back to top
22.3 C
Узбекистан
Понедельник, 20 мая, 2024

Антимонопольный комитет Узбекистана предлагает запретить создание предприятий с госучастием

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться
Антимонопольный комитет Узбекистана предлагает запретить создание предприятий с госучастием

В обсуждаемом в Узбекистане Указе Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию конкурентной среды и сокращению государственного участия в экономике» Антимонопольный комитет Узбекистана предлагает не допускать с 1 июля 2020 года учреждения хозяйствующих субъектов c государственным участием. Исключение составляют предприятия, создаваемых для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности, а также посредством государственно-частного партнерства с применением конкурентных механизмов отбора.

Предложено также запретить создавать и инициировать создание хозяйствующих субъектов с участием государственных органов, учреждений и предприятий, наделенных функциями государственного регулирования (лицензирование, регистрация, аккредитация, выдача разрешений).

По данным комитета, за последние годы в республике отменены 86 отдельных лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, в том числе путем объединения 38 видов в 16, по 25 видам сокращены сроки оформления, децентрализована выдача по 14 лицензиям и документам разрешительного характера и снижена налоговая нагрузка.

Отмечается последовательное развитие предпринимательского сектора, только, за последние три года количество действующих предпринимательских структур увеличилось на 25%.

Принимаемые меры обеспечили развитие конкуренции на многих рынках продовольственных (безалкогольные напитки, соки, хлеб, хлебобулочные, мясомолочные, кондитерские изделия и др.) и отдельных рынках непродовольственных товаров (мебель, ковры и ковровые изделия, текстильная продукция и др.), выпускаемых отечественными производителями.

Ликвидирована монополия крупных предприятий на рынке строительных материалов, кабельно-проводниковой продукции, рынка услуг денежных переводов.

Созданный биржевой механизм позволил равномерно обеспечивать высоколиквидными и монопольными видами сырья и материалов участников рынков. Сегодня из общего товарооборота УзРТСБ, 60% составляет монопольная продукция.

В результате проводимых преобразований за последние годы количество предприятий-монополистов сократилось более чем в два раза.

Вместе с тем, как отмечается в материалах Антимонопольного комитета, не решены системные проблемы, которые негативно воздействуют на конкурентную среду в экономике страны. Первой является чрезмерное участие государства в экономике. На товарных и на финансовых рынках сегодня доминируют хозяйствующие субъекты с участием государства, так, 79 % монополий имеет государственную долю или контролируются хозяйственными обществами с государственной долей.

Хозяйствующие субъекты с участием государства начинают создавать подконтрольные им структуры в виде государственных унитарных предприятий (ГУП) и дочерних предприятий, которые негативно воздействуют на конкуренцию. На сегодняшний день, количество таких предприятий составляет более 4,3 тыс, в том числе более 1,3 тыс. в форме АО и ООО, более 1,8 тыс. в форме ГУП и более 1,1 тыс. аффилированных с ними лиц.

Неразвитость рыночной среды и избыточное государственное участие в экономике приводит к неэффективности отдельных хозяйствующих субъектов с участием государства, что компенсируется государственной поддержкой в виде перекрестного субсидирования, представления налоговых и таможенных льгот и преференций, льготных кредитов.

Сохраняется высокая концентрация полномочий и участия государства на финансовых рынках и рынке капиталов (биржа, центральный депозитарий, банки), что создает конфликт интересов и мешает развитию рыночных механизмов на рынке.

К системным проблемам антимонопольного регулирования отнесены также:

— избыточное ценовое регулирование;
— неэффективная система льгот и преференций;
— высокая регуляторная нагрузка на субъектов бизнеса и незаинтересованность отраслевых регуляторов развивать конкуренцию;
— злоупотребление естественно монопольным положением;
— несовершенство правовых механизмов борьбы с антиконкурентными проявлениями.

В. НОВИКОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

ЕБРР поможет в закупке экологичного общественного транспорта для Самарканда и Намангана

С 14 по 16 мая 2024 года в столице Армении прошло значимое событие — 33-я ежегодная конференция Европейского банка...

Больше похожих статей