Здесь красиво и чисто в любое время года, но ранней весною великолепие природы наполняет душу особым очарованием. И в эти весенние дни, находясь на священной площади, трудно не восхититься появившейся зеленью травы, радугой полевых цветов. Но восточные колоннады со страницами «Книги памяти» и монумент Скорбящей матери у Вечного огня дают мыслям иное направление, навевают грусть и горечь. На каждого словно снисходит какое-то умиротворение и думы о вечном, мысли об Отчизне и подвиге.
Как здесь не вспомнить, например, о том, что из шестимиллионного населения республики в те грозовые годы более 1,5 миллиона человек отправились на фронт, а свыше 500 тысяч наших соотечественников домой не вернулись – пали в боях, пропали без вести. Эти цифры не умещаются в голове, они бьют прямо в сердце, наполняя его болью. Ведь это были чьи-то отцы и сыновья, чьи-то братья и сестры, чьи-то друзья и любимые…
В 1995 году в связи с 50-летним юбилеем Победы над фашизмом впервые среди стран СНГ в Узбекистане увидели свет 34 тома «Книги памяти». В нее вошли имена 431 тысячи узбекских воинов, погибших на фронтах, в военных госпиталях и немецких концлагерях, а также пропавших без вести. В последующие годы в Ташкенте, Нукусе и во всех областных центрах были созданы площади Памяти, где золотыми буквами вписаны имена погибших и пропавших без вести наших соотечественников.
Через десять лет в 60-летний юбилей великой Победы, благодаря поисковой работе общественных организаций нашей страны и в первую очередь Фонда социальной поддержки ветеранов «Нуроний» были найдены еще несколько тысяч наших соотечественников, имена которых не вошли в предыдущее издание. И появился дополнительный том священной Книги, где были названы еще 15 590 человек, не вернувшихся с войны.
Листая на площади позолоченные страницы «Книги памяти», чувство горечи становится просто всеобъемлющим. Казалось бы, лишь фамилия, инициалы, год рождения и смерти -настолько лаконична эта Книга, но она «режет» душу. Ведь за каждой фамилией стоит трагическая фронтовая судьба, чей-то ратный подвиг!
На площади постоянно много народа. Вот, например, молодые ребята из Ферганы специально приехали в Ташкент, чтобы найти в «Книге памяти» фамилию своего земляка. И нашли! Вот бабушка привела сюда свою маленькую внучку, та трогательно слушае т, как она объясняет девочке, что такое Вечный огонь, что символизирует монумент Скорбящей матери.
Три года назад, участвуя в одном из мероприятий на площади Памяти, увидел здесь легенду узбекского искусства, знаменитую певицу и танцовщицу, народную артистку Узбекистана Коммуну Исмаилову. Пожилая женщина на солнце почувствовала себя не лучшим образом, отошла в сторону, чтобы посидеть в тени. Удалось несколько минут поговорить с легендой.
– На фронт я ушла в 14 лет, – сказала тогда Исмаилова. – С ансамблем Гавхар Рахимовой в 1943 по 1945 годы в составе концертной бригады мы выступали перед бойцами. Было, конечно, страшно, но мы привыкли. Что наш страх по сравнению с тем, что совсем молодые ребята идут в бой. Чтобы им помочь, вдохновить на победу, мы не должны были бояться. Давали концерты всего за три километра от передовой. А потом шли сражения, после которых помогали санитарам выносить раненых. Всего за годы войны мы дали 1 200 концертов.
А в 2013 году в возрасте 86 лет Коммуна Исмаилова ушла из жизни…
… Побывав на площади Памяти даже короткое время, вдохнув воздух этого священного места, прочитав строчки из «Книги памяти», уходишь отсюда немного другим. Думаешь не только о тех, кто отдал свои жизни за мир на земле, но и о ныне живущих представителях старшего поколения. Всегда ли мы помним о них? Всегда ли бережно и трепетно относимся к ним? Всегда ли искренне и бескорыстно помогаем?
Чулпон ХАМАТОВ.