back to top
8.2 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Подвиг большого музыканта

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Подвиг большого музыканта

Высокое и обязывающее понятие «подвиг» в нашем сознании привычнее увязывается со словами «разведчика», «воинский», либо «трудовой», то есть с каким-то единовременным героическим поступком или деянием. Это справедливо, но как же оценивать тогда бесконечную – на протяжении многих десятилетий — череду казалось бы обыденных поисков и находок в деятельности учёного исследователя в далёкой от внешних эффектов сфере культуры? На ум приходит кропотливый труд Владимира Даля, на протяжении всей жизни составлявшего многотомный «Толковый словарь живого великорусского языка». У узбекского народа был такой же деятель высокого и благородного призвания – это Юнус Раджаби — ( 5 января 1897 года, — 23 апреля 1976 года) —композитор, учёный-фольклорист, организатор и руководитель музыкальных коллективов, педагог, певец, инструменталист-исполнитель, заслуженно ставший академиком и Народным артистом Узбекистана. У многих наших читателей это имя на слуху, ибо в Ташкенте есть улица и станция метро, а также Музей, носящие имя Юнуса Раджаби. Но, подозреваю, что далеко не все знают — почему такие почести оказаны этому человеку? Вкратце попытаюсь разъяснить этот феномен.

Юнус Раджаби собрал, систематизировал, записал и сохранил для будущих поколений более полутора тысяч песен и инструментальных произведений, бытующих в народной памяти в течение многих веков. Фактически, Юнус Раджаби, сделав очищенные и тщательно обработанные нотные записи, ввёл в научный и музыкальный оборот всю многовековую палитру народной музыки в 5 томах, устранив опасность утери или искажения каких-либо мелодий, которые до ХХ века лишь передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. Прекрасно об этом своеобразном подвиге Юнуса Раджаби сказал академик Вахид Захидов:

«Сорвав покрывало забвения с покрытых пылью столетий прекрасных мелодий, он отшлифовал их, превратил эти драгоценные жемчужины в достояние потомков».

Но не меньшее значение сыграло восстановление и полная академическая завершённость всех мелодий шашмакома, бытующих на территории Средней Азии. Видимо, опять нужны необходимые пояснения для несведущих читателей:

Маком — вер­ши­на среднеази­атской клас­сической су­фий­ской му­зы­ки, на­сле­дие вы­со­ких тра­ди­ций двор­цо­во­го искусства средневекового Вос­то­ка. Как круп­ная цик­лическая фор­ма он дос­тиг рас­цве­та в ви­де трёх сти­ле­вых тра­ди­ций: бу­хар­ский шаш­ма­ком, хо­резм­ский маком, фер­га­но-таш­кент­ский маком. В XX веке в рам­ках ка­ж­до­го сти­ле­во­го на­прав­ле­ния воз­ник­ли но­вые фор­мы макома.

Шашмаком буквально означает «шесть макамов», то есть, система шести основных ладов для перехода между которыми применяется модуляция через побочные макамы, их насчитывается более двадцати. Классический ансамбль шашмакома включал 2—3 исполнителей, играющих на наших национальных инструментах — двух танбуров, дутара, гиджака и дойры. В основу циклов вокально-инструментальных пьес положена замечательная поэзия классиков восточной поэзии. Первая запись шашмакома была сделана в 1923 году советским музыковедом Виктором Успенским. Впоследствии в Самарканде берёт начало историческая миссия Юнуса Раджаби — собирание и запись макомов.

Он упорно разыскивал мелодии и песни, записывал их среди народа у именитых музыкантов и занимался профессиональной обработкой. Всего ему удалось собрать и издать 6 томов шашмакомов. Он также произвёл запись исполнителей этих мелодий вместе со своими учениками. Это удивило и восхитило музыкальный мир страны. В один из своих первых приездов в Ташкент Дмитрий Шостакович, наслышанный о своеобразии макомов, выразил желание послушать эту музыку. Его пригласили в радиокомитет. Прослушав более часа макомы в исполнении ансамбля, он, не сдерживая эмоций, со слезами на глазах, расцеловал Юнуса Раджаби. — «Бесподобная музыка!» — воскликнул великий композитор и попросил на память кассету с записями.

В 2003 году шашмаком был признан ЮНЕСКО объектом всемирного культурного наследия человечества (от Узбекистана и Таджикистана).

На днях мне стало известно, что в Нью-Йорке состоятся мероприятия, посвящённые прошедшему 120-летнему юбилею Юнуса Раджаби и его роли в собирании макомов. Опять же – почему?

