Ровно год назад мы рассказывали, как проливные дожди стали причиной подтопления знаменитого на весь мир архитектурного памятника Бухары – медресе Чор Минор. Спустя год история повторилась вновь.
Также как и в прошлом году данная ситуация вызвала бурные обсуждения в социальных сетях. Пользователи недоумевают, почему она носит систематический характер? Ведь этот памятник, являющийся одним из символов Бухары, топит не раз в год, а регулярно в непогоду.
«…неужели, ничего нельзя сделать?», — задается вопросом пользователь Facebook Ольга Корнеева.
«…после дождя всегда так. А на следующий день Чор Минар как новенький, не беспокойтесь», — успокаивает неравнодушных Дилноза Нарзиева, судя по посту, проживающая рядом с затопленным шедевром архитектуры.
Как мы уже разъясняли в прошлой публикации, случившееся связанно с отсутствием в Бухаре ливневых стоков. В результате этого дождевая вода стекается к Чор Минору, расположенному уровнем ниже окружающих его частных домов. Соответственно, чтобы исправить ситуацию необходимо изменить русло сточных вод.
Пока же ситуацию призван спасти установленный здесь насос, который явно не справляется со своей задачей. В этот раз вызволять памятник из водных объятий пришлось сотрудникам службы пожарной безопасности и МЧС.
«Скоро все рухнет уже. Что будете туристам показывать? Решать надо проблему… Один насос не помог, так пусть 3 поставят», — справедливо отмечает пользователь Oleg Keyman.
Проблемы с отсутствием системы ливневых стоков, которую современные градостроители упразднили в процессе ремонта и расширения дорог, отражаются не только в сохранности древней архитектуры, но и на состоянии дорожно-транспортной инфраструктуры в целом.
Сегодня ливневую систему на улицах города имитируют декоративные лотки. Вопреки здравому смыслу они не отводят воду в специальные коллекторы, а наоборот, блокируют и поднимают ее на дороги, переливают на тротуары. И, к сожалению, так строятся все современные автодороги Бухары.
Последствия этого можно было наблюдать в минувший понедельник: дождь залил дороги, тротуары и дворы. На фотографиях, выложенных в Сети, запечатлены пробирающийся сквозь толщу воды автотранспорт, застрявшие в грязи грузовики и легковушки.
Увы, нельзя в одночасье взять и переделать все, что методично разрушалось в течение многих лет. 16-17 февраля регион посетил глава государства Шавкат Мирзиеев. Во время этого визита в очередной раз говорилось о градостроительных проектах. Глава государства дал поручения по изменению облика города. Он отметил, что Бухара должна состоять не только из памятников древней архитектуры, но и из современных построек.
Рискнем предположить, украшать эти новые градостроительные проекты будут качественные дороги, при строительстве которых будут учтены все ошибки предыдущего опыта.
Ну, а пока мы надеемся, что подобные коллапсы на дорогах когда-то прекратятся, синоптики предупреждают о приближении влажных и теплых воздушных масс с районов Каспийского моря. По их прогнозам это принесет в регион очередные дожди – уже в начале марта.
В.СИДОРЕНКО,
собкор по Бухарской области,
фото: Facebook, Telegram
Это большая проблема не только для г. Бухары но и для г. Ташкента дело в том, что при строительстве и ремонте не только дорог но и частных домов и других построек не учитывалась дренажная система в целом, существующая система уничтожалась в большинстве своём не проф., но современными специалистами. Для наведения порядка необходим сносить, реставрировать,
менять лотки и т.п, то есть Инженерная мысль, знания и самое главное финансы