В Узбекистане планируется поэтапно увеличить возраст выхода на пенсию, который на сегодняшний день для женщин составляет 55 лет, для мужчин – 60 лет. Это предусмотрено в проекте «Концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения», опубликованного на сайте Пенсионного фонда Узбекистана.
Согласно документу, средний пенсионный возраст в республике предусмотрено довести до среднемирового, то есть с нынешних 57,5 лет до 62 лет. Возможное принятие такого решения, аргументировано тем, что ежегодно наблюдается значительный рост доли пенсионеров к общему количеству населения. Если в 2010 году она составляла 5,9 процента, то в 2018 году – 7,4 процента, а с 2019 года превысит уровень 9 процентов и к 2025 году достигнет 11 процентов.
Вроде бы желание государства сбалансировать расходную и доходную части пенсионного фонда вполне понятно и естественно. Не ясно другое. Как в Узбекистане собираются эффективно реформировать систему пенсионного обеспечения граждан, не проводя при этом масштабные реформы на рынке труда? Ведь в министерстве финансов страны, при котором действует Пенсионный фонд, сами признают тот факт, что в настоящее время порядка 60 процентов трудоспособного населения не охвачены государственным страхованием, то есть не осуществляют обязательные платежи во внебюджетный пенсионный фонд.
Как известно, при официальном устройстве на работу гражданам необходимо предоставить работодателям свой пенсионный счет или при первом трудоустройстве – открыть его, на который в дальнейшем будут производиться пенсионные начисления. Выходит, что на сегодняшний день значительная часть трудоспособного населения осуществляют трудовую деятельность с явным и грубым нарушением законодательства.
Понятно, что из вышеназванных 60 процентов потенциально экономического активного населения, неохваченного государственным страхованием, не все имеют работу, но все равно их будущей жизни в преклонном возрасте, мягко говоря, не позавидуешь. Ведь концепция реформирования пенсионной системы предусматривает увеличение минимального трудового стажа для назначения пенсии по возрасту более чем в два раза – с 7 лет до 15 лет.
Но кто виноват в том, что работодатели не оформляют официально своих работников, пытаясь снизить налоговую нагрузку, в том, что контролирующие органы за определенное вознаграждение «закрывают на это глаза»? В том, что министерство занятости и трудовых отношений и Федерация профсоюзов Узбекистана стараются не замечать этой проблемы, что не вступают с минфином в полемику о целесообразности на данном этапе проводить пенсионную реформу? Неужели граждане, которые не только не могут официально устроиться на работу, но порой даже неофициально? Почему в будущем именно они должны страдать от безынициативности переходящей в преступную халатность чиновников?
А ведь редакция «Новости Узбекистана» (nuz.uz) уже пыталась поднять эту проблему, когда 20 декабря минувшего года опубликовала статью под заголовком «Почему в Узбекистане работодатели не боятся нарушать трудовое законодательство?» В ней, в частности, говориться о проблемах неофициального трудоустройства, которые носят массовый характер, говорится о том, как работодатели при этих серых схемах зачастую просто не платят зарплату своим работникам, аргументируя это их низкой квалификацией или выдуманными нарушениями. И что чиновники сделали за прошедшее после выхода статьи время? Ничего!
Конечно, они могут сказать, что они не читали эту статью и не знали о масштабах этих проблем. Но чем тогда занимаются их пресс-службы? Ведь они должны мониторить публикации в СМИ и докладывать руководству о вскрытых журналистами проблемах. Но специалисты по связям с общественностью заняты лишь тем, что просто опубликовывают на сайтах своих ведомств помпезные новости и пресс-релизы. Например, о проведении международных конференций или региональных семинаров, на которых, если прочесть эти самые новости просто идет пустая болтовня ни о чем. Нет никаких серьезных инициатив, нет конкретных планов и намерений о внесении изменений в законодательство для решения определенных проблем.
Можно с полной уверенностью сказать, что в большинстве своем чиновники просто имитируют бурную кипучую деятельность, а сами по привычке ждут инициативы от главы государства. Но каков бы хорош не был президент, как бы широки не были его взгляды, как бы не были тверды его намерения улучшить жизнь граждан, он просто физически не сможет самостоятельно вскрыть все волнующие население вопросы, найти пути их эффективного решения.