Шашмаком появился ещё в доисламскую эпоху как придворная музыка, а своему нынешнему виду он обязан жителям Бухары, в основном, бухарским евреям, организовавшим в IX—X веках множество музыкальных школ, оставаясь главными носителями шашмакома вплоть до начала XX века. Шашмаком исполняли как на таджикском, так и на узбекском языках, как мусульмане, так и иудеи; его рассматривают как одну из объединяющих Центральную Азию традиций.

Навсегда вошли в историю шашмакома имена таких блистательных его исполнителей, как сам Юнус Раджаби, его учителя Мулла Туйчи Ташмухамедов, Шорахим Шоумаров, Домла Хамид Ибадов, Ходжи Абдулазиз, Коммуна Исмаилова, Матнияз Юсупов, Ходжихан Болтаев, Камильджан Атаниязов, Ориф Хатамов, а также великолепных певцов – выходцев из среды Бухврских евреев — Левича, Гавриэла Мулокандова , Михоэла, Рафаеля и Аврома Толмасовых, Нерье Аминова , Барно Исхаковой, , Исака Катаева , Берты Давыдовой, Карима Муминова, Ильяса Малаева , Эзро Малакова. Многое сделал для пропаганды макомов знаменитый узбекский исполнитель Тургун Алиматов, ученики Ю.Раджаби — его брат и племянник Р.и И. Раджаби, Фахритдин Садыков, а среди сегодняшних певцов шашмакома нужно выделить редкостную Мунаджат Юлчиеву и Махмуда Таджибаева.

Узбекские музыканты многих поколений внесли большой вклад в создание и дальнейшее развитие этого популярного в жизни народов нашего края музыкального жанра. Именно в нем получают отражение духовный мир человека, его чувства и переживания, мысли и чаяния, идеалы и устремления. Можно сказать, что Шашмаком достиг апогея масштабности и совершенства. При этом он отличается мелодичностью, лиричностью, обилием орнаментальных украшений и особенностями ритмических соотношений.

По инициативе Конгресса бухарских евреев США и Канады (президент – наш бывший соотечественник Борис Кандов) и газеты Bukharian Times (главный редактор — Рафаэл Некталов) уже несколько лет в Нью-Йорке проводится международный фестиваль «Shashmaqam Forever» («Шашмаком навсегда»). В связи с этим в США приглашена группа узбекских музыкантов под руководством сына Юнуса Раджаби — Хасана Раджаби, Народного певца Узбекистана, хафиза, инструменталиста, деятеля искусств, автора многих трудов по музыкальной культуре нашей страны.

Мне удалось встретиться с Хасаном Раджаби и его сыном Азизом, ярким представителем молодого поколения вокалистов, который успешно реализует свой талант как исполнением классических макомов, так и произведений современной эстрады. В обстоятельной беседе я узнал, что узбекская делегация состоит из 6 человек, вылетают они в Нью-Йорк 1 февраля. В программе их пребывания состоится пресс-конференция для журналистов, участие в концерте в Карнеги-холле, а также возможный творческий выезд в Нью-Джерси.

Оказывается, это не первая поездка наследников Юнуса Раджаби в Соединённые Штаты – они были там впервые 5 лет назад на заключительной конференции во время фестиваляShashmaqam Forever, посвящённого 140-летию крупнейшего исполнителя шашмакома в Средней Азии Левича Бобоханова. Профессор Хасан Раджаби растрогал всех проникновенными, идущими от самого сердца словами признательности к бухарско-еврейской диаспоре США, которая свято чтит память о своей исторической родине, где представители этой национальности внесли немалый вклад в развитие искусства и культуры Узбекистана на протяжении полутора веков. В дар бухарской общине он преподнёс две книги, посвященные традициям шашмакома, а также несколько видео-и компактдисков с записями узбекских и восточных исполнителей.

И в этот раз узбекские музыканты едут в США с новыми дисками, книгами и кинофильмами, которые были выпущены, изданы и сняты ко дню юбилея великого подвижника и пропагандиста узбекской классической музыки, крупного общественного деятеля (он был депутатом Верховного Совета республики) Юнуса Раджаби.

Наверняка ему в очередной раз воздадут должное и в самом крупном городе Западного мира. Скоро мы в этом убедимся.

А. ХОДЖАЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент объединяет: итоги главного научного события года в литературе

23 ноября 2024 года в Национальном Университете Узбекистана состоялся третий Ташкентский литературоведческий форум. Это знаковое событие в научной жизни не...

Больше похожих статей