back to top
11.7 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Бахтия Шамсиева: Вспоминая семью кузнеца Шомахмудова (Окончание)

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Бахтия Шамсиева: Вспоминая семью кузнеца Шомахмудова (Окончание)

Бахри-опа

Обычно к отцу приходил за советом и помощью Шоахмед-ака, а Бахри-опу, занятую семейными хлопотами, мы видели в своём доме реже. Она была на 13 лет старше моей мамы, и, как сейчас понимаю, ей хотелось не просто поделиться своими заботами, но и посоветоваться. Это была очень простая, добрая, и всё же по-настоящему сильная и мужественная женщина, добровольно взявшая на себя непосильный труд многодетной матери и ответственность за обездоленных детей.

Она не жаловалась, не сетовала на судьбу — искала возможные решения постоянно возникающих в большой и многонациональной семье проблем. В те годы не было семейных психологов или умных книг по воспитанию таких разных, непохожих друг на друга ребятишек. Простая узбекская женщина, Бахри-опа руководствовалась порывами своего доброго сердца и щедро делилась теплотой, лаской и заботой с «ранеными войной» детьми.

Бахтия Шамсиева: Вспоминая семью кузнеца Шомахмудова (Окончание)

Однажды она особенно долго говорила с мамой. По тону разговора я понимала, что Бахри-опу что-то тревожит. Пока дети, оказавшиеся под её крылом, были маленькими, важно было накормить их, одеть-обуть, следить, чтобы не болели. Они повзрослели, и возникли новые проблемы. Сказывалась драматическая потеря родителей, последствия пережитых тягот войны, ярче проявился характер каждого ребёнка. Да, они были теперь в силах помочь по дому, но, кроме хозяйственных, приходилось решать и другие, более сложные вопросы, говорила она. Это, оказывается, намного труднее.

Бахтия Шамсиева: Вспоминая семью кузнеца Шомахмудова (Окончание)

Ойшахон Имамходжаева — мама Бахтии Шамсиевой

Мама внимательно слушала ее, делилась советами, успокаивала: «Акли кириб колади, бу хам утиб кетади, хафа булманг, хаммаси яхши булади» — «Поумнеют со временем, это пройдёт, не печальтесь, всё наладится».

Бахтия Шамсиева: Вспоминая семью кузнеца Шомахмудова (Окончание)

Ариф Бахретдинов — отец Бахтии Шамсиевой

Дивясь внутренней силе этой женщины, мама как-то сказала папе: «Бу аёлни ичида деви бор: 15 кишига овкат килиш, хар куни нон епиш, кирини ювиш, уйларини сарамжонлаштириш, узи булмайди. Худоим узи Бахри-опамга куч-кувот берсин, болаларларига хам инсоф берсин!» — «В этой женщине нечеловеческая сила: готовить, стирать на 15 человек, каждый день печь хлеб и обихаживать дом само по себе не под силу одному человеку. Пусть Бог даст ей сил, а детям совести».

Сейчас я понимаю, как трудно было простой женщине решать навалившиеся на неё разом проблемы. Нам они и не снились: белье стирали вручную – о стиральных машинах и не слыхивали; не было газа — готовили на очаге, чай кипятили в самоваре. А тут еще и сложности формирования характера, подросткового периода у детей, учёбы и взаимоотношений в большой семье. Мама как могла поддерживала Бахри-опу советами. Да и сама жизнь учила. Как и во всех узбекских многодетных семьях, в семье Шомахмудовых детей с малолетства приучали к труду, и все принимали равное участие в домашних делах, помогая друг другу. Труд — лучший учитель, он формирует характер, делая его крепче и сильнее. Этот педагогический секрет хорошо знала и моя мама, вырастившая пятерых своих детей, и Бахри-опа.

Мой визит к Шомахмудовым

Узнав, что мать большого семейства Шоахмедовых приболела, мама испекла в тандыре самсу и отправила меня проведать Бахри-опу . Наша семья тоже была большая, и, как водится у узбеков, у нас часто гостили родственники. При всех своих заботах мама выкроила время, чтобы приготовить самсу для семьи Шомахмудовых. Какое сильное желание помочь, поддержать, доставить радость, хоть и небольшую, Бахри-опе сподвигло на это маму, я поняла, когда сама стала взрослой.
Мне было лет десять. За несколько лет до этого случая всего лишь раз вместе с родителями ходила к Шомахмудовым и не была уверена, что самостоятельно смогу найти их дом.
Мы жили в махалле Кор-Ёгди, где сейчас высится Дворец Искусств имени Навои, а они — на Кукче. Мама успокоила: «На трамвае доедешь до кольца, затем повернешь направо, если что, спросишь любого. Их все знают и уважают в той махалле».

