Мы знаем множество примеров, когда одарённые, даже талантливые женщины жертвуют своими способностями во имя интересов своего мужа, либо детей. Они руководствуются огромной всепоглощающей любовью к своему ближнему, желанием максимально содействовать полной реализации его творческого потенциала, или же нормальным здравым смыслом, заключающимся в том, что очень трудно, даже практически невозможно одновременно добиваться вершин в своих усилиях, не имея реальной всесторонней поддержки в своей собственной семье, прежде всего в лице супруги или матери, берущих на себя все тяготы каждодневного труда и создания благотворной созидательной обстановки в домашних условиях. Проявляется ли в таких случаях элемент какой-то несправедливости и ущербности в отношении женщин, коих природа изначально одарила «божьей искрой», к сожалению, далеко не реализованной?
Меня этот вопрос давно если не мучает, то волнует, когда дело касается известных исторических персонажей, или же моих личных знакомых. Размышления мои весьма неоднозначны, тем более, что недавно я вычитал одну мысль французского писателя и публициста 19 века Констана де Ребека: «В одной лишь способности к жертве скрыто нетленное зерно совершенствования». Во как! Значит важно самочувствие и убеждённость жертвующего человека, его внутреннее понимание своей непростой доли.
Данный опус, претендующий на философское осмысление, я привёл не случайно. Недавно ушла из жизни небесталанная женщина, соратница выдающегося кинематографиста, Героя Социалистического труда, вдова кинорежиссёра Камиля Ярматова Стэлла-Татьяна Дмитриевна Ярматова (Сабинина).
В далёкие дореволюционные годы в Ташкенте встретились инспектор народного образования Дмитрий Назарович Сабинин и выпускница одного из Швейцарских университетов по имени Анна. Они полюбили друг друга, образовали семью, в которой в 1928 году родилась дочь, назвали ее Стэллой-Татьяной. Родители, что называется, вложили душу в своё прелестное чадо, предвосхищая ей блестящее будущее. Но волею судьбы Стелле было уготовано испытать много трудностей уже в первые годы её жизни. В двухлетнем возрасте девочка потеряла мать, и ей пришлось воспитываться в интернате НКВД. Позднее её отца перевели на работу в Ленинград, где он погиб при исполнении служебных обязанностей в 1943 году. Стелле тогда исполнилось всего лишь 14 лет. Родительскую заботу проявили к ней её воспитательница, преподаватель немецкого языка школы № 110 Ташкента Анастасия Алексеевна Кравченко, начальник медсанчасти НКВД полковник Холматов Рауф Холматович с супругой, начальник 1-го отдела 18-й горно-кавалерийской дивизии Средне-Азиатского Военного округа Радзиевский Алексей Иванович, впоследствии генерал армии, Герой Советского Союза. Крупный партийный работник Анвар-апа Абдуллаханова привлекала Стэллу к общественной работе, впоследствии они стали друзьями до конца жизни. Но молодой девушке всё равно рано пришлось стать самостоятельной и чаще всего самой принимать решения в жизни.
Свою трудовую деятельность Стэлла-Татьяна начала с осени 1942 года на Ташкентской киностудии, куда в начале Великой Отечественной войны в Ташкент были эвакуированы некоторые киностудии из России и Украины. На Стеллу обратил внимание выдающийся кинорежиссер Михаил Ильич Ромм, который пригласил её на роль в съёмках кинофильма «Человек № 217» вместо тяжело заболевшей актрисы Е.Кузьминой. В то же время Стэлла-Татьяна работала на военном складе Средне-Азиатского Военного округа, где готовили обмундирование для действующей армии. Заметив её исполнительность, ей поручали воспитательную работу в пионерском лагере НКВД в Байт-Кургане. Нина Осадчая, старшая пионервожатая лагеря, секретарь Кировского райкома комсомола города Ташкента, оказала влияние на мировоззрение девушки, и оставалась её другом до конца жизни. Затем её перевели на ответственную работу в республиканском контрольно-ревизионном посту НКВД. Получила она и особое комсомольское задание – работу в госпитале для инвалидов-фронтовиков в поселке Занги-ата Ташкентской области.
Но киностудия очень увлекала девушку, и когда на базе актёрского факультета ВГИКа, эвакуированного в Ташкент, была организована Школа киноактёра, Стэлла-Татьяна поступила туда учиться, закончив её в 1948 году. Впоследствии эта школа вошла в состав Ташкентского театрально-художественного института имени Островского (ныне Институт культуры и искусств имени Абдуллы Кадыри).
За это время она успела сняться в 9 фильмах, 5 из которых были сняты талантливым кинорежиссёром Камилем Ярматовым. Ему приглянулась молодая, красивая, энергичная актриса, а он ей, и когда известный кинорежиссёр сделал ей предложение пожениться, она ответила согласием. В 1949 году у молодожёнов родился сын Алишер, унаследовавший от родителей любовь к киноискусству.
Все последующие годы Стэлла-Татьяна была помощником мужа, как в быту, так и в творческом процессе. Камиль Ярматов работал с 1941 по 1948 год над фильмом «Алишер Навои», который был удостоен высокой правительственной награды – Сталинской Государственной премии. В 1957 году вышла на экраны другая кинокартина Камиля Ярматова – «Авиценна». Эти фильмы получили широкое признание зрителей, демонстрировались в 132 странах мира, и вошли в Золотой кинофонд ЮНЕСКО.
В период с 1958 по 1978 годы К.Ярматовым были сняты такие известные киноленты, как «Когда цветут розы» (1958), «Буря над Азией» (1964), где главную роль сыграл народный артист СССР Шукур Бурханов, «Всадники революции (1968), «Поэма двух сердец» (1968), получивший высшую награду кинофестиваля в Пномпене (Камбоджа), «Гибель Чёрного консула» (1970), «Одна среди людей» (1973), «Далёкие близкие годы» (1976), всего более двадцати фильмов, многие из которых вошли в золотой фонд советского и узбекского киноискусства.
И всегда рядом с мастером была его фея, Стэлла-Татьяна, — она была первым зрителем и слушателем его творческих поисков, её советы и мнения он всегда учитывал и принимал.
Вместе с мужем Стелла Ярматова работала в оргкомитете VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, участвовала в подготовке Ташкентского Международного кинофестиваля стран Азии и Африки в 1958 году. Она сопровождала мужа во всех его поездках на кинопремьеры и кинофестивали в России, Китае, Корее, Германии, Афганистане, Пакистане, Индии, Монголии, Армении, , Азербайджане, Таджикистане, Туркмении, Казахстане.
В последние 10 лет жизни Камиля Ярматова его верная жена Стэлла-Татьяна была занята уходом за мужем в связи с его затянувшейся болезнью, обострение которой привело его к кончине в ноябре 1978 года.
После кончины Камиля Ярматовича Стелла Дмитриевна по состоянию здоровья вернуться к работе уже не смогла. Но память о муже, годы, проведённые в киноискусстве, неуёмная творческая энергия не оставляли её, и в 1991 году ею совместно с сыном Алишером Ярматовым был учрежден Международный благотворительный фонд милосердия и культуры имени Камиля Ярматова.
Фонд хранит память о выдающемся режиссере, пропагандируя его творчество, принимает посильное участие в развитии духовных и культурных ценностей народного наследия. Фонд продолжает добрую традицию Камиля Ярматова, который после съёмок очередного фильма всегда выделял деньги и различные подарки детским домам, в городах, где проходили съёмки. Фонд, по мере возможностей, стремится помогать талантливым детям в достижении их творческих целей.
За свою благородную работу Стэлла-Татьяна Ярматова в 1995 году, была удостоена «Золотой медали» Лиги Арабских государств, очень высокой награды по своему статусу. Имела она и другие награды, отметившие её полезную деятельность… Хотя своей лучшей наградой она всегда считала встречу с Камилем Ярматовым и их совместную счастливую и плодотворную жизнь.
Годы брали своё, и здоровье Стэллы -Татьяны Дмитриевны стало ухудшаться. Последние годы жизни она с большим трудом передвигалась по комнате, затем окончательно слегла. 14 августа 2018 года её не стало. Всего одного месяца не дожила она до своего 90-летия.
Наследник дела своих родителей Алишер Камилевич Ярматов полон решимости продолжать пропаганду культуры и киноискусства не только в Узбекистане, но и в других странах. В настоящее время в Узбекистане ценят творческих людей, которые содействуют пропаганде лучших образцов искусства, и служат делу дружбы и укрепления культурных взаимосвязей между людьми и странами мира. Так что работа Фонда имени Камиля Ярматова будет, наверняка, востребована нашим развивающимся обществом.
А. ХОДЖАЕВ , ЭЛЬМИРА РАСУЛОВА