Один из них, дипломатический чиновник Александр Александрович Половцов младший, памятен ташкентцам и поныне. Это в его особняке расположен Музей прикладного искусства Узбекистана. 38- летний коллежский советник Половцов к тому времени служил в Туркестане уже не один год. Он был командирован из Санкт-Петербурга в Ташкент в 1896 году для изучения переселенческого дела в Средней Азии и сначала занимал должность чиновника особых поручений, а затем стал исполнять обязанности дипломатического чиновника при генерал-губернаторе Туркестана.
Второй дуэлянт 26-летний коллежский секретарь Анатолий Анатольевич Зворыкин также был переведен на службу из Санкт-Петербурга, но всего 5 месяцев назад, и в ташкентское светское общество вошел недавно. Оба противника получили образование в Императорском училище правоведения и отлично знали о последствиях своего поступка. Дуэли были строжайше запрещены, и все участники, включая секундантов, подлежали уголовному преследованию. Что же заставило их нарушить закон и рисковать карьерой? Вопрос этот будоражил ташкентцев и обсуждался во всех салонах, однако из деликатности секунданты скрыли мотивы поединка. Известно только, что «поводом к поединку послужило оскорбление, нанесенное на интимной почве Половцовым жене Зворыкина», который лично вызвал Половцова на дуэль.
Две недели секунданты старались помирить противников. Зная об ответственности, составляли протоколы попыток примирения, но дуэль состоялась. Половцов ранил Зворыкина в грудь, но, по счастью, рана оказалась не слишком серьезной, и Зворыкин вскоре поправился.
Отношение к дуэлям было противоречивым. Закон то разрешал, то запрещал поединки, но в дворянском обществе, уж не говоря об офицерах, принято было свою честь защищать, и к дуэлянтам проявляли снисхождение.
Однако заметка в газете обязывала прокурора возбудить уголовное дело, и замять его в пределах губернаторства не представлялось возможным.
На полках ташкентского архива хранится папка с перепиской генерал-губернатора Туркестана по поводу этого чрезвычайного происшествия. Начинается дело с маленькой записки, отправленной в Мерке, где с проверкой находился генерал-губернатор Николай Николаевич Тевяшёв. Оставшийся вместо него Управляющий канцелярией генерал Георгий Павлович Федоров пишет: «В крае все благополучно. Вследствие известной заметки прокурор привлекает к уголовной ответственности Половцова, Зворыкина и секундантов».
Чтобы не допустить скандала в губернаторстве, Н.Н. Тевяшёву приходится ходатайствовать перед военным министром и просить не передавать дело в суд. Губернатор пишет, что оба противника занимают в Ташкенте довольно видное служебное положение, а передача дела в суд предаст ему огласку и неизбежно скомпроментирует обоих. Для большей убедительности генерал-губернатор добавляет: «Огласка эта произведет неблагоприятное впечатление среди туземного населения, всегда чутко прислушивающегося ко всем событиям русского интеллигентного общества». Однако власти военного министра может быть недостаточно. Понимая это, губернатор «имеет честь покорнейше просить не отказать в исходатайствовании Всемилостивейшего Государя Императора соизволения на не возбуждение этого дела в суде».
Военный министр внял просьбам Туркестанского губернатора, передал ходатайство министру юстиции, который обещал в случае необходимости «испросить Высочайшее Его Императорского Величества соизволение на прекращение сего дела».
Дело в суд не передали, предоставив генерал-губернатору Туркестана «право разобрать его в дисциплинарном порядке».
Нужно сказать, что до сих пор Ташкент в моем представлении никак не ассоциировался с дуэлями, и архивное дело меня удивило. Вместе с тем захотелось узнать, кто же эта особа, супруга Анатолия Анатольевича Зворыкина, за честь которой, рискуя жизнью, вступился муж?
Поисковики в Интернете выдавали краткие сведения о титулярном советнике Анатолии Анатольевиче Зворыкине, уроженце Тверской губернии, женой которого была русская аристократка Анна Ивановна Турчанинова. И если о А.А. Зворыкине сведений нашлось очень мало, то о семействе Турчаниновых написано вполне достаточно и очень интересно. Но не удавалось найти подтверждения, что именно этот Зворыкин служил в Ташкенте и мог стреляться с Половцовым. Пришлось искать документы в ташкентском архиве. Обнаружился послужной список состоящего в распоряжении Туркестанского генерал-губернатора Анатолия Анатольевича Зворыкина, а в графе семейное положение написано: «Женат первым браком на дочери тайного советника Анне Ивановне Турчаниновой, родившейся 2 декабря 1880 года». Список датирован 1906 годом. Сомнений не было, тот самый Зворыкин.
