В дни летнего солнцестояния Нукус плавится от зноя. Ночь не приносит облегчения. Пропитанная аральской солью, почва не успевает до рассвета отдать накопленный жар. В такую июньскую, самую короткую ночь 2019 года, ушла из жизни Альвина Андреевна Шпады.
Она была солью соли этой земли, буквально дышала ею, отдавая всю свою энергию, любовь, знания, силы каракалпакскому искусству, культуре, народу.
По жизнеописанию Альвины Андреевны можно писать трагичную и мало нам известную историю советских немцев. Родилась 31 января 1935 в Туркмении, в Мервском районе. Рассказывала ли кому, как попали её родители на территорию древнего Мерва? Прибыли в эти края в период раскулачивания вместе с немецкими переселенцами из Поволжья в 30-е годы. Тысячи семей тогда в одночасье потеряли кров и по никому не понятным, неправедным причинам были выселены с веками насиженных мест, лишившись нажитого несколькими поколениями обрусевших предков.
В 1937 году Мерв переименовали в Мары, спустя два года появилась Марыйская область, которая упоминается в биографии художницы как место рождения. Получать профессию поехала в столицу Туркмении. Окончила Туркменское государственное художественное училище имени Шота Руставели, в котором много внимания уделяли изучению традиционных орнаментов Средней Азии. Возможно, это и заложило в юной Альвине любовь к народному искусству и понимание его ценности. Она всегда говорила, что ей повезло с учителями и наставниками.
После училища преподавала рисование и черчение в средней школе в небольшом городке Байрам-Али Марыйского района.
В 1960 году переехала в Нукус и устроилась работать в Каракалпакский филиал Академии наук Узбекистана. Там встретилась с Игорем Витальевичем Савицким, который увлёк её идей создания коллекции народного прикладного искусства. Альвина Андреевна училась в Ташкенте, затем в Московском текстильном институте, после чего вернулась в музей как реставратор тканей и вышивки. Полвека самоотверженно служила детищу Савицкого, считая музей своим домом. Хорошо знал её и близкий к Савицкому художник Эркин Жолдасов, запечатлевший образ Шпады в художественном портрете.
Талантливый художник, она сотрудничала с театром драмы и комедии в Нукусе. В то время театр носил имя Станиславского, теперь это театр имени Бердаха, и в нём, помнится (почему-то не в музее, как хотела Мариника Бабаназарова), проходили торжества в честь 100-летия Савицкого. Оформление спектаклей «Путеводная звезда» К. Яшена, «Овод» по книге Э. Войнич и ряда других – заслуга А.А. Шпады. Свой талант она проявила и в кинематографе как художник по костюмам к фильму «Непокорная».
Альвина Андреевна никогда не переставала заниматься живописью и графикой. О творческом диапазоне художницы свидетельствуют авторские выставки, участие в творческих показах в российских городах в 70-е годы прошлого века. Как вспоминает Мариника Бабаназарова, проработавшая с А.А. Шпады более тридцати лет и не оставившая её до последнего часа, Альвина Андреевна была не только лучшим реставратором и талантливым художником, но и автором эскизов вышивок и ковров с орнаментом в каракалпакском народном стиле в различных проектах музея и партнерских организаций «NOVIB» (Голландия), GIZ (Германия), UNESCO и других.
В 2015 году я посетила выставку, посвященную 80-летию А.А. Шпады. Автор на её открытии не присутствовала – была вызвана в Ташкент, несмотря на юбилейные торжества в честь 100-летия И.В. Савицкого и открытие своей юбилейной выставки. Это было время самого начала гонений на директора музея Маринику Бабаназарову, и ветеран Нукусского музея Шпады – единственная из коллектива! – за четыре прошедших с той поры года, не раз бесстрашно поднимала свой голос в её защиту.
Она провела в Государственном музее имени Савицкого еще одну свою персональную выставку: «Каракалпакстан — любовь навеки», организованную в 2018 году Комитетом по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров совместно с Академией художеств Узбекистана и другими партнерами. В экспозиции представили 50 произведений Альвины Шпады из собрания музея имени Савицкого и личной коллекции автора: живопись, графику, сюзане и ковровые изделия, изготовленные по её эскизам.
