Около 9 миллионов украинцев работают за пределами родины, из которых более 3 миллионов — на постоянной основе. Трудовая иммиграция вряд ли остановится в ближайшее время, считают эксперты. Более того, скорее всего, ее темпы только ускорятся. Однако у власти есть механизмы если не остановить массовый отток рабочих рук и мозгов за границу, то, по крайней мере, его несколько притормозить. «Апостроф» выяснил, чем опасна массовая трудовая иммиграция для страны, и что нужно сделать, чтобы украинцы не искали лучшей жизни на чужбине.
Примерно 1 миллион украинцев ежегодно покидают родину — такие неутешительные данные недавно озвучил министр иностранных дел Павел Климкин. При этом, мнению главы МИД, в ближайшее время такая ситуация сохранится. Только в Польше, отметил Климкин, сегодня проживают 1,4 миллиона украинцев.
Ранее министр социальной политики Андрей Рева сообщил, что на постоянной основе за рубежом работают 3,2 миллиона украинских граждан, при этом временно — до 9 миллионов. Учитывая тот факт, что в Украине — около 24 миллионов трудоспособного населения, цифра выглядит не очень обнадеживающе…
По словам президента Всеукраинской ассоциации компаний международного трудоустройства Василия Воскобойника, на самом деле число украинцев, выезжающих каждый год из нашей страны на заработки неизвестно никому, а поэтому любые цифры, которые озвучивают чиновники или эксперты, является оценочными.
«Основная часть трудовых мигрантов из Украины ездят на работу по два раза в год, поэтому нужно понимать, что выездов может быть много, но в реальности большинство людей возвращается домой. Это явление называется «маятниковой миграцией». Люди, которые читают про 1 миллион украинцев, выезжающих за пределы страны в год, думают, что население нашей страны уменьшается на такую же цифру. В реальности, действительно, наблюдается рост количества трудовых мигрантов, но это явление постепенное, не взрывное», — рассказал Воскобойник.
Среди стран, куда едут работать украинцы, лидирует Польша. В последнее время трудоустройству в этой стране наших граждан способствовало введение безвизового режима со странами Евросоюза в июне 2017 года — украинцы получили легальное право на временное трудоустройство.
Сколько сейчас украинцев проживает и работает в Польше, сказать трудно, так как «наши граждане постоянно ездят туда-сюда, и вычислить сколько их живет в этой стране, достаточно сложно, учитывая, что многие работают нелегально», отметил Василий Воскобойник, добавив, что можно говорить о порядке 1-2 миллионов.
Пока конкуренцию Польше в плане выбора места для трудоустройства составляет Россия, но страна-агрессор в последние годы сдает позиции. «По данным социологических исследований, украинцы не хотят ехать в Россию (только 8% предпочитают эту страну) и постепенно перебираются на работу в Европу. За ближайшие несколько лет из России выедет большинство украинцев, которые раньше предпочитали там работать. Но процесс этот — постепенный, поэтому ждать результатов уже завтра не стоит», — рассказал Василий Воскобойник.
Новые горизонты
Украинцы также работают в Чехии, Италии, странах Балтии. Кстати, в конце августа премьер-министр Чехии Андрей Бабиш заявил, что его страна не будет пускать к себе беженцев с Ближнего Востока и из Африки, «поскольку принимает людей из Украины». В данном случае глава чешского правительства использовал риторику польских чиновников, которые ранее пытались обосновать свой отказ принимать беженцев тем, что в Польше наблюдается наплыв украинцев. Наши сограждане, безусловно, пытаются получить статус беженца и в Чехии, и в Польше, а также в других странах Европы, но количество «счастливчиков» мизерно. В результате большинство граждан Украины остаются в упомянутых странах в качестве рабочей силы.
Также в августе почти незамеченным прошло сообщение мировых агентств о том, что правительство Германии собирается принять судьбоносное решение о значительном упрощении условий трудоустройства у себя граждан государств, не входящих в Евросоюз. В частности, будет упразднено положение, обязывающее компании предлагать имеющиеся вакансии в первую очередь гражданам Германии, прежде чем искать претендентов среди иностранцев. Кроме того, представители этих стран получат возможность приезжать в Германию и в течение определенного времени уже на месте искать работу, которая соответствует их квалификации. При этом сама процедура квалификационного признания станет быстрее и проще.
На сегодня, по данным Федерального бюро труда Германии, в стране не заполнены 1,2 миллиона рабочих мест. Понятное дело, что украинцы даже потенциально не смогут претендовать на все из них. Но то, что наши соотечественники в скором времени начнут массово выходить на немецкий рынок труда, также не вызывает сомнений.
«В случае, если Германия откроет свой рынок труда для украинцев, произойдут резкие изменения с предпочтениями наших трудовых мигрантов. Можно прогнозировать, что половина если не больше украинцев, которые сейчас трудятся в Польше, переедут на работу в Германию. Там они смогут заработать в 2-3 раза больше по сравнению с Польшей. Также новая волна трудовых мигрантов поедет из самой Украины на работу в Германию. Социология показывает, что именно Германия занимает первое место в предпочтениях украинцев по работе. Туда хотят поехать 37% наших соотечественников. При таком развитии событий в Польше образуется большой дефицит работников, и польским работодателям придется повышать зарплаты и социальные стандарты для украинских трудовых мигрантов, потому что заместить кем-то другим такую массу работающих не будет представляться возможным. Естественно, что и в Украине станет еще сложнее найти качественного специалиста: работая в Германии, можно получать в месяц до 2000 евро на неквалифицированной работе, а специалист может заработать в 5-6 раз больше чем дома», — отмечает Василий Воскобойник.
