3 октября в НВЦ «Узэкспоцентр» начала свою работу 24-я Ташкентская международная туристическая ярмарка «Туризм на Шелковом пути» (ТМТЯ-2018).
Ярмарка проводится с 1995 года при официальной поддержке Всемирной туристкой организации ООН (ЮНВТО) и отличается от других коммерческих выставок своей яркостью, красочностью и насыщенностью программы.
И хотя в этом году в ней приняли участие ряд зарубежных компаний из Таиланда, Египта, Сингапура, Малайзии, Азербайджана, Индии, Кореи, Турции, Китая, России и других стран, тем не менее, заметно изменение формата проведения ярмарки.
Изменения коснулись смены организаторов выставки. Если раньше этим занимались РА «Великий Шелковый путь» совместно с Госкомтуризмом, то в этом году, впервые в качестве основного организатора выступил PR-центр Госкомтуризма.
Это безусловно, сказалось на качестве организации в плане взаимодействия со СМИ. Другое изменение коснулось самого формата организации ярмарки. Устроители ярмарки отказались от массового приглашения зарубежных туроператоров, предоставив им самим принимать решение об участии в этом важном событии для туристической отрасли.
Зато было принято решение о приглашении большого числа зарубежных средств массовой информации. Этим самым подчеркивалось изменение формата, направленного на расширение интереса зарубежных стран к туристическому потенциалу Узбекистана.
В этом контексте в программе Hosted Buyers приняли участие 50 представителей иностранных СМИ из 22 стран мира – Латвии, Польши, Турции, Таиланда, Кыргызстана, России, Казахстана, Таджикистана, Индии, Бельгии, Нидерландов, Греции, Франции, Германии, Японии, Испании, Италии, Китая, Беларуси, Саудовской Аравии, Омана и Израиля. Для них же была организована туристическая поездка в Самарканд.
Зачитывая послание Правительства республики на открытии выставки, Заместитель Премьер-министра А. Абдухакимов отметил: «Туризм для Республики Узбекистан определен локомотивной отраслью и мы относимся с особым вниманием к таким стратегически значимым мероприятиям для туристского рынка региона как сегодняшнее событие.
В связи с принятыми правительственными мерами по увеличению предпринимательской инвестиционной активности, в том числе по предоставлению налоговых и таможенных льгот для предпринимателей в сфере туризма, упрощением процедур лицензирования и сертификации, туризм стал более привлекательным для иностранных предпринимателей. Крупные иностранные инвестиционные компании США, Китая, Кореи, Великобритании, Голландии, Сингапура и Турции проявили интерес к развитию совместных проектов в создании различных инфраструктурных туристических объектов в Республике Узбекистан. В результате принятых практических мер туристский поток за восемь месяцев текущего года составил 3,4 млн. человек, что вдвое превышает показатели аналогичного периода 2017 года».
Ярмарка разместилась в двух павильонах, в одном располагается экспозиция всех регионов страны, демонстрирующие особенности национальной культуры и туристический потенциал каждого из них, а в другом — стенды, представляющие турпотенциал зарубежных стран. В Национальном павильоне представлены проект «Городок ремесленников», стенды театров и музеев регионов страны, «Аллея художников».
Здесь же проходило дефиле от ведущих и начинающих дизайнеров Узбекистана.
В Международном павильоне расположились стенды международных авиакомпаний, образовательных учреждений, туристических и курортных направлений, действующих как в Узбекистане, так и за его пределами; различных видов туризма (страхового, винного, делового, медицинского и т.д.
Впервые посетители ярмарки увидели туристическую полицию. Пока она располагается в четырех городах Самарканде, Бухаре, Хиве и Шахрисабзе. В Ташкент на ярмарку прибыла бригада из Самарканда.
Туалеты — головная боль всех туристов, путешествующих на автомобильном транспорте. Самое уязвимое место в дорожной инфраструктуре республики. Решить эту проблему предлагает компания RIA BUILDNG CONSTRUCTION GROUP. Она уже поставляла такие комплексы Госкомтуризму. Кстати, такие туалеты были установлены к фестивалю макомов в Шахрисабзе на перевале между Самаркандом. Но, увы, после закрытия фестиваля, эти туалеты также благополучно были закрыты. А жаль.
Меняется отношение к мотоциклистам. Мотоциклисты из мотоклуба «Патриот» в сопровождении эскорта госавтоинспекции прибыли для участия в ярмарке, где у них был оборудован свой стенд. По мнению мотоциклистов клуба, мототуризм также как и другие виды, является перспективным направлением в туристической отрасли.
Узбекская кухня — одна из самых богатых и вкусных на Востоке. Расположенный на пересечении караванных дорог Великого шелкового пути, Узбекистан в течение многих веков вбирал в себя самые интересные и необычные рецепты блюд народов разных стран. На открытой площадке свои блюда готовили кулинары всех регионов страны.
Туристическая ярмарка ТМТЯ всегда богата на культурную программу. Все дни работы выставки звучит музыка народов мира, современные ритмы, а также неизменный интерес вызывают спортивные номера.
5 октября выставка завершит свою работу. Нет сомнения в том, что многочисленные зарубежные журналисты, приглашенные на это событие, красочно опишут ТМТЯ 2018. И выставка того стоит, ведь не зря Узбекистан сохраняет статус «сердца Шелкового пути» и является активным участником трансконтинентального проекта ООН, ЮНВТО и ЮНЕСКО по возрождению туризма на древней, исторической трассе Великого шелкового пути.
Активная пиар кампания всегда приносит свои плоды и Узбекистану следует ожидать увеличения потока туристов. Но насколько готова логистика, квалифицированные кадры гидов-переводчиков, дорожная, транспортная инфраструктуры, к увеличению турпотока в нашу страну?
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора