Из Страны восходящего солнца пришла добрая весть: Санжар Азимов, ученик профессора Государственной консерватории Узбекистана, заслуженной артистки республики А.Р.Шариповой, завоевал на III Tokyo International Music Competition первые места сразу в двух номинациях: как сольный пианист-исполнитель и как участник фортепианного дуэта.
Его педагог и однокурсники справедливо считают, что этого успеха юноша добился благодаря тщательной подготовке и к японского конкурсу, и к участию в доселе неслыханном и невиданном в консерваторских стенах проекте «Continent FA» с концертом Performance.
В наше время концертов в консерватории бывает много. Но при этом замечено, что, несмотря на платный вход, не все слушатели остаются на своих местах до окончания очередной музыкальной программы. Конечно, посматривая в зал с пустующими креслами и опытные, и молодые исполнители испытывают некий дискомфорт… При этом, многие из них, анализируя на досуге критическую ситуацию, пытаются все «списать» на… времена года или на невосприимчивость аудитории к искусству .
Однако в свете выводов социологов и искусствоведов некоторым музыкантам-исполнителям пришло время адаптироваться к реалиям сложного ХХI века. И при подготовке очередных программ, наполненных хорошо знакомой классикой и современными произведениями, учитывать интересы слушателей, избалованных посещением десяти самых блестящих музыкальных залов и оперных театров во время международных вояжей .
После очередного третьего концерта Performance, состоявшегося в консерватории в рамках Форума — фестиваля «Continent FA», я зашла в класс профессора А.Р. Шариповой и поинтересовалась у двух только что успешно выступивших студентов С.Азимова и З.Сафарову:
а смогли бы они задобрить хозяйку наступившего по восточному календарю года, сыграв дуэтом простенький «Собачий вальс»?
В ответ на мою шутку Санжар , только что исполнивший в четыре руки с Л. Латиповой очень сложное «Концертино» Д. Шостоковича и Зумрад, сыгравшая с М. Абдулазизовым пьесу «Изхор» М. Атаджанова, сначала, мягко говоря, опешили…
А затем, бурно обсудив меж собой неожиданное предложение, ответили, что сыграть этот легкий «вальсок» каждый из них, конечно же, готов. Но вот для совместного исполнения им понадобится время. Потому что, сначала необходимо аранжировать его для двух фортепиано, а затем перед выходом к слушателям основательно отрепетировать номер. Вот так – и не больше, и не меньше! Ведь в консерватории учатся люди серьезные и на шутки размениваются не часто.
Однако Адиба Рауфовна, присутствующая при этом, заметила, что «все, что звучит легко и просто, на самом деле является результатом кропотливого труда». К примеру, над «Концертино» они с Санжаром трудились около двух месяцев. Столько же заняла подготовка номеров и у остальных десяти ансамблей, в составе которых принимали участие более трех десятков студентов и выпускников консерватории.
Зумрад, а легко ли было попасть в команду А. Р. Шариповой, задумавшей и осуществившей столь необычный концерт Performance?
— Сложно. Потому что, желающих попробовать свои силы в проекте было много. К чести наших педагогов, они не навязывали нам свой вкус при выборе произведений разных эпох и жанров, а помогали только советами. В связи с этим, каждый из нас постарался представить на совет кафедры именно то произведение, в котором постарался продемонстрировать не только технику, но и свое понимание музыки, а самое главное — умение играть в малом коллективе.
Санжар, дуэт это не оркестр, в нем сразу видно, кто на что способен. А по каким критериям определяется мастерство, и вообще можно ли говорить о «мастерстве» второкурсника?
— Дело в том, что до поступления в консерваторию большинство из студентов окончили музыкальные школы и лицеи. Поэтому десять-двенадцать лет, целиком посвященных музыке, дают право педагогам-наставникам требовать от нас определенного профессионализма. К тому же, многие ребята уже после первого курса стремятся показать себя на республиканских и даже на международных конкурсах.
Известно, что заслуженная артистка республики А.Р.Шарипова, концертирующая пианистка, человек очень современный и постоянно нацеленный на поиски новых форм подачи любимой музыки. Вот и на этот раз она выступила в привычных для себя ролях автора, идейного вдохновителя и участницы концертов в рамках «Continent FA».
При помощи команды единомышленников ей удалось в очередной раз представить любимую музыку независимо от жанров в новом прочтении, отражающем вызовы сложного ХХI века. При этом в своих творческих исканиях она следует завету нобелевского лауреата Герхарта Гауптмана, считавшего, что «Всякая музыка идет от сердца и должна вновь дойти до сердца».
Так как с Performance наши соотечественники чаще встречались на Ташкентских международных биенале современного искусства, организуемых Академией художеств РУ, то у большинства меломанов при виде яркой афиши с замысловатым рисунком, возникал закономерный вопрос .
Скажите, профессор, а что вложено в понятие концерт Performance и что скрывается под загадочной аббревиатурой FA?
— Перформанс это форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника (музыканта) или группы в определенном месте и в определенное время. Одной из его задач является привлечение в концертные залы широкой слушательской аудитории. Мы хотим, чтобы шедевры мировой музыкальной культуры и произведения композиторов Узбекистана становились понятнее и ближе современной публике, вызывая живой интерес и желание вновь и вновь приходить в концертные залы.
При подготовке этого музыкального проекта мы прежде всего учли возможности и пожелания всех потенциальных участников. Кроме того, к концертам были привлечены не только студенты консерватории, но и учащиеся Республиканских специализированных музыкальных академических лицеев им.В. Успенского и Р.Глиэра, а также Детских школ музыки и искусств.
В рамках Форума-фестиваля «Continent FA» мы постарались сориентировать разновозрастных слушателей на постоянные встречи с прекрасными звуками и вечной классики, и современных веяний, которые в ансамблевом исполнении способны радовать, печалить и вдохновлять.
Так, в первый тематический концерт, который прошел под девизом «Летопись фортепианного дуэта в Узбекистане», были включены разнохарактерные сочинения отечественных композиторов. Во втором, «Вена приглашает», прозвучали классические и романтические произведения австрийских авторов.
— А по поводу «FA» все очень просто — таким образом, был «зашифрован» один из музыкальных жанров — «фортепианные ансамбли», признанный во всем мире. На протяжении нескольких столетий, композиторы всех поколений создавали для фортепианных ансамблей сочинения, в которых находили отражение и жизнеутверждающий мир человека, и разнообразная природа родного края и фолк. Одним из первооткрывателей в этом направлении по праву считается австрийский композитор, представитель венской классической школы Йозеф Гайдн.
В наши дни благодаря Форуму-фестивалю молодые музыканты получили возможность в очередной раз познакомить слушателей с оригинальным прочтением разных музыкальных произведений, старательно возводя их до высочайшего исполнительского уровня.
Украшением одного из консерваторских вечеров, состоявшихся в рамках Форума-фестиваля, стал студенческий хор консерватории под руководством профессора Л. Джумаевой и доцента С. Кадыровой. Ребята, исполнив хорезмские напевы и композицию «Элегия» Р. Вильданова, удачно дополнили фортепианную музыку разнообразными голосовыми тембрами.
С неподдельным интересом был встречен слушателями и цикл лауреата международных премий композитора Д. Янов-Яновского, интригующе озаглавленный «Шесть утерянных вальсов Шопена». Нашим соотечественником на основе сохранившихся начальных фрагментов нескольких произведений великого поляка и благодаря фортепианному дуэту Веры и Ольги Асминкиных было продемонстрировано современное понимание его творчества.
Адиба Рауфовна, кто помог вам осуществить столь креативный проект?
— Он создавался под эгидой Министерства культуры и Государственной консерватории Республики Узбекистан, при участии Союза композиторов и бастакоров (мелодистов) республики и мемориального музея им. М.Ашрафи. В его подготовке приняли активное участие молодые музыковеды В. Закироваи Р. Радман, директор мемориального музея Н. Гунова. Они постарались эмоционально представить каждого композитора, исполнителя и его педагога, а также познакомить слушателей с малоизвестными фактами из истории создания и первых исполнений музыкальных произведений.
В очередном концерте Performance «Ешлик ифори» (Дыхание молодости) выступили два композитора: лауреат премии Зульфии композитор Ойдин Абдуллаева, открывшая программу своей «Хорезмской фантазией» и доцент консерватории Мухаммад Атаджанов, которые ответили на вопросы и поделились с присутствующими своими планами.
Студенты, учащиеся и преподаватели музыкальных учебных заведений, представители средств массовой информации и меломаны, казалось, на одном дыхании прослушали все выступления, сопровождая их бурными аплодисментами и букетами цветов.
Безусловно, этому поспособствовали самобытные мотивы пьесы «Любовь в тропическом лесу» американца Томаса Ли и шлягер французского композитора и дирижёра Дариуса Мийо «Скарамуш». Эти сочинения, благодаря театральным импровизациям, приятно оживили двухчасовую концертную программу. Но вполне ожидаемый успех выпал на долю «Танца с саблями» из балета «Гаяне» А.Хачатуряна, в заключение концерта виртуозно исполненный двумя третьекурсниками Абдурашидом Закировым и Азизом Эргашевым.
