14 марта в Ташкенте после длительных консультаций, проведенных представителями МВФ с государственными органами Узбекистана, состоялась пресс-конференция по итогам миссии МВФ и в соответствии со Статьей IV Устава Фонда.
Впервые переговорный процесс занял столь длительное время, около полумесяца. С 27 февраля по 12 марта делегация МВФ во главе с советником директора Департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии Альбертом Егерем провела рабочие встречи и официальные переговоры с Центральным банком, Министерством финансов, Министерством экономики, Министерством внешней торговли, Государственным комитетом по статистике, Государственным комитетом по инвестициям, Государственным налоговым комитетом, Фондом реконструкции и развития.
В соответствии со сложившейся практикой МВФ, по итогам миссии эксперты Фонда совместно с правительством страны проводят пресс-конференции и разъясняют широкой общественности свою позицию и мнение.
В своих заявлениях Альберт Егерь и представители государственных организаций подчеркивали, что в Узбекистане налицо ощущаются кардинальные изменения во всех сферах, что признается всеми внешними наблюдателями. При этом представители Фонда отмечают высокую оценку, которую дает международное сообщество решительности Руководства Узбекистана в проведении ключевых реформ по либерализации экономики.
Заместитель Премьер-министра, министр финансов Республики Узбекистан Джамшид Кучкаров отметил, что если раньше встречи с МВФ носили больше технический характер, то нынешние стали полноценными консультациями.
Задаваясь вопросом для чего нужны реформы в Узбекистане, Альберт Егерь сам же на него ответил. Реформы нужны для всеобъемлющего роста благосостояния народа и прежде всего обеспечения населения рабочими местами. По его мнению, Узбекистан является одной из стран, которая в силу своих демографических условий должна создавать рабочие места.
Еще в течение ближайших 10-15 лет люди будут искать работу. Предыдущая экономика не позволяла создавать рабочие места. Большую долю трудового рынка тогда занимал малый бизнес, с ориентацией на семейное предпринимательство. Политическому руководству республики необходимо учитывать проблемы в экономике, запуская новые реформы.
«Конечно, за такой короткий промежуток времени не стоит ожидать чуда, тем не менее, мы ожидаем, что рост ВВП в Узбекистане будет в пределах 5%. Это будет происходить за счет реформ и увеличения доли сельскохозяйственного производства и дальнейшего развития сектора строительства.
Однако инфляция достигнет 20% и если раньше инфляция проходила по нехорошим причинам, то сегодня инфляция происходит по хорошим причинам, потому что проходит в условиях прогрессивных реформ» — заявил Альберт Егерь.
При этом он заметил, что если контролировать темпы инфляции, то в недалеком будущем будет фиксироваться их снижение.
«Мы с руководством Центрального банка прогнозируем снижение темпов инфляции, но не стоит ожидать, что в ближайшие 2-3 года они будут менее 10%. Но обуздать рост темпов в этот промежуток времени можно».
Альберт Егерь обратил внимание на то, что недостаточно иметь хорошие намерения в политике, надо их претворять в жизнь.
Представитель МВФ озвучил некоторые рекомендации правительству Узбекистана: «Мы считаем важным реформировать государственные предприятия и налоговую политику. До сих пор госпредприятия были в привилегированном положении, имели исключительный доступ к финансам и ресурсам. Будучи монопольными в своих сферах диктовали свои условия, а также сказывалось на качестве продукции. В будущем все предприятия независимо от формы собственности должны быть в равных условиях.
Действующая налоговая политика сдерживает рост создания рабочих мест, а налоговая администрация не способна работать с большим количеством налогоплательщиков. Нужна налоговая администрация другого уровня. Но налоговая реформа должна реорганизовываться поэтапно».
Одновременно, Международный валютный фонд считает необходимостью реформирование сферы статистики республики, с целью доступности и прозрачности базы данных. МВФ оказывает и готов оказывать организационную и техническую помощь Узбекистану в его усилиях к присоединению к единой программе стандартизации статистических данных, проводимых этой авторитетной международной организацией.
В свою очередь, Председатель Центрального банка Мамаризо Нурмуратов заявил, что: «Все действия в области монетарной политики будут направлены на обуздание инфляции. Проводимые реформы уже дают результат. Так в январе этого года инфляция составила 2,7%, а уже в феврале снизилась до 1.1%. В стране будет продолжено развитие денежного рынка, валютная политика в 2018 и 2019 годах будет сохранять рыночный обменный курс валют».
По заключению МВФ за смелым шагом по либерализации валютного рынка последовала первая волна преобразований, включая начало либерализации цен и совершенствование статистики.
Миссия МВФ приветствовала принятые меры по либерализации и поэтапной отмене регулируемых цен, особенно повышению закупочных цен на зерно и хлопок-сырец, которые представляют собой важные шаги в устранении ценовых перекосов в экономике, формировании эффективных рыночных стимулов, обеспечении финансовой самостоятельности предприятий и фермерских хозяйств.
Эксперты МВФ подчеркивают, что несмотря на рост инфляции, вызванный внедрением рыночного ценообразования на товары и услуги, в среднесрочной и долгосрочной перспективе корректировка цен является одним из самых важных факторов, без которого сложно добиться устойчивого развития экономики, сокращения неэффективных косвенных субсидий.
Миссия особо отмечает, что активно проводящий реформы Узбекистан также мог бы стать катализатором перемен и процветания в регионе. Учитывая большую численность населения и географическое положение, Узбекистан на протяжении всей истории являлся экономическим стержнем Центральной Азии.
Устойчивый ход преобразований будет способствовать росту межрегиональной торговли, созданию региональных цепочек поставок, а также восстановлению взаимосвязанных региональных энергетических и транспортных сетей.
Справочно: Международный валютный фонд (МВФ) – международная организация, созданная в 1944 году с целью подготовки основ для развития экономического сотрудничества между странами в послевоенный период. В настоящее время насчитывает 189 государств-членов. Узбекистан вступил в члены МВФ 21 сентября 1992 года.
В соответствии со Статьей IV Статей соглашений МВФ на регулярной основе проводит анализ и оценку текущей макроэкономической ситуации стран-членов и предоставляет рекомендации, направленные на обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивого экономического роста, предотвращение воздействия потенциальных внешних и внутренних рисков.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора
Эти западные эксперты-афферисты чистой воды!Соврут и глазом не моргнут!!!Им(западу) выгодна инфляция в любой стране.Они кричат-инфляция—это нормально,но когда население и государство начинают стремительно нищать—они тут как тут…А кредитик у МВФ взять не желаете?Но про кабальные условия кредита они молчёк.И выжимают затем страну досуха!Пример-Украина!!!
Инфляция. Как она может быть по хорошим причинам. Нам, простому народу всё равно. Мы кушать хотим, а низкие зарплаты и высокая инфляция не позволяет этого. Поэтому мне всё равно по каким она хорошим или плохим причинам