back to top
14 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Посвящается любви двух творцов

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Посвящается любви двух творцов

Речь идёт не просто о творческих личностях, а о семейных парах людей, посвятивших свою жизнь служению литературе. В других сферах их немало, особенно среди театральных и киноартистов, встречаются таковые и в науке. Но крайне редки они среди писателей и поэтов. Назову их. Это, прежде всего, латышские писатели – Ян Райнис и Аспазия – две яркие звезды первой величины начала 20 века. Это маститый украинский прозаик и драматург Александр Корнейчук и польская писательница Ванда Василевская, которых на совместную жизнь благословил сам Сталин. Пожалуй, всё. Я не говорю о страстной любви французской романистки Жорж Санд и польского гения пианиста и композитора Фредерика Шопена, либо Александра Фадеева и Народной артистки Ангелины Степановой. Список можно продолжить, но то были «смешанные» пары, в которых писателем была лишь одна сторона.

А вот нашему Узбекистану «повезло» вдвойне – огромная всепоглощающая любовь связывала Хамида Алимджана и Зульфию, которые прожили вместе всего лишь 9 лет, но после трагической гибели мужа супруга прожила ещё 52 года, больше не выходя замуж и продолжая творить. Своей верностью она напоминала Нину Чавчавадзе – дочь поэта Александра Чавчавадзе и жену автора «Героя от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, которая более 30 лет оставалась преданной своему выдающемуся избраннику. Она была признана «Чёрной розой Тбилиси», и всю свою оставшуюся жизнь (до смерти от холеры) посвятила лишь памяти, хотя она, наверняка, обладала поэтическим даром. Об этом свидетельствует надпись на постаменте могилы Грибоедова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Говорят, что в семье может быть лишь один гений, а удел второго — жить в его тени. Однако бывает и по-другому. Зульфия избрала свой путь – она растила дочь и сына, писала ностальгические и лирические стихи и активно занималась общественной деятельностью, в частности, воспитанием молодых поэтесс. Благороднейшая судьба! О ней знают все узбекистанцы и далеко за пределами нашей республики.

Гораздо менее известна ещё одна литературная чета: Саид Ахмад и Саида Зуннунова – видные представители узбекской литературы середины и конца ХХ века. В их жизни были также драматические страницы и, наоборот, Саида Зуннунова ушла в «мир иной» гораздо раньше своего популярного и признанного супруга. Он стал Народным писателем и Героем Узбекистана, заслуженным деятелем искусств республики, кавалером ордена «За выдающиеся заслуги» и ордена Дружбы. Это впоследствии, а в начале 50-х годов прошлого столетия ему пришлось испытать тяготы ссылки в Казахстан, которая оказалась проверкой любви двух литераторов.

Читателей, как правило, интересуют подробности не только творческой, но и частной жизни известных людей, поэтому было вполне понятно и обоснованно стремление нашего классика Шухрата Аббасова, ещё 10 лет тому назад задумавшим раскрыть «белые пятна» в биографии двух знаменитостей. Основывался он, прежде всего, на воспоминаниях единственной дочери С.Ахмада и С.Зуннуновой Нодиры Хусанходжаевой, облекших затем форму сценария.

Задумку удалось осуществить только в прошлом году старшему сыну Шухрат-аки Нозиму Аббасову, который вложил свой недюжинный талант и жар сердца в новую сложно-постановочную картину «Саид билан Саида» (Саид и Саида). Художественным руководителем явился писатель и сценарист Эркин Агзам.

На днях в рамках Конференции по итогам прошедшего киногода фильм был представлен широкой публике. Что в краткой форме хотелось бы в этой масштабной киноленте? Да, Нозим вновь подтвердил, что уже и сам является зрелым постановщиком, что он умеет подбирать интересных актёров, что ему удаются массовые сцены, драматические коллизии, столкновения характеров, воссоздание многих примет быта и настроения «сталинской» эпохи. В унисон с ним выкладывались в съёмках оператор- постановщик. Дильмурод Турдибоев, художник- постановщик. Анастасия Рейм, композитор Дмитрий Янов-Яновский.

Фильм снят на киностудии «Синема Сервис» по заказу «Узбеккино».

Удачными были исполнители главных ролей Эркин Бозоров и Шахло Темирова. Можно немало говорить и о других достоинствах фильма.

Но, к сожалению, нельзя не упоминать и о явных просчётах картины. Поскольку картина носит биографический характер (герои названы своими именами!), то надо было бы быть гораздо точнее и объективнее в оценках других исторических персонажей. Так, одной из наиболее зловещих фигур в картине выступает женщина с депутатским значком – одна из руководителей Союза писателей. Такой ранг в то время мог принадлежать лишь Зульфие, и много позже – Халиме Худайбердыевой. Непонятны и другие окружающие героев литераторы – жалкие и лицемерные. Саиду Зуннунову якобы абсолютно игнорировали, лишали возможности творить и издаваться. Между тем, именно в 50-е годы были изданы сборники её стихов «Новые стихи» (1950), «Долина цветов» (1954), а также сборники её повестей и рассказов «Гульбахор» (1956), «Новый директор» (1957), «Гулхан» (1958). Завидная участь!

Авторы нафантазировали слишком много. Это и излишняя героизация ведущих персонажей, это и явный перебор в показе тюремной действительности – к примеру, с заметно расстроенной психикой русский старшина якобы поджигает закрытый тюремный корпус, обрекая сотни арестантов на гибель от пожара. Такое позволяли себе лишь фашисты и их приспешники в Белоруссии, Украине и Прибалтике. С другой стороны, старшину поправляет майор – узбечка с боевым орденом на груди и планками других орденов и медалей. Да если бы такая узбечка действительно была, то уж наверняка она бы возглавляла республиканский военкомат, или работала бы в командных органах, а не пылилась бы в далёких карагандинских степях и шахтах. Японские военнопленные отнюдь не сидели вместе с уголовниками и политическими (равно как и немецкие) –это было запрещено. У сожалению, продолжать можно долго.

И вообще – вольности позволительны, если хотя бы чуть изменить имена и фамилии главных героев, тогда можно сполна отдаваться вымыслам и игре воображения. Кстати, названные герои в жизни были отнюдь небезупречными, о чём свидетельствуют их коллеги по литературному цеху (например, Шукрулло). Саид Ахмад был обласкан всеми властителями, начиная от Сталина и кончая Исламом Каримовым, в годы правления которого и скончался, дожив до глубокой старости.

Ладно, история когда-нибудь разберётся, но во-многом талантливая картина Аббасова может сыграть достаточно определяющую роль. Надо быть осторожнее.

Аъло Ходжаев, кандидат философских наук..

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан продвигает свой опыт гендерного равенства на форуме в Бангкоке

Делегация Узбекистана приняла участие на Азиатско-Тихоокеанской министерской конференции по обзору «Пекин+30», состоявшейся 19-21 ноября в г. Бангкок (Таиланд). Страну...

Больше похожих статей