back to top
4.2 C
Узбекистан
Воскресенье, 24 ноября, 2024

«Предатель»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

«Предатель»«Предатель» на узбекском языке означает «Соткин». Так автор сценария Рихсивой Мухамаджанов и режиссер-постановщик Рустам Сагдиев назвали свой фильм, производство которого было осуществлено на киностудии «Узбекфильм». Общественная презентация фильма состоялась 6 марта в Республиканском Доме кино и во Дворце искусств имени А.Навои города Ташкента.

Высказываю свои первые, далеко не полные впечатления об этой новой ленте узбекских кинематографистов. Для начала хочется выразить уверенность, что, может быть, впервые за годы независимости руководство страны испытывает чувство глубокого удовлетворения от данной картины. Дело не только и не столько в несомненном художественном уровне фильма — лихо закрученный сюжет, держащий в постоянном напряжении зрителей, прекрасная работа удачно подобранных актеров, достаточный профессионализм оператора (Абдувахид Ганиев), художника (Акмаль Саидов), композитора (Дониер Агзамов) и всего творческого коллектива.

Прежде всего речь идет о чрезвычайно важной и актуальной для Узбекистана теме попыток дестабилизировать обстановку в стране путем проникновения религиозных и антиправительственных настроений в широкие массы населения. Более того — впервые была сделана попытка художественного осмысления в нужном направлении событий 10-летней давности в Андижане. И хотя авторы фильма заверяли, что речь идет не об андижанской трагедии (а это позволяет им уйти из-под возможной критики за неточное и неполное следование развернувшихся там драматических событий), но сами съемки в городе, показ газеты «Андижанская правда», общая атмосфера во многом искусственного нарастания недовольства горожан, да и сама редкостность для сегодняшнего Узбекистана открытого столкновения силовых структур с воинствующими оппозиционерами свидетельствуют именно о том, что государственный заказ на такую ленту был напрямую связан с необходимостью внедрить в сознание и память народа официальной трактовки андижанского коллапса.

Думается, что авторы в целом умело справились с этой задачей, хотя и взвалили на свои плечи немалую ответственность перед историей. В фильме показаны слаженные и высокопрофессиональные действия сотрудников СНБ (не знаю, так ли было на самом деле, если они не сумели предотвратить массовые волнения недовольных людей и скопление в городе враждебно настроенных элементов, в том числе и из-за рубежа), их боевую оснащенность (может быть, и для того, чтобы предупредить о тщетности повторения подобных «взрывов»), создан привлекательный образ представителя этих органов (актер Матъекуб Матчонов). Очень обаятелен и образ главного героя — «предателя поневоле» Сардора, воплощенного артистом Фаррухом Саиповым, привлекают достоверностью и другие герои кинодрамы.

Но особенно хочется выделить замечательную работу Джавахира Закирова — старшего брата главного персонажа, воинствующего лидера нелегальной «улицы» с ее экономическим и неправовым беспределом. Чувствуется, что весь актерский ансамбль «выкладывался» до конца, работая искренне, с верой в идеи и идеалы, проповедуемые авторами картины.

Есть и замечания к ленте — не всегда оправданы сюжетные линии и поступки действующих лиц. К примеру, совершенно неправдоподобен неожиданный прилет в Андижан главной героини (Юлдуз Раджабова) вслед за своим любимым, которого заманили отец с братом, мотивируя
надуманной болезнью матери. Ее несколько взбалмошное поведение в аэропорту не вяжется с ее дальнейшими поступками и «правильным» имиджем настоящей патриотки.

Явно перегружен отрицательными качествами образ зарубежного эмиссара, который является главным идейным врагом существующего режима в нашей стране — он якобы падок до несовершеннолетней девочки — дочери запутавшегося таможенника, чем, безусловно, рискует сорвать операцию по провозу героина через границу. Из хитрого, коварного и многоопытного специалиста по организации переворотов в конце фильма он превращается в жалкого неудачника.

Слишком декларативен герой, который в кругу семьи подчеркнуто пафосно (как-будто с трибуны) говорит об обретениях независимой республики. В его категорические суждения не очень верится, тем более что очень скоро он сам меняет свои позиции.

Есть и другие существенные нестыковки, которые ослабляют смысловую и художественную ткань киноленты. Но в любом случае эта картина «обречена» на успех не только среди широкого зрителя, но и на положительное официальное восприятие — а это значит, будут премии, награды, другие поощрения авторскому коллективу.

Для студии «Узбекфильм» и в целом для агентства «Узбеккино», в их очень тяжелые сегодняшние дни, наверное, это крайне важно!

А. ХОДЖАЕВ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Недельный тур на остров Хайнань обойдется узбекистанцам в два раза дешевле, чем на Чарвак и Чимган

23 ноября, в Ташкент состоялся бизнес-форум с участием представителей туристического сектора Китайской Народной Республики. Данный форум был посвящен продвижению...

Больше похожих статей