Отечество в опасности
Массовая трудовая иммиграция небезопасна, а, точнее, очень даже опасна для отечественной экономики — об этом заявляют эксперты и даже признают представители власти.
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко в разговоре с «Апострофом» отметил, что в странах, в которых активно используется человеческий труд — так называемых labor intensive economies (трудоемкие экономики — «Апостроф») — а Украина к ним как раз и относится — трудовая иммиграция «потенциально снижает перспективы экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе». При этом, по его словам, если миграция активизируется, то потенциально может произойти «сжатие экономики». «Второе незамедлительное последствие — это то, что доходы бюджета будут уменьшаться, а на фоне уменьшения доходов государственного бюджета возможен рост его дефицита, а также необходимость сокращения расходной части государственного бюджета, что, опять же, отразится и на гражданах и на состоянии экономики», — рассказал эксперт.
На этом негативные факторы трудовой иммиграции не исчерпываются. Так, с отъездом из страны наиболее активной части населения происходит сжатие потребительского рынка, в результате чего уменьшается потребность в инвестициях, ориентированных на этот внутренний рынок. «Это значит, что постепенно приток иностранных инвестиций может снижаться», — говорит Устенко.
Также стоит учитывать, что трудовая иммиграция способствует развитию в стране демографического кризиса. «Украина находится в демографической яме, когда по естественным причинам происходит превышение смертности над рождаемостью, население стареет, а здесь — еще искусственное усиление за счет трудовой иммиграции», — сказал в комментарии «Апострофу» финансовый эксперт Алексей Кущ.
По его словам, если бы Украина была крупным аграрным государством с небольшим населением — примерно на уровне 10-15 миллионов человек, трудовая миграция не оказывала бы столь негативного влияния на экономику и, возможно, даже способствовала бы улучшению уровня жизни внутри страны. В качестве примера он привел Казахстан, где помимо аграрного также хорошо развит сектор добычи природных ресурсов. Но в Украине население составляет около 40 миллионов человек, при этом почти 12 миллионов из них — пенсионеры. Кроме того, на востоке и в центре страны сосредоточены промышленные мегаполисы, в то время как сама промышленность во многом заморожена, отмечает Алексей Кущ. «У нас эта система не работает», — предупреждает он.
Олег Устенко, в свою очередь, отмечает, что из Украины уезжают, в основном, люди, не достигшие пенсионного возраста, которые прекращают делать отчисления в собственную экономику, и из-за этого потенциально будут усиливаться проблемы у Пенсионного фонда. «Даже в текущей системе координат проблема Пенсионного фонда почти неразрешима. Если трудовая миграция будет продолжаться и оставаться значительной, то коллапс Пенсионного фонда просто наступит раньше», — сказал специалист.
«Остановитесь!»
Несмотря на то, что массовая трудовая миграция является общемировым явлением, в Украине она имеет свои особенности, которые в этом вопросе отличают нашу страну, например, от той же Польши.
«Здесь вопрос — в замещении, кем замещать? Поляки заместили свою трудовую иммиграцию украинцами, а кем будут украинцы замещать?», — задает риторический вопрос Алексей Кущ. По его словам, Украина на сегодня, по сути, — самая бедная страна Европы — даже Молдова по некоторым показателям нас опережает, в связи с чем, граждане других стран, например, из Африки или Азии, просто не захотят приезжать работать в Украину. Более того, сегодня украинцы уезжают не только в страны Европы, но также в некоторые азиатские и африканские государства, в которых уровень жизни выше, чем в нашей стране, отмечает Кущ.
Олег Устенко имеет схожее мнение. «Опыт показывает: группы переселенцев и вынужденных мигрантов не хотят оставаться на территории менее развитых европейских стран, поэтому, насколько удастся привлечь в Украину подобного рода людей, — это открытый вопрос», — сказал он, добавив, что многие этнические группы плохо ассимилируются в других странах, что также создает определенные проблемы.
Поэтому властям нужно думать над тем, как удержать собственных граждан в стране. Это, например, можно сделать путем повышения уровня заработной платы. «Нужно довести средний уровень зарплат хотя бы до эквивалента 500 евро», — отметил Алексей Кущ. Но просто повысить зарплату — недостаточно. «В США бедным семьям, в которых есть несколько детей, возмещают часть уплаченного ими ранее подоходного налога — то есть происходит стимулирование роста доходов домохозяйств. При этом дополнительными налогами облагаются крупные корпорации. А у нас происходит все в точности да наоборот», — рассказал специалист.
Но главное — нужно провести институциональную реформу, которая бы обеспечила качество жизни людей в долгосрочной перспективе. «Человек остается работать в стране не только потому, что он может здесь получать 500 евро, но и потому, что он видит перспективу на ближайшие 20-30 лет. А перспектива — это здоровье, старость. Человек, проработав несколько лет в Италии, сможет получать минимальную пенсию в размере примерно 300 евро. Он может поработать чуть больше и выйти на следующий уровень — 500 евро. Есть ли стимул у человека работать в Украине, платить здесь налоги, чтобы в результате получать пенсию в размере 2000-3000 гривен в лучшем случае? Или он все же поедет поработать в Италию и заработает себе 300 евро пенсии? Поэтому должна быть создана пенсионная система, которая даст человеку уверенность, что старость его будет обеспечена, а также система здравоохранения, при которой в Украине будет хорошо жить не только молодым и здоровым, имеющим работу, но и людям, которые испытывают проблемы со здоровьем. Все это будет влиять на замедление оттока миграции», — резюмировал Алексей Кущ.