Итак, Анна Ивановна Турчанинова оказалась самой младшей дочерью Анны Николаевны Макаровой-Турчаниновой, той самой, на руках которой летом 1900 года скончался замечательный художник Исаак Левитан. Она была успешной соперницей Софьи Петровны Кувшинниковой и стала второй музой великого художника.
Ташкентский период жизни Анатолия Анатольевича Зворыкина и его супруги был недолгим, всего четыре года. В 1909 году они вернулись в Удомль Тверской губернии в свои имение. Зворыкинам принадлежали «Подольцы» и «Воздвиженское», а Турчаниновым «Горка». В имении Турчаниновых и жил некоторое время Левитан. Специально под его мастерскую Турчанинова построила двухэтажный дом на берегу озера Островное. В июле 1895 года Левитан пригласил в «Горки» своего друга Чехова. В то время Анна Ивановна Турчанинова–Зворыкина была еще подростком, но запомнила встречи с Антоном Павловичем и описала свои впечатления в воспоминаниях. Историю отношений Левитана, Кувшинниковой и Анны Николаевны Турчаниновой можно прочесть и у Щепкиной–Куперник в рассказе «Старшие», но под измененными именами. Литературные критики считают, что драма, разыгравшаяся в имении Турчаниновых, нашла свое отражение в некоторых произведениях Чехова. Его «Дом с мезонином» и «Чайка» написаны под впечатлением событий, которые развивались в дворянских усадьбах Удомля в 1890-х годах.
Увековечил те места и усадьбу Турчаниновых в своих картинах и Левитан. Дом изображен на картинах «Осень. Усадьба» (1894) и «Март» (1895). Исаак Ильич запечатлел даже лошадь Турчаниновых Дианку, ее можно видеть на картине «Март». А на реке Съеже, где стояли имения Зворыкиных, Исаак Ильич нарисовал свою знаменитую «Золотую осень» (1895 год, Третьяковская галерея.).
Не оставил Левитан без внимания и Люлю, как в детстве звали супругу А.А. Зворыкина. Он подарил ей несколько картин и рисунков в альбом. Девочка часто сопровождала Левитана, когда он ходил рисовать с натуры. Она носила за ним краски и зонт. Но это уже другая история. О ней лучше всего прочесть в воспоминаниях самой Анны Ивановны.
Половцов покинул Ташкент еще раньше Зворыкиных. В 1906 году он получил назначение Консулом в Бомбей и больше никогда с ними не виделся.
У Зворыкиных родился сын, но брак их распался. В 1913 году Анна Ивановна вышла замуж за генеральского сына Александра Александровича Колокольцова. Потомки их живы, прекрасно знают историю семьи. Один из них, Виктор Иванович Колокольцов, составил свою родословную и в 2005 году издал книгу «Отклонение. Колокольцовы в Тверской области». Пишет и об Анатолии Анатольевиче Зворыкине. Только вот о ташкентской дуэли не упоминает. Да и знает ли?
P.S. Анатолий Анатольевич Зворыкин жизнь прожил в родных местах. После революции работал метеорологом. Умер в 1962 году.
Анна Ивановна Колокольцова тоже до 1924 года жила в Удомле. Потом переехала в Ленинград, преподавала языки, пережила блокаду, потеряла на фронте сына. Умерла в 1971-м, а по другим источникам в 1962 году.
Александр Александрович Половцов в 1918 году пешком перешел финскую границу, а из Финляндии выехал во Францию. Держал в Париже антикварный магазин. Умер в 1944 году, похоронен на кладбище Сент-Женьев–де Буа.
Татьяна ВАВИЛОВА.
Источники:
1. ЦГА РУз, фонд И-1, опись 33, дело 302.
2. ЦГА РУз, фонд И-1, опись 31, дело 320.
3. Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №5. В.К. Лобашов. Музы Левитана в Удомельском крае.
http://www.vischny-volochok.ru/wika/wika5/wika5-6.php
4. Известия русского генеалогического общества. Выпуск 11. Санкт-Петербург. 2000 год. В.И. Колокольцов. Вокруг «Дома с мезонином».
http://kolokolez.narod.ru/index/0-3
5. http://www.gumfak.ru/otech_html/chekhov/chekhov-stati/udomle.shtml
Добрый день, Татьяна Вавилова!
Есть ошибки и неточности.
Много семейной информации Турчаниновых, Зворыкиных, Колокольцевых и др. затронули пока искали своё в истории семей и предков далёкого прошлого. Искали родственные связи, генеалогию родов. В двух частях книг "Отклонение. Колокольцовы…" мизер информации лично и моих предках.
