back to top
14 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Рудольф Нуриев: «Я умру полубогом»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Рудольф Нуриев: «Я умру полубогом»

Гамлету положено страдать. Созерцать череп, вопрошать о смысле бытия и умирать от удара отравленной шпаги. Никому нет дела до того, что он принц. К тому же наследный. К тому же с характером. Он может плеваться в придворных черным жемчугом из трубочки, разгуливать по окрестным тавернам и распить с другом Горацио десять ящиков шампанского. Спорю на те же десять ящиков, что другу Горацио хорошо выдержанное вино нравилось куда больше, чем хорошо выдержанные черепа. Да и самому Гамлету тоже. Но он должен страдать. И он страдает.

Правда, время от времени ему это занятие ему прискучивает. Тогда он меняет имя и лицо, позволяя себе то, чего нельзя позволить в Эльсиноре. Думаю, фразу «Да пропади пропадом день, когда мы не танцевали хоть раз!» первым произнес не Ницше, а наш знакомый датский принц. Однажды ему захотелось танцевать. И Гамлет стал Рудольфом Нуриевым.

Смешно говорить о танце. Как «прочитать», процитировать Нуриева? Как передать почти рокайльную эстетику «Сильфиды» или будоражащую многосмысленность авангардистских постановок? Видеозапись то же, что репродукция: ты получаешь общее представление о шедевре, но не сравнить же это с перехваченным дыханием, рожденным встречей с подлинником.

И все же, несмотря на все жеманные отговорки, о танце будут говорить. Подвыпивший завсегдатай провинциального паба и всемирно известный танцовщик равно выражают своим телом извечную потребность человека в освобождении от условий и условностей этого мира. Пока ты танцуешь, ты свободен. Ничто не вытряхнет из человека, хотя бы на пять минут, его комплексы так, как это делает танец. Посмотрите мужские танцы всех времен и народов, и вы почувствуете основной инстинкт свободы. Да, принцу Гамлету определенно стоило побыть танцовщиком.

Я не случайно говорю о Гамлете. По всем законам, канонам и традициям, усвоенным творческой интеллигенцией, Нуриев должен был комплексовать, дать загубить свой талант, а потом стенать о нерожденных шедеврах и несправедливости судьбы. Слишком многое было против него. Хотя вначале ему помогали выбраться из глубинки в Ленинград, по достоинству оценивая талант. Признание шло по возрастающей – до определенного момента. А дальше требовалось подчиниться системе, приставая к самому себе с вопросом про быть или не быть. Но либо Нуриев пренебрег замыслом главного нашего Автора, либо слишком хорошо его понял. Только с шестнадцати лет, когда еще подросток Рудик из Уфы приехал поступать в Ленинградское хореографическое училище, он позволял руководить собой лишь собственному представлению об искусстве. Может быть, поэтому он представлялся многим резким и вспыльчивым, даже грубым. Скандальозная натура.

В советском Эльсиноре такого не терпели. И однажды, в 1961 году, принц не возвращается из гастрольной поездки Кировского театра оперы и балета во Францию. Он остается в городе мечты и моды без вещей (чемоданы благополучно уехали в багажное отделение самолета), без денег и связей. Если бы Нуриев был только гением танца, он бы пропал. Но если уж Бог наделяет человека талантами, то сразу многими. Нуриева отличала гениальная самоуверенность. Он был по натуре завоеватель, и мир покорился этой бонапартовской энергии. Бой за признание оказался тяжелым, отпечаток его виден на всем «позднем» Нуриеве. Бой стоил того, чтобы в него ввязаться. Трофеи – переполненные залы, гром оваций, восторги публики и рецензентов, славу и состояние – Нуриев принял с капризной снисходительностью. Самоуверенность позволяла ему легко играть роль небожителя, спустившегося на землю, чтобы рождать красоту шутки ради. Дотошные биографы, перекладывающие на плечи гениев собственное занудство, будут доказывать: Нуриев трудился до седьмого пота. Они забудут, что для одного седьмой пот – отвратительная каторга, а для другого – ни с чем не сравнимое блаженство.

«Я умру полубогом», – говорил Нуриев. Он полубогом прошел по Земле, создав экстравагантную и блестящую хореографию своей жизни. Его пятидесяти четырех хватило бы на десяток обычных судеб.

С 1992 года культура живет по другому отсчету времени. Без Нуриева. Сам он всегда считал, что мир гораздо больше нуждается в нем, чем он – в мире. И так ли уж он был неправ?

Александра Спиридонова.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Какая это редкая и драгоценная порода — стилисты… Люди высокого пера. И — только одна Александра Спиридонова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новые правила оплаты адвокатам за государственную помощь

Эти изменения направлены на унификацию процесса предоставления бесплатной помощи и справедливое вознаграждение специалистов, сообщает правовой портал "Норма".

Больше похожих статей