back to top
6.9 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Как прекрасен этот путь

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Как прекрасен этот путь

Первый месяц весны уже успел порадовать нас праздниками, отмеченными ворохом подарков и цветов, стихами и картинами, пышными народными застольями и веселыми гуляньями под безоблачным небом.

А накануне Международного дня театра верные служители и поклонники Мельпомены вспоминают многих замечательных актеров и режиссеров, композиторов и музыкантов, театральных художников и всех тех, кто однажды ступив на прекрасный и тревожный путь, ведущий к успеху, сумели оставить свой яркий след в отечественной и мировой культуре.

Среди этой великолепной плеяды свое почетное место по праву занимает и легендарная драматическая актриса, певица, танцовщица и балетмейстер — реформатор национального танца Тамара Ханум, которой через пару мартовских дней исполнилось бы 112 лет.

Современные искусствоведы нашей республики, ближнего и дальнего зарубежья, вспоминая добрым словом минувший век, отдают этой артистке должное за ее активное участие в становлении на просторах образовавшейся республики нескольких музыкальных театров и учебных заведений, за создание уникального творческого коллектива «Театра песни и танца», познакомившего со своими спектаклями жителей многих государств.

Так, как ее заслугами гордится ни одно поколение узбекистанцев, то ни у кого не вызывает удивление, что еще при жизни этой «мега звезды «, прославившейся не только узнаваемым голосом, но и до сих пор малообъяснимым феноменом — редкой харизматичностью. Именно благодаря ей жизнь и творчество Тамары Ханум регулярно преображались в разнообразные мифы и легенды, в которых переплелись невольная грусть и искрометный юмор.

Со временем уже племя младое, незнакомое, однажды решившее посвятить свою жизнь искусству, пытается не только душой прикоснуться к невероятной биографии хрупкой девочки из провинции, но и на свой страх и риск продолжить ее прекрасный и тревожный путь на сцену, наполненный не только цветами, но и шипами.

Итак, одна из правдивых легенд –
про «живой экспонат»

По современным меркам народная артистка республики и всего пост советского пространства, лауреат государственных премий жила довольно скромно, без излишеств в небольшой двухкомнатной квартирке, расположенной на первом этаже типового ташкентского многоэтажного дома. При этом она никогда не роптала, а наоборот старательно украшавал и благоустраивала свое тесное жилище, которое в конце двадцатого века по инициативе Феруза Ашрафи (экс. зам. министра культуры республики) обрело статус одного из девяти креативных мемориальных музеев выдающихся деятелей культуры республики.

Как прекрасен этот путь

В наше быстро летящее время Дом-музей Тамары Ханум привлекает посетителей прежде всего хорошо сохранившейся богатой коллекцией народных костюмов, удивительными реликвиями и доброжелательностью, которыми славился еще при жизни его владелицы. Сотрудники мемориала охотно рассказывают посетителям о некоторых курьезах, благодаря которым в народе сложился образ совершенно «своей» народной любимицы.

К примеру, при жизни эта настоящая культовая артистка никогда не отказывала посетителям в личном общении, но всегда тщательно готовилась к очередной встрече. Так, Тамара Ханум появлялась перед поклонниками ее таланта уже после запланированной экскурсии и при этом с обаятельной улыбкой неизменно произносила свою коронную фразу: «Живой экспонат готов»!

Как прекрасен этот путь

Очевидцы рассказывают, что в те, мягко говоря, зрелые годы ей очень шла роль обворожительной и романтичной дамы, повидавшей весь мир. Всегда нарядно одетая и ладно причесанная, она с готовностью отвечала на любой нежданный вопрос, проявляя при этом тонкое чувство юмора. Горожане и «ходоки» из отдаленных уголков республики до сих пор помнят, как всемирной знаменитости порой удавалось успешно решать самые сложные проблемы, за которые не брались даже власть предержащие. Стремились в ее дом и зарубежные гости, посещавшие нашу страну с гастролями или визитами.

Как прекрасен этот путь

Легенда —
подлинники или копии?

В наше время стало модным вкладывать немалые средства в произведения живописи. Порой делают это отнюдь не меценаты, готовые со временем пополнить отечественные музеи и галереи своми ценными собраниями, а люди, просчитавшие свой потенциальных доход от удачных вложений. Поэтому многочисленные посетители этого музея невольно обращают внимание на некоторые экспонаты, выставленные наследниками артистки для всеобщего обозрения. Среди них и две замечательные картины, написанные еще при ее жизни самим Таиром Салаховым, известным живописцем, вице-президентом Российской Академии художеств.