Возможно, чиновники просто боятся докладывать главе государства о накопившихся проблемах. Ведь в таком случае он резонно их спросит: а куда они смотрели раньше, почему они ничего не делали для их решения? И вполне естественно, что все это закончится, и это в лучшем случае для них.
Возвращаясь к перспективам проведения пенсионной реформы, хочется спросить: почему чиновники подходят к решению проблем однобоко, когда есть необходимость решать их комплексно? Это что, банальные неграмотность и непрофессионализм? А ведь сами эти чиновники будут получать нормальную пенсию, станут в пожилом возрасте почтенными аксакалами, к которым молодое поколение будет априори проявлять уважение. Неужели им не будет стыдно перед своими сверстниками, которые в лучшем случае будут получать мизерные пенсии и буквально выживать?
Хочется верить, что у чиновников все же есть сердце, просто они в силу различных причин не осознают глубины имеющихся проблем. И в этом есть и наша вина, вина журналистов, которые не затрагивают эти проблемы, а, например, просто перепечатали проект концепции реформирования системы пенсионного обеспечения, поменяв местами два-три абзаца и озаглавив материал, выдают его за свою работу, стремясь при этом получить гонорар.
На сайте пенсионного фонда много говорится о необходимости использования механизмов справедливого начисления пенсий. Но здесь есть одно существенное обстоятельство, которое разрушает их искаженное понимание справедливости. Ведь граждане, работающие неофициально и, соответственно, не платящие налоги и отчисления в пенсионный фонд, все равно, так или иначе вносят вклад в экономику страны, в формирование ВВП. И не их вина, что государство в лице чиновников различных ведомств и уровней не может навести порядок на рынке труда.
Т. АЛИМУХАМЕДОВ
Пока есть зарплата в конвертах, какой может быть реформа пенсионного фонда. Пожалуйста, спросите любого офисного работника компании "ARTEL", скажут что получают по ведомости меньше половины зарплаты. А остальная часть в конвертах.
Было бы хорошо и правильно, если, уважаемая редакция поднимет вопрос касательно трудового кодекса. А именно вопросы времени трудового дня и недели, а то в последнее время работодатель не скрывая пишут в объявлениях что работа с 8 утра до 8-9-10 вечера, с понедельника по субботу включительно!!! Как известно у нас 40 часовая рабочая неделя, но в большинстве это игнорируется.
Безусловно реформа давно необходима! Ну, где взять умнуб голову, чтобы эта реформа была хоть чуточку, справедливой?! Кому повезло засчитывают и детей, и учёбу, и какие имебтся льготы! Кому не повезло, ни хрена! Одни рабоиали на одном предприятии на одной должности, одинаковые заработные платы, но разница в пенсии небо и земля! Да, у кого дети, тем повезло, и в дикрете посидели, и выплату получали декретные, и к пенсии доплата! А ,тем кому в личной жизни не повезло? Они за чтр должны страдать? Я знаю пожилую пенсионерку, учительницу , ушла на пенсию в 90 годы, она получает 1мил.209тыс, а учительница оформившая пенсию в 2012году 800 тыс! Где логика? Стаж?!у первой более 60 лет с учётом института, у второй 54! Без учётв ВУЗа. Она может и была бы рада работать и работатт, но условия для работвющих пенсионеров не те. А, теперь и рада бы и пенсию полную получать, и работать, но с работой проблемы будут. Сейчас молодым то мест не хватает. Или другой пример, моя мама более 45 лет работала простой рабочей на маленьком окладе. Пенсия соответсвенно маленькая. В советские времена, где всё было доступно, ей хватало. А, сейчас и на погост не хватит. Что она теперь, не имеет право жить? Ни на лекарства, ни в саеаторий, ни на бесплатное, достойное лечение, да хотябы прожиточный минимум?! Кто ни дня не работал, получает пенсию по-возрасту, такую же сумму, как и моя мама, которая потеряла здоровье на тяжёлой работе. Как и кто это разъяснит? В собесе отвечают одно, у неё был маленький окоад. Ну, хорошо, это на то время, а сейчас? Перерасчёты, компенсации не должны? Ведь не её вина, что родилась в 30 годы, отец пропал на фронте. Росла в голодк и разрухе. Не получила высшего образования, и как вследствии, не имела большую должность и зарплату. Кто о такой несправедливости задумается?!
