Эти слова Джебрана, любимого художником Бабуром Мухамедовым философа, раскрывают творчество автора выставки, которая проходит в театре Марка Вайля «Ильхом» при содействии Арт-галереи «Карван».
На афише — звучное слово «Вороника». Это название новой картины художника. Она, как почти все работы экспозиции, написана в 2014-2015 и еще дышит свежей краской. На абстрактном по стилю полотне только после подсказки автора угадывается камень со стелющимся по его неровной поверхности скромным растением. Это вечнозеленая вороника, низкорослый кустарник. Растет на камнях и болотах, на песках в суровых северных дюнах или на гранитных обнажениях в горах.
Художник Бабур Мухамедов своим характером и творчеством напомнил мне это растение, давшее название центральной работе в экспозиции и выставке в целом. Многие из его картин на выставке – мягкие по колориту полотна, усыпанные, словно ягодами, каплями краски. Эти капли, как и плоды вороники, округлые, цвета воронова крыла с матово-сизым налетом. Или красноватые, с углублением посредине. Иногда зеленые, желтые, синие, фиолетовые…
Не так ли, как вороника, стебли которой не больше мужской ладони, а корни уходят глубоко в землю, живет и творит этот погруженный в себя художник? Возможно, медитативная сила его картин способна оказывать столь же целительное действие на человека, как сама вороника, издавна используемая разными народами для целебных снадобий. Во всяком случае уложенные на холстах выпуклые, мерцающие внутренним светом округлые «ягоды» несмешанной краски притягивают внимание и остаются в памяти как невиданные, готовые развернуться в слова и чувства, зерна смысла.
Такую технику письма – короткими мазками или точками – в живописи называют пуантилизмом. Бабур Мухамедов пишет не точками, не мазками, а каплями краски. Эти сгустки невольно ассоциируются у меня с плотными, без зазора, спиралями творческого потенциала художника. А дальше по полю картины, которую в чистом виде к пуантилизму не отнесешь, свободное движение линий и красок.
Что можно рассказать об авторе выставки? Родился полвека назад. В Ташкенте, в 1965 году. Учился на художественно-графическом факультете в ТашГПИ (ныне ТГПУ). Окончив в 1990 году вуз, не остановился в развитии. Искал свою философию, изучая ее мировые духовные и изобразительные направления. На этом пути создал свыше полутора тысяч работ, отразив в них мир своих поисков.
Если говорить о знаковых события творческой биографии, то 90-е годы отмечены участием в коллективных показах. В 1991 году вместе с Сейраном Куртджемилем выступил в «Выставке левых». Затем выставлялся ежегодно: в 1995 показал свои картины в галерее Rino Pererra Studio (Москва — Токио — Лос-Анджелес — Майами), в 1996-м — в московской галерее «Китай-город», в 1997 — в выставке американского Бизнес-центра в Ташкенте. В 1998 году провел в Ташкенте первую персональную выставку. Далее следуют выставки в галереях «Плюс» (1998, ЦДХ, Москва), «Кросна» (1999, Москва). Спустя два года, в 2001 году, работа художника показывается в престижной выставке «100 лучших произведений из собрания галереи Национального банка Узбекистана». Только лишь спустя пять лет вновь участвует в выставке «Цветы» в Галерее изобразительного искусства Узбекистана. И еще перерыв в шесть лет, после которого в 2012 году уже зрелый художник поражает коллег и ценителей персональной выставкой «Импульс цвета». Следующая ступень — показ в Париже, 2014 год. И «Вороника» — февраль 2015.
Собрать все работы художника в одном вернисаже было бы сложно, картины Бабура Мухамедова разошлись по частным коллекциям в России, Великобритании, Германии, Италии, Швейцарии, США, Канады, Аргентины, Саудовской Аравии и в других странах.
На выставке в «Ильхоме» — только новые работы.
На вернисаже, как на предыдущей персональной выставке Бабура Мухамедова «Импульс цвета», организованной в Галерее изобразительного искусства в 2012 году, спросила у автора, почему так редко можно видеть на вернисажах не только его работы, но и самого живописца. Ответ был лаконичным: — Есть такое выражение – «не сбить прицел». Я стараюсь ограничивать себя от воздействия извне.
Далее между нами завязался диалог, больше похожий на короткое интервью. Ответы на вопросы не были пространными, но чувствовалось — им предшествовали долгие и глубокие размышления, словно слова эти художник давно уже сказал себе сам.
— Бабур, отдаете ли вы предпочтение кому-то из мировых художников?
