back to top
7.9 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Вспоминая Кабула Бердиева…

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Так назывался вечер, который недавно прошел в Малом зале Государственной консерватории Узбекистана, ставший данью уважения таланта узбекистанского музыканта, профессионала, доброго и светлого человека Кабула Бердиевича Бердиева.

Вспоминая Кабула Бердиева…

Он прожил жизнь длиною в семьдесят лет. Сильный, мужественный, хороший человек с трагической судьбой. Бывало, ошибался, сбивался с пути, но всегда находил свою тропу. Его не терзали сомнения, страхи, тревоги. Он жил, как дышал, и умер также, вспыхнув напоследок, повергнув в шок свое окружение. Он был настоящим бойцом, отважно сражавшимся со смертью до самого конца…

Почтить его память собрались коллеги, друзья, ученики и ценители классической музыки. Они встретились, чтобы вспомнить того, кто не предавал при жизни и остался в памяти после нее. Идея проведения этого концерта принадлежит известному музыканту и замечательному человеку Эльдару Азимову – заслуженному деятелю искусств Узбекистана, художественному руководителю и главному дирижеру камерного оркестра «Туркистон». Он поделился ею со своими коллегами, которые его поддержали и согласились принять в нем участие. Вход на концерт был свободным. Ведь самая сильная память – это память сердца. Поэтому пока мы помним, живет и память о тех, кто был рядом с нами…

Сегодня трудно говорить о Кабуле Бердиевиче в прошедшем времени. Не могу сказать, что дружила с ним, но изредка общалась, поэтому в памяти всплывают кадры этих встреч с ним, беседы, слышится не только голос собеседника, но и его интонации. Он запомнился деликатным и мужественным, в нем чувствовалась внутренняя сила, воля, способность к преодолению трудностей, вера в себя. И эта воля, и сила духа спасали его не однажды.

Кабул Бердиев родился 12 ноября 1948 года. И первое же его попадание в музыку стало судьбоносным – успешное поступление в Республиканскую школу-интернат музыкальных воспитанников имени генерала Петрова, где он занимался в классе замечательного педагога Ильи Ильича Есина, сыгравшего определяющую роль в выборе мальчиком своей будущей профессии. Впоследствии ученик с теплом вспоминал своего первого учителя, который привел его в мир музыки и научил играть на кларнете.

По окончании школы воспитанников Бердиев поступает в Ташкентскую консерваторию. Однако играть на кларнете ему было сложно. Как вспоминают его друзья, проблемы были из-за неправильного прикуса зубов. Но Кабула Бердиева это не остановило: ему по жизни всегда помогали настойчивость, железный характер и трудолюбие. В результате, он за полтора года освоил инструмент фагот, первые уроки на котором получил в классе известного педагога Петра Ивановича Белякова. Он научил Кабула как играть, как относиться к своим обязанностям. И работоспособный студент тщательно работал и достигал поразительных вещей. Уже тогда Петр Иванович отметил его яркое природное дарование, необычайную целеустремленность, граничащую с одержимостью, бесконечной преданностью инструменту – те качества, которые обеспечили ему в дальнейшем успех. Словом, на фаготе дело у Кабула Бердиева как-то сразу пошло хорошо.

Моя память хранит одно из его выступлений. Это было Патетическое трио для кларнета, фагота и фортепиано – камерное произведение Михаила Ивановича Глинки. Написанное в 1832 году, оно стало последним обращением двадцативосьмилетнего композитора к музыке для камерного ансамбля. Всю оставшуюся жизнь Глинка посвятил созданию сценических, оркестровых, вокальных, хоровых и фортепианных произведений.

Трио было написано композитором во время путешествия по Италии, предпринятого им для поправки здоровья. Изучая в это время композицию в Миланской консерватории (позднее названной именем Джузеппе Верди), Михаил Иванович испытал влияние итальянских композиторов Доницетти и Беллини, чем отчасти объясняется не вполне характерная для Глинки стилистика этого произведения. Вскоре после завершения работы над трио в Милане состоялась его мировая премьера. Первыми исполнителями стали музыканты оркестра театра Ла Скала кларнетист Пьетро Тассистро, фаготист Антонио Канту и сам Глинка, исполнивший партию фортепиано.

А в Ташкенте «Патетическое трио» играли талантливые, молодые музыканты: Юнус Гульзаров (кларнет), Кабул Бердиев (фагот) и Анна Гринберг (фортепиано). Это был яркий ансамбль трех личностей, убедительно передавший романтическую взволнованность, порывистую патетику, мелодическую красоту, богатство ритмики и фактуры, яркие контрасты тематического материала и вместе с тем композиционную стройность четырёхчастного цикла. Их воодушевленное исполнение отличалось музыкальностью, художественным вкусом, безупречным профессионализмом.