Не дай Бог жить на пенсию, лучше заработать на старость. Пасивный доход
Поддерживаю автора статьи. Работа чиновников сейчас напоминает о басне Крылова "Лебедь, рак и щука". Каждый из них тянет ВОЗ на себя, а в итоге страдают люди.
http://pensionreform.ru/37167
Узбекистан в 2005 году приступил к реформе пенсионной системы
Анжела Долгополова
эксперт Центра экономического анализа "Интерфакса"
Интерфакс
ПЕНСИИ & ИНВЕСТИЦИИ
14 марта 2005 года, N 5 (26)
Дамы и господа, прочитайте, пожалуйста, эту статью о пенсионной реформе 2005 года (о необходимости введения ИНПС), и СРАВНИТЕ с текстом проекта «Концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения», опубликованного на сайте Пенсионного фонда Узбекистана. Логическая задача — найти 10 отличий. Наши чиновники от ПФ просто перепечатали данные за 2005 год, опубликованные Российским центром. Неужели за 13 лет в экономике и демографической ситуацие нашей страны ничего не изменилось?
Это и есть те самые "исследования" на основе которых предлагается повысить пенсионный возраст?
много нюансов еще не просмотренно и не прослушано теми кто занимается этой реформой. слишком скоро и слишком много пунктов которые надо внедрять постепенно, а не сразу все и скопом. да и рады бы рабочии частного сектора налоги платить для собственного будущего, да только если государственные органы таких работников ни как не защищают в настоящем, то и о будущем им некогда думать. живут и работают пока работодатель позволяет или экономика… их права в воздухе и страховки никакой. как тут стаж набрать безпрерывный? тут 10лет с трудом без перерыва на частных предприятиях сложно. всем что в гос служащие идти? а места для всех найдутся? чтоб хоть как то быть уверенным что не попрут или не закроется предприятие
Мы об этом уже писали. Заголовок "Почему в Узбекистане работодатели не боятся нарушать трудовое законодательство". Введите в поиск в правой колонке часть заголовка и статья откроется
На улице практически нет стариков — где они? Кого-нибудь спросишь "Как родители?" — не совсем еще старые 62-65 лет — отвечают, что либо схоронили их, либо лежат дома больные, денег на лекарства не хватает, в больницах тоже все свое приносить надо, да еще врачей и медсестер "благодарить" надо, чтобы должное внимание оказывали.
Пенсионная реформа предполагаемого типа еще как-то оправдана там, где пенсионеров 20 процентов и где зарплаты не "африканские", а позволяющие людям жить, а не выживать.
Считаю предлагаемый на сегодня вариант реформы антисоциальным.
До входа на пенсию имел стаж 45 лет, и в настоящее время работаю. За период работы сколько было проверок прокуратуры, КРУ минфина, комплексных и так далее и так далее, кто только не проверял, в год по 3-4 проверки, слава богу пресекли этот без предел, но что интересно ни одной проверки по соблюдению трудового Законодательства не было ни разу, ни прокурорскими работниками, ни работниками Минтруда. Отношение к соблюдению КЗоТа со стороны государства наплевательское, отсюда такое же отношение и со стороны как частного предпринимательства так и со стороны руководителей госпредприятий. И что теперь удивляться, что КЗоТ не соблюдается нигде и ни кем. Кто нибудь может назвать организацию, фирму, предприятие, на котором оплачивается работа в неурочное время в соответствии с КЗоТ, да она вообще не оплачивается, т.е. люди работая после окончания рабочего дня, в выходные дни работают бесплатно, отпуска годами не дают и какой руководитель от этого откажется? А учитывая отсутствие работы, люди молчат и терпят этот без предел.