Правительственным чиновникам запрещено преследовать малый бизнес.
Когда министры зарубежных стран в западных финансовых центрах рекламируют свои планы экономических реформ, их презентации часто тоскливо предсказуемы. Как правило, много говорят о «бюджетной консолидации», улучшении инфраструктуры и надежности банковской системы.
Но, только не Жамшид Кучкаров, министр финансов Узбекистана: он гордится тем, что не делает его правительство. По его словам, самая важная экономическая реформа с тех пор, как Шавкат Мирзиёев сменил Ислама Каримова на посту президента в 2016 году, — это трехлетний мораторий на проведение проверок предприятий государственными чиновниками.
По его мнению, правительство не могло бы оказать предпринимателям Узбекистана большую услугу, чем уйти с их пути и позволить им заниматься своими делами, не опасаясь вымогательства.
В регионе, полном стран с доминирующей государственной бюрократией и коррупцией, это революционная идея. Г-н Каримов уже управлял Узбекистаном, когда он стал независимым после развала Советского Союза в 1991 году. Ислам Каримов сохранил все виды советской экономической политики, включая завышенный официальный обменный курс, валютный контроль и огромную роль государства в промышленности и сельском хозяйствах.
К этому он добавил такие стандартные постсоветские злоупотребления, как внезапная экспроприация любого частного бизнеса, который выглядел достойным захвата.