Сегодня во многих сферах успешно применяются информационные технологии. Коснулось это и системы образования Узбекистана. Внедрение цифровой образовательной платформы Kundalik в школах вызвало как интерес, так и вопросы со стороны родителей и преподавательского состава.
Гульнара Исмаилова, методист компании Kundalik, рассказывает, для чего необходима платформа и отвечает на популярные вопросы общественности.
— В Узбекистане уже было несколько попыток внедрения электронных дневников и журналов. В чем отличие платформы Kundalik и ее основные преимущества?
— У меня за плечами 29-летний стаж работы в педагогике, и с такой многофункциональной системой я столкнулась впервые. Это не только электронный дневник и журнал, а цифровая образовательная платформа, которая создана для всех участников учебного процесса: учеников, учителей, родителей, руководства школ, контролирующих органов. Она позволяет в онлайн-режиме составлять расписание уроков, формировать поурочные планы, вести учёт посещаемости и успеваемости, автоматически формировать отчёты. Ученики и родители могут посмотреть в Kundalik оценки и домашние задания, пообщаться в защищенной сети, воспользоваться дополнительными образовательными ресурсами. Платформа проста в работе, а на вопросы всегда готовы ответить специалисты службы поддержки.
На мой взгляд, главное отличие Kundalik от других платформ в комплексном подходе. Мы не просто внедряем конкретный продукт, а с его помощью модернизируем целую отрасль образования в стране: обучаем педагогов компьютерной грамотности, проводим аудит школ на техническую оснащенность и эти реальные данные «без прикрас» предоставляем министерству образования, которое на их основе будет улучшать инфраструктуру и оснащать компьютерами и интернетом те организации, где это необходимо, и в тех объемах, которые действительно требуются.
Сегодня в Узбекистане происходит цифровизация в различных отраслях, и сфера образования в первую очередь нуждается в такой трансформации. Можно бесконечно говорить о неготовности школ, преподавательского состава и прочих сдерживающих факторах. Но если ничего не делать, будет ли развитие?
— А, по Вашему мнению, школы готовы к таким изменениям?
— Вы считаете, нужно сидеть и ждать, когда наступит некий момент готовности? Вспомните, как в Узбекистане внедрялся безналичный расчёт. На тот момент население совершено не было готово к такому сценарию, никто не хотел пользоваться картами, которые казались непонятными и ненужными. Но этот шаг был необходим для развития экономики страны. Не все понимали, как ими пользоваться, а магазины были слабо оснащены терминалами для оплаты. И вот, спустя несколько лет, с помощью платежных приложений оплачиваются коммунальные услуги, штрафы ГАИ и прочие услуги. Это говорит о том, что есть такая закономерность в обществе воспринимать новшества сквозь отрицание. Поэтому здесь главное, чтобы все шло поэтапно.
Далеко не все образовательные организации Узбекистана в достаточной мере оснащены компьютерами и интернетом, и мы это понимаем, поэтому внедряем систему пока только в Ташкенте и некоторых областных школах – там, где есть необходимый минимум для полноценной работы. Мы получаем от министерства образования списки таких школ и начинаем работу. Однако в некоторых из них уже в процессе внедрения системы мы сталкиваемся с тем, что где-то слабый интернет, где-то компьютеры есть, но старые, а где-то педагогический состав, имея всю техническую базу, просто не хочет учиться использовать технологии. Об этом мы информируем коллег из министерства образования, чтобы у них складывалась реальная картина происходящего, и они принимали необходимые меры. До конца 2021 года МНО планирует обеспечить все школы Узбекистана скоростным интернетом и персональными компьютерами во всех классах.
Еще нас часто спрашивают, нужно ли учителям самостоятельно покупать планшеты или смартфоны для работы в Kundalik. Поясню: ничего педагогам за свой счет покупать не надо. Система внедряется не для того, чтобы усложнить их жизнь, а напротив, для того, чтобы ее облегчить: освободить от бумажной волокиты, от составления отчетов вручную, ежегодного переписывания одних и тех же поурочных планов от руки и так далее.