На одной из картин он изобразил Тамару Ханум в полный рост в танцевальной позе, а на другой — сидящей в кресле. Причем, именно вторая картина осталась недописанной… В связи с этим, самые любознательные посетители, задержавшись перед незаконченным полотном, лукаво вопрошают: почему не видно рук прекрасной танцовщицы?

На что экскурсоводы неизменно отвечают, что Тамара, устав от многочасовых позирований, отказала «знаменитости» (и своему зятю в одном лице) в очередном сеансе. Те, кто знал ее, не удивляются — ведь Тамара Ханум была отнюдь не из капризных прим , но очень последовательной и принципиальной в своих поступках, как среди родственников, так и друзей.

Как прекрасен этот путь

А еще некоторые экскурсанты постоянно отмечают пять необычных цветных зарисовок, преподнесенных Тамаре Ханум итальянским художником Мариосом Стреттом, на которого наша соотечественница произвела неизгладимое впечатление во время гастролей по Чехословакии. Все это, конечно, бесценные подлинники.

Кстати, улыбаясь, артистка рассказывала посетителям, что эти зарисовки сам Мариос вручил ей в последнюю минуту перед отправлением поезда.

Незадолго до своей кончины, народная артистка выразила пожелание сохранить свою квартиру в виде музея, но при условии полной сохранности более шести тысяч предметов, окружавших ее при жизни. С некоторыми из них связаны и мифические истории. К примеру, есть среди них и очень своеобразный сувенир, преподнесенной великой Тамаре индийскими почитателями ее таланта. Это небольшая статуэтка божка, которую «сопровождает» древняя легенда. Из нее следует, что только одно прикосновение к его животу приносит удачу и исполнение всех сокровенных желаний. Конечно, со временем от многочисленных «касаний» эта фигурка приобрела заметный специфический лоск, но не стала менее популярной.

Легенда —
про «роскошные дары»

Один из правдивых мифов гласит, что среди восьмидесяти костюмов, выставленных на показ в музейном зале и хранящихся в запаснике, есть и очень роскошные, преподнесенные Тамаре Ханум в дар от имени руководителей некоторых государств. Таким образом, они выказывали свое почтение за исполнение песен на их родном языке и танцев, отличающихся точной передачей устоявшегося этноса. Конечно, многие из них прекрасно понимали, что после очередного насыщенного выступления на сцене, невозможно всего за ночь по бумажке «овладеть» языком их народа… Но вот уважительное отношение к их культуре, вызывало неподдельный восторг и бурю аваций… Всего же в репертуар артистки из Узбекистана в те годы успешно «вписались» более 500 песен на 86-ти языках.

Как прекрасен этот путь

Поэтому совсем неслучайно, что именно ей, «первой ласточке Востока», которая своим самобытным искрометным искусством смело пошла на сближение народов, проживающих на всех континентах, было присвоено высокое звание «Посла мира». Быть его носительницей было не просто и в последствии сама актриса, делясь творческими секретами со своими учениками, постоянно повторяла, что «первое впечатление можно произвести только однажды! Поэтому для любого артиста всегда важно блестящее исполнить самый первый номер, с которым он выходит к зрителям с надеждой на их понимание и поддержку.»

Безусловно, в наши дни в запасники музея Тамары Ханум допускаются только избранные, то есть специалисты. Однако не зарастает народная тропа к стендам со сценическими эксклюзивными одеяниями разных эпох и народов. Интерес к ним не случаен — ведь практически все они более полувека назад были вручную выполнены по мотивам народных эпосов из дорогих заморских тканей, расшитых золотыми, серебряными и шелковыми нитями, украшены редчайшими кружевами и полудрагоценными каменьями.

Многие из театральных костюмов демонстрируются в комплектах с нагрудными украшениями, головными уборами, самобытными сумочками и обувью. Все это вдохновляет современных художников — дизайнеров на создание очередных коллекций, в сюжеты которые тактично, через призму техногенного ХХI века вписываются заманчивые идеи старых мастеров.

