрастают и их обожаемые внуки, но это уже другая глава жизни Ефима Михайловича, о которой, мне думается, напишут американские коллеги.
Вспоминая годы, прожитые Гуляевым в Узбекистане, невольно задумаешься, что он посвятил жизнь одному делу – служению посредством музыки нашей республике. Частица его души, уверена, обитает и в Фергане, и в Ташкенте. Его незримое присутствие угадывается в трепете музыкальных звуков, в трепете лучших струн наших сердец – сердец тех, кому выпало счастье знать Ефима Михайловича, учиться у него, работать с ним и любить его.
Со дня отъезда Гуляева прошло около 30 лет. За это время выросло не одно поколение молодых музыкантов, не знавших прошлых корифеев узбекской музыкальной культуры. Хочется, чтобы они представили себе этого удивительного музыканта и человека, а для тех, кто общался с ним, память напомнила черты его образа. Всю жизнь он нес людям свет музыки и свет подлинной человечности. Несмотря на пережитые невзгоды, сердце этого человека вмещало доброту и тепло с примесью искрометного юмора. Он и сегодня обладает этими сокровищами и щедро делится ими с теми, кто его окружает. Круглая дата – 80-летие со дня рождения Е.М.Гуляева – дала замечательный повод вспомнить и рассказать об этом уникальном музыканте и человеке, который творил в меру своих сил и таланта музыкальную историю нашего города и нашей страны.
Дорогой Ефим Михайлович, Вы – феноменальная личность! Мы поздравляем Вас со славным юбилеем! В свои годы Вы не только прекрасно выглядите, но и успешно преподаете, можете показать ученикам, как нужно исполнить ту или иную фразу, продемонстрировать любой прием, любое упражнение или сложнейший пассаж. Как говорит всемирно известный музыкант и дирижер Владимир Спиваков, «Юбилей – это не повод, чтобы оглядываться назад, а краткое мгновение, чтобы осознать, что еще нужно сделать и понять, что там, впереди». Так что, каким будет утро следующего дня, зависит от Вас! Крепкого Вам здоровья и долгие лета!
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива автора.
Дорогой Ефим Михайлович, с юбилеем Вас! С теплотой и благодарностью вспоминаю те годы в Ферганском музыкальном училище, когда Вы были завучем и ввели музыкальный минимум в программу.Я уже давно живу в Германии, преподаю.Всего Вам наилучшего. Лора Сойникова ( Брайнинг)
Дорогой,уважаемый Ефим Михайлович,от всей души поздравляю Вас с юбилеем!Желаю Вам долголетия,здоровья,счастья!
Мне и моим друзьям повезло учиться у Вас в школьном оркестре.Я очень часто вспоминаю Ваши занятия методы обучения.Мы Вам немало нервов потрепали.Простите нас.
С благодарностью Вам-
Бурхан Бердиев.(тромбон)
Дорогой, Уважаемый и Любимый наш Ефим Михайлович!!!
Поздравляю Вас С Юбилеем!!!
Желаю Вам Крепкого Здоровья, Долгих лет Жизни, Мира и Благополучия Вам и Вашим Родным и Близким!!!
С Благодарностью вспоминаю Ваши Уроки пр Симфоническому Оркестру!!!
Всех Вам Благ!!!
Дорогой наш Маэстро Ефим Михайлович.. Поздравляю Вас с юбилеем.. Здоровья Счастья Любви Радости и ВсегоВсегоСамогоСамогоНаилучшего 🎂🎉🎊 🎈🎊🎉🎇 Спасибо Вам За Всё..Будьте Здоровы…РахматАли Бекбабаев Гобой
Дорогой Ефим Михайлович, спасибо Вам за приобщение нас, Ваших учеников, к великому миру Музыки. Годы общения с Вами были лучшими в моей жизни. Незабываемое было время, нахлынули воспоминания, слезы катятся из глаз. Я из первого набора духового оркестра Успенки в 1977 году, играл на тромбоне и баритоне. Счастья, здоровья и долголетия Вам, дорогой Маэстро! С юбилеем Вас!