back to top
6.1 C
Узбекистан
Среда, 20 ноября, 2024

Раз в Крещенский вечерок…

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,050ПодписчикиПодписаться

Конечно, не всякий роскошный концертный или театральный залы могут похвастаться преданными зрителями, покинувшими в холодный январский вечер уютные теплые квартиры, чтобы в очередной раз окунуться в музыкально-поэтический спектакль, созданный талантливым тандемом Андрея и Людмилы Слонимов.

По традиции яркий концерт, состоявшийся под сводами Ташкентской и Узбекистанской епархии, начался со вступительного слова Викентия — митрополита Ташкентского и Узбекистанского.

На этот раз сказочное зимнее действо, разменявшее второй десяток лет, порадовало слушателей насыщенной программой, в которой удивительным образом сплелись земное и небесное начало, раскрывающее внутреннюю суть духовных устремлений Человека.

Этот проект примечателен еще и тем, что в нем наряду с классическими ариями, романсами, народными песням и стихами, особое внимание было уделено одному из всемирно известных поэтов Владимиру Высоцкому. А также, покинувшим земную обитель, народному артисту республики Куркмасу Мухитдинову и «Золушке всея Руси» Людмиле Сенчиной.

В музыкально–поэтическом моноспектакле приняли участие ведущие солисты Государственного большого театра им. А.Навои: заслуженная артистка республики Ольга Александрова, лауреаты республиканских и международных конкурсов Анастасия Юдина, Лятифе Абиева, Надежда Банделет, Рада Смирных и Нурмахмат Мухамедов с дочерью Азизой.

Раз в Крещенский вечерок…

После спектакля мне удалось взять интервью у автора композиции, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима.

— Андрей Евсеевич, название музыкально-поэтического вечера у многих слушателей невольно ассоциирует с известными со школьных лет строчками из баллады «Светлана», написанной русским поэтом В. Жуковским в 1808-1812 годы. Но каким образом Вам удалось наполнить современную композицию волшебством зимнего празднества?

— Великие праздники Рождества и Крещения, помимо таинств их значения, издревле несут людям радостное оптимистическое начало. И прежде всего потому, что в их канву органично вплетаются святочный маскарад, веселые подпевки, игры и добрый юмор. Ведь долгожданную Матушку Зиму трудно представить без удивительных атрибутов, напоминающих каждому о том, что при встрече с чудом мы в очередной раз как бы возвращаемся в детство с его наивностью, истинной открытостью души и ее устремлениями к Добру.

— Скажите, не используете ли Вы свое «служебное положение» ведущего режиссера — постановщика ГАБТа имени А.Навои, претворяя в жизнь на протяжении двух десятков лет креативные музыкально-поэтические проекты, как на сцене самого главного театра страны, так и под сводами епархии?

— (Смеется) Конечно, в какой-то мере использую! Но, если серьезно, то отвечу без излишнего пафоса – каждый концерт это в определенной степени культурно–просветительская акция, без которых я не мыслю своего существования в искусстве. И наша сложившаяся команда профессиональных солистов с непосредственной радостью дарит свое творчество постоянной «своей» публике, собирающейся под сводами этого прекрасного зала.

Меня очень радует, что на многие из наших концертов, посвященных знаменитым поэтам, исполнителям, музыкантам и даже целым периодам в культурной жизни республики, приходят целыми семьями. А после взрослые люди и молодая поросль задают вопросы, в которых сквозит явная заинтересованность, в очередной раз ведущая и к книжным полкам, и на театральные спектакли.

— Задействованные в Ваших концертных программах исполнители всегда радуют слушателей своей искренностью и темпераментом. А по какому принципу создавался Ваш многонациональный ансамбль?

— В нашей республике в настоящее время дружно проживают более 136 наций и народностей разных конфессий. На мой взгляд, именно культура и искусство по-настоящему сближают это сообщество во всех проявлениях. И меня очень радует ,что при постановке театральных действий солисты ГАБТа им. А.Навои глубоко проникают в самую сердцевину разных культур, обеспечивающее в результате большой зрительский успех.

В связи с этим, нельзя не оценить и то, что самым первым опоэтизированным номером прошедшего вечера стала Рождественская песня «Ночь тиха, ночь свята…» в исполнении представительниц трех национальностей. И мне кажется, что и А Юдина, и А. Мухамедова и Л. Абиева, прекрасно донесли смысл песнопения до каждого слушателя.

Несомненно, особую праздничную атмосферу в зале создали О.Александрова, исполнившая песню А.Варламова (ст.М. Лермонтова) «Ангел» и романсы А. Гурилева (ст. М.Любецкого) «Отвернитесь, не глядите» и «Бубенцы» А.Бакалейникова (ст. А.Кусикова), а также лирический тенор Н. ё Мухаммедов, исполнивший под аплодисменты слушателей три песни: А.Варламова «Вдоль по улице метелица метёт…», «Ах ты, душечка…» и «Тройка».

-Андрей Евсеевич, всем известно, что каждый солист давно «спевшегося» многонациональной артистической группы является убежденным бессребреником, довольствующимся только бурными аплодисментами и скромными букетами цветов. Ведь на протяжении более десятка лет, несмотря на постоянно растущие цены в музеи, галереи и кинотеатры, Вы за вход на концерт по-прежнему не берете ни одного тийина. Наверняка, Ваши коллеги по театру порой подшучивают на деликатную меркантильную тему?

— Бывает. Но я им всегда отвечаю так — а кто Вам мешает? Ведь встречи с прекрасным и величавым происходят не только на домашних и ресторанных тоях. Хотя, по большому счету, именно участие с концертными номерами именно в нашем престижном проекте является эффективной рекламой, привлекающей на оперы с их участием множество меломанов.

Но все же меня очень радует, что в наше непростое время на встречи со столичными артистами с неизменным постоянством приходят не только коренные ташкентцы, но и съезжаются любители оперы, романсов и народного фольклора из Ташкентской области, где практически не осталось домов культуры.

— Кроме того, могу с радостью напомнить, что нам с Людмилой Васильевной удалось в течение трех последних лет осуществить несколько проспектов и на подмостках российских театров. Так, с 2015 по 17 годы мы с солистами нашего «большого» успешно выступили в рамках традиционного Международного творческого фестиваля « Царские дни» на сцене центра « Царский» города Екатеринбурга.

А еще в эти же годы по приглашению московского Центрального дома работников искусств и «Общества любителей музыки Моцарта» нам удалось трижды осуществить мои авторские проекты, посвященные памяти великого певца Ивана Семеновича Козловского при участии мастеров и молодых московских солистов.

— Ваша авторская задача это создание на сцене очередного современного репертуара. Кто помогает Вам в этом — сами исполнители или Ваш постоянный музыкальный руководитель?

— Без инициативы самих исполнителей готовить проекты и «подводки» к каждому музыкальному номеру довольно сложно. Как правило, этот «тоннель» мы «копаем» как бы с нескольких сторон — есть задумки и мои и Людмилы Васильевны, но учитываются и предложения наших солистов. Таким образом, мы стараемся внести неповторимое разнообразие и в содержание, и в форму очередного вечера. Кроме того, постоянные поиски редко звучащих и незаслуженно забытых романсов и песен приносят нам удовлетворение, а слушателям неожиданную радость.

К примеру, на этот раз мы решили одновременно удивить и порадовать собравшихся довольно редко исполняемыми произведениями известного композитора Е. Крылатова (ст.А.Сухановой) «Спаси и сохрани» и романсом М.Глинки (ст.Растопчиной) «Дивный терем стоит…», «сыгранными» на сцене А. Мухамедовой и А. Юдиной.

Раз в Крещенский вечерок…

К радости собравшихся Андрей Евсеевич в «Крещенском вечерке» успешно выступил сразу в трех ипостасях: и как ведущий двухчасового моноспектакля, и как актер, исполнивший с О. Александровой эксцентричную вокальную сценку А.Чернявского (ст. Е.Юрьева) «Да!» или «Нет?», вызвавшую веселых смех и овации.

Раз в Крещенский вечерок…

Но несомненный успех заслужили его поэтические отступления, в которых прозвучали «Тиха, беззвучна эта ночь», «Всё это называется – «Зима»…» и «Холода», наполненные благородным символизмом.

