back to top
7.2 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Балет – самый прекрасный вид искусства

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
 Балет – самый прекрасный вид искусства

Никто не скажет, что ей вот-вот стукнет 75. Спортивная, порывистая, с прямой осанкой – сказывается многолетняя танцевальная практика. В прошлом ведущая солистка балета Государственного Академического Большого Театра им. Алишера Навои Роза Рахмановна Искандарова сегодня преподает классический танец в Ташкентской Государственной Высшей Школе Национального Танца и Хореографии.

Мы сидим в одной из учебных комнат этого уникального учебного заведения Республики Узбекистан.

— Роза Рахмановна, хочу воспользоваться Вашим любезным согласием и задать вам несколько вопросов, интересующих, надеюсь, всех, кто любит балет, кто посвятил свою жизнь этому удивительному, прекрасному и трудному искусству. Более шестидесяти лет назад вы связали свою жизнь с музой танца – Терпсихорой. Когда появился этот интерес и почему вы решили стать именно балериной?

— Я совершенно случайно попала в балет, если можно так сказать. Родилась я и провела детство в городке Асака Андижанской области. Это сейчас моя «малая Родина» известна на всю страну и за ее пределами, а тогда она считалась захолустьем, где в послевоенное время жить было непросто. У нас был маленький кинотеатр и там однажды показывали фильм «Ромео и Джульетта» с Галиной Сергеевной Улановой в главной роли. Спектакль поразил меня не только своим потрясающим сюжетом, трагическим драматизмом, но и своей волшебной красотой искусства хореографии.

Конечно, тогда я и мечтать не могла о балете. Но мои детские впечатления оказались очень сильны, а восхищение от пленительного танца Улановой, видимо, глубоко врезалось в мою душу. Через некоторое время я переехала жить в Ташкент, к тете. Она знала о моей непреодолимой детской страсти и предложила мне пойти учиться в хореографическое училище, за что я ей бесконечно благодарна. Конечно же, я не раздумывая согласилась.

А в училище, как раз был недобор. Зинаида Николаевна Афанасьева — первый художественный руководитель хореографического училища — меня проверила и приняла на учёбу со словами: — Знаете, у нас первые два года считаются условными. Если девочка выдержит, значит останется.

Так получилось, что процесс моего вовлечения в учёбу шёл по нарастающей — чем больше я занималась, тем сильнее у меня проявлялся интерес к учебе. Так мои «два года условно» превратились в дело всей моей жизни. Вот так я попала в балет.

— Счастливый случай?

— Знаешь, у каждого в жизни бывают «счастливые случаи». Это уже от самого человека зависит, как он распорядится выпавшей ему удачей, какую дорогу выберет в жизни.

— Ваша дорога привела вас на сцену театра имени Навои. Именно здесь осуществились ваши творческие возможности. Интересно, а какие роли в вашем исполнении особенно запомнились?

— Первый раз я исполнила небольшую партию, она называлась «Дюймовочка» в балете «Золотой ключик» М.Вайнберга, Потом были Мария в «Бахчисарайском фонтане» Б.Асафьева, Царевна в сказке «Мертвая царевна» … Конечно, для меня принципиальное значение имел образ Нурхон в балете «Тановар», который поставил Николай Маркорянц. Эта партия была актерски очень интересна, но исполнять ее для меня было непросто, потому, что я ее танцевала после Бернары Кариевой – звезды узбекского балета, и мне надо было очень долго и упорно работать.

— Какой образ был вам близок больше всего?

— Я очень любила партию Чертовки в «Фаусте». Танцевала с удовольствием, потому что характер героини был очень близок к моему характеру.

 Балет – самый прекрасный вид искусства

 Балет – самый прекрасный вид искусства

— То есть, у вас в характере есть «чертовщинка» !?

— Я имею в виду, что Чертовка близка мне тем, что образ требует резковатой, даже гротескной манеры исполнения. Чертовка ведь, по определению, не героиня лирического плана. Например, та же Бернара Кариева — лирическая балерина, а у меня более резкая манера исполнения, поэтому мне ближе подходили технические партии.

— Означает ли это, что ваша исполнительская манера не так уж далека от современного танца? И, вообще, что вы думаете о современном танце?

— Я бы не стала делать такое сравнение. Современный танец очень интересный, но по сравнению с классикой это два совершенно разных, противоположных по своей технике и по своему смыслу танца. Сейчас танец модерн очень сложный. Исполнители этого танца выполняют виртуозные акробатические трюки, но ведь самое главное — это не только техника движений, но и осмысленность, и эстетика этих движений.

— Можете ли вы рассказать о своей семье?

— С мужем Саидахмедом мы прожили 45 лет. Познакомилась я с ним в театре. У нас три дочери. У меня очень большая семья, я их всех люблю. Старшая дочка Малика Искандарова – главный режиссер Ташкентского Театра юного зрителя, она популярная актриса кино и театра. Вторая дочь в совершенстве владеет французским и английским языками, живет во Франции. Младшая дочка Феруза преподает у нас в училище.

— Выходит, только ваша младшая дочь пошла по вашим стопам?

— Нет не только младшая дочь, но и старшая. Она преподавала хореографию и драматическое искусство, у нее тоже есть безусловные способности к преподаванию. У нас все в семье — педагоги.

— Нравится ли вам ваша профессия педагога?

— Я считаю, для того, чтобы быть педагогом нужно иметь особый талант, особенно в сфере искусства. Далеко не все творческие люди могут преподавать. Можно быть хорошим актером, художником, музыкантом, балетмейстером, танцовщиком, но при этом быть беспомощным в педагогике. Это очень непросто научить студентов всему, что знаешь сам, досконально объяснить каждое движение. Но зато какая, ни с чем не сравнимая радость – видеть успехи твоих учеников! Чтобы быть наставником, надо иметь великое терпение, не унижать, не оскорблять, а любить людей, своих студентов, и настойчиво объяснять. И самое главное, надо любить свою профессию!

 Балет – самый прекрасный вид искусства

— Что бы вы хотели изменить в сфере нашего образования?

— У нас много бумажной рутины, в потоке которой мы нередко забываем о специфике хореографического искусства, о практических целях и задачах педагогического процесса. Хотелось бы в какой-то степени сократить эту бумажную работу.

— Напоследок вопрос: что такое балет в вашем понимании?

— Балет – это самый прекрасный вид искусства. Это воздушность, которая достигается упорным каждодневным трудом. Балет – это восхищение и тяжелый труд!

КАМИЛЛА ХАКИМБЕКОВА, студентка Высшей Школы Национального Танца и Хореографии
Подготовил интервью к печати А. ХОДЖАЕВ

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новая должность президента Шавката Мирзиёева

25 ноября состоялась Генеральная ассамблея Национального олимпийского комитета Узбекистана, на которой были рассмотрены организационные вопросы. На должность председателя Национального олимпийского...

Больше похожих статей