А.А. развёлся ок. 1910 года. Губернский секретарь в отставке.
Анатолий Анатольевич З. во втором браке женат на «княгине Ольге Николаевне Голицыной урожд. Виноградская и принял в дом дочерей ее от первого брака — княжон Елизавету (Васильевну, род. 1908, ?18.09.1986) и Веру (Васильевну, род. 11.05.1910, ? С-Петербург … ок. 2007). Бракосочетание состоялось в С.-Пб. 12 сентября 1912».
Жить пришлось семье в разных местах. Смерть застала его в блокадном Ленинграде 21 января 1942 г. В этот же день от голода умер и второй муж Анны Ивановны — Александр Александрович Колокольцов.
Анна Ивановна К. умерла по последним данным в 1964 году (у меня в книге первой в 1962). Сына, погибшего на фронте, у неё не было. Её сыновья Никита и Кирилл пережили войну.
Легенды о дуэли, в имеющихся у меня огромных воспоминаниях и письмах семьи Зворыкиных, я не читал, да и читал не всё. О службе в Средней Азии известно.
Спасибо за прошлое.
Виктор К.
Уважаемый Виктор Колокольцов! Очень признательна Вам за комментарий, за поправки и дополнения. К сожалению, ничего, кроме сведений из интернета, мне не удалось найти о дальнейшей судьбе Зворыкина и Турчанинова, тем ценнее Ваш отзыв. Что касается дуэли, то в нашем архиве есть о ней документы. Если они нужны Вам, могу отсканировать и выслать.
Татьяна, добрый день! выборочно публиковалв двух книгах биографии Зворыкиных. Но А.А.Зворыкин даже не включен в список в книгу три.
"Анатолий Анатольевич. Род. «7 марта 1879 в ночь на 8 марта в полночь», в доме Милюкова в Москве на углу Мясницкой ул. и Фуркасова пер. Крестины были 25 марта. Именинник 3 июля. Восприемниками были Николай Николаевич Зворыкин и Надежда Ивановна Зворыкина.
Окончил Императорское училище Правоведения 15 мая 1900 г. (12 классов).
Не был землевладельцем, не владел имением (свою долю продал старшему брату Ивану).
26 июля 1902 г. женился на Анне Ивановне урожд. Турчанинова (род. 1880, ? ок. 1962/64). Венчались в церкви с. Островно Вышневолоц. у. Тверской губ.
Её отец: Тайный советник Иван Николаевич Турчанинов. В 1895 помощник градоначальника С.-Пб. Проживал на ул. Гороховая, д. 2, Васильевский остров Тучков пер. д. №11, (род. 24.08.1839 в СПб., ? 26.02.1910). Погребён на Георгиевском кладбище на Большой Охте С.-Пб.
Ее мать: Анна Николаевна, урожд. Макарова. Род. 28.05.1856, ? 24.11.1930 в Париже.
У них была усадьба «Горка» на берегу Островенского озера (близ с. Островно и д. Сорокино) /34, 36/.
У Анны Николаевны был длительный роман с Левитаном И.И., который работал в Тверской губ. в период 1893-1896гг. В Островно и в Горках бывал А.П. Чехов, С.П. Кувшинникова, Т.Л. Щепкина-Куперник, В.К. Бялыницкий–Бируля.
А.А. в 1905 – 1908 — кол. секретарь, чиновник особых поручений при Туркестанском генерал – губернаторе (известен очерк о дуэле А.А. c господином А.А. Половцевым в Ташкенте).
24.02.1908 родился сын Кирилл. Крестили в церкви с. Котлован 22 мая 1908 г. Восприемники Зворыкин Николай Анатольевич, Карпачёва Надежда Ивановна, Иван Николаевич Турчанинов, Наталья Федоровна Зворыкина.
В 1908-1909 семья проживала в С-Пб. по Тучкову пер., д. №11.
Развод с Анной Ивановной ок. 1910 г."
У Кирилла не было потомков.
Удачи, удачи.
В юности читала рассказ Щепкиной-Куперник, и хоть тогда не знала реальной его основы и прототипов персонажей, он «зацепил» и запомнился. («Нам ещё нравились простенькие платьица — голубые, розовые… А она появлялась в одеяниях цвета бычьей крови» — как забыть такое девочке-подростку? 🙂
С тех пор уже много лет нигде не могу найти этот рассказ, интернет, похоже, его не знает. Спасибо, Татьяна Александровна, что напомнили о нем и помогли кое-что для себя прояснить.