После небольшого перерыва обсуждение вопросов развития и взаимодействия государств региона продолжают эксперты, чья специализация связана с самыми различными сферами, в том числе политики, экономики, безопасности, истории и социологии. Очередную «десятку» мнений на проекте «Центральная Евразия» и формируемой на его базе одноименной Экспертной сети «открывает» мнение ученого из Таджикистана, проживающего в Швеции, Лукмона Бойматова.
Даниал Саари (Казахстан), редактор Экспертной сети «Центральная Евразия»: какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии (ЦА) и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?
Лукмон Бойматов (Таджикистан), профессор, исследователь Линчёппинского и Норрчёнингского Университетов (Швеция): в последнее время центральноазиатские политики и даже некоторые эксперты из академических кругов региона весьма оптимистичны касательно региональной интеграции государств ЦА. Так, согласно мнению «экспертов-оптимистов» культурно-цивилизационное единство является одним из важнейших оснований в развитии интеграционных процессов в регионе.
Как историк, нахожу этот оптимизм ложным и научно необоснованным. Действительность совершенно другая: реальной интеграции между странами ЦА не ощущается.
Безусловно, роль истории и исторического наследия в интеграции народов региона велика. Однако, очевидно, что практически вся основа и сущность «культурно-цивилизационного единства» сознательно разрушаются и вместо них выдвигаются и пропагандируются националистические идеи. Так, идеология «тюркизации» древней истории народов Центральной Азии только один из тех недоброжелательных примеров.
Пять стран региона объединяет много общего в их истории, культуре, религии, традициях и социально-политическом развитии. Честно говоря, наличие исторической общности этих стран не дает право академическим кругам и идеологам отдельных стран искажать истину и фальсифицировать историю региона. Даже наличие «большого количества подтверждающих фактов» в отношении того или иного утверждения, полученного путем фальсификации, не делает его более вероятным. Поэтому нельзя утверждать «исторические факты», отрицая действительную историю. Подобный подход политиков, экспертов и ученых к «культурно-цивилизационному единству» в сущности является серьезной преградой для интеграции стран ЦА. Увы, это только один пример из большого арсенала подобных примеров, которые не «работают» на пользу интеграции стран региона.
Д.Саари: как, на Ваш взгляд, можно наиболее эффективно решать существующие проблемы?
Л.Бойматов: могу сказать, что большинство научно-исследовательских работ, посвященных проблемам и перспективам центральноазиатской интеграции имеют как политико-идеологическую, так и пропагандистскую «окраску».
На мой взгляд, академические исследователи должны актуализировать вопросы теоретического осмысления трудностей интеграционных процессов в регионе, а также исследовать концептуальные разработки механизмов интеграции в рамках определенной модели (может быть, Центральноазиатского союза).
Важно, что разработка научной концепции развития интеграции в ЦА, в том числе отдельных межгосударственных интеграционных образований, должна вестись в контексте анализа изменений, происходящих в мировой экономике в целом. Так, например, влияние того же китайского фактора — это серьезнейший вопрос на повестке дня интеграции в регионе.
Известно, что современные международные связи основаны на взаимном научно-информационном обмене экономической, политической, правовой информацией, подготовке совместных решений на межгосударственном, межведомственном и корпоративном уровнях в решении актуальных проблем региона. Такой обмен между странами Центральной Азии, к большому сожалению, отсутствует.
Поэтому странам ЦА, прежде всего, необходимо задуматься о формировании единого регионального научного информационного пространства, которое может способствовать наиболее эффективному решению актуальных проблем региональной интеграции.
Д.Саари: спасибо за Ваши ответы!
Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы «Центральная Евразия», www.ceasia.org и редактор одноименной Экспертной сети:
в свою очередь, мне хотелось бы добавить, что абсолютно согласен с тезисом уважаемого Лукмона о необходимости формирования единого регионального научного информационного пространства. Но возникает ряд вопросов: возможна ли реализация данной идеи в принципе? Как приблизиться к формирования единого регионального научного информационного пространства? С чего начать? Какие проекты должны быть «локомотивными»? Вопросы выносятся на обсуждение.
Научно- исследовательское пространство всех нас на планете и в том числе стран центральной Азии давно существует, интернет назыааетя. А статья автора не более чем попытка зондирования нас на новое обьединение (разьединение) стран, отличное от того что давно есть. Пользуйтесь, и мы с вами)
А что не так с тюркизацией?
Она была и есть. Это в основном тюрки.
А таджики это те же тюрки, которые говорят на таджикском.
В чем проблема?
Просто сам националист жуткий.
Живет в гей-ропе и вещает местом, откуда воздух портят… профессор деланный
Все вокруг таджикское,все вокруг моё .