back to top
14 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Впечатления о фильме The Heritage («Наследие»).

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

В октябре 2016 года Эльджон АББАСОВ на страницах сайта www.nuz.uz рассказал о проекте документального фильма «The Heritage!» (Наследие). Фильм создан и тепло встречен зрителями. Своими впечатлениями о просмотренной ленте делится Элеонора Шафранская.

Фильм в жанре нон-фикшн.

О бухарских евреях.

Бухарские евреи входят в зону русского внимания со времени расселения их в среднеазиатском регионе Российской империи, а после — в СССР. Распались одна за другой обе империи — случился исход: бухарские евреи теперь в Израиле, Америке, Европе.

Фильм начинается метафорой — жертвоприношением барана, или овна. «И нарек Авраам место то Иегова-ире, “Бог смотрит на меня”». Этот овен — воспоминание о прошлом, о Бухаре и Самарканде, Коканде и Ташкенте, обо всем, что принесено в жертву во имя обретения дома.

Дома, который строился, а потом его отнимали.

Дома, который, несмотря на жженый «николаевский» кирпич, не мог стать крепостью: мусульмане заставляли принимать ислам, большевики отнимали скопленное потом и кровью, «советы» регулировали быт, устраивая в синагоге вендиспансер, запрещая Иешивы…
Прежде многолюдные кварталы бухарских евреев в Бухаре и Самарканде сегодня опустели. Участники фильма идут по местам своего детства, удивляясь тишине и несуетности некогда оживленных улиц.

В кадрах фильма живые участники этих эпохальных перемещений: немолодая женщина (Shoshannah Ron), утирая слезу, вспоминает о родителях, вынужденных уехать в тридцатые годы от репрессий. Ее отец, небедный человек, потерявший все, «буржуй», отсидевший срок, уносит ноги из СССР. Дочка каждая утро благословляет поступок отца, даровавшего ей жизнь в Израиле.

Моложавая, с легкой походкой, 96-летняя парижанка (Hellen Wadiyaeff) по-русски рассказывает о своих родителях, тогда, в 1920-м, молодых влюбленных, бежавших от советской власти, они тоже были «буржуи».

Впечатления о фильме The Heritage («Наследие»).

Бухарские еврейки. С.М. Прокудин-Горский.

Ко времени прихода нацистов в Париж (во время Второй мировой войны) там проживало 140 бухарских евреев. Казалось, их судьба предрешена. Однако сотрудник иранского консульства (Abdol Hossein Sardari) изготовил для них фальшивые паспорта, убрал из миграционных карт «галочку» в графе об этнической принадлежности, объяснив канцелярии, что это особая иранская группа — не евреи, а «джугуты», и их существование необходимо для этнографических исследований. (Сколько было таких «списков Шиндлера»!)
Представляете? Эта девушка военных лет, ныне дама преклонного возраста, в здравом уме, она вспоминает по рассказам родителей их жизнь в Средней Азии!

Структура фильма географически-зигзагообразная: Бухара — Иерусалим — Бухара — Нью-Йорк — Ташкент — Иерусалим — Самарканд — Тель-Авив — Самарканд — Париж…

Нить повествования, складывающегося голосами персонажей фильма, тянется от настоящего к прошлому, и так, двигаясь вперед, много раз.

Закадрового комментатора в фильме нет, сюжет движется сам. Не эпический — лирический: развитие главной мысли фильма — вспомнить, сохранить, не забыть, не случайно заглавие — The Heritage («Наследие»).

Один из персонажей фильма, житель Нью-Йорка, Рафаэль Некталов ведет зрителя по улочкам своего детства — еврейской махалле Самарканда, открывает ворота в бывший родной дом. Там уже давно другие хозяева, другие стены, фешенебельные, из современных материалов, но вдруг глаза опускаются вниз: «Это наши кирпичи! Это наша кладка!» — восклицает Рафаэль. «Да-да, ваша», — подтверждают хозяева. «Ностальгия?», — спрашивает друг детства. «Нет, но это моя родина!»

Впечатления о фильме The Heritage («Наследие»).

Рабби Арон Сионов (Бухара)

Другой персонаж фильма, художник и поэт, Шавкат Абдусалямов, по-философски экзистенциально выразил свое восприятие поднятой в фильме темы: «Джалаллитдин Руми говорил: Я не христианин! Я не мусульманин! Я не иудей! — Я люблю!», таким образом, как бы подытоживая тысячелетние страдания народа, страдания, спровоцированные человеческой глупостью, завистью, нетерпимостью.
Вопреки всем выпавшим испытаниям, немногочисленный бухарско-еврейский народ сохранился, не растворился в поликультурном контексте Средней Азии. Бухарские евреи по-прежнему соблюдают свои правила общежития, обряды, говорят на своем языке, следуют своим рецептам приготовления блюд, оберегают память о своей истории. Потому это — сильный народ.

Фильм закольцован: от жертвоприношения вначале — повествование к финалу приводит зрителя на кладбище на Масличной горе в Иерусалиме. Искупительная жертва была не напрасна — Дом обретен!

«Ты мог болтаться вдали от нее (Масличной горы) тысячу и две тысячи лет, но когда ты все-таки вернешься сюда из прекрасного города своего детства и своей юности, от любимых друзей и возлюбленных… которых ты так умело ласкал… когда ты все-таки вернешься… она отверзает для тебя свое лоно…» (Дина Рубина. «Вот идет Мессия!»).

Примечательна одна из финальных сцен на еврейском кладбище на Масличной горе, где служат не евреи — арабы, бережливо ухаживая за могилами своих «врагов».

Автор фильма — кинорежиссер-документалист Эльджон Аббасов, продолжатель дела своего знаменитого отца, Шухрата Аббасова. Фильм как бы продолжает и итожит отцовскую традицию: от «Ты не сирота», беспрецедентно стоящего над этнической нетерпимостью (скажем мягко), — к сыновнему «Я люблю»…

P.S. Полнометражный документальный фильм The Heritage («Наследие») создан при участии и поддержке Посольства Соединенных Штатов Америки в Республике Узбекистан, а также Посольства Государства Израиль в Республике Узбекистан в 2018 году. Автор сценария и режиссер фильма — кинодокументалист Эльджон Аббасов (Узбекистан).

Элеонора Шафранская.
Москва, январь 2019 года.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Прекрасный фильм. Документально-исторический, познавательный и самобытный. Смотрится на одном дыхании.
    Просматривается качественная советская кинематография, совмещенная с современной манерой подачи материала.
    Думаю, фильм интересен для любой любознательный аудитории.
    Спасибо, Эльджон!

  2. Цитата: Азиз Азимов
    Прекрасный фильм. Документально-исторический, познавательный и самобытный. Смотрится на одном дыхании.
    Просматривается качественная советская кинематография, совмещенная с современной манерой подачи материала.
    Думаю, фильм интересен для любой любознательный аудитории.
    Спасибо, Эльджон!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В положение «О порядке проведения испытаний и регистрации средств защиты растений» будут внесены изменения

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций (ФАО) совместно с Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан...

Больше похожих статей