Бахтия Шамсиева: Вспоминая семью кузнеца Шомахмудова (Окончание)

Я действительно без приключений нашла дом кузнеца Шоамеда-ака. Вошла во двор. Супруги сидели за хон-тахтой (низенький столик), перед ними стоял самовар — пили чай. Увидев меня, Бахра-опа поднялась. Вернувшись домой, я показала маме, как она это сделала: сначала с трудом встала на колени, потом на четвереньки и лишь так с трудом встала. Тепло поздоровалась, обняла меня со словами: «Овара бубтиладе, Ойшахон» — «Сколько беспокойства я доставила вашей маме Ойшахон».

В большом дворе было много детей, и все были заняты чем-то: кто копал землю, девочки постарше стирали, пекли лепешки. Все говорили по-узбекски. Воспитали их Шомахмудовы в лучших традициях узбекского народа: в трудолюбии, терпении, уважении к старшим, взаимопомощи.

Бахри-опа позвала дочку Халиму, младшенькую, мою ровесницу. Мы с ней уже были знакомы – она несколько раз приходила к нам с отцом или матерью, и мы играли вместе. Кажется, она была казашкой. Удочерили ее после войны, увидев как-то раз у магазина маленькую голодную девочку в слезах. То ли Халима осиротела, то ли в её семье произошла какая-то трагедия. Супруги забрали малышку к себе, решив, что где четырнадцать детей кормится, найдется хлеб и для пятнадцатого.

Бахри-опа велела Халиме принести ляганы (блюда) и позвать всех детей к стоявшему рядом большому столу — отведать горячую самсу, которую отправила для них тётушка Ойшахон (как она выразилась, «ваша Ойшахон-хола»). Сами супруги не взяли из блюда ни одной самсы, отправив всё на стол к детям. Я с удивлением посмотрела на них, и, как бы отвечая на мой удивленный взгляд, Шоахмед-ака взял одну самсу на двоих со словами, «Агар колса, ермиза» — «Поедим, если останется».

Возвратившись домой, я подробно рассказала маме всё, как было. Мама выслушала, и, довольная, с улыбкой промолвила: «Ош булсин!» — «На здоровье!». Видя её радость, радовалась и я, считая себя причастной к доброму делу. Вечером, за ужином, мама рассказала папе, как я справилась с её поручением, не побоялась, и одна навестила Бахри-апу и её семью. Папа с удовлетворением похвалил меня, сказав: «Барака топ, кизим!» Это пожелание непереводимо, в нём и одобрение, и пожелание удачи. Я была на седьмом небе!

Я была ребёнком в те годы, но воспоминания о семье Шомахмудовых часто всплывали в памяти, ведь Шоахмеда-ака и Бахри-опа, знакомые мне с детства, стали настоящим символом добросердечия узбекского народа. Помнят их и мои сёстры, брат.

Очень хотелось, чтобы молодое поколение знало: героизм состоит из тяжелого каждодневного труда, постоянных волнений, решения будничных дел, порою неуверенности и постоянного поиска в решении больших и маленьких задач и проблем. Супруги Шомахмудовы – простые, но мужественные люди. Они были уверены, что необходимо приютить несчастных сирот, потерявших родных и кров в военное лихолетье, невзирая, какой они крови. Они приняли в свою семью и в свои сердца детей разной национальности, одарив их родительской заботой. Неъмат, Муаззам, Коравой, Хакима и Улугбек были узбеками; Хабиба, Вова и Шухрат — русские, Хамидулла — украинец, Рафик и Рахматулла — татары, Холида – молдаванка, Самуг – чуваш; Йулдош и Эргаш – евреи, а моя подружка по играм Халима — казашка. Спасение всех этих детей было не только в хлебе, но и в ласке, любви, тепле домашнего очага. Вновь вспомню строки стихотворения Гафура Гуляма:

Здесь ты дома. Здесь я стерегу твой покой.
Спи, кусочек души моей, маленький мой!
Я — отец! Я что хочешь тебе подарю,
Станут счастьем моим все заботы твои…
……………………………………………………………………………….
Спи спокойно, мой сын… В нашем доме большом
Скоро утру цвести. И опять за окном
Зацветут золотые тюльпаны зарниц,
В нашей книге домовой без счета страниц.
Будет памятна книга на все времена.
Сохранит твое имя навеки она!

Справедливо, что имя и подвиг семьи Шомахмудовых увековечены в памятнике и что теперь он по-прежнему украшает площадь Дружбы народов.

Публикацию подготовила Тамара Санаева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Как правильно представить цифровое доказательство

21 ноября 2024 года Президент подписал Закон № ЗРУ-1003 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование системы работы с цифровыми доказательствами».

Больше похожих статей