Любовь Шпады к Каракалпакстану всегда была деятельной. Чем же в Каракалпакстане ответили на её труды и преданность музею имени Савицкого? Как ни парадоксально — обвинением в подделке картины Николая Карахана «Женщины, собирающие тюльпаны». Ссылались обвинители на результаты поспешной и малопрофессиональной экспертизы с просвечиванием полотна ультрафиолетовой лампой и «подсчетом красочных слоев». Подозревали Шпады, считая, что никто, кроме неё, не смог бы мастерски повторить шедевр. Она в ответ смеялась, говоря, как же высоко оценили её мастерство, считая, что смогла «подделать» знаменитую картину известного художника туркестанского авангарда.
Картина — ни на минуту не подделка! — тем не менее, стала «невыездной». Её не включили в выставку «Сокровища Нукуса» в Москве в 2017 году и в «Авангард сквозь пространство и время» в Ташкенте в январе-феврале 2019 года. И вдруг в мае этого же года в новом выставочном проекте Нукусского музе в Ташкенте зрители увидели «опальную» картину Карахана. Следовательно, «обвинение» в подделке было снято. Но никто не принёс извинения Шпады!..
Один за другим сменялись в музее руководители, происходили невероятные события, страдали от бесхозяйственности ценные полотна. Интернет заполнили, с одной стороны — клеветнические письма, с другой — петиции в защиту музея. Немало было и тех, кто просто отмалчивался, считая, что дыма без огня не бывает. Дыма хватало — огня не было: ни подделок, ни нарушений. Альвина Андреевна храбро отстаивала от наветов Маринику Бабаназарову. Даром волнения не прошли. Инсульт оторвал её от дел. Выздоровление не привело к возвращению в мастерскую — её вежливо лишили смысла всей жизни, освободив от работы.
Время ускорило бег, унося силы. Жизнь утратила прежний смысл.
31 января 2019 года Альвине Андреевне исполнилось 84 года.
Законы природы беспощадны и не имеют жалости. Но любимые люди, дело, увлечения способны творить чудеса. Лиши кого-либо привязанностей — погаснут силы. И человек уходит в неизведанную даль, откуда нет возврата. Спустя несколько месяцев после дня своего рождения, в самую короткую летнюю ночь, с 22 на 23 июня 2019 года, ушла из жизни Альвина Андреевна Шпады.
Остались её работы, мастерская, ученики. И воспоминания.
Вспоминаю лето 2013 года. Поездку в Нукус. Четыре дня в музее.
В один из них удалось посетить реставрационную мастерскую. Многие из картин, поступившие в в фонды музея, Савицкий выкупал у живописцев, родственников малоизвестных художников, собирал чуть не на свалках, пыльных чердаках или в сырых кладовых. Работая с ним с первого дня создания музея, Альвина Андреевна спасала повреждённые картины и ценности прикладного искусства и стала лучшим реставратором в республике. Ее знания, опыт, умелые руки помогли вернуть к жизни не одно, казалось бы, неспособное быть возрожденным полотно.
Видела, как мэтр реставрационного дела вместе со своей помощницей Заремой Гасановой колдовала над очередным раритетом. Это была картина «Отец народов» Надежды Кашиной. Своей очереди к врачевателям картин ждали и другие холсты. В их числе – работа Уфимцева, выполненная гуашью на тонкой, незагрунтованной хлопчатобумажной ткани. Реставраторам предстояло найти способ закрепления гуаши на холсте, выровнять потрепанные края и натянуть картину на подрамник.
— А вот масляное пятно в центре композиции устранить не удастся, — сокрушалась Альвина Андреевна. — И все же это произведение обретет достойный для обозрения вид.
Каждую из восстанавливаемых картин в мастерской самым тщательным образом исследовали, реставрировали, закрепляя краски специальными составами. Разглаживали сгибы, устраняли трещины в слое краски, выравнивали края или воссоздавали утраченные фрагменты. Да так, что и не заметить безобразивших некогда полотно дефектов. Волновало Альвину Андреевну, кому передать мастерство, в чьи руки вложить заботу о сохранении в надлежащем виде ценностей, собранных в коллекции музея.
Она угасла без своей мастерской. Работа многие годы держала её в этой жизни. Человек редкого трудолюбия и самоотверженности, искусный воитель, спасающий картины, она беззаветно служила реставрации, оставаясь талантливым художником и настоящим гражданином.
Последнее пристанище А.А. Шпады нашла на православном кладбище Нукуса, неподалёку от места упокоения И.В. Савицкого.
Светлая память.
Тамара Санаева
Фото автора
На заставке: Эркин Жолдасов. Портрет Альвины Шпады