Свои авторские стихотворения Слоним -поэт стремится подобрать и по настроению, и по контрасту. Ведь вся форма заветных вечеров зачастую строится парадоксально, и поэтому контрастно-высокая лирика соседствует с любимыми песнями «ретро», а век салонного пения – с темпом и ритмами нашего времени. В связи с этим, на многих вечерах в исполнении автора проекта хорошо известная классика от Шекспира прокладывает свой путь через патетическую лирику Пушкина к нашим дням.

— Андрей Евсеевич, быть может современная поэзия найдет свое музыкальное воплощение в творчестве одной из участниц Вашего тандема, пополнив репертуар не только солистов ГАБТа им. А.Навои?

— Да, Людмила Васильевна нередко выступает в роли профессионального композитора, создавая талантливые романсы на стихи известных поэтов. Один из них на стихи Б.Пастернака «Свеча горела…» в исполнении Н. Банделет уже знаком слушателям, а со вторым на стихи Е. Евтушенко «Идут белые снеги…», удачно вписавшимся в репертуар солистки театра Р. Смирных, слушатели только познакомились. Минувшим летом эти и другие ее произведения прозвучали в Москве и в Екатеринбурге, и к нашей радости были приняты очень тепло. Конечно же, у нас с Людмилой Васильевной есть немало готовых авторских романсов на мои стихи. Наверное, состоятся и другие…

— Естественно, что в этот зимний день Вы не обошли своим вниманием и 80-летний юбилей Владимира Высоцкого, неделя которого проходит в столице.

По отзывам слушателей Ваше стихотворение «Певец», посвященное знаменитому барду и актеру, как пронзительный лирический метроном прозвучало в застывшем торжественном зале, отзываясь каждым звуком в сердцах слушателей.

Раз в Крещенский вечерок…

Шагами время меряет года,
Смотря вперёд бесстрастными очами.
И что-то, вспыхнув, сгинет навсегда,
А что-то вечно, – остается с нами.

И в скрежете столетий шестерён,
И в шелесте сухой листвы летящей
Пред нашими глазами снова – Он,
Гитары струны нервно теребящий.

Кто жив, тот – смертен. Так уж создан свет.
Кто просто существует, тот – уходит.
Но те, кому земных пределов нет,
Пылая духом, к вечному восходят.

Он пел для нас. И был он Человеком,
Что жил в противоречиях земных
Он в спор вступал с лихим двадцатым веком
И не щадил кипящих струн своих.

Для всех, кто дни в привычности влача,
Лишь тлел, – Он, хриплый бард, в земной печали,
Был Гамлетом, что надорвал, крича,
Свой дух и голос – чтоб его слыхали…

Он жил средь нас. И метил подлецов
Сарказмом, что разил всё Зло на свете.
Из войн столетья выносил бойцов,
Взваливши бремя быть за всё в ответе…

Раз в Крещенский вечерок…

-Скажите, а как Вы себе представляете восьмидесятилетнего Владимира Высоцкого?

— В наш техногенный век — только бунтарем! Ведь он был на редкость искренним и честным человеком, который восставал против воинствующего мещанства и воспевал силу духа настоящего человека с неподдельными, искренними чувствами.

Для меня и многих моих сверстников Высоцкий никогда не был ни кумиром, ни идолом в общепринятом смысле. Да и после смерти Он для нашего поколения так и незабронзовел. Может быть еще не вечер — вздыхают внуки и деды?

-Мы сегодня имеем возможность смотреть в реальном времени многие передачи. Появились ли новые поэты и актеры по таланту и темпераменту равные Владимиру Высоцкому?

— На мой взгляд, на российских подмостках нынче очень напряженно с личностями, потому что в прямом смысле слова на сцену выходят те, у кого круче спонсоры, заказывающие долговременные хорошо оплаченные ротации на радио и телеканалах. А вообще-то, равных Владимиру Высокому по мощи и таланту пока не видно.

— В наши дни многие актеры и певцы пытаются или просто подражать Высоцкому или петь его песни по-своему. На Ваш взгляд опытного режиссера-постановщика, какой путь наиболее перспективен?