Адиба Рауфовна , многие слушатели были приятно удивлены нетрадиционным оформлением фойе и малым залом консерватории, в котором прошел необычный концерт. Чья это заслуга?
— Нам, безусловно, повезло с художником — декоратором, в роли которого успешно выступил Атабек Тураев – студент Национального института художеств и дизайна имени К.Бехзода. Он сумел при помощи минимальных средств соединить на сцене и прошлое, и настоящее и даже заглянуть в будущее.
Вы хорошо известны в республике и за ее пределами, как популяризатор творчества узбекских композиторов, среди которых Мустафо Бафоев и Дилором Сайдаминова, духовно объединенные магией Востока. Меломанам всегда импонирует оригинальное исполнение вами их произведений. Но почему в новом проекте этого не произошло?
— Дело в том, что вышеупомянутых композиторов и иже с ними чаще привлекают, так называемые, «большие формы» — оперы и балеты с участием солистов, или симфонические концерты. В 1997 году мне посчастливилось поучаствовать в программе первого Международного музыкального фестиваля «Шарк тароналари», на котором впервые было исполнено произведение М.Бафоева «Шелковый путь». В дальнейшем, с ним познакомились и парижане. Но, увы, до сих пор его так и не аранжировали для ансамблей.
В зале не было свободных мест, но рядом со мной оказалась маленькая девочка, которая пришла на концерт вместе с мамой, старшим преподавателем консерватории Л.Б. Кабдурахмановой. Мне она запомнилась по предыдущим концертам. Тогда молодая пианистка вместе с профессором А. Шариповой исполнила пьесу композитора Р. Абдуллаева «Диралишма», а со старшим преподавателем Р. Палвановым — сочинение австрийского композитора и музыканта Ю.Биттера.
Я поинтересовалась у молодого педагога: а что сложнее – выступать на сцене или косвенно участвовать в концерте, сопереживая своим студенткам?
— Впечатления разные. Со своими девочками, М.Мадаминовой и И.Хамидовой, мы разучили одну из самых известных пьес С.Юдакова «Ферганская пляска» из цикла «Танцевальная сюита». Их игра публике понравилась. Если вы заметили, все выступления заметно вдохновили самых юных слушателей, которые попав под благотворное влияние музыкальных звуков, не только высидели весь концерт от начала до конца, но и всячески поощряли исполнителей.
Для меня столь активная реакция зрительного зала является одним из показателей успеха оригинального проекта, к которому и я постаралась приложить не только руки, но и сердце. Кстати, среди «начинающих меломанов» оказалась и моя четырехлетняя дочка Алина,- заметила Луиза Бахтияровна,- которую некоторые зажигательные ритмы вдохновили на импровизированные танцы.
Адиба Рауфовна, а чем Вы еще задумали удивить своих слушателей в наступившем году?
— Все свое внимание я и моя инициативная группа постараемся уделить Форуму-фестивалю «Continent FA». Этот новый музыкальный проект, рассчитанный на 2017-2019 годы, ориентирован на продвижение узбекской, русской и зарубежной классической и современной музыки в исполнении фортепианных ансамблей, а также укоренение и развитие традиций музыкального дуэтного исполнения в нашей стране.
— В течение этих лет мы постараемся осуществить целый комплекс мероприятий, в который включены концерты с участием зарубежных пианистов, мастер-классы, творческие встречи, международная научно-практическая конференция с дискуссиями о развитии современного музыкального искусства и о проблемах воспитания современного слушателя. А еще и в этом году мы планируем провести 1-ый Республиканский конкурс фортепианных дуэтов.
P. S. В наши дни некоторые педагоги – наставники по старинке утверждают, что «спокойны за наше светлое будущее, то есть за своих питомцев».
При этом они совершенно не замечают, что на самом деле «ожидаемое ими будущее» уже давно наступило!
Просто оно пытается освоиться в нашей жизни, закрепиться в ней и устремиться к новым горизонтам, как и трудолюбивый восемнадцатилетний лауреат престижного международного конкурса Санжар Азимов. Ему и его сокурсникам очень повезло с А. Р. Шариповой, которая, не сбавляя темпа смело экспериментирует на необъятном музыкальном пространстве, постоянно удивляя многообразными музыкальными программами, твердо веря, что уютные залы консерватории наполнятся желанными и постоянными слушателями.
НАТА АЙРУМОВА