— Как, на Ваш взгляд, цифровизация отразится на сфере образования Узбекистана?
— Одна из главных целей Kundalik – снизить уровень бюрократии и сделать образование более качественным, доступным и творческим. Дети станут лучше усваивать материал, сократится объем «бытовых» проблем, таких как проверка записанного домашнего задания, звонки родителей учителям и наоборот.
Я знакома не понаслышке со всеми сложностями образовательного процесса. Главным образом это касается бумажной волокиты: ведение журнала, подготовка отчетов, поурочные планы — всё это изо дня в день заполняется на бумаге. Цифровизация образования cделает жизнь учителя проще и спокойнее. Журнал не потеряется, его теперь невозможно испортить, про замазку можно забыть. Переклички и стократные повторы домашних заданий останутся в прошлом. Кроме того, автоматизация «бумажных» процессов колоссально экономит время. Словом, система в разы облегчает школьные будни. Все достижения и пробелы в знаниях детей будут зафиксированы. Наглядность и достоверность данных помогут родителям направить ребёнка, вовремя подтянуться по нужным предметам.
— С внедрением технологических новшеств всегда связано много сложностей. Как педагогам, которые технически не подкованы, обучиться работе с Kundalik?
— Навыки работы в системе напрямую влияют на успешность проекта. Первоначально мы хотели проводить очные семинары и онлайн-вебинары. На наш взгляд, такой двусторонний подход позволил бы ускорить этап ознакомления учителей с Kundalik. Но в итоге вебинары оказались для педагогов сложностью, не все воспринимали информацию в онлайн-режиме, поэтому было принято решение пока от них отказаться и проводить больше обучений вживую. Сегодня я совместно с другими методистами провожу семинары и мастер-классы в подключаемых школах. Конечно, всегда возникает много вопросов, иногда проскальзывает сомнение среди учителей: «Как я сам или сама смогу вести электронный журнал?», но они быстро развеиваются. Учителя, которые раньше были с компьютером на «вы», сегодня являются уверенными пользователями системы. Расскажу на примере учителя русского языка и литературы Татьяны Истахаровой, которая работает в школе №158 с 1971 года. Новость о внедрении цифровой образовательной платформы сначала вызвала у нее тревожность. Но за пару недель Татьяна Борисовна, несмотря на пожилой возраст, освоила работу в интернете и в Kundalik. Сейчас она ежедневно и своевременно заполняет электронный журнал: вносит домашние задания и пояснения к ним, текущие отметки и комментарии к оценкам. Мы понимаем, что это непростой и длительный процесс, у педагогического состава уже выработана привычка работать «по старинке», и многие электронный журнал пока не воспринимают. Но, если проявить немного терпения, открыться новым знаниям и возможностям, всё получится.
— Получается, пока учителям приходится делать двойную работу: заполнять бумажный и электронный журнал. Когда можно будет полностью перейти на электронный документооборот?
— Это издержки переходного периода от бумаги к «цифре». Электронный журнал и дневник внедряются для того, чтобы облегчить труд учителей, избавить их от бумажной работы, сделать учебный процесс более качественным. Для полного отказа от бумаги педагогам необходимо хорошо освоить систему, а школам подготовиться технически, для этого, как вы понимаете, требуется время. Это не произойдет в одночасье, процесс будет планомерным.Двойная работа предполагается до того момента, пока в электронных журналах не начнут появляться оценки и домашние задания так же, как и в бумажном журнале. Это показатель того, что систему освоили и готовы к работе в ней.
Кстати, совсем недавно министерством народного образования выпущен приказ, где говорится о том, что будут разработаны предложения по дальнейшему отказу от бумажного журнала и ведению электронного журнала как документа строгой отчетности.
— Каким образом будет обеспечена безопасность и конфиденциальность персональных данных пользователей системы?
— Персональные данные и вся накопленная информация принадлежат государству в лице Министерства народного образования Республики Узбекистан и находятся на подконтрольных МНО РУз серверах. Серверы ООО «Kundalik», на которых хранятся персональные данные пользователей системы Kundalik.com, находятся в дата-центре крупнейшего оператора телекоммуникаций Узбекистана – АК «Узбектелеком». Хранение персональных данных и их передача по сетям общего пользования полностью соответствует требованиям закона Республики Узбекистан №ЗРУ-547 от 02.07.2019 «О персональных данных».