— Петь «под Высоцкого» или подражать ему очень трудно, потому что даже самое талантливое исполнение будет всегда проигрывать. Мы знаем многие примеры таких «лжекопий», которые выглядят беспомощно и карикатурно. Наверное, гораздо интереснее и плодотворнее исполнять произведения Высоцкого «от себя»! Ведь каждый певец имеет право на собственную манеру подачи произведений любого автора… Разумеется, при наличии ярких музыкальных и артистических способностей.

— А когда Вы впервые услышали голос знаменитого барда?

— Впервые это случилось в далекой юности, а потом уже его песни постоянно сопровождали меня в студенческие годы. В начале семидесятых годов Высоцкий около четырех раз побывал в Ташкенте, как с гастролями театра, так и с собственными выступлениями в Ташкентском Доме знаний. А вот магнитофонные бобины и виниловые миньоны были практически в каждом семейном собрании музыкальных записей и звучали постоянно.

— Этот поэт жил, писал и играл на театральной сцене в эпоху больших противоречий, отразившихся во всем его многогранном бунтарском творчестве, которое в какой-то мере, безусловно, перекликается с поздним С.Есениным и с В.Маяковским. Все они очень рано ушли из жизни, так и не смирившись с ее обыденностью. Мне кажется, что В.Высоцкий был бы не в обиде, оказавшись в такой кампании. Безусловно, эта параллель напрашивается. Сходится все – и конфликт Поэта с эпохой, и неуклонное стремление противодействовать всему, что чуждо настоящему позитиву, и страстность излучения чувств, и терзающая душу энергетика…

— Как Вы считаете, откуда у молодого артиста В.Высоцкого появился такой необычный тембр голоса и почему он выбрал для сопровождения именно гитару?

-Несмотря на разнообразные объяснения современных музыковедов и критиков, отмечу одну несомненную связь, на которую почему-то никто не обратил внимания. — На мой взгляд, в творчестве барда явно прослеживается влияние исполнителей джаза. И в первую очередь, великого американского джазового музыканта Дэниела Луи Армстронга «Сэчмо» (труба, корнет, вокал, руководитель ансамбля, бэнд-лидер и композитор), ставший одним из символов ХХ века.

Армстронг, исполняя джаз своим выразительным хрипловатым голосом, так же рвал собственное сердце. Эта параллель не парадоксальна — афроамериканские выдающиеся джазмены исконно несли в своем искусстве стремление к свободе. Они экспрессивно и внятно стремились к раскрепощению души. Ну, а гитара издревле считалась самым демократичным инструментом и она кстати бардовской песне, которая отличается тем, что она в своем исполнении «сиюминутна и несет сегодняшнее настроение автора.

Естественно, что это полностью исключает заранее записанную фонограмму. А ведь в наше время далеко не каждый «раскрученный» молодой певец осмелится выйти на сцену без заранее записанной фонограммы.

Булат Окуджава, знаменитый поэт, бард, композитор, сценарист и актёр в 1988 году написал о Высоцком так:
«Был поэт, был голос, было печальное время. Всякий мало-мальски думающий человек, мало-мальски чувствующая натура сознавали эту печаль, ощущали упадок, нравственные потери. Что же нам теперь, размышляя о поэте углубляться в его несовершенства, слабости и просчеты? Мы ведь хорошо знаем, что таланты и бездарности бывают сходны в неудачах.

Зато таланту всегда сопутствует удача, а бездарностям никогда.

Так будем судить о Высоцком по удачам и достижениям, по тому, что очаровывало нас в шестидесятых и продолжает с нарастающим волновать и сегодня.»

— Андрей Евсеевич, продолжите ли Вы в своих следующих музыкально-поэтических спектаклях тему современной поэзии?

-Разумеется! Музыкальное и поэтическое начало в их слиянии это практически основа всех наших спектаклей–концертов.
Уже зреют новые замыслы, раскрывающие в разных сочетаниях разнообразие палитр человеческого духа и многогранность чувств.

Раз в Крещенский вечерок…

НАТА АЙРУМОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Сразу 22 члена правительства были освобождены от занимаемых должностей

На сегодняшнем заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, в котором участвовал глава нашего государства, произошло освобождение от занимаемых...

Больше похожих статей