back to top
14 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Сюита всех цветов радуги Ибрагима Валиходжаева

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Сюита всех цветов радуги Ибрагима Валиходжаева

Неустанный поиск своего творческого пути, гармонии формы и цвета… Возможно, именно в этом, вечном стремлении выразить себя и заключается успех мастера. Работы Валиходжаева, обладателя Золотой медали Академии художеств Узбекистана сегодня находятся не только в музеях республики, но и частных коллекциях, галереях США, Канады, Италии, Франции, Южной Кореи и других стран. Широкий резонанс получил проект «Начало», представленный мастером вместе с другими узбекскими художниками на XV Московском международном художественном салоне «ЦДХ-2012. Пути – дороги». Все работы Ибрагима Валиходжаева, участвовавшие в проекте «Начало», приобретены ценителями искусства. Большой интерес вызвала и у ташкентских зрителей персональная выставка художника, приуроченная к его шестидесяти. В работах Валиходжаев, как говорит сам мастер, он стремится «убежать» от натуры, идти против устоявшихся правил, канонов в искусстве. «Самый лучший художник – природа, и мы не можем копировать ее произведения. Писать надо по-своему», — убежден живописец. Прочувствованная красота цветового авангарда, грамотная постановка и решение композиционных задач, символизм образов – основа творческого метода Ибрагима Валиходжаева. Художника, для которого краски – семь нот, обретающих неповторимое звучание на холсте.

Мастерская Ибрагима Валиходжаева больше напоминает картинную галерею. Монументальные полотна, небольшие по размеру, но внутренне глубокие работы создают в «лаборатории» художника особую атмосферу. Кажется, стены – лишь хорошо натянутый проектор для живописной «киноленты». Картины несут в себе мощный энергетический заряд, Валиходжаев смог вдохнуть в них жизнь.

Сюита всех цветов радуги Ибрагима Валиходжаева

Отчетливо ощущается пульс жизни и в свыше 40 эскизах, созданных мастером в Монтенегро. Ибрагим Валиходжаев стал первым представителем из Узбекистана, кто по приглашению конкурсной комиссии Международного фонда «Культурное достояние» принял участие в Международном пленэре «Черногория — 2012». Не смотря на столь скромное определение – «эскизы», многие работы, вошедшие в его персональную выставку можно назвать законченными произведениями. Произведениями, раскрывающими новую грань таланта художника. Спокойствием и величием «дышат» горы, мастерски переданы всевозможные оттенки «настроения» моря в работах «На берегу Которского залива», «Изумрудный причал в Которе», глазами странника, полюбившего строгую красоту древних архитектурных памятников, предстают перед зрителем «Древний город пиратов», «Остров Святого Георгия», «Старая крепость в городе Будва».

«Здесь совершенно иной колорит, формы, ритм, все это стало для меня настоящим открытием», — делится впечатлениями Ибрагим Муталиевич. И действительно, чем ближе знакомишься с творчеством Ибрагима Валиходжаева, тем больше восхищаешься его умением передавать посредством цвета настроение в картине, хрупкую и неуловимую поэзию момента. Среди его творений — согретые солнцем, сочные, экспрессивные цвета родного края в работах «Базар тюбетеек», «Базар вышивки», «Беседа», «На пороге», что так привлекли участников и гостей московского салона. И, словно в противовес им -богатые в цветовой палитре, но совершенно иные, преимущественно холодные, порой с металлическим или серебряным отливом, сине-лазурные тона Черногории.

Сюита всех цветов радуги Ибрагима Валиходжаева

«Художник воспринимает мир совершенно по-другому – это могут быть и нереально контрастные цвета, и причудливые формы, шум, который доносится отовсюду», — говорит Ибрагим Муталиевич. В работах Ибрагима Валиходжаева прослеживается некая внутренняя связь с кубофутуризмом, характерными для этого направления живописи полуабстрактными композициями, разложением всех предметов на геометрические формы, поиска их «четвертого измерения» — во времени. Многие отмечают связь творчества Валиходжаева и с искусством Анри Матисса, стоящего у истоков фовизма и проявлявшего большой интерес к «экспрессии», цветовой энергии. Вместе с тем, живопись Ибрагима Валиходжаева уникальна, ее невозможно ограничивать рамками того или иного направления. Духовное самосовершенствование – кредо мастера, никогда не останавливающегося в своем творческом росте.
Когда-то давно юноша Ибрагим из Намангана, ученик маэстро кисти Рахима Ахмедова, оттачивая академическую строгость линий, проникся ритмами цветовых соотношений. Используемые молодым художником приемы живописи были подсказаны ему не только знаниями, но и вдохновением. В родном городе, где посвятил живописи 7 лет, Ибрагим Муталиевич во многом сформировался как неординарный, тонко ощущающий малейшие нюансы цветовой гаммы художник. Здесь он открыл первую частную галерею «Тумор», стал председателем Наманганского отделения Творческого объединения художников РУ. Профессиональное художественное образование мастер получил в Ташкентском Государственном театрально-художественном институте имени А.Н.Островского (ныне Государственный институт искусств Узбекистана).