— Куда и кому персональные данные могут быть переданы для обработки?
— Данные могут быть переданы сотрудникам школы, органов управления образованием, работникам Kundalik и в обезличенном виде третьим лицам. Поясню, что третьи лица — это рекламодатели, которые в дальнейшем смогут информировать пользователей Kundalik.com о своих товарах и услугах, соответствующих нашей площадке по формату, тематике и возрасту аудитории. При этом важно отметить, что третьи лица могут получить данные о пользователях системы только в обезличенном виде. Однако сейчас об этом говорить слишком рано, поскольку Kundalik только в начале пути, и реклама на платформене размещается.
— Как работа в новом для Узбекистана проекте поменяла Ваши взгляды на развитие образования в стране?
— Сегодня c Kundalik работают 290 Ташкента, также к системе подключены школы Ташкентской, Самаркандской, Бухарской областей. Исходя из первых результатов, можно сделать вывод, что платформа уже позволяет решить ряд сложностей. Всем известно, что во многих школах количество учеников в классах составляет более 40 человек. В таких случаях учителю сложно уделить внимание каждому, проследить, все ли записали домашнее задание. В Kundalik зафиксировано всё: задания, оценки, расписание. Также можно отметить, что благодаря платформе улучшилась посещаемость учеников и снизилось количество прогулов без уважительных причин. Немаловажно, что среди учеников повышается интерес к учебе, творческим заданиям и конкурсам, которые стимулируют детей достигать новые цели. Kundalik объединяет всю информацию об образовании и открывает доступ к ней для всех участников образовательного процесса. Так, к примеру, ситуация с переполненными классами становится прозрачной для всех, включая директора и сотрудников МНО. Это очень важно, что система обеспечивает всеобщее понимание проблем.
— Что лично Вас мотивируют в процессе внедрения платформы?
— Я всегда думала, что состоявшегося специалиста сложно удивить. Но сейчас, работая в проекте, понимаю, что это не так. Каждый день я продолжаю учиться, применяю свой опыт и расширяю границы творческого мышления. За одну неделю знакомлюсь в среднем с коллективом трех — четырёх школ. В каждой открываю для себя что-то новое. В офисе у нас также очень комфортно, интересные коллеги разных возрастов, с которыми сообща участвуем в рабочих процессах. Когда проект объединяет и стирает рамки, которыми мы сами себя ограничиваем — это здорово. Также меня очень вдохновляет тот факт, что мы несем новые технологии в ту сферу, которая очень нуждается в модернизации.
— Каким Вы видите будущее проекта Kundalik в Узбекистане?
— Заглядывая в будущее проекта Kundalik в Узбекистане, важно понимать, что его развитие зависит от того, как мы сейчас будем использовать новые возможности. Когда я проводила самые первые обучающие семинары в школах, со стороны учителей было довольно много скепсиса и недоверия. Они воспринимали это нововведение как дополнительную нагрузку. Но по прошествии нескольких месяцев уже выявились школы-лидеры, родители-активисты, которые работают в системе каждый день, открывая для себя новые возможности экономии времени и нервов. Я очень верю в этот проект. На мой взгляд, это один из самых эффективных и простых инструментов модернизации образования.
Программа абсолютно сырая и не удобная. Бедные учителя, крепитесь
Я согласна,что данный проект очень может помочь и облегчить труд учителя. Особенно при составлении отчетов. Но внедряя данную платформу, к сожалению, совершенно не задумываются сейчас об учителях. Невозможно отследить как учителя освоили платформу, т.к. в некоторых школах им приходится подолгу ждать своей очереди для заполнения электронного журнала, либо пользоваться СВОИМИ телефонами и СВОИМ интернетом для его заполнения. Наверное все таки сначала нужно было оснастить "пилотируемые" школы проекта необходимым оборудованием для реального результата освоения программы.
Спасибо, ждём !