Как прекрасен этот путь

Легенда –
стать «Тамарой Ханум»

На первый взгляд, стать» Тамарой Ханум» довольно просто — для этого надо лишь непременно очутиться в нужном месте и в нужный час. Вариант, конечно, из сакральных, но имел место быть…

К примеру, в тридцатые годы двадцатого столетия во время московских гастролей узбекского музыкального коллектива никто из москвичей точно не знал имени и фамилии солистки. Но, при этом все заметили, что ее земляки — оркестранты, обращаясь к миловидной стройной певице и танцовщице по имени «Тамара», постоянно произносили непонятное слово «ханум»…

Когда же пришло время печатать афиши, то организатор концертного тура, не раздумывая, дал команду указать на афишах коротко и ясно имя и фамилию…

А так, как среди полиграфистов того времени не оказалось знатоков тюркского языка, то без всяких сомнений они «сработали» довольно быстро. И уже на следующий день весь город «познакомился» с новой солисткой по имени «Тамара Ханум».

Только много позже любознательные зрители выяснили, что слово «ханум с тюркского переводится как госпожа и носит печать почтительного обращения к восточной женщине.

Факт, конечно, анекдотичный! Но вот, на зависть современным продюсерам, возникший таким образом удачный сценический псевдоним вкупе с настоящим звучным именем, присвоенным ей при рождении, закрепился за талантливой девушкой на долгие десятилетия.

Как прекрасен этот путь

Легенда
— «правда или небыль»

Сегодня у музейных гидов на вопрос: а носила ли Тамара Ханум в юности, как и ее сверстницы паранджу — это старинное приложение к женскому одеянию, состоящему из «халата с длинными ложными рукавами и с волосяной сеткой, закрывавшей лицо» нет однозначного ответа?
И всему виной удивительный фотопортрет 16-летней Тамары, хранящийся в архиве музея. На нем изображена девушка одетая в полупрозрачный и изысканный костюм, специально пошитый для исполнения арабского танца. Этот нежный поэтический образ юной восточной красавицы Тамары, вдохновивший фотографа на заре ХХ века, сравним разве что с изящными женскими портретами итальянского живописца эпохи раннего возрождения Алессандро Боттичелли, в работах которого человеческая индивидуальность, наряду с внешним сходством являла и глубокий духовный мир.

Как прекрасен этот путь

Трудно согласиться, что в двадцатые годы прошлого столетия покорные носительницы паранджи смогли бы так явно рисковать, позируя заезжему фотографу…

Хотя порой молоденькой артистке по совету старших все же иногда и приходилось примерять на себя паранджу. Но бывало это исключительно в целях самосохранения — ведь очень смелая Тамара в то время была, пожалуй, единственной представительницей прекрасного пола, осмелившейся в далекой глубинке выступать в публичных концертах, да еще и с открытым лицом. Не всегда, аплодировавшие ей зрители, хранили спокойствие после очередного выступления. И все чаще в адрес девушки и ее родных стали поступать угрозы. В связи с этим, остерегаясь расправы, она была вынуждена перебраться из поселка железнодорожной станции Горчаково в город, где с 1921 по 1922 год проработала актрисой ташкентского русского театра оперы и балета, а затем поступила на учёбу в балетную труппу и одновременно в одну из полупрофессиональных концертных групп, которыми руководили первые узбекские артисты: Аброр Хидоятов, Ятым Бабаджанов и Али Ародобус Ибрагимов.

Легенда-
творческий тандем с «братом» Шаляпина

После окончания в 1924 году московского центрального техникума театрального искусства (ныне ГИТИСа) Тамара , она одной из первых женщин танцовщиц была включена в концертную труппу под руководством Мухитдина Кари-Якубова, хорошо известного организатора и певца, обладавшего отменным оперным голосом. Даже знаменитый русский бас Федор Иванович Шаляпин, услышавший его однажды, назвал артиста своим «узбекским братом».

Со временем служебные отношения руководителя труппы и солистки переросли в семейные и, сложившаяся красивая пара, на протяжении многих лет покоряла мир своим искусством. Однако в сложившемся семейно-творческом тандеме каждый играл свою роль. Благодаря многогранному дарованию, талантливая, общительная и жизнедеятельная Тамара всегда была на своем месте.

В тридцатых–сороковых годах она приняла активное участие в организации музыкально-драматических театров в Самарканде, в Коканде и в других городах республики. И в этот же период вместе с коллегами сумела организовать в Ташкенте балетную студию, которая спустя годы была преобразована сначала в Ташкентское хореографическое училище, а позже в Государственную высшую школу народного танца и хореографии, подготовившую немало известных мастеров сцены.