Вспоминая Кабула Бердиева…

На творческом пути Кабула Бердиева было немало памятных событий, среди которых и работа в оркестре Государственного академического Большого театра оперы и балета имени А.Навои, где он играл произведения композиторов разных эпох, художественно-стилистических направлений, разных национальных школ. А за дирижерским пультом стояли такие дирижеры, как М.А.Ашрафи, Г.М.Абдукаюмов, Д.Г.Абдурахманова, Г.А.Туляганов и многие другие. Тепло вспоминает то время Даврон Куватов – один из учеников Кабула Бердиевича. Сегодня он работает в заслуженном коллективе Национальном симфоническом оркестре Узбекистана, являясь концертмейстером группы фаготов. Будучи подростком, он очень часто ходил на спектакли ташкентского Большого театра, чтобы послушать звук фагота своего педагога. «А звук у него был потрясающим, – говорит Даврон. Фагот звучал то мягко и расслабленно, то остро и колюче, то полно и сочно. Это была необыкновенная феерия, которую отличало разнообразие тембровых и эмоциональных оттенков.

Он и педагогом был от Бога. Я думаю, заинтересованность в судьбе искусства игры на фаготе и побудила Кабула Бердиевича заняться педагогической деятельностью в Республиканской школе-интернате музыкальных воспитанников. Он был невероятно терпеливым в занятиях с нами. Подкармливал нас, был очень добрым, мягким, уравновешенным, и мы с радостью бежали к нему на специальность. Своим становлением в профессии я обязан именно Кабулу Бердиевичу. И я очень сожалею, что по состоянию здоровья он вынужден был расстаться с исполнительской деятельностью».

В жизни Кабул Бердиев был настоящим джентльменом, отличным другом, интеллигентным человеком. Он всегда был безупречно одет, уважительно относился к людям, старался помогать и никогда не гонялся за материальной выгодой. На протяжении многих лет он напряженно и плодотворно работал на ниве узбекской музыкальной культуры. Так, в конце семидесятых до начала девяностых годов Бердиев по приглашению Министерства культуры Узбекистана работал начальником отдела музыкальных учреждений. Позже его назначали директором ансамбля народного танца «Бахор», а потом заместителем генерального директора объединения национального танца «Узбекракс».

Казалось бы, все у него складывалось и развивалось успешно, но однажды я узнала, что Кабул Бердиев уехал в Ахангаран, где стал директорствовать в Детской музыкальной школе №1 имени Б.Закирова. Он хорошо понимал, зачем детям нужно музыкальное образование. Лично принимал их в школу, вдохновлял, спорил, убеждал, выпускал и провожал для дальнейшего обучения. Ему важно было не упустить того самого, Богом поцелованного ребенка. Кабул Бердиевич часто приглашал специалистов из Ташкента для проведения открытых уроков, а известных музыкантов и коллективы для выступлений перед школьниками, среди которых были Фаррух Закиров со своим ансамблем «Ялла», Эльдар Азимов с камерным оркестом «Туркистон» и многие другие. Сегодня Эльдар Сарварович с теплом вспоминает и тот концерт, и ученика Кабула Бердиевича – маленького Аббоса Вахобова, который успешно исполнил в их программе концерт для фагота с оркестром И.Х.Баха. В ту пору инструмент, на котором играл этот мальчик, был больше, чем он сам.

Вспоминая Кабула Бердиева…

Оглядываясь на жизнь Кабула Бердиева, замечу, что он прожил ее достойно, несмотря на трагические моменты судьбы. Последние годы он серьезно болел, но продолжал заниматься педагогической деятельностью в Государственной консерватории Узбекистана. Эта работа, конечно, непроста, но он ее любил, как и своих учеников, которым отдавал всего себя. Сегодня уже ученики Кабула Бердиевича играют в различных оркестрах, в том числе и за рубежом. Его земной путь завершился вскоре после его юбилея 24 декабря 2018 года. Он ушел со светлым взглядом на мир и желанием творить, созидать.

Вспоминая Кабула Бердиева…

А в один из январских понедельников, в Малом зале, в память Кабула Бердиева звучала музыка, которую он очень любил, и которая всегда была для него «чистой силой», надежным оберегом от всякого зла. Он исполнил немало классических опусов, в каждый из которых вложил не только профессиональное умение, но и необыкновенную щедрость своей души. В вечере-памяти приняли участие его ученики и ученики его коллег: фаготисты Б.Султанов, Н.Хужамбердиев, Д.Куватов, М.Маматкулов, Д.Хаитов, И.Исаков, А.Вахобов, Д.Султанбеков, гобоисты А.Акбаров и У.Джумадилов, кларнетист Ф.Тургунов, а также камерный оркестр «Туркистон» под управлением Эльдара Азимова. А под сводами Малого зала звучала музыка А.Вивальди, В.А.Моцарта, Л.Лебрена, Э.Грига, К.Нильсена, И.Пауэра, Ф.Фариана, А.Пьяццоллы.
После концерта к микрофону один за другим подходили друзья и коллеги Кабула Бердиева, которые вспоминали о нем с теплом и благодарностью. И каждый из них говорил, что пока они будут помнить своего друга, он всегда будет рядом, он просто им необходим. И с ними нельзя не согласиться. Только забвение по-настоящему убивает. А мы будем помнить Вас, дорогой наш Кабул Бердиевич.

Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива учеников Кабула Бердиева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

С нового года проезд в Ташкенте подорожает: новые тарифы и отмена наличной оплаты

С 1 января 2025 года в Ташкенте планируется полностью отказаться от наличной оплаты проезда в общественном транспорте. Проект постановления...

Больше похожих статей