— Я обращаю внимание на мировое искусство в целом. Это Америка, Южная Америка, Япония. Благодарен японскому искусству, многое почерпнул в его пластике. В узбекском искусстве притягивает душа.
— Вы узбекский художник. Ощущаете ли себя в едином потоке мирового искусства?
— Нет, не испытываю чувства, что я узбекский художник или живописец общемирового художественного процесса. Художник должен просто писать, он не должен себя осознавать в каких-то рамках – это крайняя ситуация, которая означала бы «достигнуть предела и спелым яблоком упасть на потребу толпе». Так говорил философ, поэт и художник Джебран Халиль Джебран в своих притчах.
— То есть вы идете в своем творчестве интуитивно? Как к вам приходят темы — свыше или из глубин сознания?
— Художнику все приходит извне, вся информация поступает свыше, и я работаю совершенно интуитивно.
— Вы верующий человек? Что диктует вам Всевышний?
— Я абсолютно верующий, исповедую ислам, но не приверженец религиозных отправлений. Считаю, Бог должен быть в душе. Всевышний меня испытывает. Направление, в котором я пишу свои картины, очень тяжелое и сложное для восприятия, особенно в нашем регионе. Сложно быть «беспредметником», или, как называют, абстракционистом.
— Все, что дается свыше, касается небожителей. Какие у вас человеческие слабости?
— Люблю отдохнуть и хорошо поесть. Девочек своих люблю. У меня две дочери — 20 и 25 лет — хочу видеть их счастливыми. И чтобы все было в жизни нормально.
Ответы на другие вопросы, способные возникнуть у ценителей современного искусства, можно найти в работах живописца. На какие-то ассоциации зрителя наведут названия картин: «Утро мое», «Париж», «Красная река», «Выступают в синеве», «Напополам», «Будто эти слезы что-то значат», «Мария», «В тени».
Но, пожалуй, лучше постоять у полотен, чувствуя исходящую от них глубину созерцательности и вспомнить слова почитаемого художником Джебрана: «Вдохновение всегда будет петь. Вдохновение никогда не будет объяснять».
Выставка, организованная в «Ильхоме» галереей «Караван», продлится до 2 марта.
Тамара САНАЕВА.
Благодарю газету Новости Узбекистана и лично Тамару Санаеву за статью, в которой во многом удалось раскрыть мое творчество и мое мироощущение.
Бабур Мухамедов
Для меня эта выставка стала открытием! В картины Бабура Мухамедова я, как говорится,влюбилась с первого взгляда. Как это объяснить? А надо ли? Это что-то своё,глубоко личное.Особенно потрясла картина "Будто эти слёзы что-то значат",просто не могла от неё оторваться, подходила к ней вновь и вновь.Хочется выразить огромную благодарность Театру Марка Вайля "Ильхом" и Арг-Галерее "Караван". Бабуру Мухамедову желаю неисчерпаемого вдохновения, думаю после этой выставки во многие разы выросло число почитателей его таланта, и я в их числе навечно!
Описать словами мироощущение художника и его картины невозможно, особенно такого, как Бабур, взляд которого обращен в глубины мира.
Еще одна грань его натуры раскрывается в музыке и песнях, которые он любит. Мне они тоже близки, как и поиски живописца.
Послушайте вместе с Бабуром: Аквариум и Гаспарян — Северный цвет (live)
https://www.pinterest.com/pin/374643262727473375/?fb_ref=374643400160352696%3Af
e1838519eb55b24a2541e5
Вороника на крыльце.
В доме спит зверь, в доме ждет ангел.
В доме далеко до утра.
Вороника на крыльце, она по ту сторону стекла.
И я бы открыл ей,
если бы я знал, где здесь дверь…
Список кораблей
никто не прочтет до конца; кому это нужно,
увидеть там свои имена?
Мы шли туда, где стена, туда, где должна быть стена,
Но там только утро
и тени твоего лица.
Оторвись от земли, Северный цвет.
Ты знаешь, как должно быть в конце.
Отпои меня нежностью
своей подвенечной земли.
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным —
в доме зверь, Вороника на крыльце.
Если Ты хочешь, то земля станет мертвой;
Если Ты хочешь — камни воспоют Тебе славу;
Если Ты хочешь — сними
Эту накипь с моего сердца.
Оторвись от земли, Северный цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
своей подвенечной земли.
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным —
в доме зверь, Вороника на крыльце.
Ключ к северу лежит там, где никто не ищет.
Ключ к северу ждет между биениями сердца.
Я знаю, отчего ты не можешь заснуть ночью —
мы с тобой одной крови.
Мы с тобой одной крови.