Как прекрасен этот путь

Легенда —
«ошеломить настоящую Королеву»

Хорошо известно, что в 1935 году на Первом всемирном фестивале народного танца в Лондоне артистка из далекого Узбекистана своим искусством сумела ошеломить представителей многих государств, в том числе под ее обаяние попала и сама Британская королева, которая лично вручила Тамаре Ханум и ее наставнику дойристу Усто Алим Камилову Золотые медали. Кстати, в Лондонском музее до сих пор хранятся два редких экспоната: фотография Тамары Ханум и слепок рук замечательного народного музыканта.

Как прекрасен этот путь

Но, несмотря на хроническую занятость, всемирно известная артистка относилась к себе с повышенной требовательностью, ежедневно всецело отдаваясь трепетному многогранному искусству, успех в котором был немыслим без многочасовых репетиций с хореографами и с оркестром. Вскоре ей удалось основать и утвердить на постсоветском пространстве новый жанр песенно-танцевальной миниатюры, а вскоре преобразовать этот удачный «творческий эксперимент» в оригинальную музыкальную программу «Песни и танцы народов Советского Союза», а затем, расширив географию, и в «Песни и танцы народов мира», с которой Тамара Ханум совершила успешное всемирноее турне. Кстати, в ее жизнеописании есть страница, рассказывающая о том, как в течение полутора месяцев успешная Тамара Ханум не только пела и танцевала, но и в 1939-1940 годах работала на одном из крупнейших гидротехнических сооружений Центрально азиатского региона — Большом Ферганском канале.

Легенда-
танк по имени «Тамара»

Гастрольная палитра артистки значительно изменилась в годы Великой отечественной войны, когда она вместе со своими музыкантами в составе фронтовых шефских бригад, пройдя путь от Тихого океана до Европы, дала более тысячи концертов. Кроме того, во имя грядущей победы Тамара Ханум перечислила личные средства на строительство танка, который с именем «Тамара Ханум» на борту и с узбекским экипажем, специально подобранным по ее просьбе, появился на полях сражений. Но в дальнейшем артистка приняла участие и в производстве военного самолета. Патриотизм актрисы был отмечен военным командованием и в 1943 году «За исключительную большую работу среди личного состава войск…» ей первой из советских женщин-актрис было присвоено воинское звание «капитана армии с правом на ношение оружия». Среди экспонатов музея хранятся и макет того самого танка и воинский костюм с капитанскими звездочками.

Как прекрасен этот путь

Легенда-
«с плюсами и без»

Понадобиться немало времени, чтобы перечислить все регалии Тамары Ханум, но сегодня это не самое главное. Но самое главное то, что в третьем тысячелетии отнюдь не каждый исполнитель, раскрученный с помощью мощной звуковой аппаратуры, избалованный «плюсам и минусам», может похвастать голосом, узнаваемым с первых же нот от молодых лет до …

Очевидцы рассказывают, что в дни майских торжеств Тамара Ханум, облачившись в свой капитанский мундир, с большим удовольствием участвовала в шефских концертах. Но из уважения к публике, настоящая народная артистка до конца своих дней пела только «вживую», никогда не прибегая к услугам сложной аппаратуры, а тем более к проверенным записям.
Такие же требования она предъявляла и к своим преемникам, призывая их трудиться не покладая рук.

Накануне очередного Международного дня театра юные таланты, выступая под сводами мемориального музея и возлагая цветы к портрету Тамары Ханум, мечтают приобщиться к славе знаменитой соотечественницы. А еще они между собой пытаются дойти до истины, что было первично в ее искусстве : драматическое начало, неповторимый голос, пластичный танец, запоминающийся образ или удачно сложившееся сценическое имя? В этом споре нет победителей, так как творчество Тамары Ханум это удивительный синтез искусств, подразумевающий качественно новое художественное явление,в котором органично сплелись все составляющие.

Ну, вот юным артистам, шагнувшим на тернистый и такой прекрасный театральный путь, остается только пожелать — не пытаться повторить своих знаменитых предшественников, а запастись терпением и чувством юмора, чтобы смело шагая через тернии к звездам, преодолевать избранный путь.Такой сложный и прекрасный…

НАТА АЙРУМОВА,
в статье использованы фотографии из архива музея и авторские

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень интересная и познавательная статья. Великая Тамара Ханум, ее заслугами гордится ни одно поколение узбекистане в.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Столичные медики помогают региональным врачам на местах

10 сложных операций провели в Каракалпакстане специалисты Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра здоровья матери и ребенка (ГУ «РСНПМЦЗМиР). Это...

Больше похожих статей