«В институте нас учили – не бывает в жизни чисто черного и белого цветов, — продолжает Валиходжаев. – Но, считаю, для настоящего, свободного художника не должно быть ограничений. Довольно часто использую в картинах эти цвета вместе. Помимо них, в основном теплый колорит – красный, желтый, охру».

Правильно подобранный колорит очень важен для Ибрагима Валиходжаева. Но, по его словам, не менее значимую, если не первостепенную роль в работе играет композиция.

Сюита всех цветов радуги Ибрагима Валиходжаева

«Художник должен быть не музыкантом, но композитором, — убежден Ибрагим Муталиевич. – Если правильно найдешь пятно, линию, форму, — создашь ритм, своего рода музыкальное произведение».

Смотришь на полотна Ибрагима Валиходжаева, и невольно превращаешься из созерцателя в… слушателя: близкая, хорошо знакомая восточному человеку с детства народная мелодия улавливается в натюрмортах, портретах, пейзажах.

Ранние работы мастера менее контрастны, в них не столь сильно ощущается ритмичность, здесь больше лирики, лаконичны и подчинены общей теме образы – «Белый день», «Святые камни», «Материнство», «Молитва». Ненавязчиво и вместе с тем уже отчетливее звучит мелодия «композитора» Валиходжаева в его более поздних, колористически насыщенных работах — «Звуках музыки» (портрет жены Насимы), «Ритме кувшина», триптихе «Гармония», «Восточной сюите», «Портрете Саши».

Работы Ибрагима Валиходжаева разножанровы. Но, главное место в творчестве, по словам художника, занимают сюжетные картины. Мастеру нравится находить в простых вещах, моментах жизни нечто новое и делиться этим с окружающими. При этом, он никогда не представляет своего потенциального зрителя, не стремится ему понравиться. Для художника намного важнее выразить свой мир. Основная тема его работ – это образы современников, простых людей, все, что их окружает, и чем они живут – характеры-типажи, быт, различные проявления повседневной жизни.

Источником вдохновения для Ибрагима Муталиевича, большой темой был долгое время восточный базар. Одна из таких работ – «Чорсу-базар» в 2011 году на ежегодной церемонии награждения Top-art была признана «Лучшей работой года».

Но сегодня Ибрагим Валиходжаев работает уже в ином направлении. Многие из эскизов, привезенных из Черногории, станут впоследствии целой серией, несомненно, замечательных работ. Еще одна серия работ, выполненных пока в карандаше, будет посвящена теме кишлака. Идея создать ее родилась после поездки в Кашкадарью, Чуст. Художник, увлеченный одной темой, может отдавать ей все силы, время, работать в мастерской больше года, стремясь выразить на полотне, прежде всего, свои чувства, настроение. Так, было и с серией натюрмортов с цветами. Ученики (а это в основном студенты Национального института художеств и дизайна имени К.Бехзада, которые всегда приходят за советом к наставнику, оттачивают свое мастерство) приносили в мастерскую к усто самые разные цветы. А он, практически не отходя от мольберта творил свою «музыку», стремясь не к фотографической точности, но ритму. Ведь именно наличие ритма, внутренней согласованности, гармонии цвета и линий, по словам Ибрагима Валиходжаева, главное отличие истинного произведения искусства.

Оксана Кадышева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан продвигает свой опыт гендерного равенства на форуме в Бангкоке

Делегация Узбекистана приняла участие на Азиатско-Тихоокеанской министерской конференции по обзору «Пекин+30», состоявшейся 19-21 ноября в г. Бангкок (Таиланд). Страну...

Больше похожих статей